Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типичные ошибки техник вербализации
• Безапелляционность: «Как я вас правильно понял, вы считае понял, что...» • Навязчивое повторение: «Ты сказал, что тебе кажется, что ты • Ложная интерпретация: «На сколько я понял тебя, ты слиш • Слишком точная интерпретация; «Я правильно понял, что чем принять решение?» - слишком точная интерпретация мыслей партнера вынуждает человека встретиться со своими слабостями, даже если он этого не хотел и готов был уклониться от такой встречи. Это может вызвать протест в виде психологической защиты: «С чего ты взял? Я самостоятельно принимаю решения. Мне не надо ничье согласие». Фаза обсуждения возможных вариантов решения Цель третьей фазы беседы - поиск альтернативных решений проблемы и их обсуждение, оценка. Для достижения цели на данной фазе решаются следующие задачи: 1) разработка вариантов решения проблемы; 2) перебор решений с их оценкой относительно интересов собе 3) изменение и формирование нового мнения, решения или по 4) устранение или смягчение противоречий во мнениях, реше Способами реализации этих задач чаще всего выступают техники убеждения, аргументации и контраргументации, то есть отстаивание своей точки зрения и опровержение доводов собеседника. Для этого необходимо уметь обосновывать свою точку зрения и развивать мысли собеседника, его доводы и аргументы в доступной для него форме. «Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует, и они часто проникаются уважением к тем, кто.манипулирует словами с необычайной легкостью» (Т. Шибутани). 4.3.1. Убеждающая коммуникация Приходилось ли вам присутствовать на выступлении, на котором оратор не умел излагать свои мысли, либо густо насыщал свою речь профессиональными терминами? Вспомните состояние облегчения, когда выступление заканчивалось. В примере, который приводит Д. Люис в книге «Тренинг эффективного общения» [8, с.55], очень красноречиво описана подобная ситуация: «Несколько лет назад я присутствовал на заседании совета директоров транснациональной компании, на котором члены совета заслушивали сообщение главы компьютерного департамента, касающееся модернизации главного компьютера. Этот человек совершенно не умел излагать мысли. Он потратил 30 минут то утомляя, то ставя в тупик начинающую те- рять терпение аудиторию. Когда докладчик наконец закончил, один из директоров спросил, окажут пи высказанные предложения существенное влияние на результаты компании. Специалист по компьютерам пустился в десятиминутные рассуждения, бессвязные и густо пересыпанные профессиональным жаргоном. Он сел на место среди неловкого молчания, которое, в конце концов, нарушил председательствующий, страдальческим тоном заметив: «Мне кажется, он пытался сказать «да». Одним из важных правил успешного общения является обращение к собеседнику на понятном для него языке. Чтобы достичь понимания ваших слов собеседником, достаточно соблюсти следую- шие условия: • единство национального языка (пользуйтесь услугами пере • единство профессионального языка (избегайте профессиональ ных терминов); • учет уровня интеллекта собеседника {говорите с собеседни • полнота убеждаю щ ей информации, но немногословность (н • логичность изложения (заранее готовьте ключевые фразы bi
• концентрация внимания собеседника (ничего не говорите с • соответствующий ситуации темп, тон и громкость голо. Если эти условия будут соблюдены, вас, скорее всего, пойму] вот примут ли вашу точку зрения - это вопрос. Ведь с помощью ci ва человек не только информирует собеседника, но и побуждав' действию, мотивирует, заряжает энергией. Это означает, что об] щаясь к собеседнику с информацией, мы апеллируем не только к' нам головного мозга, отвечающим за логические и аналитические функции, но и к тем отделам, которые отвечают за эмоции человека. Для убеждающего воздействия важно, чтобы наш собеседник не просто понял информацию, но и принял её. Важно помнить; конечная цель любого убеждающего воздействия - не доказать правильность своей позиции, а добиться принятия её собеседником. Принять (внутренне согласиться) - значит превратить позицию собеседника в свою собственную.
|