Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционный курс 8 страница






– выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых;

– выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опирать­ся в коррекционной работе;

– анализ хода развития и результатов педагогической работы.

При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представите­лям) на руки или направляется по почте, копии заключений спе­циалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации за­ключения специалис- тов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официаль- ному запросу.

В договоре о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического-консилиума (ПМПк) образовательного учреждения указывается, что ПМПк обязуется:

Направлять детей и подро­стков с отклонениями в раз­витии для обследования на ПМПК (комиссию) в следующих случаях:

- при возникновении труд­ностей диагностики;

- в спорных и конфликтных случаях;

- при отсутствии в данном образовательном учрежде­нии условий для оказания необходимой специализи­рованной психолого-ме­дико-педагогической по­мощи.

Информировать ПМПк соответствующего уровня:

– о количестве детей в обра­зовательном учреждении, нуждающихся в специали­зированной психолого-медико-педагогической помощи;

– о характере отклонений в развитии детей, получаю­щих специализированную психолого-медико-педа­гогическую помощь в рам­ках данного образователь­ного учреждения;

– об эффективности реализа­ции рекомендаций ПМПк.

В свою очередь ПМПК (комиссия) принимает на себя обязательство:

Проводить своевременное бес­платное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПк, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.

Оказывать методическую по­мощь, обеспечивать обмен опы­том между специалистами психо­лого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально от­носящихся к данной ПМПК.

Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомен- даций по отно­шению к детям, прошедшим об­следование на ПМПК, при необ­ходимости вносить коррективы в эти рекомендации.

Информировать родителей о всех имеющихся в стране возмож­ностях оказания ребенку психо­лого-медико-педагогической по­мощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

Документация специалистов ПМПк (согласно утвержден­ным формам):

– заключения специалистов ПМПк;

– коллегиальное заключение ПМПк;

– дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; о мероприятиях, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффек­тивности; сведений о реализации и эффективности ре­комендаций ПМПК и ПМПк образовательного учреждения.

 

4. Комплексное исследование особенностей познавательного и психофизического развития детей в ПМПК и ПМПк включает в себя меди­цинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей.

Медицинское обследование включает офтальмологическое, ото­ларингологи- ческое, соматическое, неврологическое и психиатричес­кое исследования ребенка. При необходимости проводятся паракли­нические обследования (МРЭГ*, эхо- энцефалография, электроэнцефалография, аудиография и другие ла­бораторные исследования). Проводится сбор анамнеза. Все эти ис­следования ведутся врачами. Дефектологу и психологу важно знать, как влияют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каково состояние соматического и психического здоровья ребенка. Данные из истории развития ребенка по материалам врачебных заключений позволяют выбрать стратегию психолого-педагогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сниженным слухом или с нарушением речи обязательно должны использоваться зада­ния невербального характера, а при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом материале и т.д.

В ходе психолого-педагогического обследования психолог вы­являет особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняет, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, об­щения с детьми; определяет состояние моторики, характер игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психичес­ких процессов, но и личности в целом.

При обследовании детей старшего дошкольного возраста необходимо определить степень готовности к школьному обучению – установить уровень интеллектуального развития, эмоционально-волевой и социальной зрелости. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умственными действиями и oпeрациями, а также навыками речевого общения, проявлять познавательную активность, у него должен быть сформирован ряд физиологических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмыс­ленная память, пространственное восприятие. Очень важным личностным качеством является способность к регуляции поведения и к самоконтро­лю; не менее важно наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

При обследовании лиц школьного возраста необходимо устано­вить характер и причины имеющихся у детей трудностей в учении, определить характер и структуру отмечаемого нарушения развития. В связи с тем, что успешность обуче­ния в значительной мере определяется способностью к обучению, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются способность к обобщенной мыслительной деятельности, уровень сформированности мыслитель­ных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь взрослого. Учитываются характер и мера этой помощи, возможность переноса показанного способа деятельности при выполнении аналогичных заданий.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализиру­ет причины отклонений в познавательном и психофизическом развитии, дает прогноз и рекомендации по формированию и коррекции психических функций, мотивационной, эмоционально-волевой и личностной сфер. В заключении он указывает комплексный психологический диагноз. В случае необходимости психолог проводит нейропсихологическое обследование.

