Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эскизы для прямой глади






        Эскиз 10.1       Эскиз 10.2
        Эскиз 10.3       Эскиз 10.4

Эскизы для теневой глади

Эскиз 10.5     Эскиз 10.6
Эскиз 10.7 Эскиз 10.8
Эскиз 10.9
Эскиз 10.10 Эскиз 10.11
Эскиз 10.12 Эскиз 10.13
Эскиз 10.14 Эскиз 10.15
Эскиз 10.16
  Эскиз 10.17       Эскиз 10.18     Эскиз 10.19   Эскиз 10.21  
Эскиз 10.20
       

 

Лабораторная работа №11

 

Ажурное вышивание

Цель работы: изучить композиционные и технологические особенности швов ажурного вышивания, способы их выполнения, освоить технику выполнения прорезной глади и «Ришелье», приобрести навыки разработки эскизов для прорезной глади и «Ришелье», выполнения бытовых изделий с ажурной вышивкой.

 

Оснащение: тонкая плотная малоосыпающаяся гладкокрашенная ткань, игла, нити «мулине», катушечные № 60, пяльцы, ножницы, альбом эскизов, копировальная бумага, карандаш.

 

Содержание работы

К швам ажурной вышивки относят два вида:

· прорезную гладь (английскую гладь);

· ришелье (французскую гладь).

Ткани для ажурных вышивок должны быть тонкие, но плотные, малоосыпающиеся, обычно светлых, пастельных оттенков. Для вспомогательных работ (обозначение контуров, прокладывание настила) используют тонкие катушечные нити, а для выполнения мотивов – нити мулине или шелк.

Прорезная гладь – узор, образованный путем комбинирования различной формы мелких отверстий, края которых обработаны рельефным гладьевым валиком.

Для композиции прорезной глади характерны прорезанные или проколотые в ткани дырочки разной формы, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. В прорезной глади отверстия являются рисунком, а не фоном. Чаще всего в прорезной глади встречаются отверстия круглой, каплевидной и овальной формы.

В прорезной глади часто используется сочетание обшитых отверстий с гладьевыми мотивами, стебельчатым швом, элементами белой глади.

Прорезную гладь, также, как и белую, чаще всего выполняют нитями в цвет ткани, в подавляющем количестве случаев – белыми. При выполнении прорезной глади каждую деталь нужно вышивать отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток.

 

Технология выполнения прорезной глади:

А) перевести рисунок на ткань для вышивания при помощи карандаша или копировальной бумаги.

Б) обшить контур рисунка швом вперед иголку с мелкими стежками (рисунок 11.1).

Рисунок 11.1 - Прокладывание контура

 

В) проколоть или рассечь часть мотива внутри обозначенного контура. Если отверстие круглой формы небольшого размера, его удобнее всего прокалывать заостренным колышком, который не разрывает, а как бы закручивает припуски на изнаночную сторону ткани (рисунок 11.2, а); крупные круглые отверстия разрезают крест-накрест (рисунок 11.2, б); отверстия вытянутой и каплевидной формы – вдоль по средней линии и один или несколько раз в поперечном направлении (рисунок 11.2, в).

 

    А)   Б) В)

Рисунок 11.2 – Рассекание отверстия

Г) подогнуть иголкой внутрь рассеченные припуски и обшить их плотным гладьевым валиком (ширина валика может быть различной – от 1 до 3–4 мм (рисунок 11.3).

Рисунок 11.3 – Обшивание отверстий различной формы

Ширина валика может быть неравномерной, т. е. утолщаться с одной стороны отверстия и оставаться тонкой на противоположной стороне (рисунок 11.4, а). На крупных отверстиях, с широкими контурами для придания рельефности вначале в пределах будущего валика прокладывают настил (рисунок 11.4, б)

а) б)

Рисунок 11.4 – Обшивание отверстий валиком непостоянной ширины

Если отверстия располагаются рядами, плотно примыкая друг к другу, удобнее вначале обработать одну сторону отверстий всего ряда, а затем перейти к обработке другой стороны (рисунок 11.5).

Рисунок 11.5 – Обработка отверстий, расположенных рядами

¤ Задание 1. Выполните упражнения по вышиванию в технике прорезной глади:

– круглого мелкого отверстия с валиком постоянной ширины (рисунок 11.6, а);

– каплевидного отверстия с утолщенным с одной стороны контуром (рисунок 11.6, б);

– крупного овального отверстия с валиком, обработанным с настилом (рисунок 11.6, в).

а) б) в)

Рисунок 11.6 – Разновидности обработки отверстий в прорезной глади

 

¤ Задание 2. Вышейте композицию в технике прорезной глади с использованием максимально возможного количества способов обработки отверстий:

– разработайте эскиз или используйте предложенные (эскизы 11.1–11.6);

– переведите эскиз на ткань при помощи копировальной бумаги или при помощи трафарета;

– последовательно, начиная от центра композиции, обработайте все элементы узора;

– проведите окончательную обработку вышитого образца;

– оформите образец в паспарту или раму.

Вышивка в технике ришелье — самая распространенная из ажурных вышивок – впервые появилась в XVII веке и с тех пор не выходила из моды.

Ришелье – вид ажурной вышивки, в которой мотивы узора обшиты гладьевым валиком или петельным швом и соединены между собой бридами, а участки фона удалены.

Для достижения четкости границ мотивов ткань для вышивания «ришелье» должна быть тонкая, но плотная, с малой осыпаемостью нитей. Для вспомогательных работ – прокладывания контуров, натягивания брид используют нити катушечные в цвет ткани, № 60, а для обшивания краев мотивов лучше подходят мягкие пластичные нити, чаще всего мулине, также в цвет ткани.

