Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Актуальность темы. Данное исследование традиционной культуры бурят является одной из важных проблем этнографической науки






КОНКУРС ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

«ОЛЬХОН – КРАЙ РОДНОЙ»

 

 

 

Выполнила: Тыхеева Н.С.,

Библиотекарь

МУК ЦДБ

С.Еланцы

Г

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Данное исследование традиционной культуры бурят является одной из важных проблем этнографической науки. Изучение этой проблемы дает возможность проследить процессы развития социальных взаимоотношений, особенности развития народа.

История развития традиционной культуры у бурят не нашла должного отражения в историко-этнографической литературе. Между тем разработка этой темы представляет собой не только большой исторический интерес, но и имеет научно-практическое значение. Кроме того, в настоящее время, когда у всех слоев населения нашей страны, в том числе и у, бурят пробудился интерес к вопросам исторических корней и путей развития наций, возросла тяга к познанию утраченных за последние десятилетия ценностей своей этнической культуры, традиций и обычаев, ознакомление современного, особенно молодого читателя с прошлыми обычаями и культурой бурят, не только помогут восполнить пробелы в знании конкретных особенностей этнической культуры, но и увидеть и понять те громадные изменения в развитии культуры, которые произошли за прошедшие десятилетия XX в., и в начале нынешнего времени. Неразработанность этой важной проблемы в бурятской этнографии определили тему настоящей работы.

Историография представлена различными работами историков. Основной работой, при написании первой главы стала книга А.Б. Иметхенова, Э.З. Долхонова, П.Н. Елбаскин «Ольхон – Край родной», в которой показана культура, и быт ольхонских бурят. В книге А.П. Окладникова «Петроглифы Байкала» описаны и проанализированы памятники древнего наскального искусства, сосредоточенные на Ольхоне: в бухтах Саган Заба и Ая, на горах Сахюртэ и Орсо, у улуса Елгазур, дана широкая историческая интерпретация байкальских петроглифов, раскрываются мировоззрение и мифология их создателей, устанавливается связь между шаманским фольклором бурят и сюжетами наскальных изображений, что объясняется наличием определенной

 

 

преемственности между древними и современными населением Приольхонья.

При написании главы второй полезными оказались книги П.Е. Кулакова

«Остров Ольхон: Хозяйство и быт бурят Еланцинского и Кутульского ведомств Верхоленского округа Иркутской губернии», М.Е. Алагуева «Золотая книга о бурятах» и мн.др., которые рассказывается о хозяйстве, домашнем быте и промыслах бурят.

При написании третьей главы нужно выделить книгу А.К. Конопацкого «Древние культуры Байкала». В этой книге представлены материалы о культовых обрядах, легендах и преданиях ольхонских бурят. Даная книга позволила в полной мере познакомиться с культурой Байкала. Следует отметить, что книга представляет большой интерес.

 

Целью данной работы является раскрыть особенности традиционной культуры ольхонских бурят, для чего необходимо решить следующие задачи:

- описать хозяйство и быт ольхонских бурят

- рассмотреть хозяйственную деятельность бурят

- рассказать о легендах и преданиях ольхонцев

- раскрыть особенности культовых и жертвенных мест ольхонских бурят

Объектом исследования являются ольхонские буряты. Предметом для анализа стала традиционная культура.

Хронологические рамки. В данной работе рассматривается период возникновения традиционной культуры ольхонских бурят и до сегодняшнего дня.

Метод исследования. Решение поставленных задач оказалось возможным благодаря применению метода проверки причинно – следственной зависимости, который позволил провести проверку логических построений автора, распределить события существования и развития традиционной культуры ольхонских бурят.

В основе источниковой базы лежат архивные материалы, литература об

ольхонском районе. Кроме того, изучение источников показало, что они неравноценны по разным годам и не во всех случаях представляют надежный источник.

 

Глава 1.

 

Остров Ольхон – географический центр этнической территории бурят Предбайкалья и Забайкалья, середина мира бурятской ойкумены. Байкал является главным символом этнической принадлежности данного народа, поэтому не случайно, что действо в его этногенетических и космогонических мифах почти всегда происходит у озера или в его водах. А всю сакральность уникального Байкала, которой его наделили ближайшие предки бурятского народа – эхириты, булагаты, хори и хонгодоры, сконцентрировал в себе остров ольхон. Он изобилует сакральными объектами общенародного значения, поэтому современные шаманы из Улан-Удэ в 90-е годы XX в. Официально признали остров культовым центром общебурятского значения.

Однако так было не всегда. Эта общенародная традиция чуть не прервалась в середине XX в. В периоды усиления атеистической пропаганды. Хотя это вряд ли случилось бы окончательно – весь груз знаний об уникальности своего родного края и соответствующей моральной ответственности несут ольхонские буряты, особенно их старшее поколение.

Из поколения в поколение передаются здесь основы традиционной культуры, прежде всего в духовной области, составляя непрерывную цепочку исторической памяти народа. Благодаря этому в данном регионе этнической территории бурят, как, возможно, ни в каком другом, её носителями наряду с пожилыми являются также люди молодого возраста. Можно смело утверждать, что у ольхонских бурят сохранился механизм осознанного вовлечения молодежи в этническую культурную среду в целях сохранения этноса в век стремительных преобразований. Поэтому многие характерные черты традиционные традиционной культуры бурят XIX – XX в., утраченные или ставшие архаизмами в других группах этноса, здесь – реалии современной жизни.

Территория расселения ольхонских бурят простирается на запад и восток до Байкала. К началу XIX в., выделилось около 15 этнотерриториальных групп бурят, названия которых по преимуществу имеют географический характер, не являясь этнонимами в собственном смысле этого слова.

В Предбайкалье насчитывается девять таких групп: нижнеудинские, идинские, балаганские, кудинские, аларские, верхоленские, ольхонские, тункинские и окинские буряты, в Забайкалье – пять: селенгинские, кударинские, баргузинские, хоринские и агинские.

Ольхонскими бурятами называют ту локальную часть этноса, которая компактно проживает в Ольхонском районе Иркутской области РФ. Территория района включает в себя остров Ольхон и примыкающие к нему западное побережье Байкала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.