Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможностями развития.






 

1. Обучение и развитие детей с ограниченными возможностями развития– это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков интеллектуальной и предметно-практической деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения детей с ограниченными возможностями). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом характера и степени тяжести нарушения развития.

Развитие детей с ограниченными возможностями в большей степени, чем нормально развивающихся детей, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей с ОВР, тормозится формирование психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности интеллектуального развития могут оказаться нереализованными.

3. В систему социальных институтов коррекционной направленности входят организации и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населе- ния, культуры и спорта, а также межведомственные структуры.

Процесс становления отечественной государственной системы социальных институтов практической дефектологии начался в конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ века. В настоящее время в нашей стране она представлена достаточно широкой, разветвленной сетью дошкольных и школьных учреждений специального назначения.

2.2 В систему дошкольных специальных учреждений входят: ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, коррекционные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также дошкольные отделения при специальных школах и школах-интернатах. Комплектование специальных дошкольных учреждений базируется на следующих организационных принципах:

· по принципу ведущего отклонения в развитии. Такой подход позволил создать следующие дошкольные учреждения (группы) для детей:

• с нарушениями слуха (неслышащих /глухих/, слабослышащих);

• с нарушениями зрения (незрячих /слепых/, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

• с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи (ОНР), фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);

• с нарушениями познавательного развития (для умственно отсталых детей и детей с ЗПР);

• детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· по принципу меньшей наполняемости групп (до 12 воспитанников);

Специфическими особенностями организации работы специальных (коррекцион- ных) дошкольных учреждений являются:

введение в штат специалистов-дефектологов: олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, дополнительно – медицинских работников.

• осуществление образовательного процесса в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания;

перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами (так, занятия по развитию речи проводит педагог-дефектолог);

организация специальных видов занятий (занятия по развитию слухового, зрительного восприятия, по развитие и коррекцию речи, ЛФК и др.);

бесплатное пребывание ряда категорий детей с ОВЗ в ДОУ(письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.1974г. № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития», действие которого продолжается и по настоящее время).

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании» и в 1995 г. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую технологию образовательных учреждений. Для семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, детский сад может оказаться прак- тически единственным местом, где созданы необходимые условия для развития ребенка с ограниченными возможностями.

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 01.07.1995 г. №677) дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с нарушениями развития принимаются в ДОУ при наличии условий для коррекционной работы, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), с согласия родителей или лиц, их заменяющих. В детских образовательных учреждениях организуются также группы кратковременного пребывания для детей с нарушениями развития, которые в силу каких-либо причин не могут на постоянной основе посещать дошкольные учреждения. (Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 29.06.1999 г. № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».) Здесь могут оказать психолого-педагогическую помощь проблемным детям, а для их родителей организуется консультирование по вопросам обучения и воспитания. Занятия с такими детьми проводятся индивидуально или малыми группами в присутствии родителей.

В условиях отечественного дошкольного образования интегрированное обучение пока еще только внедряется, а для успешной реализации его задач необходимо соответствующие материально-техническое снабжение и кадровый потенциал. Для обеспечения коррекционного воздействия и лечебно-оздоровительной работы такие условия могут быть обеспечены в коррекционных группах детских садов комбинированного вида, где имеются компенсирующие группы, и центры развития ребенка. Многие специалисты придерживаются мнения, что существующая форма дошкольной организации «начальная школа – детский сад» также достаточно удобная вариативная форма для обучения и воспитания детей с нарушениями развития дошкольного возраста. Посещая этот комплекс, ребенок имеет возможность безболезненно начать школьную жизнь в привычной обстановке и в окружении знакомых детей. На основе преемственности в работе дошкольных и школьных учреждений учителя начальной школы имеют возможность осуществлять с первых дней учебы индивидуальный подход к каждому ребенку.

