Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть II. Интегрированное обучение как перспективная форма организации коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями развития 2 страница






Технологии коррекционно-педагогической работы, используемые в интегрированном обучении. В специальной дидактике выделяют три основные группы образовательных технологий:

1. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.

2. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждый из этих общих методов обучения включает несколько технологий. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные или наиболее широко применяемые в коррекционной педагогике технологии описаны И.В. Душиной [6]. В интегрированном обучении они применяются при изучении предметов естественно-научного цикла.

Технология формирования приемов учебной работы представлена в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание прежде всего на эту технологию.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ‒ ЛОК или ЛОС). Как указывает Н.Н. Баранский [1961], «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма познавательной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и тесно связанной с ней деятельностью школьников.

Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом личностно-типологических особенностей. При формировании групп учитываются отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемость, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Очень близка и тесно связана с этой технологией, технология учебно-игровой деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция участников игры, обозначены возможные методические приемы выхода из проблемных ситуаций, выбраны способы оценки результатов.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельност и требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умения вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между обучающимися. В темах различных естесвенно-научных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология. Модулем называют особый «функциональный узел», в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы учащихся, где указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При «пересечении» предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования у учащихся целостного мировоззрения и мировосприятия.

Технологии образовательной интеграции обеспечивают решение следующих задач:

– упреждение и преодоление трудностей, возникающих в процессе совместной учебной деятельности и общения;

– смягчение отрицательных проявлений недоразвития познавательной деятельности, трудностей обучения детей с особенностями психофизического развития, их эмоционального неблагополучия посредством осознания остальными детьми проблем учеников с отклонениями в развитии;

– смягчение проблем во взаимоотношениях с другими детьми в детском коллективе посредством обучения учащихся конструктивным формам взаимодействия в классе или в условиях другой неформальной группы;

– создание атмосферы терпимости друг к другу, развитие чувства собственного достоинства, стремления к сотрудничеству с другими людьми, осознанию того, как важно подружиться и оставаться друзьями.

Экспериментально апробированная в отечественной коррекционной педагогике многокомпонентная модель социально-образовательной интеграции не предполагает наличие в классе тьютора, т.е. педагога сопровождения. Учителем класса является дефектолог, который реализует не более двух образовательных программ (например, общеобразовательная программа и программа специального коррекционного образовательного учреждения VII вида). При этом в классе могут находиться только дети одной нозологической группы, количество которых соотносится с характером и степенью тяжести отмечаемых у них нарушений и сопутствующих отклонений в развитии.

Технологии в условиях интегрированного обучения отражают использование интерактивных (активизирующих взаимодействие) методов обучения и активизацию контактов. Учитывается характер психофизического нарушения у учащихся, их личностные особенности, социальные условия развития. Школьное обучение опережает переход от «изоляции» к интеграции через социальную интерактивность. Последнее весьма значимо для становления собственной сущности ученика с особенностями психофизического развития. Некоторые специалисты (Д.Н. Исаев, 2003; В.Г. Петрова, И.В. Белякова, 2000; О. Speck, 2003) отмечают, что психофизическое нарушение дает только толчок к личностно-социальному процессу, который зависит от особенностей личности и от качества помощи окружающего мира. Педагогическая постановка задач в таком рассмотрении предполагает включение ученика в специально созданную «учебную среду», в которой он участвует в коллективной деятельности, проявляет активность, испытывая положительные эмоции и наиболее полно раскрывая свои природные силы и возможности. Ученик может быть активным только в мотивированной деятельности, требующей от него свободы мышления, самостоятельного решения познавательных задач.

В этих целях на учебных занятиях обеспечивается как можно больше контактов ребенка с ОВЗ в общении с другими детьми, в том числе и с теми, контакты с которыми обычно бывают минимальными. На занятиях широко используются приемы идентификации (отождествления себя обычными школьниками детьми, имеющими психофизические нарушения), рефлексии (анализа) и др. Темами занятий могут быть: «Мы знакомимся», «Мы учимся быть вместе со всеми», «Я и мои друзья», «Я самый, самый», «Наш класс», «Мои слабости», «Общее и отличное» и др. На занятиях высказываются пожелания: «Я хочу...», составляется «портфель класса» с положительными пожеланиями, выполняются упражнения: «Улыбнись», «Я тебе дарю», «Спасательный круг», «Мои слабые стороны», «Дружелюбный дождик». В результате такого педагогического подхода каждый ученик начинает понимать, что его ценят и уважают, преодолевается изолированность, от совместного общения возникают в основном положительные эмоции, создается эмоциональный позитивный настрой на совместную деятельность.

