Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народная медицина






 

Сейчас уже все признают народную медицину. Все понимают, что порой лучше, чем таблетки. Бурят-монголы всегда были близки к природе, и их знания стали обширнее с приходом знаний из Тибета.

Древние скотоводы лечили своих больных, заворачивая в шкуры только что убитых животных, укладывая на разогретую землю, делали прижигание, кровопускание, компрессы и массаж.

 

Эти древние приёмы соединялись с дацанской медициной. Ламы – лекари лечили травами и многими другими веществами. «Нет ничего на Земле, что не могло бы быть лекарством» - этот буддийский принцип применялся и в Бурятии. Абаряаша-местный целитель лечил руками, вправлял вывихи, лечил переломы, поправлял головы, помогал роженицам.

Баряаши до сих пор пользуются большим почётом и уважением народа. Раньше ведь не было участковых врачей. Их роль и играли баряаши. Они хорошо разбирались в болезнях и давали полезные советы.

Самое простое и надёжное средство народной медицины - это массаж. Дети обязаны были делать вечерний массаж матери или бабушке. Они должны были топтать ногами спину и растирать пальцы, чесать спину. Этот массаж очень помогал усталым мамам и бабушкам. Поэтому многие женщины имели специальные чесальные палки с концами в форме детской ступни.

Лечились буряты и таким несложным, но действенным средством, как

Нагретый песок, соль, камни. Они применялись при простуде, колющих

Болях и при слабом пищеварении. Тепло использовалось и в обряде

«гал тарим». «Гал тарим» совершался умелым шаманом. После пожертвования покровителям обряда «тарим» совершался умелым шаманом.

После пожертвования покровителям обряда «тарим» и покровителям кузнечного ремесла шаман велит нагреть докрасна какой-нибудь большой кусок железа, снимает обувь, становится одной ногой на камень, другой трёт раскалённое

железо и прикладывает на больное место. Он делает так до тех пор, пока железо не остынет.

Хорошей подмогой бурятам были «аршаны» - минеральные и горячие источники. Благо, что почти каждая местность имеет свой «аршан», который лечит то или иное заболевание или орган. С «аршанами» также проводились обрядовые процедуры - водные таримы. Их тоже совершал шаман. Для этого обряда нагревают большой котёл воды до кипения, в воду кладут можжевельник, богородскую траву. После призывания хозяина этого тарима и приношения ему жертвы больного раздевают до нижнего белья и усаживают около котла.

 

Шаман окунает травяную метёлку в горячую воду и начинает бить ею по больному месту. Вода по приказу шамана делается то горячей, то холодной. После нескольких серий потения и замерзания больного переодевают в сухое платье и укладывают отдыхать.

Есть такой метод лечения теплом: летом на берегу речки роют неглубокую яму по фигуре, на дно бросают ими берёзовыми листьями, на которые укладывается больной. Это - паровая ванна.

Иногда проводится интересная процедура-молочная ванна. Эту процедуру назначают маленьким детям. Для этого надо собрать бочку молока от соседей. После ванны надо уложить больного на выделанную медвежью шкуру и сделать массаж.

Но самая, наверное, колоритная процедура, которая буквально потрясает воображение, - заворачивание в шкуру. Она дошла до нас в неизменном виде с древнейших времён. Больного заворачивают в тёплую, только что снятую шкуру животного. При этом ещё обкладывают трепещущими, ещё живыми внутренними органами. На сердце кладут сердце, на печень- печень и так далее. Это очень сильное средство.

Людей помещали в шкуры баранов, коз и коров, соответственно, это лечение называлось как «баранье лечение», «козье лечение», «коровье лечение». Реже проводилось «лошадиное лечение».

Изменение цвета шкуры и органов обозначало, что болезнь «высосана», после чего лекарь относил шкуры подальше и закапывал.