Педагогическое обследование, включающее выявление уровня общепознава- тельного развития, сформированность учебных навыков, знаний по родному языку, математике и т.д., проводят дефектолог и педагог общего профиля. В сво­ем заключении они не только отражают установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывают необходимые приемы работы с ним. Эти рекомендации полезны и педагогам, и родителям.

Логопедическое обследование (по необходимости) проводит логопед. Выявляя особенности раз­вития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся недостатков и нарушений речи. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, само­стоятельной) речи. При обследовании школьников исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого развития детей, что по­могает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие – с задержкой психического развития) и детей, у ко­торых недоразвитие речи вызвано нарушением интеллектуального развития.

5. В составлении заклю­чения ПМПК участвуют все специалисты (на основе анализа всех полу­ченных о ребенке сведений). Необходимо не только поставить диагноз и дать заключение, но и обосновать их, выделив основные симп­томы отмечаемого нарушения. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

При проведении обследования должна соблюдаться спокойная и доброжела­тельная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с роди­телями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики и такта. В помещении, где проходит работа ПМПК, не должно быть посторонних людей, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов комиссии за столом во время обследования в ряде случаев имеет немаловажное значение.

При проведении психолого-педагогического обследования детей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внимание на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и долж­ны обязательно учитываться при составлении окончательного заклю­чения. В их числе:

Эмоциональная реакция ребенка на процедуру обследования. Понятно, что волнение – естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. В то же время должна настораживать чрезмерная веселость, фамиль­ярность в обращении с членами комиссии, неадекватность пове­дения.

Понимание инструкции и цели задания. В ходе обследования обращается внимание на следующие моменты: выслушивает ли ребе­нок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе; какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом и др.

Характер деятельности. Следует обратить внимание на нали­чие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятель­ности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается также общая работоспособность. Очень важным ка­чеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, само­регуляции. Один из главных показателей – способность использовать помощь. Чем в большей степени она развита, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит также способность к переносу показанного ребенку способа деятель­ности на аналогичные задания.

Реакция на результат работы. Правильная оценка своей де­ятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком си­туации.

Обследование детей в ПМПК обычно начинается с изучения со­проводительной документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т.п.).

Врач-невропатолог знакомит членов комиссии с имеющейся меди­цинской документацией: анамнезом, заключениями врачей специального профиля –отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными; обращает внимание на наличие (отсутствие) у ребенка снижения слуха или зрения и т.д. В случаях сенсорных нарушений дефектолог заранее может подобрать соответствую­щий для обследования материал.

В свою очередь дефектолог, познакомившись с педагогической до­кументацией, сообщает членам комиссии о существенных особеннос­тях, которые следует учитывать как при налаживании контакта, так и в процессе обследования. Например, если в характеристике указаны выраженные трудности в усвоении учебной программы, то целесооб­разно строить обследование на заданиях игрового характера, начиная с того, которое для ребенка легче и интереснее. Изучение психолого-педагогической характе­ристики позволяет определить пути выявления тех качеств и свойств психической деятельности, которые в большей мере указывают на со­стояние ребенка и требуют уточнения.