2.2 Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в различных образовательных учреждениях или на дому. Отбор детей с нарушениями развития во все виды и типы образовательных учреждений также осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия, которая дает квалифициро- ванное заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют девять видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Каждая из этих школ имеет свой видовой порядковый номер:

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида – школа (школа-интернат) для неслышащих (глухих) детей;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида – для слабослышащих и позднооглохших;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида – для незрячих (слепых) детей;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида – для слабовидящих детей;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида – школа или школа-интернат для детей с задержкой психического развития;

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида – школа или школа-интернат для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью);

· специальное (коррекционное) образовательное учреждение IХ вида – школа-интернат для лиц с комплексными нарушениями в развитии.

Предполагается создание специальных образовательных учреждений и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: для детей с аутизмом и другими нарушениями эмоционально-волевой сферы, детей с болезнью Дауна.

В системе здравоохранения имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Во всех специальных школах (школах-интернатах) детям обеспечиваются необходимые условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество. Помимо образования специальная школа обеспечивает медицинское и психологическое сопровождение, в школах соблюдается охранительный режим, уделяется значительное внимание трудовой, пред- профессиональной подготовке учащихся. Содержание и формы трудовой и профориентационной работы учитывают региональные, этнонациональные условия, потребности местного рынка труда, индивидуальные потенциальные возможности воспитанников, их интересы.

Выпускники специальных школ (за исключением специальной школы VIII вида) получают цензовое образование, которое соответствует государственному образова- тельному стандарту массовой общеобразовательной школы.

В школах VIII вида могут комплектоваться классы для детей с глубокой умственной отсталостью (имбецилы), в школах I - IV видов – классы для детей со сложными нарушениями (например, глухие умственно отсталые, слабослышащие умственно отсталые и т.д.). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушенного развития.

Обучение на дому организуется в случае, если ребенок-инвалид не в состоянии посещать специальную школу. Основанием для надомного обучения является медицинское заключение. Так, специальные школы и школы-интернаты VIII вида ведут надомное обучение детей-инвалидов, имеющих нарушение интеллекта с сопутствующими заболеваниями, которые препятствуют ежедневному посещению школы. В последнее время стали функционировать школы надомного обучения.

Для обучения, воспитания, социальной адаптации детей и подростков с комплексными (сложными) нарушениями развития, с сопутствующими заболева- ниями, а также для оказания комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей. Это могут быть центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации и профориентации, психолого-педагогической и социальной помощи, социальной помощи семье и детям, оставшихся без попечения родителей и др. В этих центрах осуществляется коррекционно-педагогическая, психологическая и профориента- ционная помощь, налаживается деятельность по формированию навыков самообслуживания и общения, социального взаимодействия, трудовых навыков, осуществляется специальная образовательная деятельность, оказывается консультативная помощь родителям по информационным и правовым вопросам, социальная и психологическая помощь детям-сиротам, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, и их выпускникам.

В системе психологической службы (как уже было указано выше) также организованы различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и т.д. Эти центры обслуживают специфический контингент (педагогически запущенных детей, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, детей, подвергшихся различным видам насилия, вынужденных покинуть семью, детей из семей беженцев, переселенцев, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф и т.д.). В числе этих детей нередко встречаются и дети с отклонениями в психофизическом развитии. Коррекционно-воспитательную работу в таких центрах осуществляют психологи, социальные педагоги, социальные работники, дефектологи, медицинский персонал. Эти межведомственные структуры создаются с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они обеспечивают новые подходы к организации специализированной деятельности по поддержке детей с ограниченными возможностями и ориентированы на долгосрочные меры помощи семье и ребенку.

При общеобразовательных школах создаются логопедические пункты для оказания логопедической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Логопедическая служба оказывает помощь в коррекции нарушений произноси- тельной стороны речи, в коррекции нарушений письменной речи, преодолении заикания и других нарушений речевого развития.

 

4. Принципы специального образования – это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и направляют развитие познавательной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М. Назарова, 2006 и др.).

