Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧЕЛОВЕК. Николай Бердяев – убежденный персоналист






 

Николай Бердяев – убежденный персоналист. Для него человек – это верховная ценность. С этой точки зрения он критикует все концепции, которые принижают цен­ность человеческой личности и индивидуальность.

Его персоналистская концепция утверждает первенствующее значение экзистенции и свободы человеческой личности: «… свобода предполагает примат экзистенции на эс­сенцией. Эссенция и есть застывшее, охла­жденное бытие. Первичное существование есть свобода и акт, есть творчество. Лишь во вторичной сфере существование попадает во власть застывшего, охлажденного бытия. Первично – движение, бездвижность – вторична, есть порожде­ние известного направления движения. Поэтому метафизика Парменида и элеатов есть ошибочная метафизика, она имеет дело со вторичным, а не с первичным. Более прав Гераклит, но и он не доходит до первичного» (Бердяев Н.А. Ис­тина и откровение. Про­легомены к критике Откровения. Спб.: РХГУ, 1996 с.69-70)

Он признает крайнюю противоречивость человека, в котором заключено и «…богоподоб­ное и зверопо­добное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и па­дению, к вели­кой любви и жертве и к великой жестокости и беспредель­ному эгоизму» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.12)

«Личность есть прорыв, разрыв в этом мире, внесение новизны. Личность не есть при­рода, она не принадлежит в объективной, природной иерархии, как соподчиненная ее часть» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.С.12)

 

«Глубоко говорит Паскаль, что человек поставлен между ничто и бесконечностью. Это есть экзистенциальное положение человека, а не абстракция мысли. Попытались стаби­лизировать и укрепить бытие между ничто и бесконечностью, между нижней и верхней бездной, но это было лишь приспособлением разума и сознания к социальным условиям существования в объективированном мире. Но бесконечность снизу и сверху врывается и действует на человека, опрокидывает стабилизированное бытие и установившееся сознание, порождает трагическое чувство жизни и ведет к эсхатологи­ческой перспективе. Вот почему то, что я называю эсхатологической метафизикой (она же есть экзистенциальная метафизика), не есть онтология, она образует стабилизиро­ванное бытие и предвидит конец бытия как объективации» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995.С.213)

 

«Нет сплошного, непрерывного бытия. Есть прорывы, разрывы, бездны, парадоксы, есть трансцензусы. Поэтому только существует свобода, существует личность. Примат свободы над бытием есть также примат духа над бытием. Бытие – статично, дух- дина­мичен» (Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Ке­саря. М., 1995.С.44)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.