Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типичные ошибки на первой фазе
Для установления контакта с собеседником важно знать не только то, что этому способствует, но и то, что препятствует, мешает. Это позволяет избежать возможных ошибок в беседе. Типичными ошибками первой фазы беседы являются: • извинения, проявления признаков неуверенности, например: • любые проявления неуважения, пренебрежения к собеседни • вопросы, которыми вы вынуждаете собеседника подыскивать • ваша собственная закрытость, нежелание говорить о себе, о • критика собеседника: его идей, высказываний, интересов, мо 4.1, 2. Восприятие собеседника при вступлении в контакт При вступлении в контакт очень важным, порой первостепенным по значимости, определяющим дальнейший ход беседы, является то, как люди восприняли друг друга в первые минуты общения. Источником информации могут служить внешность собеседника, его речь, поступки, невербальное поведение. Составление правильного представления о человеке требует длительных, повторных контактов и значительных усилий внимания, интеллекта и чувств. Поэтому глубоко разбираться мы можем лишь в небольшом количестве наиболее близких нам лиц. При кратковременных контактах мы обычно опираемся на сложившиеся у нас эталоны. Отождествляя собеседника с эталоном на основе ряда общих признаков, мы одновременно приписываем ему и множество других черт, которые, по нашим наблюдениям, обычно встречаются у людей данного типа. Таким образом, отнесение человека к эталону позволяет домысли гь большое количество необходимых в общении, но отсутствующих сведений. Вместе с тем восприятие людей с опорой на эталоны связано с целым рядом типичных ошибок, так называемых «эффектов», которые выступают в качестве барьеров восприятия людьми друг, друга, а значит, и коммуникации. Рекомендация ведущему; до того, как познакомить участников тренинга с барьерами восприятия, следует продемонстриро- вать «работу» некоторых из них в практическом упражнении. Для этогоможно применить упражнение «Ромашка» [14, с.25]. Упражнение включает несколько этапов. Участники работают в парах.. На каждом новом этапе тренер изменяет инструкцию. Сначалауча-стники, глядя друг на друга в течение 3-4 минут (поочередно), рассказывают собеседнику, кого они видят перед собой (говоря только о внешнем облике). На следующем этапе участники рассказывают собеседнику, каким он (собеседник), с их точки зрения, был в 5-летнем возрасте. На следующем этапе партнеры рассказывают друг другу, что за человек, с их точки зрения, собеседник. Можно давать ч другие задания, чтобы продемонстрировать, какое влияние оказывают на нас установки, стереотипы, проекции и другие эффекты восприятия. Вопросы для обсуждения; что вы чувствовали, когда слушали рассказы о себе? Выполнение какого задания вызвало наибольшие трудности? В чем они состояли? Каковы причины возникших трудностей? Какие впечатления вы вынесли из этого упражнения? Выводы: на восприятие собеседника сильное влияние имеет наш собственный жизненный опыт и эталоны, хранящиеся в нашем подсознании. Воспринимая людей, мы можем сформировать неадекватный, искаженный образ другого человека.
|