В основу коррeкциoнно-педагогической деятельнос­ти положены специальные педагогические принципы.

– принцип целенаправленности педагогического процесса;

– принцип целостности и системности педагогичес­кого процесса;

– принцип гуманистической направленности педа­гогического процесса;

– принцип уважения к личности ребенка, в основе которого – разумная требовательность к нему;

– принцип опоры на положительное в человеке;

– принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;

– принцип сочетания прямых и параллельных педа­гогических действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

– принцип системности коррекционных, профилак­тических и развивающих задач;

– принцип единства диагностики и коррекции;

– принцип учета индивидуальных осо­бенностей ребенка с ОВР;

– деятельностный принцип коррекции;

– принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

– принцип интеграции усилий ближайшего социаль­ного окружения.

Кратко остановимся на содержании некоторых общих принципов специального образования:

· принцип педагогического оптимизма – раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»;

· принцип ранней педагогической помощи – обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии у ребенка для определения его образовательных потребностей;

· принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования – требует соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода характеру и степени тяжести нарушений развития у детей;

· принцип социально-адаптирующей направленности образования – подчиненность коррекционно-воспитательных мероприятий социальному развитию; принцип взаимосвязи в развитии мышления, языка и коммуникации как средства специального образования – удовлетворение потребности в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;

· принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании – определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

· принцип дифференцированного и индивидуального подхода – организация специального образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;

· принцип необходимости специального педагогического руководства – осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами и др.

4. Методы обучения в специальном образовании

Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

Методы специального образования – это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (И.М. Назарова, 2006 и др.).

Методы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями.

По классификации Ю.К. Бабанского (2007) в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы: организации и осуществления учебно–познавательной деятельности; стимулирования и мотивации учения; методы контроля и самоконтроля.

К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятель-ности относятся перспективные методы – передача и восприятие учебной информации посредством чувств; словесные – лекция, рассказ, беседа; наглядные – демонстрация, иллюстрация; практические – упражнения, опыты; логические – индуктивные, дедуктивные, аналогии; гностические – организация и осуществление мыслительных операций – проблемно-поисковые, репродуктивные, исследовательские; самоуправления учебными действиями самостоятельная работа с книгой, приборами.

Методы стимулирования и мотивация учения: формирование интереса к учению познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний; формирование долга и ответственности в учении – поощрение, порицание и др.

Методы контроля и самоконтроля – различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др.

В практике специального образования общепедагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами психолого-педагогического взаимодействия учителя и учеников. Отбор методов коррекционной педагогики должен проводиться в соответствии с социально-образовательными потребностями детей: на начальной стадии ведущими чаще всего являются наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения; словесные методы применяются на первых этапах обучения лишь в качестве дополнительных вследствие нарушения развития речи при различных отклонениях в развитии. В качестве ведущих эти методы используются на более поздних этапах овладения учебным материалом, в сочетании с наглядными и практическими; логические и гностические методы используются ограниченно из-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии. Важно отметить, что грамотное сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность работы.

4.1 Основные формы организации коррекционного обучения и воспитания

Формы организации обучения это практическая организация совместной, согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, складываются в педагогическом процессе и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Основные формы организации обучения: индивидуальная; групповая; фронтальная; классно-урочная. Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных моментов: педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения, соответствующие индивидуальному уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психического процесса и др. Данная форма исторически трансформировалась в индивидуально-групповую. При групповой работе учебная группа разделяется на несколько подгрупп обучающихся, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (в практике коррекционного обучения – обычно 3-5 чел.) Грамотно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает детей к коллективным методам взаимодействия. Она может использоваться для различных целей: решение задач и упражнений; выполнение лабораторных и практических работ; изучение нового материала. Индивидуальная форма целесообразна в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются тяжелые или комплексные нарушения в развитии, и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля; при обучении требуется многократное предъявление учебного материала; ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия; ребенок обучается на дому. Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий – 20-30 минут.