Особенностью педагогических технологий в условиях образовательной интеграции является запуск рефлексии, включение учащихся в рефлексивную деятельность. Она весьма значима, потому что позволяет ученикам с особенностями психофизического развития осознать свои возможности, свое место в предполагаемой деятельности, свои внутренние резервы. Рефлексия содействует формированию положительной «Я-концепции». Рефлексивная деятельность учащихся включает рефлексивный анализ, что требует осмысления ими субъективного опыта, своих предпочтений, определения собственных позиций. Эта деятельность помогает понимать опыт других, формирует эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности. Учитель целенаправленно развивает у школьников способность к рефлексии, сообщая обобщенные ориентиры для выполнения рефлексивных действий. Ученик на уроке отслеживает свое эмоциональное самочувствие, анализирует, в какой ситуации он ощущал себя комфортно, с каким настроением работал, какие затруднения возникали в процессе сотрудничества в группе. Рефлексия обеспечивает не только видение учителем деятельности учащихся, но и анализ, и оценку своей деятельности. Это позволяет определить новые направления в построении взаимодействия школьников на учебных занятиях. Учащиеся постепенно овладевают рефлексией своей деятельности и начинают воспринимать себя в качестве субъекта общения и взаимодействия, начинают прислушиваться к оценке себя другими. Собирается «портфель» недостатков учащихся класса, каждый школьник сообщает, от каких негативных проявлений он хотел бы избавиться. Деловая игра «Волшебный круг спасения» позволяет каждому предложить свою помощь другому в затруднительных ситуациях, когда нужна поддержка друга. Формирование рефлексивной культуры включает имитационное и ролевое моделирование, что, в свою очередь, обогащает эмоционально-личностную составляющую учебной деятельности.

Технологии образовательной интеграции основываются на включении дошкольников и школьников в диалогово-коммуникативную деятельность. Проблема не сводится только к проблеме общения. Диалогическое общение дает возможность сочетать рациональные и иррациональные личностно-социальные позиции, логическое и интуитивное начала в осмыслении социального окружения. Устраняются причины конфликтов и противоречий, в частности те, когда авторитарно навязывается собственная позиция и игнорируется любая другая. Технология образовательной интеграции предполагает создание «атмосферы» терпимости друг к другу, стремление к сотрудничеству. Диалоговое взаимодействие включает импровизацию, основывается на принципиальном равенстве сторон и обмене мнениями относительно событий из окружающей жизни.

Следует отметить, что процесс совместного обучения не может полностью исключить изоляции детей с особенностями психофизического развития от основного коллектива. Эти дети могут оказаться в положении «исключенных» или «невключенных», что осложнит, прежде всего, их социальную реабилитацию. Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, во многом отличающихся друг от друга. Очень важно, чтобы учителя понимали и правильно относились к этим различиям между детьми, чтобы они не стремились всех детей уравнять, сделать одинаковыми. Только признавая право каждого ребенка быть как все и оставаться самим собой можно развивать сильные стороны личности. Основная цель уроков интегрированного обучения (обучающих занятий в ДОУ) – создание условий, при которых дети контактировали бы друг с другом на постоянной основе.

Урок в условиях совместного обучения решает более широкий спектр задач, чем в условиях общеобразовательной школы. Школьники обучаются чувствовать, сопереживать и быть социально активными, т.е. приходить на помощь, правильно оценивая себя и окружающих. Это требует обеспечения как можно большего разнообразия положительных переживаний, расширения практики оценивания себя и окружающих. Занятия помогают ощутить себя полноценным членом коллектива. Каждый ребенок (подросток) начинает понимать, что он может получить помощь от другого и чем он сам может быть полезным. На ypoках решаются не только дидактические задачи, но и коррекционные, включающие формирование навыков правильного социального поведения, и включение в коллективное взаимодействие.

