Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эскизы для двусторонней глади






    Эскиз 9.1 Эскиз 9.2
    Эскиз 9.3       Эскиз 9.4
      Эскиз 9.5       Эскиз 9.6

 

Эскизы для белой глади

Эскиз 9.7 Эскиз 9.8
    Эскиз 9.9     Эскиз 9.10
    Эскиз 9.11     Эскиз 9.12

 

 

Эскизы для китайской глади

    Эскиз 9.13   Эскиз 9.14  
    Эскиз 9.15  
    Эскиз 9.16     Эскиз 9.17

 

Лабораторная работа №10

 

Цветная гладь

Цель работы: изучить художественные особенности цветной глади, способы ее выполнения, освоить технику выполнения теневой (художественной) и прямой глади, приобрести навыки разработки эскизов для теневой и прямой глади, их обработки и подготовки к работе.

 

Оснащение: тонкая гладкокрашенная ткань, игла, нити «мулине», пяльцы, ножницы, альбом эскизов, копировальная бумага.

 

Содержание работы

Цветную гладь вышивают нитями разного цвета, причем каждый элемент рисунка может быть полностью выполнен нитями одного цвета, а также в его вышивании могут использоваться нити нескольких цветов или нескольких тонов одного цвета.

Ткань для вышивания цветной гладью должна быть мягкая, свободно пропускать иголку, с гладкой поверхностью, чтобы на ней не было никаких узелков, шероховатостей, так как все это будет влиять на качество вышивки. Можно использовать и цветную гладкокрашенную ткань, соответствующую цветовой гамме вышивки.

Иголки берем тонкие, длинные с овальным ушком, чтобы не перетиралась нитка. Очень длинную нитку брать не следует, чтобы она не путалась. Для вышивания берут нить в 1–2 сложения.

Цветная гладь может быть выполнена односторонним или двусторонним способом. Стежки не должны быть длинными. Оконтуривание элементов рисунка обычно не производится. Стежки могут располагаться все в одном направлении или повторять контуры мотива.

 

Прямая (вертикальная) гладь – многоцветный узор, в котором каждый элемент вышит вертикальными стежками, причем стежки (односторонние или двусторонние) перекрывают сразу всю плоскость мотива (рисунок 10.1). Узор может вышиваться как толстыми нитями, так и тонкими.

Рисунок 10.1 – Односторонняя и двусторонняя прямая гладь

 

Фоновые участки лучше вышивать односторонней прямой гладью для достижения ровной гладкой поверхности. На ее фоне основные элементы рисунка будут выделяться более эффектно, если их вышивать двусторонней прямой гладью.

Крупные плоскости (более 15–20 мм по высоте) разбивают волнистыми линиями на полосы неравномерной ширины (рисунок 10.2)

Рисунок 10.2 – Вышивание прямой гладью крупных плоскостей

Требования к вышивке:

– все стежки должны иметь строго вертикальное направление;

– в вышивке не должно быть незаполненных участков, а стежки должны плотно прилегать друг к другу;

– контуры цветовых участков должны быть четкими;

– длина стежков вышивки не должна превышать 10–15 мм

 

¤ Задание 1. Вышейте композицию цветной прямой гладью с использованием одностороннего и двустороннего способов:

а) разработайте эскиз или воспользуйтесь предложенными (эскизы 10.1–10.4);

б) определите границы участков рисунков, разбив крупные плоскости на полосы;

в) переведите эскиз на ткань;

г) подберите нити нужных цветовых оттенков;

д) определите, какие элементы рисунка будут вышиты односторонним, а какие двусторонним способом;

е) вышейте композицию, следя за плотностью заполнения и направлением рисунка;

ж) проведите окончательную обработку образца;

з) оформите композицию в картонное паспарту или рамку.

Теневая гладь характеризуется тем, что границы цветовых плоскостей размыты, стежки разного цвета как бы входят друг в друга, создавая растяжку по цвету между элементами мотива. Это достигается путем вышивания стежками неравномерной длины, образующими рваную границу между цветовыми пятнами. Каждый последующий ряд стежков как бы входит между стежками предыдущего.

Такая гладь выполняется по рисунку со свободным контуром нитками разных цветов. При этом между цветами не должно быть четкой границы: переход от одного тона ниток к другому осуществляется при помощи стежков разной длины, плавно вливающихся один в другой. Такой прием называется теневым эффектом.

