Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционный курс 6 страница






Социальное развитиеребенка старшего дошкольного и младшего школьного возрастаопределяется по следующим оценочным критериям, характеризующим сформированность знаний и представлений о себе и окружающем социуме и соответствующих им интеллектуальных способностей:

- дети должнызнать и правильно называть свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

- соблюдать элементарные правила личной гигиены;

- уметь рассказать о составе семьи и труде родителей (по вопросам пе­дагога), уметь задать такие же вопросы другим детям;

- знать и называть имя и отчество взрослых, работающих в группе, имена своих товарищей;

- соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;

- знать и выполнять основные правила поведения на занятиях;

- уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия;

- оказывать товарищу помощь при выполнении учебных заданий, изготовлении поделок;

- соблюдать правила гигиены труда и безопасности при выполнении практических заданий;

- соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах;

- соблюдать правила поведения на природе (в парках, скверах и дру­гих местах отдыха), охранять растения и животных;

- уметь ухаживать за комнатными растениями;

- уметь проявлять волевые усилия: выдержку, настойчивость, реши­тельность, смелость во всех видах предметной и учебной деятельности и др.

В познавательном развитии выделяются следующие показатели: ориентировка ребенка в окружающем мире, сформированность способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в еди­ничном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем социально-бытового и учебного характера.

Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (изобразительная деятельность, музыка, художе­ственная литература).

Лепка и аппликация:

Дети должны знать название предметов и приспособлений для работы (гладилка, нож­ницы, кисточки); название некоторых видов бумаги; основные свойства пластилина; природные материалы, используемые для поделок.
Дети должны уметь: организовывать рабочее место и приводить его в порядок; пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; изготовлять изделия из бумаги путем складывания и сгибания по образцу (под руководством педагога); правильно выполнять аппликационные работы, создавать предмет­ные, сюжетные и декоративные композиции; применять бумагу разной фактуры для создания выразительного образа; экономно использовать материал для заготовок; лепить предметные и сюжетные изображения, фигуру человека и животных в движении и др.

Рисование.

Дети должны: проявлять эмоциональную отзывчивость и интерес к изобразительной деятельности; узнавать, изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, животные, дом, время года и т.д.) и действия (идут, сидят, поют и т.д.); различать и называть цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный, белый); передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное расположение, основной цвет предметов; изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым «сюжетом»; умело работать карандашом, меняя его по мере необходимости, про­водить линии без напряжения, не вращая при этом лист бумаги; правильно работать гуашевыми красками, владеть приемами наложения одной краски на другую; уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, на силуэтах, изображающих предметы быта и одежды и др.

Физическое развитие предполагает формирование у детей начал здорового образа жизни, физической культуры, представлений о собствен­ном теле, умений адекватно реагировать на изменение окружающей сре­ды, сознательного отношения к своему здоровью, безопасности.

Состояние физического развития старших дошкольников и младших школьников определя­ется по следующим показателям:

- средневозрастным показателям общефизического развития, возрастным изменениям в физическом и функциональном состоянии ребенка;

- устойчивости к изменениям внешней среды (сопротивляемость за­болеваниям);

- качественным параметрам засыпания и сна;

- аппетиту;

- физической и умственной работоспособности;

- физической активности;

- динамике индивидуальной физической подготовленности (двига­тельных умений и навыков, качеств и способностей);

- уровню развития моторики и психомоторики и др.

Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:

· самостоятельно выполнять необходимые бытовые действия (на за­нятиях, в играх, на дежурстве), гигиенические процедуры, владеть навыками самообслу- живания;

· овладеть «азбукой движений», элементами техники всех видов жиз­ненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортив­ных играх и умением самостоятельно пользоваться приобретенными дей­ствиями в различных условиях;

· уметь проанализировать «двигательную задачу», выбрать способы ее решения, соотнести последовательность, направление, характер действий с данным образ­цом.

· Ценность получаемой в процессе педагогического обследования ре­бенка информации состоит в том, что она, как правило, является результатом длительного наблюдения, что обеспечивает ее надежность и достоверность.