Приведем отдельные примеры использования образовательных технологий интегрированного обучения применительно к урокам родного языка. Одной из ведущих в языковом образовании является идея формирования и развития у детей коммуникативных способностей. Дошкольники и школьники учатся общению друг с другом, с окружающими. Технология используется в зависимости от возможностей учащихся. Рассмотрим, как формируются коммуникативные умения у школьников в классе интегрированного обучения. Технология предполагает изменение размещения учащихся на уроке. При фронтальной работе с классом их можно усадить полукругом, чтобы они разговаривали лицом к лицу. Можно посадить учеников парами: друг против друга. Ученики могут ходить по классу, общаясь с товарищами, собирая нужную информацию. Традиционное «фиксированное» размещение за партами, столами видоизменяется в зависимости от вида учебной деятельности и формы общения. Учитель продумывает мотивацию общения, используя различные приемы и средства. Для привлечения внимания детей используются предметы – новые, яркие, занимательные, притягивающие внимание учеников. Это могут быть маски, костюмы сказочных персонажей, отличительные знаки, обозначающие профессиональные обязанности. Позднее учебная деятельность, привлекшая внимание, трансформируется в потребность ученика. Он должен осознать смысл предстоящей деятельности, понять, что он лично получит в результате общения со сверстниками на уроке. Учитель стремится раскрыть значимость выполнения коммуникативной деятельности: «Вы узнаете названия новых городов, спрашивая, какие города посетили ваши товарищи; вы услышите новые имена знаменитых соотечественников, расспрашивая об известных людях данного региона» и т.п. Осознание актуальности учебного задания приводит учащегося к выбору мотива, он ощущает необходимость приобретения умения вести диалог, общаться. Чтобы создать ситуацию успеха в процессе общения, используются образцы диалогов, опорные примеры общения, напоминаются нужные речевые обороты, комментируются выполняемые учащимися действия. Поддерживающее обучение проявляется в разъяснениях, указаниях, напоминаниях, постановке вспомогательных вопросов, в оценочных подбадривающих суждениях, предупреждении типичных ошибок. В целях активизации общения, моделируется «конфликтная ситуация», которая выводит мысль «из равновесия» («Ты выразил согласие, а теперь откажи в просьбе, но в вежливой, приятной для собеседника, форме»). Предметом наблюдения и самооценки на уроке является изменение индивидуального поведения ребенка, а не только объем получаемых знаний. Интерактивные методы и приемы обучения стимулируют как когнитивные (познавательные), так и социальные (поведенческие) аспекты деятельности детей. Определяющее значение имеют не знания сами по себе, а умение воспользоваться ими в опыте повседневного поведения. Вот почему организации интеракции (в данном случае – речевого взаимодействия) учитель должен уделять достаточно много внимания.

Рассмотрим далее вариант технологии коммуникативного обучения при наличии в классе интегрированного обучения «неговорящих» детей, т.е. детей, у которых вербальная (словесная) речь либо отсутствует, либо сформирована на таком низком уровне, что понимание ее окружающими почти невозможно. В этом случае главными становятся невербальные средства коммуникации. Требуется исполь- зование методики поддерживающей коммуникации, направленной на расширение коммуникативных возможностей ученика в его повседневной жизни. Коммуникация осуществляется с помощью взгляда, мимики, указательного или изобразительного жеста, картинок, условных обозначений (пиктограмм). Составляются «коммуникативные карточки», таблицы, тетради, позволяющие выражать желания, обращаться с просьбой, распознавать ситуации. С помощью картинок и пиктограмм ученики могут сообщить, что они хотят есть, поиграть с мячом, хотят послушать музыку и т.д. Этому предшествуют действия с реальными предметами: к примеру, ребенок берет конструктор (мяч) и таким образом сообщает, что хочет строить (поиграть в мяч). Невербальные средства коммуникации служат опорой и поддержкой при формировании и развитии вербальной речи.

В классах интегрированного обучения важно использовать технологии, активизирующие деятельность и социальное взаимодействие учащихся. К их числу могут быть отнесены игровые технологии, технологии проблемного обучения, коллективного способа деятельности и др. Игровые технологии реализуются с помощью дидактических, занимательных, деловых, ролевых, театрализованных и компьютерных игр. Образовательные задачи включаются в содержание игры. Игровая форма взаимодействия учителя и учащихся, самих обучаемых позволяет сделать каждого ученика активным членом детского коллектива. Позиционно-ролевые отношения в игре типа «лидер – подчиненный» варьируются, изменяются с той целью, чтобы учащиеся были социально адекватными в любой роли, умели проигрывать различные условия, ситуации, могли пользоваться различными способами коммуникации и переносить их в реальную жизнь.

Характерной чертой технологий интегрированного обучения является комбинированное психолого-педагогическое воздействие на учащихся с особенностями психофизического развития. Для некоторых категорий детей обеспечивается цензовое образование, но это не означает, что их учат так же, как их здоровых сверстников. Ученики готовятся к самостоятельному, максимально возможному независимому образу жизни. Интегрированное обучение включает формирование экзистенциальной сферы учащихся (лат. existential – существование), т.е. подготовки, по К. Роджерсу, «полноценно функционирующего человека» [8].