После перевода узора на ткань наносим условное деление по тонам. Для этого карандашом проводим изогнутые, не очень широкие поперечные линии по элементу. Для быстроты и облегчения работы наносим по поперечным линиям штрихи карандашом, указывающие направление стежков. Начинаем шить от середины вправо (рисунок 10.3, а). Рабочую нитку закрепляем мелкими стежками на лицевой стороне по контуру в верхней части элемента. Стежки шьем один раз до линии, второй – за линию, укладывая с наклоном к центру. К краю стежки постепенно уменьшаем, как бы округляя элемент. После того как закончена правая сторона, иголку с ниткой переводим с лицевой стороны к левому краю и вышиваем слева, сначала небольшими стежками, увеличивая их к середине (рисунок 10.3, б).

Закончив шить одним тоном, нитку закрепляем на лицевой стороне и обрезаем. Стежки вторым тоном выполняем с середины вправо, выдерживая правильное направление стежка, то удлиняя, то укорачивая его, чтобы один тон постепенно переходил в другой (рисунок 10.3, в). Таким образом укладываем все тона, начиная шить вправо от середины, затем слева к середине лепестка любой формы. Такой прием технически легче, удобнее и дает возможность соблюдать правильное направление стежка.

Рисунок 10.3 – Техника вышивания теневой глади

 

Данная техника предполагает знание и умелое использование в работе свойств цвета, закономерностей сочетаний цветов и их оттенков, законов гармонии, правил построения композиции.

Рисунок для тоновой вышивки нужно составлять, учитывая назначение изделия, технику выполнения работы, сочетание используемых цветов ниток с окружающими предметами и интерьером. Детали рисунка следует размещать таким образом, чтобы одна не терялась на фоне другой.

Главная роль в таком вышивании принадлежит цветам и оттенкам ниток. Они должны передавать объемность изображенных на рисунке предметов. Если цвета подобраны удачно, можно сделать интересным самый обыкновенный, простой рисунок. И наоборот, самый лучший рисунок, выполненный неумело подобранными цветами и оттенками, будет выглядеть непривлекательно.

Другим важным требованием при выполнении теневого вышивания является правильное расположение выбранных цветов и оттенков на деталях рисунка. Например, плоский предмет при освещении прямыми лучами будет казаться одноцветным. Если же предмет имеет объемную форму, лучи света падают на него неравномерно, под разными углами, отражаясь неодинаково. В результате создаются светотени – цветовые оттенки. Таким образом, если предмет вышивается нитками одного цвета, он будет выглядеть плоским. Если же он выполняется штриховыми стежками нескольких цветов или оттенков, появится впечатление объемности. С помощью темных оттенков передается углубление (удаление), а с помощью светлых – выпуклость (приближение).

С точки зрения передаваемых художественных особенностей теневое вышивание может быть двух видов: декоративное и художественное.

В декоративной теневой вышивке цвета и тоновые переходы очень условны и не зависят от природного цвета вышиваемых предметов (фиолетовые листья, зеленые цветы и т. п.). Иногда весь рисунок вышивается нитками одного цвета, но с большим количеством оттенков (одноцветная тоновая вышивка). В декоративной вышивке используются лишь некоторые приемы цветовых переходов, придающие объемность (светлая и теневая части предмета, углубления, блики), но при этом не передаются все тонкости игры светотеней.

При выполнении художественной теневой вышивки передаются натуральные цвета и формы предметов. Отличительной чертой данной техники является то, что предметы изображаются во взаимосвязи с окружающей их средой, т. е. учитывается их освещенность, влияние других составляющих элементов композиции. Даже если изображается только один предмет, следует показать светотени на его поверхности, рефлекс от плоскости и тень от него на плоскости. Если же предметов несколько, они должны дополнять друг друга, иметь смысловое и пропорциональное единство, гармоничное цветовое решение. Такая взаимосвязь называется сюжетной композицией. Она имеет место при вышивании пейзажей, натюрмортов, сюжетных картин и т. п.

При построении сюжетной композиции нужно учитывать, что в зависимости от окружающей среды и своего пространственного положения изображаемые предметы могут изменять свой естественный цвет, форму и величину. Например, предметы, расположенные на дальнем плане, следует изображать маленькими и окрашенными в холодные тона. При этом их контуры должны быть расплывчатыми, нечеткими. Те предметы, которые расположены на переднем плане, наоборот, должны иметь четкие контуры, насыщенную окраску и резкие световые границы. Если данные правила построения сюжетной композиции не учтены и все предметы изображены одинаково, то рисунок может получиться неправдоподобным из-за того, что детали дальнего плана выступят вперед и срав­няются с деталями переднего плана. В этом случае вышивка потеряет свою красоту и будет выглядеть как примитивный рисунок, построенный без учета правил перспективы.

 

Общие правила вышивания листьев и плодов тоновой техникой

В гладьевой вышивке направление стежков должно соответствовать природному направлению линий и форме изображаемого предмета. Движение и поворот детали передаются как цветовыми переходами, так и с помощью изменения направления стежков. Цвета и оттенки деталей рисунка должны плавно вливаться один в другой, не допуская резких переходов.

