Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможностями развития






 

Воспитание детей с нарушениями развития– одно из основных направлений практической дефектологии. Оно имеет большое значение для общего развития детей, их общения со сверстниками и взрослыми, формирования личности. Коррекционное воспитание – создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоление или ослабление недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого коррекционных учреждениях.

Цели и задачи воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяются общими принципами педагогики – подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.

Воспитательная работа с ребенком с ограниченными возможностями проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, трудовых навыков и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе.

Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от характера и степени тяжести нарушений в развитии у данного ребенка. В наиболее тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме (например, обучение гигиеническим умениям, умениям самостоятельно принимать пищу и др., детей, страдающих глубокой умственной отсталостью и некоторыми другими видами аномалий развития). В менее тяжелых случаях, не связанных с тяжелыми органическими поражениями систем и органов, речь идет о максимально возможной, при данном нарушении развития и для данного ребенка, коррекции нарушенных функций и одновременно – адаптации ребенка к жизни в доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использование компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей учат произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребенка учат ориентироваться в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха. Очень важным аспектом коррекционного воспитания становится работа с семьей и ближайшим окружением, так как от них в первую очередь зависит, получат ли коррекционные воздействия подкрепление усилиями, прилагаемыми воспитателями, или, наоборот, они будут блокироваться. Коррекционное воспитание становится более эффективным в том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения детей, подростков, юношей (да и взрослых) к участию в различных сферах социальной практики. В последнее десятилетие развернулась большая работа по вовлечению инвалидов в спортивные соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т.д. Все это способствует их социальной реабилитации.

Воспитание аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.

С середины 90-х годов XX века в отечественной коррекционной педагогике (под влиянием зарубежной специальной педагогики) наметилась тенденция к интегративному обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития. Концепция интегративного (интегрированного) обучения является в нашей стране веду­щим направлением в развитии специального образования на совре­менном этапе. Совместное обучение и воспитание может многое дать как здоровым детям, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физи­ческим и психическим недостаткам сверстников, чувства взаимо­помощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями совместное обучение и воспитание ведёт к формиро­ванию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, формированию личной ориентации на максимально полную реализации потенциала раз­вития и обучения. К сожалению, интегративные процессы являются на сегодняшний день недостаточно методологически и методически проработанными и нередко носят стихийный характер.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.