Фронтальная форма организации обучения обеспечивает совместную деятельность всего класса: учитель излагает учебный материал для всех, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают общей темой. Такая форма организации обучения обеспечивает единовременное совместное продвижение обучающихся к определенному уровню знаний и освоенных навыков в различных видах деятельности. Вместе с тем при ее использовании недостаточно полно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого ученика.

Классно-урочная система – основная форма организации учебного процесса. В отличие от индивидуального обучения и его индивидуально-группового варианта, данный вариант организации учебно-воспитательного процесса утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); «классифицирование» (планирование) обучения; осуществление учебного процесса в виде уроков; постоянное чередование уроков; вариативность деятельности; педагогическое управление.

Индивидуально-групповая форма возможна при организации коррекционных занятий, занятий по развитию речи, формирования навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др. Данная форма обучения может применяться в работе с детьми, которые имеют комбинированные нарушения, тяжелые формы интеллектуальных нарушений.

Комбинированные (смешанные) уроки обычно проводятся на начальных этапах специального обучения. В средних и старших классах специальной школы уроки, как правило, традиционного типа.

Групповые формы учебной работы детей с особыми образовательными потребностями широко распространены в специальной школе.

При необходимости учителя на уроке используют индивидуализированную форму организации взаимодействия с отдельными учениками, отстающими от других.

К дополнительным формам организации педагогического процесса в системе специального образования: экскурсии; самоподготовка; дополнительные занятия и др.

Вспомогательные формы работы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии: факультативы; кружки; клубы по интересам и т. д.

 

5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе

специального образования

 

Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути решения тех или иных образовательных задач.

К средствам обучения относятся: живое слово учителя; виды искусства; наглядные пособия; технические средства обучения; собственная деятельность детей; педагогические ситуации; природная среда; окружающая обстановка.

Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать целям, задачам и содержанию коррекционного обучения воспитания в специальном образовании. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Выделяют следующие функции средств обучения: компенсаторную; адаптивную; информативную; интегративную: инструментальную.

Функцию средства обучения выполняет также собственная художественная деятельность детей: художественно-речевая; театрализованно-игровая и др. Их использование в коррекционно-педагогическом процессе способствует развитию речи, общения; познанию прекрасного; раскрытию творческого потенциала личности.

Проектирование и информационное наполнение содержания специального образования реализуется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать: пропедевтические или дополнительные разделы, учебный материал для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире, в соответствии с отмечаемым нарушением развития; средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения; средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями отмечаемых недостатков развития; средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития; задания, упражнения для формирования навыков предметно-практической деятельности; упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов.

 

6. Основы организации ранней коррекционной помощи детям с

отклонениями в развитии

Демографическая ситуация в нашей стране настоящее время характеризуется падением естественного прироста населения, что обусловлено низкой рождаемостью, достаточно высоким уровнем младенческой смертности и заболеваемости детей. Учитывая экономические трудности сегодняшнего времени, самым приемлемым и самым эффективным путем снижения числа детей с нарушениями в развитии и повышения их социальной адаптации является организация ранней специализированной помощи. Исследования в области специальной психологии и педагогики доказали, что раннее начало целенаправленной коррекционной работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений в развитии. Максимально раннее коррекционное воздействие обусловлено прежде всего анатомо-физиологическими особенностями ребенка. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья человека. В этом возрасте отмечается становление всех морфологических и функциональных систем организма, складываются первые социальные контакты. Кроме того, ранняя комплексная коррекционная помощь способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что, в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ правильного поведения и социализации. Установление общности и единства психологических закономерностей развития ребенка в норме и патологии позволили в свое время Л.С. Выготскому научно обосновать общую теорию развития личности ребенка с ограниченными возможностями. Одним из важнейших достижений Л.С. Выготского является анализ взаимодействия процессов развития и обучения в детском возрасте, как в норме, так и при патологии развития, раскрытие сложных динамических соотношений между ними, установление детерминирующей и направляющей роли обучения по отношению к процессу развития.