Если ребенок учится в школе, необходимо очень внимательно про­анализировать его тетради. Внешний вид и оформление тетради свидетельствует о таких качествах, как аккуратность, понимание школьных требований, интерес к самому процессу учения. Характер выполнения письмен­ных работ может свидетельствовать об имеющихся у ребенка трудно­стях в обучении. Так, не­соблюдение строчек при письме может быть вызвано и нарушением моторики, и трудностями пространственной ориентировки, и просто непониманием учебных требований. Ошибки при письме (перестановка, про­пуск букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких соглас­ных и т.д.) также имеют разные причины. Важно проследить, как ре­бенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере ока­зывалась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю по времени заполнения тетради, можно установить динамику развития ребенка. Интересные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Нередко именно рисунки ребенка становятся первым сигналом о том или ином психическом неблагополучии.

Только после тщательного изучения всех материалов документа­ции, члены комиссии начинают непосредственное обследование ребенка.

Выбор и последовательность применения тех или иных методов исследования зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях специалист (психолог, олигофренопедагог, логопед) выбирает метод беседы, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других – обследование строится на наблюдении за де­ятельностью ребенка в процессе игры. В обследование важно вклю­чить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности, способов решения практической задачи. Необходимо чередовать задания на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, на­глядно-образного и словесно-логического).

Начинать обследование целесообразнее с заданий средней трудно­сти, но в ряде случаев – с заведомо легких, чтобы успешное выпол­нение сразу же создало у ребенка положительное отношение к после­дующей работе, сняло бы излишнее волнение, беспокойство. Это особенно важно при обследовании детей с аутистичными проявле- ниями, детей инактивных и малоконтактных. В процессе обследования сле­дует создавать ситуацию психологического комфорта, мотивировать, поощрять ребенка, предлагать задания в непривычной форме, чтобы исключить подготовленность, «домашние заготовки» к процедуре обследования. Нельзя допускать психологических и интеллектуальных перегрузок для обследуемого ребенка. Следует выявлять прежде всего те нарушения, которые оказывают наиболее неблагоприятное влияние на развитие познавательной деятель­ности и личности ребенка.

Одним из универсальных средств обследования детей и подростков в ПМПК является метод беседы. Беседа служит средством установления контакта с ребенком, позволяя судить о его личностных качествах и поведении, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. В ходе беседы выявляется запас сведений и представлений об окружающем и точность этих представлений. Беседа как ме­тод исследования должна быть целенаправленной. При определении уровня сформированности интеллектуальных способностей ребенка в ходе беседы с обследуемым необходимо выявить:

· точность представлений ребенка о самом себе, своих родителях (имя, отчество, фамилия, возраст); способность дифференцировать поня­тия «семья», «родственники», «друзья» и т.д.;

· сформированность временных представлений и понятий;

· представлений о явлениях природы, различии времен года с уче­том их признаков;

· умение ориентироваться в пространстве;

· запас сведений об окружающей геобиологической и социальной среде.

Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа должна носить непринужденный характер. Не рекомендуется начинать беседу, если у ребенка имеются нарушения речи, слуха или он с трудом вступает в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ре­бенка и позволит другим путем выявить то, что требуется обследующему.

Метод наблюдения – один из ведущих при изучении детей с нарушениями развития. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в ко­миссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно проводиться целенаправленно.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ре­бенка, так как в ряде случаев оно является основным методом иссле­дования в условиях психолого-медико-педагогических комиссий.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особен­но когда он боится обследования. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй с ними»), фиксируются первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выра­женная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности.

Создавая игровые ситуации, ребенок практически производит интеллектуальные действия ана­лиза, синтеза, обобщения и классификации, отбирая именно те игруш­ки, которые нужны для определенного действия (отбирает предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т.п.). В ходе производимых ребенком манипуляций с игрушками специалисты, проводящие обследование, наблюдают за координацией движений, состоянием моторики.

Как уже отмечалось ранее, рисунки детей является важным дифферен­циально-диагностическим показателем при изучении особенностей их развития. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает психолога, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование – свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза. На это указывали С. А. Болдырева, Т. Н. Голо­вина, И. А. Грошенков, В. С. Мухина и многие другие исследователи. Как правило, дети с нарушениями интеллекта затрудняются выбрать тему, изображают привычные однотипные предметы, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям дается тема рисунка, указывается, что надо рисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые дети и дети с ЗПР затрудняются объяснить свой рисунок. В зависи­мости от степени интеллектуального нарушения эти недостатки выражены в большей или меньшей степени.