Если ученик с особенностями психофизического развития не научится оценивать себя и окружающих, явления социальной жизни, это обязательно негативно отразится на его поведении и жизнедеятельности. Ребенок останется «индифферентным», он не будет иметь собственного мнения. Это может стать причиной асоциального поведения, проявления безразличия. Решение указанных задач зависит от того, будут ли в школе созданы условия, чтобы ученик постоянно делал нравственный выбор в своей жизни. Педагогическими средствами, способствующими нравственному развитию, можно считать: содержание учебного материала; методы и формы обучения; стиль взаимоотношений между учителем и учащимся; межличностные отношения в учебной группе. Все эти составляющие должны учитываться и использоваться в условиях совместного обучения.

Весьма полезен в условиях интегрированного обучения прием аттракции (фр. attractions – представление). Учащиеся представляются друг другу. Представление создает положительное впечатление друг о друге. Дети целенаправленно учатся устанавливать хорошие отношения. Этому способствует форма обращения по имени. Учитель должен как можно чаще произносить имена детей и следить, чтобы они называли друг друга по имени. Расположить к себе помогает улыбка, приятное выражение лица. При общении с детьми учитель придает своему лицу доброе и приятное выражение, учит тому же детей, добивается того, чтобы они могли легкой улыбкой показать хорошее отношение к товарищу. Приемом аттракции являются также комплименты – похвальный отзыв (порой даже с преувеличением) о положительных качествах человека. Комплименты выполняют задачу внушения. Человек слышит комплимент и старается соответствовать ему. Если учащиеся будут специально обучаться разрешать конфликтные ситуации, это обеспечит им комфортность в повседневной жизни. Стихийно возникшие жизненные ситуации можно трансформировать в проблемные, тогда учащиеся получат возможность больше упражняться в их разрешении. Учащиеся с особенностями психофизического развития с трудом самостоятельно включаются в деятельность. Для формирования соотвествующих навыков требуется соблюдение постепенности, подготовка к сотрудничеству. Ученик сначала играет, исполняя пассивную роль. Он наблюдает за деятельностью сверстников, за тем, как распределены роли, какие персонажи являются положительными, какие – отрицательными, какие – нейтральными. Ученик вместе со взрослым имитирует действие, постепенно становится все более активнм и самостоятельным.

В современных условиях цели и задачи специального образования меняются. Познавательная модель обучения уступает место формированию ученика, обладающего жизненной компетенцией и необходимыми практическими умениями для самостоятельной жизни. Прежние методы обучения (иллюстрационный, рассказ, объяснение) были направлены на выполнение объяснительно-иллюстративной и репродуктивной функций. Учащимся в основном отводилась пассивная роль: они слушали, запоминали и воспроизводили изучаемый материал. Формированию практических умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, не всегда уделялось должное внимание. В то же время анализ педагогического опыта лучших педагогов и проведенные экспериментальные исследования свидетельствуют, что учащихся больше всего затрудняет включение в социальное взаимодействие. Поиск технологии, которая бы восполнила имеющийся пробел, привел к технологии интерактивного обучения, к использованию интерактивных методов обучения.

В основе интерактивного обучения лежат идеи известных социологов Дж. Мида и Г. Блумера [8], считавших, что приспособление индивидов друг к другу происходит в рамках социального процесса, суть которого составляет взаимное воздействие людей друг на друга. Поведение индивида – это реакция на поведение другого индивида. Личность утверждается в процессе межличностного взаимодействия и общения. Интерактивность выполняет важную функцию социализации учащихся. Интерактивный процесс воспроизводит «саму жизнь» в различных ее проявлениях, участники интерактивного общения проживают конкретное событие, которое как бы спрессовано во времени. В конце занятия все происходящее целенаправленно анализируется, рефлексируется. К позитивным моментам данной технологии можно отнести активность обучаемых, самостоятельность, овладение умением общаться. Обучение приобретает большую мотивированность. Учащиеся в процессе интеракции приобретают социально значимые умения (вести переговоры, брать на себя инициативу, взаимодействовать в небольшой группе). Каждый ученик приобретает таким образом социальную уверенность.

Интерактивность предполагает разнообразие видов учебной работы. Результативными и востребованными становятся проблемное обучение, дидактические игры, экскурсии. Использование интерактивных технологий предполагает наличие раздаточных материалов, что позволяет ученикам осмыслить и лучше представить анализируемую ситуацию. В интерактивном общении учащиеся имеют возможность проявить себя.

