Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционный курс 7 страница






В заключительной части психолог должен определить психологичес­кий диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз – это вывод о результа­тах проведенного исследования.

Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребен­ком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последова­тельность психологических составляющих (от ведущего нарушения ксвязанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.

В своей завершающей части психологическое заключение должно содержать рекомендации, которые содержат обоснование последовательности включения в работу с ребенком тех или иных специалистов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога общего профиля, коррекционного педагога и т.д.).

Психологическое заключение пишется в свободной форме, тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особеннос­ти контакта и взаимодействия с психологом, способы выполне­ния заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, замечание, успех или неудачу; особое внимание обращается на способность ребенка про­дуктивно использовать помощь, виды необходимой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения дей­ствий, характер речевых высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях и объяснить их.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагности­ческого изучения познавательной деятельности ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, от того, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения познавательной деятельности. При этом отмечаются не только выявленные нарушения, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся рекомендации к организации и содержанию психолого-педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям.

Текст заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату проведения обследования.

 

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Раскройте содержание понятия «методы специального психологического исследования».

2. Дайте характеристику методов беседы и наблюдения; укажите специфику их использования в практике психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

3. Каково назначение методов экспериментального исследования в практике специальной психологии и педагогики?

4. Назовите и охарактеризуйте экспериментально-психологические методы, используемые в практике психолого-педагогического обследования детей и подростков с отклонениями в развитии.

5. Охарактеризуйте метод обучающего эксперимента, укажите его роль в практике психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития.

 

Рекомендуемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Кн.I, II.

2. С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). – М.В. Секачев, 2007.

3. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.

4. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.

6. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

7. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.

8. Психолого-педагогическая диагностика / Под общей ред. И.Ю. Левченко. – М., 2003.

9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.

10. Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В. Се­менович. – М., 1998.

Тема № 5. Служба практической (специальной) психологии в системе

образовательных учреждений

 

Учебные вопросы.

 

1. Задачи и организация работы службы практической психологии.

2. Основные направления службы практической психологии.

3. Задачи, основные направления и организация работы психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию детей с ограниченными возмож- ностями.

4. Задачи и организация работы психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного учреждения.

5. Содержание психолого-педагогическом заключения ПМПК (ПМПк).

6. Методические требования к организации и процедуре обследования детей в ПМПК при комплектовании специальных (коррекционных) учреждений.

7. Основные методы психолого-медико-педагогического обследования детей с

ОВР (ОВЗ) в психолого-медико-педагогических комиссиях и консилиумах.

 

1. Под Службой практической психологии понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) и консилиумы (ПМПк), научные учреждения, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.

Служба оказывает содействие формированию образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием.

Целями службы являются:

– содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным личностно-психологическим особенностям обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

– содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений знаний, умений и навыков, необходимых для получения образования, профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

– оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

– содействие педагогическим работникам, родителем (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них социальных норм взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

 

Задачи службы:

• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития;

• формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопре- делению и саморазвитию;

• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям познавательного развития обучающихся, воспитанников;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, в психофизическом развитии обучающихся, воспитанников;

• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

• участие (совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений) в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности последовательных этапов непрерывного образования;

• содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

• содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области общей и специальной психологии.

 

Организация деятельности службы

Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (психологом) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, воспитании и развитии: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.

Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.

 

1. Основными направлениями деятельности психологической службы являют- ся:

психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитан- ников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и психофизическом и познавательном развитии.

психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и личностного развития.

психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей ребенка (подростка), его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителем (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Координация деятельности различных подразделений Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.

Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

Для координации деятельности специалистов разного профиля на базе общеобразовательных учреждений рекомендуется создание психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк)*.

В зависимости от конкретных условий специальное психолого-педагогическое сопровождение, а в некоторых случаях и медицинский патронаж детей с проблемами в развитии может осуществляться как в учреждениях специального образования, так и в учреждениях массового вида.

В целях создания оптимальных условий для воспитания, обу­чения и медико-санитарного обеспечения детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями и в соот­ветствии с Положением о психолого-медико-педагогической службе (2003), Законом «Об образовании» (1992/2008), Типовым положением о специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанни­ков с отклонениями в развитии (1997/2001) предусмотрено:

Проведение заседаний комиссии по отбору детей до­школьного и школьного возраста в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучаю- щихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Осуществление медико-педагогического освидетельствова­ния указанного контингента детей с целью направления в соответствующие образовательные учреждения с учетом состояния детей.

В диагностически сложных случаях ставятся и решаются вопросы о направлении детей в научно-исследовательские центры и лечеб­но-профилактические учреждения областного и федерального уровня.

При необходимости длительного динамического наблюде­ния за учащимися направление их в диагностические классы.

В функции руководителей муниципальных органов управления обра­зованием входит:

· Укомплектовать психолого-медико-педагогические комис­сии квалифициро- ванными специалистами.

· Обеспечить контроль по своевременному выявлению, об­следованию детей в психолого-медико-педагогических комис­сиях.

· Обеспечить функционирование в городе (районе) единой психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельство­ванию детей дошкольного и школьного возраста.

· Открывать при общеобразовательных школах специальные (коррекционные) классы для детей с проблемами умственного и психического развития в соответствии со ст. 5 п. 6 Закона «Об об­разовании».