Учение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях человеческого (в частности, детского) организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии биологического и социального в процессе развития, о зонах актуального и ближайшего развития и др. легли в основу организации ранней специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Большую роль в поиске эффективных решений проблемы раннего (от нескольких дней жизни до трех лет) возраста, выявления и специальной помощи сыграло переосмысление на современном уровне положений Л.С. Выготского о «социальности развития младенцев» и об их отношениях со взрослыми, об использовании сензитивного периода для предупреждения социально обусловленного отставания и связанных с ним вторичных отклонений в развитии (Лубовский В. И., 1994 и др.*).

Проведенные научные исследования зарубежных (Р. Болби, Д. Винникотт, М. Айнсворт, Т.М. Филд, Л. Беквит и др.) и отечественных (Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько и др.) ученых в области медицины, специальной психологии и педагогики убедительно доказали эффективность комплексной коррекционной помощи на самых ранних этапах развития детей с ограниченными возможностями. Уникальность этого возраста заключается в его особой «восприимчивости» к педагогическим воздействия, особой сензитивности в формировании большинства специфически человеческих качеств и способностей. Практическое воплощение идеи создания системы ранней коррекционной помощи начинается с определения объекта воздействия. По мнению большинства специалистов, такая работа должна проводиться не только с детьми, имеющими те или иные нарушения развития, но и при риске возникновения у детей нарушений социальной адаптации. При этом основным «инструментом» выявления детей, нуждающихся в комплексной междисциплинарной помощи, должна стать система массового скрининга. При патологии развития на основе комплексного обследования необходимо оказание помощи детям с ОВР (ОВЗ) совместными усилиями врачей, психологов, дефектологов, массажистов, диетологов, инструкторов по лечебной физкультуре и других специалистов. Своевременно и квалифицированно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить реализацию абилитационных мероприятий, а также обеспечить возможность некоторой части детей с ограниченными возможностями обучения в массовой общеобразовательной школе. Существенный вклад работа с детьми раннего возраста может внести и в коррекцию неблагоприятной ситуации в семье ребенка с ограниченными возможностями.

Скрининг (выявление и оценка) факторов риска проводится при первичном обращении родителей в генетическую или женскую консультацию. В период беременности в случае ее неблагоприятного течения будущей матери может проводиться пропедевтическое лечение. Производится также выбор правильной техники ведения родов. В первые часы после рождения у ребенка обследуют состояние его органов, ткани, нервной системы. Все эти мероприятия – от мониторинга состояния беременной женщины до выхаживания ребенка с нарушениями в развитии – обеспечивают комплексный подход в проведении медицинского аспекта абилитации. В последние годы особую актуальность приобретает проблема отрицательного воздействия на нервно-психическое развитие детей алкоголизма и наркомании родителей. Являясь социальным злом, они приводят в действие чисто биологические патологические механизмы. Вызывая тяжелые повреждения соматического здоровья и генетического аппарата будущих родителей, алкоголь и наркотики могут воздействовать на развитие и становление функций нервной системы в период грудного вскармливания; затем, как собственно социальные факторы – в процессе воспитания маленького человека. Следует отметить, что научно-технический прогресс способствует появлению целого ряда новых химических, радиационных воздействий, которые по-разному неблагоприятно влияют на организм матери и ребенка.

Программа медицинской абилитации тесно связана с программой психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и в своей реализации учитывает патологические факторы, влияющие на процесс развития ребенка: болезни матери, патологию беременности, патологию родов, появление первых признаков аномального развития. В организации профилактических мер и лечебного ухода за ребенком большую роль играет семья и семейная обстановка. Абилитационные мероприятия желательно проводить в домашних условиях, в тесном контакте с матерью ребенка. Следует иметь в виду, что абилитация ребенка должна носить комплексный характер. В ее реализации должен быть задействован ряд специалистов: врач-педиатр, методист по лечебной гимнастике, логопед, психолог, социальный работник (педагог), которые обучают родителей специальным коррекционным приемам выработки возрастных психофизических и психосоциальных навыков у проблемного ребенка, вносят коррективы в предложенные коллегами обучающее-развивающие упражнения.