Поскольку основным швом вышивки «ришелье» являются петельный шов или гладьевый валик, рисунок узора должен иметь двойной контур, определяющий высоту стежков основного шва. Приступая к вышиванию, ткань с переведенным рисунком туго заправляют в пяльцы.

В отличие от прорезной глади, отверстия различной конфигурации в данном виде вышивки являются не узором, а фоном. Отдельные мотивы вышивки с обработанными краями соединяются между собой при помощи нитяных перемычек, то есть брид.

Бриды – тонкие нитяные перемычки между участками узора, соединяющие их.

Бриды в «ришелье» могут быть выполнены разнообразными способами: Для получения тонкой круглой бриды натягивают 1–3 рабочих нити и обвивают их круговыми движениями (рисунок 11.7, а). Плоскую бриду можно получить, натянув 2—3 рабочих нити и обшив их петельным швом (рисунок 11.7, б). Для выполнения широкой плоской бриды натягивают четное количество рабочих нитей и обвивают их штопальным швом (рисунок 11.7, в).

В любом случае начало и конец бриды должны находиться внутри обозначенного двойного контура, а при их обработке важно не захватывать ткань.

а) б) в)

Рисунок 11.7 – Способы выполнения брид

 

По внешнему виду различают бриды линейные (рисунок 11.8, а), разветвленные (рисунок 11.8, б), «паучки» – воздушные (рисунок 11.8, в) и с кружочком из ткани (рисунок 11.8, г)

а) б)
в) г)

Рисунок 11.8 – Виды брид в ришелье

При выполнении линейной бриды обшивают деталь по контуру до того места, где будет начало бриды, швом «вперед иголку», Закрепляют нить на лицевой стороне ткани, выполнив один стежок за 2-3 нити ткани от линии контура. Выполняют стежок на противоположную линию контура и закрепляют ее, не затягивая слишком сильно. Если рабочая нить тонкая, можно натянуть 2 – 4 нити, закрепляя каждую из них одним коротким стежком. Затем обрабатывают натянутые стежки витками рабочей нити, которые должны быть частыми и располагаться равномерно по всей длине бриды. По окончании вкалывают иглу в исходную точку.

Порядок обработки разветвленной бриды представлен на рисунке 11.8, б. Натянув нити из точки 1 в точку 2, их обрабатывают до точки 3. Закрепив в ней нить петельным стежком, прокладывают ответвление бриды до точки 4 и обрабатывают его до точки 5. Далее обрабатывают все ответвления аналогично.

В случае, если между деталями рисунка существует большое пространство и одной бриды будет недостаточно, выполняют «паучок» путем пересечения брид и скрепления их стежками. Для обеспечения прочности бриды в «паучке» после скрепления перевивают простым или рельефным переплетением. Принцип выполнения «паучка» аналогичен разветвленной бриде, при этом все ответвления производятся от одной и той же точки – серединки «паучка».

Выполнения «паучка» с серединкой из ткани начинают с обшивания серединки швом «вперед иголку». Затем ее обрабатывают гладьевым валиком или петельным швом с одновременным выполнением брид, поочередно отходящих от нее.

 

Последовательность выполнения вышивки «ришелье»:

А) переводят рисунок на ткань двойными линиями, обозначающими ширину гладьевого валика или петельного шва;

Б) прошивают по линиям рисунка контуры мотивов швом вперед иголку, одновременно натягивая нити и обшивая бриды (рисунок 11.9);

Начало и конец бриды закрепляют между строчками шва «вперед иголку», на линии контура мотива.

Рисунок 11.9 – Прокладывание контуров и обработка брид

В) обшивают намеченные контуры гладьевым валиком или петельным швом (рисунок 11.10). Стежки располагают плотно друг к другу строго перпендикулярно линии рисунка,

Рисунок 11.10 – Петельный шов

Петли (горизонтальные перемычки) петельного шва должны быть обращены в ту сторону, где впоследствии будут удалены участки фона, то есть в сторону брид.

Если необходим более рельефный край мотива, перед прокладыванием валика в пределах контура выполняют настил мелкими стежками шва вперед иголку (рисунок 11.11).

Рисунок 11.11 – Обработка края мотива с настилом

Г) вырезают участки фона между мотивами под бридами острыми маленькими ножницами с острыми, слегка загнутыми кончиками, повернув работу к себе изнаночной стороной, вплотную к вышитым мотивам, следя за тем, чтобы не подрезать бриды (рисунок 11.12).

Рисунок 11.12 – Удаление фона

 

¤ Задание 3. Разработайте эскиз композиции в технике «ришелье» или используйте предложенные (эскизы 11.6–11.12), откорректируйте его размеры и выберите месторасположение на ткани. Переведите эскиз на ткань при помощи копировальной бумаги или через стекло. Вышейте композицию в технике «ришелье», представив на образце различные способы обработки брид, обработку краев мотивов с настилом и без него. Проведите окончательную обработку вышитого образца. Оформите его в картонное паспарту.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы композиционные отличия прорезной глади и «ришелье»?
  2. Какие требования предъявляются к выбору материалов для ажурной вышивки?
  3. Какие швы используются при вышивании прорезной глади и «ришелье»?
  4. Чем обусловлены отличия в последовательности выполнения прорезной глади и «ришелье»?
  5. Как влияет способ обработки бриды на ее внешний вид?
  6. Какие требования предъявляются к качеству каждого из видов ажурного вышивания?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.