Большим своеобразием отличаются рисунки детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Им присущи нелогичность, нелепость изображения, неадекватное, беспо­рядочное использование цвета, несообразность пропорций, в ряде случаев –сексуаль­ная выраженность и др.

При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщатель­ность, излишняя скрупулезность, заметно выраженная медлительность. Дети тратят на рисунок очень много времени, застревают на вырисовыва­нии отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить глав­ное в отображаемом предмете или ситуации, их рисунки стереотипны.

Помимо диагностических целей, при обследовании в ПМПК задание на рисование могут быть использованы и для ус­тановления контакта с ребенком, и как «безречевая» методика в тех случаях, когда у обследуемого имеются трудности в речевом общении.

Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в разви­тии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответс­твующую психическую функцию.

Методы экспериментально-психологического исследования также иг­рают важную роль при изучении детей в психолого-медико-педаго­гических комиссиях. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, являющиеся объектом специального изучения. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

Решение задач, стоящих перед ПМПК при обследовании детей, сделало необходимым не только установление самого факта того или иного нарушения развития, но определение его механизма. Важно выявить структуру, качественную специфику нарушенного развития, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения адекватной коррекционной работы с ребенком.

Решению этих задач помогает использование нейро-психологических методик, которые способны нащупать наименее внешне выражен­ные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическое исследование в рамках комплексного обследования ребенка в ПМПК проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку.

 

Контрольные вопросы и задания.

 

1. Что представляет собой служба практической психологии в системе образовательных учреждений? Назовите основные подразделения Службы.

2. Назовите задачи и основные направления работы службы практической психологии.

3. Как организована работа службы практической психологии по комплек- тованию специ­альных (коррекционных) учреждений?

4. Какие специалисты входят в состав ПМПК?

5. Раскройте цели и задачи ПМПК.

6. Укажите основные направления деятельности ПМПК.

7. Какая обязательная документация оформляется на ребенка при направлении его в психолого-медико-педагогическую комиссию?

8. Что должно быть отражено в психолого-педагогическом заключении ПМПК?

9. Какие требования предъявляются к организации и процедуре обследования детей в ПМПК?

10. Укажите структуру, задачи и основные направления деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

11. Как организована работа ПМПк (консилиума) в образовательном учрежде- нии?

12. Как осуществляется взаимодействие в работе ПМПк и психолого-медико-педагогической комиссии?

13. Дайте краткую характеристику основным методам психолого-медико-педагогического обследования в ПМПК.

14. Какие диагностические показатели следует учитывать при психолого-медико-педагогическом обследовании детей в ПМПК и ПМПк?

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Венгер Л.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.

2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5. – С. 257-321.

3. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Гл. III. – М., 1995.

5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. – М., 2002.

6. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М., 2000.

7. Марциновская Т.Д. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.

8. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

9. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.

10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 2005.

11. Рубинштейн С.Я.Экспериментальные методики патопсихологии. – СПб., 1998.

12. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. – М., 2001.

13. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990.

14. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М., 1998.

 

 

Тема 7. Основы обучения и воспитания детей и подростков с

ограниченными возможностями развития

Часть I. Задачи и организация коррекционного обучения и воспитания

 

Учебные вопросы.

 

1. Определение понятий «коррекционное обучение», «специальная дидактика», «специальное образование».

2. Система социальных институтов коррекционной педагогики.

2.1 Основные типы коррекционных дошкольных образовательных учреждений.

2.2 Основные виды специальных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями.

3. Основополагающие принципы коррекционного обучения и воспитания.

4. Ведущие методы и формы организации обучения в специальном образовании.

5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

6. Основы организации ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

7. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.