Технологии образовательной интеграции охватывают не только взаимоотношения «учитель–ученик», «ученик–ученик», но и требуют использования новых, иных технологий совершенствования педагогической квалификации учителей. Как продуктивная и полезная оценивается технология мастерских, организация и проведение мастер-классов. Особенностью обучения является погружение участников мастер-класса в процесс поиска. Создается атмосфера открытости, доброжелательности и доверия. Минимизируются оценки: похвала и порицание. Важная особенность технологий – создание режима творчества. Участники выбирают или самостоятельно конструируют формы, способы своей деятельности. Предлагаются различные варианты занятий по включению учащихся с особенностями психофизического развития в учебный коллектив, по организации коллективного способа деятельности. Участники мастерской имеют возможность сравнить, оценить, переосмыслить и перестроить собственную деятельность. Созданию атмосферы творчества содействуют импровизация, вариативность предлагаемых решений, в известной мере неопределенность в формулировке ожидаемых решений. Мастерская обеспечивает запуск творческого процесса, но не завершает его, так как предполагается дальнейшая самостоятельная деятельность ее участников.

6. Важным компонентом интегрированного обучения является организация психолого-медико-педагогическое сопровождения детей и подростов с нарушениями в развитии.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения обеспечивает решение следующих социально-педагогических задач:

§ поддерживает индивидуальные учебно-коррекционные маршруты и изучение программ для учащихся с ОВЗ в целях обеспечения психологической, педагогической, медицинской, социально-педагогической и логопедической помощи;

§ обеспечивает психологический комфорт и контроль за реализацией досугово-реабилитационной деятельности.

Основными этапами индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВР в общеобразовательном учреждении являются:

– Выявление и анализ проблем и причин отклонений у ребенка (функция школьного психолого-медико-педагогического консилиума);

– Определение возможности интеграции каждого ребенка, условий и форм интеграции;

– Составление плана интегрированного обучения, включая: определение вида и объема необходимой коррекционной помощи (образовательной, психологической, логопедической, медицинской и др.); частоты, времени и места оказания специаль- ной коррекционной помощи специалистов; выбор индивидуального образовательного маршрута, оказание дополнительной специальной помощи.

– Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подго-товку к интегрированному обучению (в условиях массовой общеобразовательной школы):

– с ребенком и его родителями;

– с родителями, учащимися и педагогами школы.

– Разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уров-ня знаний, возможностей и способностей ребенка;

– Организация и реализация образовательного процесса интегрированного обу-чения (в условиях массовой общеобразовательной школы);

– Систематическое сопровождение образовательного процесса;

– Оценка результатов обучения (совместно специалистами ПМПК, Психологической службы и ПМПк образовательного учреждения).

– Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса интеграции.

‒ Анализ перспективы дальнейшего развития интегрируемого ребенка.

 

7. Функции ПМПк(консилиума) при организации интегрированного обучения.

В комплекс мероприятий, проводимых под патронажем психолого-медико-педагогического консилиума входит: разработка индивидуальных образовательных программ; отслеживание динамики развития обучающегося; оценка успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении учебных программ и, в случае необходимости, внесение необходимых коррективов в учебно-образовательный процесс.

Важное значение имеет также помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения; консультирование родителей.

Кроме того сотрудники ПМПк участвуют в составлении индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучения и воспитания ребенка, в проведении

индивидуальных и групповых коррекционно‐ развивающих занятий.

При оценке эффективности, экспертизе технологий образовательной интеграции особую значимость приобретает оценка степени социализации учащихся, приобретения ими жизненной компетенции. Технологии образовательной интеграции предполагают включение обучаемых в социальное взаимодействие, в основе которого лежит взаимоуважение, равноправие, помощь и поддержка в развитии и реализации возможностей в настоящей жизни.

7.1 К основным критериям эффективности интегрированного обучения относятся:

• успешность овладения детьми с ОВЗ образовательной программой;

• отсутствие пропусков занятий без уважительной причины;

• положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболевае- мости детей;

• наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей воспитательной группы или одноклассников;

• участие детей и подростков в коллективных видах деятельности; активное участие детей в системе дополнительного образования;

• участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ; и др.

Таким образом, интеграция в общество человека с ограниченными возможностями здоровья, означает процесс и результат предоставления ему всех прав и реальных возможнос­тей участвовать во всех видах социаль­ной жизни общества, наравне и вместе с остальными членами общества, в социальных усло­виях, компенсирующих ему отстава­ние в развитии и ограничение возмож­ностей жизнедеятельности. Интегрированное обучение создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между общим (регулярным) и специальным образованием, преодолевая существующие социальные барьеры и делая границы между ними достаточно прозрачными.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Дайте определение понятий «интеграция» и «интегрированное обучение», укажите основные цели и задачи интеграции в сфере образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.