Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика деловой беседы
Велико искусство начала, но не менее важно искусство завершения, Генри Уодеворд Лонгфелло Цель: получение знаний о фазах коммуникативного процесса и психологических механизмах, влияющих на успешность взаимодействия на каждом этапе деловой беседы. Задачи: • получить представления о динамике деловой беседы; • получить представление о психологических механизмах, влия • получить представление о техниках, позволяющих прояснить • получить навыки формулирования вопросов, цитирования, пе • получить навыки аргументации и контраргументации; • получить представление о механизмах принятия взаимовыгод Любая беседа имеет свою динамику, то есть имеет свое начало, середину и конец. Весь процесс взаимодействия можно разбить на этапы или фазы. Полноценная беседа в своем развитии должна пройти четыре этапа (или фазы). На каждой фазе решаются свои задачи. Хотя деление целостной беседы на этапы достаточно условно, эти фазы реально существуют и даже в некоторой степени независимы от других фаз. Итак, в беседе выделяют четыре фазы (рис. 2):
Источник: Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - Спб.: Речь, 2002. - С. 60-67 До того, как мы начнем осваивать техники, позволяющие преодолеть коммуникативные драмы, необходимо познакомиться с динамикой деловой беседы. Это важно, потому что на каждом этапе деловой беседы есть своя специфика, когда нужнее оказываются те или иные коммуникативные умения. Это вовсе не означает, что другие умения становятся бесполезны, просто иначе расставляются акценты.
Рис. 2. Структура деловой беседы /.Вступление в контакт. Цель - создание благоприятных для беседы отношений, общего эмоционального фона.
2. Ориентация, прояснение. Цель - выяснение сути проблемы, 3. Обсуждение возможных вариантов решения. Цель - поиск 4.Результат. Цель — достижение согласованного с собеседником решения, побуждение к действиям. Предложенная структура деловой беседы позволяет описать процесс развития сценария общения. Соблюдение этой последовательности фаз зачастую нарушается. Едш успев вступить в контакт, беседующий уже готов переходить к аргументации и контраргументации (фаза 3), а иногда и сразу к решению (фаза 4). Для отечественного менталитета это настолько характерно, что может показаться культуральной особенностью нашей деловой беседы. Обычно примерно 30% взрослых людей уверены, что ориентироваться в позиции собеседника помогают «пробные шары» предлагаемых решений я аргументов. Однако если задачи какой-то фазы не решаются до конца, то собеседники возвращаются к ним. Например, можно установить контакт с собеседником в начале беседы, но потерять его на второй или 1рстьей фазе при обсуждении проблемы. В таком случае нужно снова устанавливать контакт и стараться поддерживать его в процессе всей беседы. В этом смысле фаза контакта сквозная, то есть она проходит по всем фазам беседы, только уже не стоит на первом месте по значению. То же самое можно сказать о фазе ориентации. Обращать внимание, собирать информацию о собеседнике и проблеме приходится с самого начала беседы и вплоть до её завершения. Но это наша как бы внутренняя работа, в основном же суть проблемы выясняется на второй фазе беседы. Важно помнить: несоблюдение последовательности фаз нарушает идею партнерства, которая заключается вравенстве обеих сторон. У каждого человека есть право быть выслушанным и принятым всерьёз. 4.1. Фаза вступления в контакт Цель данной фазы - создание соответствующих желаниям (целям) беседующих партнерских отношений и поддержание общего фона беседы. Для достижения этой цели на фазе контакта решаются следующие задачи (обоими или одним из собеседников); 1) установление эмоционального контакта с собеседником; 2) создание благоприятной атмосферы для беседы; 3) привлечение внимания собеседника, пробуждение интереса к беседе. Довольно часто первые минуты общения решают всё. Вот почему так важно установить благоприятные партнерские отношения именно в начале беседы, а самое главное, создать психологический комфорт, который обеспечивается установкой принятия, одобрения и поддержки партнера. В одной исторической былине рассказывается о русском князе, который ехал в ставку к хану для получения очередного ярлыка на княжение на Руси. Ехал долго, несколько месяцев. В течение всего пути князь постоянно твердил себе: «Надо полюбить этого хана... Надо полюбить жен и домочадцев этого хана... Надо полюбить этого хана...» Мудрый был князь. Он прекрасно понимал, что как ни старайся, а от проницательного взгляда хана трудно будет скрыть свою