 

5. Психолого-педагогическое изучение детей с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения

Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспе­вающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудно­сти в обучении. Педагог совместно с психологом и логопедом должен установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути педагогической работы с каждым ребенком, познакомить воспитателя и родителей с приемами наиболее эффективной помощи ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Учитель организует обучение и наблюдение за ребенком по предложенной психологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце первого года обучения (первого полугодия). На основании анализа динамических изменений решается вопрос о целесообразности направления ребенка в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью установле­ния места дальнейшего обучения ребенка. При этом необходим тесный контакт педагога с психологом, врачом-педиатром и школь­ным логопедом.

Если выявленная у ребенка проблема оказывается сложной в диагностическом плане, может возникнуть необ­ходимость в продолжении психолого-педагогических наблюдений. В зависимости от количества детей, нуждающихся в дополнительном изучении, их воз­раста и состояния могут быть использованы разные пути. В тех случаях, когда речь идет сразу о нескольких детях учащихся, в образовательном учреждении могут быть созданы диагностические группы.

Диагностические группы создаются на базе специальной шко­лы в период работы психолого-медико-педагогической комиссии. Срок функционирования группы – от 5 до 12 дней. Занятия в группе прово­дит педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах.

Периодическое наблюдение за детьми, их обследование прово­дят психолог, логопед и психоневролог. В зависимости от состава детей в диагностической группе, составляется расписание на каждый день. В учебных группах прово­дится по 4 урока, а в первый и последний дни недели – 3 урока с переменами в 15-20 минут. Поведение детей на уроках и во вре­мя отдыха является предметом изучения и фиксируется в протоколе наблюдений.

Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познава­тельной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качес­тва, используются специальные уроки, которые несколько отличаются от обычных обучающих уроков. Основное место на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с де­тьми. Учитель стремится максимально полно определить возмож­ности каждого ребенка.

Хотя каждый урок имеет свою специфическую направлен­ность (выявление навыков счета, письма, чтения и т.д.), он не является только уроком обучения письму или чтению. На каждом таком уроке исследуются различные стороны психики детей. Темп занятий и виды работы зависят от того, что необходимо узнать о детях.

Так, для оценки представлений детей широко используются уроки по развитию речи, уроки ручного труда и рисования, а также экскурсии. Все эти уроки позволяют выяснить, что знают дети об окружающих их предметах, явлениях, событиях, как они понима­ют и устанавливают причинно-следственные связи, как выполняют действия сравнения, обобщения. Детям предлагается составить рассказ по картинке или разложить серию картин, объединенных общим сюжетом; при этом обращается внимание на умение ребенка выделить главное, правильно установить последовательность событий, обос­новать свои суждения.

На занятиях по ручному труду, лепке, рисованию можно уровень сформированности представлений о форме, цвете и других свойствах предметов.

Продуктивная деятельность ребенка (рисунки, аппликация, лепка и т.д.) свидетельствует не только о ручной умелости, но и о фантазии, творческом воображении, точности восприятия, наблю­дательности.

Очень информативны игровые занятия. При проведении подвиж­ных игр детям предлагают самим выбрать игру, выявляют, какие игры им знакомы. Большое значение имеет знание ребенком пра­вил игры, умение играть, руководствуясь правилами, вести себя в соответствии с ролью. В игре проявляются такие качества, как ак­тивность, наблюдательность, самостоятельность, решительность, чувство товарищества, умение общаться со сверстниками.

Из педагогической практики известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и пси­хическое развитие ребенка. Многие исследователи указывают, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными от­ношениями в семье (А.И. Захаров, В.В. Ковалев, В.В. Ткачева и др.). Нарушения семейных взаимоотношений оказы­вают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, на эффективность проводимых коррекционно-педагогических мероприятий, прово­цируют разнообразные вторичные отклонения в психическом разви­тии ребенка.

Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный ба­рьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений; нарушение межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также других родственников.

Семья играет важную роль в формировании умственных способ­ностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в се­мьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкого­лизмом, в конфликтных семьях, в неблагополучных семьях, где ребе­нок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует вы­яснить роль отца и матери в воспитании ребенка, оценить тип семей­ного воспитания, установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка, сопоставить тип семейного воспитания с особенностями его умствен­ного и личностного развития.