Люди, живя в ладу с природой, наблюдали себя и мир вокруг. Бережное отношение наших предков к природе и к самому себе как к части природы позволило жить им в те суровые времена без таблеток и других нынешних достижений науки. Только поддерживая, друг дружку, сплотясь, заботясь, друг о друге, род или племя выживало совместно. Большую роль играла чистоплотность и брезгливость бурят. Опыт – вот то главное, что бережно передавали люди из поколения в поколение. Наше время несравнимо благоприятнее для человека. Но и теперь, как и тогда, человеку нужно быть спокойным, добродушным и терпимым, чтобы быть здоровым.

Музыка

 

Музыка бурят-монголов родственна музыке других народов Азии -начиная с Индии. Народ всегда верил и знал, что музыка - огромная духовная сила. Поэтому музыке в жизни отводилась очень важная роль. Музыка сопровождала человека издавна и везде: на охоте и в степи, во время обрядов и праздников, в труде, скорби и радости.

У бурят- монголов существует много инструментов, это - хучир (разновидность хура), ятаг, чанза (трёхструнный щипковый инструмент), иочин (напоминает гусли), лимба (инструмент типа поперечной флейты), бишхур(духовой инструмент типа гобоя), сур (напоминает лимбу, но звучит мягче), барабаны разных размеров, гонги, тарелки и раковины. А вот и дынчики. Это небольшие медные диски, нанизанные на металлический стержень и при ударе палочкой издающие нежный вибрирующий звук. Но с древних времён и до наших дней самым любимым инструментом бурят – монголов является струнный смычковый инструмент моринхур

.

Началось всё, наверное, в незапамятные времена с охотничьих песен. Охотничьи песни были связаны с заклинаниями. В охотничьем коллективе всегда были улигершин и певец. Каждый вечер улигершин рассказывал улигеры – сказочные и магические песни под звуки моринхура, певец исполнял песни о знаменитых охотниках.

Здесь же совершались обряды жертвоприношения хозяину леса тайги, который

невидимо присутствовал, угощался и наслаждался песнями и улигерами. Особыми песнями провожали души убитых зверей, чтобы они не обижались, и чтобы зверей было много.

Все праздники и обряды завершались играми и гуляньями. На них также исполнялись особые песни-прославления коня-победителя, лучших борцов и метких стрелков- соло. Культовые песни совершались с ритуальным жертвоприношением молочной водкой. Были специальные песни - призывания, песни- заклинания, счастья, богатства и благополучия и так далее. Древние обряды исполнения этих песен в честь божеств сейчас превратились в капание водки на стол, печку или в воздух по четырём сторонам света. Были специальные песни, посвящённые рождению ребёнка, захоронению последа и пуповины при рождении, укладывая в люльку, много весёлых свадебных песен и грустных похоронных. Были, конечно, и обычные песенки, любимые и известные: про чубатого коня, гнедого коня, спокойного сивого коня и другие. Часто песенки сочинялись самим певцом тут же, на ходу.

К обрядовым песням-танцам относятся хороводы. Были так называемые тотемические танцы-подражания птицам и животным. Каждый танец сопровождался специальной песней. Танец, как и музыка - тоже магия.!

Танец ёхор - коллективная магия. В разных районах Бурятии танцуют и поют по - своему. Но начинают всегда спокойно, медленно, постепенно ускоряясь до прямо – таки бурных скачек. Обязательны припевные слова, их должны знать все. Когда-то, в глубокой древности, припевные слова, их должны знать все. Когда-то, в глубокой древности, припевные слова имели важный смысл, но его все забыли. Особо ценились участники ёхора, тут же сочиняли и пели новые куплеты.

 

 

Музыка чрезвычайно сильно влияет на человека. Музыка-это сильная вибрация. Организм человека - очень сложный механизм, который тоже постоянно вибрирует. Музыка заставляет вибрировать наш организм, так или иначе. Может подавлять, а может уносить ввысь в такие дали, где все великие музыканты черпают свои мелодии, где нам так хорошо и привольно. Некоторые мелодии, например, «кислород» Жана-Мишеля Жара, открывают и причащают все чакры человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.