Почти в каждой композиции с изображением ягод и фруктов (натюрморте) присутствуют листья. Они могут иметь разную конфигурацию, поэтому их условно можно разделить на четыре группы: ленточные, круглые, резные и фигурные. Листья также могут быть простыми (один листок) и сложными (несколько листиков на одном черенке).

При вышивании ленточных листьев стежки следует располагать вдоль листа. Более темным цветом отмечаются центральная жилка и края листа, а более светлым — средняя часть листа с двух сторон от центральной жилки (рисунок 10.4, а). а)
Круглые листья вышиваются стежками, выходящими из середины и направленными по линиям, повторяющим контур листа. Более темными нитками вышиваются углубления, а более светлыми — выпуклые места (рисунок 10.4, б). б)
Резной лист выполняется косыми стежками, направленными от контуров к центральной жилке. Выпуклости и углубления на его поверхности, как и в предыдущих случаях, передаются цветом (рисунок 10.4, в). в)
Фигурный лист состоит из нескольких резных или резных и ленточных листьев и вышивается по таким же правилам (рисунок 10.4, г). г)
Если на листе имеется отворот, его нижняя часть вышивается темным цветом, а край — светлым (рисунок 10.4, д). д)
  Рисунок 10.4 – Вышивание листьев теневой гладью

 

Листья, расположенные выше, всегда имеют более светлый цвет, чем нижние.

Закругленную форму и углубления на поверхности ягод и фруктов передавайте более темным цветом, выпуклые места — более светлым. Участки, расположенные под листьями, также выполняйте более темным цветом. Выполняя ягоды смородины, рябины, крыжовника, яблоки, груши и т.п., сухоцвет вышивайте в последнюю очередь.

Общие правила вышивания цветов тоновой техникой

Лепестки цветов могут иметь самые различные конфигурации, существует огромное количество простых и самых сложных и замысловатых форм лепестков. Можно выделить несколько групп лепестков в зависимости от техники их выполнения: круглые, удлиненные, вогнутые, овальные, резные, имеющие отворот, в форме трубочки, в форме колокольчика (рисунок 10.5).

Углубления на поверхности лепестков и участки под изгибами, как и на листьях, выполняются более темными нитками, а выпуклые места – более светлыми. Направление стежков также должно передавать изгибы, повороты, отвороты и другие изменения формы и положения вышиваемых лепестков.

Стебли цветов вышиваются двумя тонами зеленых ниток: более светлым – сторона, обращенная к источнику света; более темным — противоположная сторона

 

круглые   удлиненные   вогнутые  
овальные резные в форме трубочки
имеющие отворот в форме колокольчика
       

Рисунок 10.5 – Разновидности лепестков при вышивании теневой гладью

Общие правила вышивания плодов тоновой техникой

Обычно для вышивания плодов используют нити 3-4 тонов различной светлоты. Самым светлым тоном вышивают блики на плоде. Самым темным – основание плода и сторону, противоположную источнику света – теневую часть. Средним тоном заполняют оставшуюся площадь плода. Направление гладьевых стежков должно совпадать с природными линиями плода (рисунок 10.6)

При вышивании ягод зернистой структуры (малина, ежевика) для достижения большей натуральности изображения может использоваться бисерный шов.

Вышивание вишни Вышивание сливы
Вышивание груши
Рисунок 10.6 – Вышивание плодов теневой гладью

 

¤ Задание 2. Выполните упражнения по вышиванию в технике теневой глади:

– листа;

– лепестка цветка;

– плода.

Все элементы представьте на одном образце.

¤ Задание 3. Разработайте эскиз композиции в технике теневой глади или используйте предложенные (эскизы 10.5–10.21), откорректируйте его размеры и выберите месторасположение на ткани. Переведите эскиз на ткань при помощи копировальной бумаги или через стекло. Вышейте композицию в технике теневой глади, выбрав для каждого элемента оптимально подходящую ее разновидность. Проведите окончательную обработку вышитого образца. Оформите его в картонное паспарту

Контрольные вопросы:

  1. Каковы художественные и технологические особенности цветной глади?
  2. Чем определяется выбор способа вышивания прямой глади?
  3. Какие нити используются для вышивания прямой гладью?
  4. Какие композиции оптимально подходят для вышивания прямой гладью?
  5. В чем заключается особенность подготовки эскиза для прямой глади?
  6. Какие художественные особенности теневой глади определяют ее значение в вышивании и влияют на выбор эскиза?
  7. С какими видами глади сходна техника вышивания теневой глади, а чем она отличается от них?
  8. Какие способы вышивания листьев в технике теневой глади известны?
  9. Какие участки при вышивании теневой гладью следует делать более темными, а какие высветлять?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.