При проведении социально-педагогического исследования необхо­димо оценить следующие показатели:

• уровень образования родителей, общий культурный уровень се­мьи, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия;

• особенности взаимоотношений в семье, наличие вредных привы­чек у родителей, состояние здоровья родителей.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Назовите и охарактеризуйте ведущие принципы психолого-педагогического изучения познавательного и психофизического развития детей с ОВР и диагностики нарушенного развития.

2. В чем состоит специфика содержания (программы) и методов психолого-педагогического изучения детей с проблемами в развитии.

3. Каковы основные методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии.

4. Раскройте содержание понятия «педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями».

5. Как осуществляется психолого-педагогическое изучение детей с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения?

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004.

4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.

5. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.

7. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Во- робьева. – М., 1979.

8. Психолого-педагогическая диагностика / Под общей ред. И.Ю. Левченко. – М., 2003.

9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.

 

Дополнительная литература

 

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2005.

2. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – Спб., 2001.

4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

5. Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – М., 1998. - № 2.

6. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

 

Часть II. Методы психолого-педагогического изучения детей

с нарушениями в развитии

Учебные вопросы

 

1. Методы психолого-педагогического исследования.

2. Экспериментально-психологические методы психолого-педагогического исследования.

3. Метод обучающего эксперимента и его использование в практике психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития.

4. Содержание психологического заключения по материалам психолого-педагогического исследования.

 

1. Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.

Беседа, проводимая перед началом экспериментально-диагностического исследо-вания, направлена на установление позитивного эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемым заданиям. Неуверенных, боязливых детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми возбудимыми, расторможенными ‒ использовать более строгую манеру общения. Содержание беседы должно быть направлено на выявление уровня сформированности и особенностей знаний и представлений ребенка об окружающем мире. В ходе беседы обследующему необходимо коснуться интересов ребенка, его любимых занятий и игр. Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее следует с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, перевести беседу в нужное русло.

Беседа ориентирует психолога (педагога) в отношении того, какими должны быть первоначальные задания констатирующего психолого-педагогического обследования.

К числу традиционных и широко применяемых в психолого-педагогических исследованиях относится метод наблюдения за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода является возможность изучения поведения и деятельности детей «в естественных условиях». Процедура обследования с использованием метода наблюдения может быть различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, ха­рактера изучаемых явлений и т.д. Специалист, проводящий обследование, может войти в состав наблю­даемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

Наблюдение за ребенком (активное или пассивное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуациях. С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, наличие интеллектуальных действий планирования и программирования деятельности, эмоционально-личностные проявления (например, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) и др. Наблюдение позволяет вы­яснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, на­сколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроения является преобладающим, каковы особенности раз­вития двигательной сферы. Такая информация может стать основой для последующего углубленного психолого-педагогического изучения ребенка.

По результатам наблюдения педагог (психолог), выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о характере и степени выраженности имеющихся нарушений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психолого-педагогическое изучение ребенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную «психоэмоциональную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводящего обследование. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога или психолога высокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с раз­личными нарушениями развития.

При проведении психолого-педагогического обследования основной цельюнаблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и со­поставление результатов наблюдения с известными признаками имею­щихся у детей нарушений развития.

Как указывают многие специалисты в области практической психологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостаткам метода наблюдения относятся его относительная длитель­ность и известная «субъективность», которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящего обследование, невозможности полноценной стати­стической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать на­блюдение «формализованным», включив его в стандартизированную ме­тодику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вво­дится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обследуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых при­знаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными ко­личественными показателями. В этом случае появляется возможность бо­лее четкого и полного сопоставления результатов различных наблюде­ний. Существенно снижается субъективность оценки данных наблюдения, появляется возможность сбалансированного ка­чественного и количественного анализа полученных данных.

2. Экспериментально-психологические методы

Методы экспериментально-психологического исследования иг­рают важную роль при проведении психолого-педагогического изучения детей. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.

Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в разви­тии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответс­твующую психическую функцию.

Решение задач, стоящих перед педагогом-психологом при обследовании детей, сделало необходимым не только установление самого факта того или иного нарушения развития, но и определение его механизма. Важно выявить структуру, качественную специфику состояния, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения последующей коррекционной работы с ребенком.

Решению этих задач помогает использование нейро-психологических методик, которые способны нащупать наименее внешне выражен­ные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическое об­следование проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку.