При каждом дошкольном образовательном учреждении может быть организована группа кратковременного пребывания, где будет оказываться комплексная помощь ребенку раннего возраста с отклонениями в развитии, а также квалифицированная помощь его родителям.

Ранняя коррекция включает:

– скрининг-диагностику всех новорожденных с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

– расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

– целенаправленное наблюдение врача-педиатра за темпом психофизического развития ребенка из группы риска (по месту его жительства);

– оказание психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с отклонением в развитии;

– раннее начало систематической коррекционной работы.

Ранняя коррекционная работа предполагает решение следующих задач:

· основных задач развития, формирование характерных для данного возраста психологических новообразований и ведущих видов деятельности (развитие общения, предметно-игровых действий, самостоятельности в быту, развитие восприятия и наглядно-действенного мышления, развития речи и т.д.);

· обеспечивает создание условий для коррекции как общих, так и специфических отклонений в развитии (совершенствование и развитие общих движений, ручной и мелкой моторики, обеспечение социального развития, формирование предметной и предметно-игровой деятельности и др.).

При работе с ребенком младенческого возраста взрослый должен направлять свои усилия на удовлетворение потребностей ребенка в движениях, эмоциональном восприятии и самовыражении, в знакомстве с новыми предметами. Коррекционная работа с детьми младенческого возраста направлена также на развитие функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования, в развитии подражания и эмоционально-делового общения, в активизации лепета.

С наступлением раннего возраста (когда происходит изменение ведущих мотивов и ведущей деятельности), взрослый создает условия для развития у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функционального назначения (Что можно с ним сделать? В чем его значение?). Решающее значение имеет совместная предметно-игровая деятельность, которая является предпосылкой успешного развития высших психических функций: восприятия, речи, мышления, памяти, эмоций, мотивации; обогащается сенсорный опыт. Значимым компонентом содержания взаимодействия на данном этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образов «Я» и «Я-сознания».

Абилитационную программу помощи необходимо осуществлять в следующих направлениях: диагностическое, коррекционно-воспитательное. В диагностическом направлении ведущим является медико-психолого-педагогическое изучение ребенка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза, с другой, – разработки индивидуальной программы развития ребенка с постоянной корректировкой программы коррекционной работы. Следующее направление – коррекционно-воспитательное должно быть направлено на формирование и развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а также – на предупреждение вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, формирование всех видов деятельности, характерных для данных возрастных этапов, поведения и личностных ориентиров. Коррекционно-воспитательное направление решает также задачи социализации, максимального уровня самореализации, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении. Коррекционные занятия ведут дефектологи, социальные работники, логопеды; они проводятся как в групповой, так и индивидуальной форме. Коррекционно-воспитательная работа проводится одновременно с психологическим сопровождением, для чего необходимо организо- вать комнату психологической разгрузки. Эта работа проводится в тесном контакте с медицинской абилитацией, которая включает медикаментозную терапию, физиолечение, электро-, свето-, лазеро-, магнитотерапию, водолечение, природотерапию, жемчужные ванны, массаж, диетотерапию, фитолечение, лечебную гимнастику. Регулярный врачебный контроль позволяет вносить своевременные корректировки в программу индивидуального развития ребенка. Большое внимание должно уделяться развитию двигательных навыков детей посредством использования мягких модулей: матов, горок-скаток, бревен. Рекомендуется максимально использовать коррекционные игры с гигантскими мячами, мячами-модулями, сухие бассейны. Можно использовать также ходунки, качели, напольные манежи и другое оборудование.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.