ненависть к захватчику - руки выдадут, голос выдаст, да и слова... И не получить тогда ярлыка, и не объединить тогда Русь на борьбу с врагом. Он хотел расположить к себе этого хана, потому и формировал в своем подсознании программу для непроизвольных, но нужных жестов, движений, поз, чтобы не только не выдали, но и наоборот, создали у хана положительное отношение к князю, вызвали симпатию - сформировали аттракцию (аттракция - привлечение, притяжение к себе). Тем более, и нам надлежит быть мудрыми, помнить, что люди легче принимают позицию того человека, к которому у них положительное отношение. А для этого надо выбирать соответствующие коммуникативные сигналы: вербальные, невербальные, паралингви-стические. 4.1.1. Коммуникативные сигналы, располагающие к контакту Вербальные сигналы, располагающие к контакту: • отчетливое приветствие; • обращение к человеку по имени; • предложение сесть. Может показаться, что назвать человека по имени - это обычная вежливость. Но в ней заложен глубокий психологический смысл. Звучание собственного имени у человека вызывает чувство приятного (пусть и не всегда осознаваемого им настолько, чтобы он обратил на это внимание). Происходит это, потому что сигнал «имя» в подсознании вашего собеседника отождестшшется с другим сигналом -«личность». Между этими понятиями существует тесная связь. Когда хотят унизить человека (оскорбить личность, принизить её), у него отнимают имя и вместо этого называют ею таким-то номером. Так поступали фашисты с узниками в концлагерях. И этот страшный пример убедительно свидетельствует о взаимосвязи понятий «имя» и «личность». Известному древнеримскому комедиографу, автору двадцати дошедших до нас комедий Титу Макцию Плавту (ок. 254—184 гг. до н.э.) принадлежит высказывание, которое вошло в число крылатых латинских изречений: «Nome nest omen». Буквально оно переводится так: «Имя есть значение», а обычно интерпретируется как: «Имя - суть значимость человека, личности». Нет имени - нет личности. Проявление внимания к человеку есть ни что иное, как утверждение, что данный человек рассматривается вами как личность. И тогда: звучание имени —> внимание к личности — > удовлетворение потребности считаться личностью = аттракция (позитивная установка на собеседника). Невербальные сигналы, располагающие к контакту: • угол поворога тела от 45° до 90° (боковое положение передает • угон наклона тела меньше прямого (тупой угол между собе • дистанция - индивидуализированная, с учетом общих законо • соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что • позы: открытые, а не закрытые (нескрещенные конечности, • мимика: улыбка, живое, естественно изменяющееся выраже • взгляд: контакт глаз не чаше 3-5 сек, не реже 1 раза в минуту Не допускаются: • ритмические движения; • движения большой амплитуды; • резкие движения; • неритуализированные прикосновения. Важно помнить: «Прикосновение есть выражение не только тепла и заботы, но и статуса и подавления» (M.Hertley, 1977). Паралингвистические сигналы, располагающие к контакту: • отчетливость речи; • доброжелательная интонация; • громкость речи - средняя; • высота тона - низкая; • быстрота речи-умеренная. Обратите внимании также на характеристики агрессивного, уверенного и неуверенного поведения, помещенные в приложении 2. Рекомендации ведущему: на данном этапе тренинга необходимо уделить особое внимание проработке навыков вступления в контакт. Рекомендуется пронести упражнение-эксперимент, иллюстрирующее значимость невербальных сигналов при вступлении в контакт [16, с. 153]. Для этого необходимо разделить группу на три подгруппы. Одна подгруппа временно покидает пределы аудитории. Ей необходимо будет, по приглашению ведущего, зайти в аудиторию и поздороваться с каждым участником тренинга. Вторая подгруппа получает инструкцию реагировать на приветствие естественной улыбкой, время от времени глядя в глаза вошедших товарищей, принимать открытые позы. Третья подгруппа получает инструкцию не улыбаться, не смотреть в глаза, принимать закрытые позы. Можно поэкспериментировать и с другими невербальными сигналами. Например, встречать вошедших стоя, сидя, отвернувшись и т.п. Вопросы для обсуждения (задаютсяучастникам первой группы): С представителями какой команды вам было бы проще разговориться? Почему? Выводы; установить контакт помогают такие сигналы, как улыбка, взгляд в глаза, открытая поза, асимметричная поза, наклон вперед, угол поворота от 45" до 90°, соответствие уровней по вертикали, оптимальная для данного партнера дистанция. Отсутствие этих сигналов вызывает дискомфорт и затрудняет контакт.
|