Особую по­пулярность среди экспериментально-психологическихметодик получили такие, как «Кубики Кооса», «Исключе­ние предметов», определение последовательности событий, «Опосредованное за­поминание» (по А.Н. Леонтьеву), «Метод пиктограммы» и др. Многие из этих мето­дик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психологические методики являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.

С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личност­но-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в арсенале средств практической психологии не так много. Это необходимо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.

Важным условием применения эксперимен­тально - психологических методик является оказание дозированной по­мощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубин­штейн (1989) и И.Ю. Левченко (2003, 2004). К ним относится:

– простое переспрашивание, просьба повторить то или иное сло­во, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к сде­ланному;

– выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, например, репликами: «Хо­рошо», «А дальше?»;

– вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие;

– наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

– подсказ, совет действовать тем или иным способом;

– демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его;

– обучение тому, как надо выполнять задание.

Выбор адекватных способов помощи является одним из трудных разделов психолого-педагогического обследования. Общие правила, кото­рыми при этом следует руководствоваться, состоят в следующем:

– сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными относительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демонстрации действий и обучению;

– экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и много­словным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщатель­но обдумано;

– каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.

Основные экспериментально–психологические методики описаны С.Я. Рубин- штейн в ее работе «Экспериментальные методики патопси­хологии и опыт применения их в клинике» (1989).

 

3. Метод обучающего эксперимента

Специфи­ческой особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является исполь­зование обучающего эксперимента.

Как известно, с помощью одних только констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдви­нутое Л.С. Выготским (1932) положение, что обучение ведет за собой разви­тие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего эксперимен­та, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения вклю­чены в сам процесс психолого-педагогического исследования. В других вариан­тах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тесто­вого, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест – обучение – тест) эффективность обучения получает определенное количественное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает педагог или психолог о проблемах и потенциальных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответственно более содержательными будут его практические рекомендации и прогностическая оценка.

Специально для исследования потенциальных возможностей интеллектуального развития детей 7-10 лет А.Я. Иванова (1976) разработала методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает трудности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспериментальное обучение вы­полнению каждого задания не требует наличия школьных знаний. Это дает воз­можность использовать методику обучения в тех случаях, когда ребенок не справ­ляется с программой или еще не обучался.

В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить контрольные задания, при наличии затруднений ему оказывается «обучающая» помощь, а затем предъявляется аналогичное задание.

Возможно несколько вариантов выполнения ребенком второго контрольного задания:

· перенос образца правильного выполнения задания полный, в вербальной форме - например, ребенок называет все три признака сходства (различия) предметов;

· перенос частичный в вербальной форме – ребенок выделяет и называет не менее двух признаков;

· перенос полный в действиях - ребенок осуществляет три правиль­ных группировки, но не называет их (подобное часто отмечается у детей с речевыми нарушениями);

· перенос частичный в действиях - ребенок осуществляет не менее двух правильных группировок;

· перенос отсутствует - ребенок выделяет один или ни одного из при­знаков фигур второго набора.

Оценка результатов формирующего эксперимента проводится по следующим критериям:

- наличие (характер) ориентировочной деятельности, которая у здоровых детей носит активный характер и практически всегда нарушена при сниженной умственной работос­пособности и психическом недоразвитии;

- способность к восприятию помощи. Оценка производится по количеству полученных ребенком установок - подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, в то время как детям с нарушением интеллекта – от 10 до 20;

- способность ребенка давать словесные формулировки того при­знака, на основании которого он выполнял задания.

При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать на базе различных методик психолого-педагогического исследования: «Предметная классификация», «Исключение 4-го лишнего», «Кубики Кооса» и др. Это осо­бенно важно, если обследующий ограничен во времени, например при проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии. В этом случае рекомендуется использовать методику «Исключение 4-го лишнего», поскольку выбор лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают примерно две-три минуты.

 

4. Методические рекомендации к составлению психологического заключения по

данным психолого-педагогического исследования

Психологическое заключение является логическим завершением ана­лиза результатов психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе об­следования.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психо­лог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полу­ченные результаты в виде письменного заключения.

Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характерис­тику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе об­следования. Во второй – характеризует деятельность ребенка, в тре­тьей – описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфи­ку познавательных процессов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.