 

2. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является государст- венным консультативно-диагности­ческим, коррекционным учреждением в системе специализирован­ной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении.* ПМПК выполня­ет функцию основной экспертной службы при определении вида и форм обучения детей с проблемами в развитии. В своей деятельности ПМПК руководству­ется Международной конвенцией о правах ребенка, а также дейс­твующими законоположениями Российской Федерации об обра­зовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России. С учетом административного деления, создаются республиканские, городские, окружные и межрайонные ПМПК.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учрежде- ний, а также оказывают консультативно-диа­гностическую и коррекционную помощь всем лицам, которые в ней нужда­ются. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, пе­дагоги, подростки по личной инициативе.

В задачи зональных, городских и районных психолого-медико-пе­дагогических комиссий входит:

Осуществлять выявление, учет, освидетельствование детей дошкольного и школьного возраста с проблемами в умственном и психическом развитии, детей дошкольного возраста с пробле­мами в физическом развитии.

Осуществлять освидетельствование детей на психолого-медико-педагогических комиссиях только с согласия родителей (законных представителей) и их обязатель- ном присутствии при наличии следующей документации:

– выписки из истории развития ребенка, подписанной глав­ным врачом поликлиники;

– направления районного психоневролога;

– характеристики из детского учреждения, в котором находил­ся ребенок;

– заключения психолого-медико-педагогического конси­лиума;

– ученических тетрадей и рисунков ребенка;

– личного дела из школы;

– для детей с проблемами в физическом развитии – заключе­ния специалистов регионального областного консультативно-диагностического центра для детей с ОВЗ.

Для этого руководителям территориальных органов управления здра­воохранением необходимо:

Обеспечить в работе психолого-медико-педагогических комиссий участие врачей: педиатра, психоневролога, отоларинго­лога, окулиста, ортопеда.

Направлять детей на психолого-медико-педагогическую комиссию со следую- щими документами:

• подробной выпиской из истории развития ребенка;

• заключениями специалистов на отдельных бланках: психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда, логопеда.

В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:

- врачи (невропатолог, психиатр /психоневролог/, отоларинголог, офтальмолог); ‒ педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог,

ортопед);

- логопед;

- психолог;

- социальный педагог;

- медицинский статистик.
Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической ра­боты с детьми c ограничен- ными возможностями развития. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудова­нием; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фон­дами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.

В зависимости от условий региона (материальной базы, наличия специалистов и пр.) в структуре ПМПК могут создаваться самосто­ятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную ра­боту, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методи­ческий отделы.

Важнейшей задачей ПМПК является проведение комплексной психолого-меди­ко-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и условий воспитания и обучения.

2.1 Организация работы по комплектованию специ­альных (коррекционных) учреждений.

В ПМПК при проведении работы по комплектованию образовательных и медицинских учреждений ведутся журнал записи на ПМПК и журнал учета детей, прошедших обсле­дование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обуче­ния, и дубликаты заключения ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в комиссии фиксируется в протоко­ле квалифицированным специалистом (медицинским статистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Эти данные помогают учителям заранее позна­комиться с особенностями личности ребенка, уровнем и качеством знаний, особенностя­ми психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в ДОУ или в школе. Кроме того, протоко­лы необходимы для фиксирования динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изменениях, происшедших за определенный период времени. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом комиссии составляется заключение о характе­ре и степени тяжести отмечаемых отклонений в развитии. Принимается коллегиальное решение о месте даль­нейшего воспитания и обучения с учетом пси­хофизических и индивидуальных особенностей развития ребенка. Даются конкретные рекомендации педагогам образовательного учреждения.

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обуче­ние в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-ме­дико-педагогический консилиум данного учреждения, а дубликат заключения передают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образова­ния, соцздравобеспечения. Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями (без указания диагноза).

Направление детей в специальное учреждение осуществляет­ся органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в данное специальное учреждение.

3. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является одной из форм взаимодействия специали­стов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, вос­питанников с отклонениями в развитии и/или состояниями де­компенсации.

ПМПк может быть создан на базе образовательного учреж­дения любого типа и вида независимо от организационно-право­вой формы приказом руководителя образова- тельного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя об­разовательного учреж- дения.

ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учрежде- нием и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (пред­седатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного об­разовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов / групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-ло­гопед, врач-педиатр (невролог, психиатр), медицинская се­стра. Как правило, для участия в работе ПМПк приглашаются логопед, коррекционный педагог (педагог-дефектолог), практический психолог, врач, воспитатель или учитель начальных классов.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обу­чающихся, воспитанников с отклоне- ниями в развитии (или со­стояниями декомпенсации) исходя из реальных возможнос- тей об­разовательного учреждения и в соответствии со специальными образователь- ными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Основными задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
‒ выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии (или состояний декомпенсации);

– профилактика физических, интеллектуальных и эмоцио­нально-личностных перегрузок и срывов;

– выявление резервных возможностей развития;

– определение характера, продолжительности и эффективнос­ти специальной (коррекционной) помощи в рамках имею­щихся в данном образовательном учреждении возможностей;

– подготовка и ведение документации, отражающей актуаль­ное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

В обязанности ПМПк (консилиума) входит также:

– изучение психофизического и соматического состояния ребенка (медицинское обследование);

– выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особен­ностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение);

– изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения (педагогическое изучение).

Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследо­вание детей с отклонениями в развитии. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой оп­ределяется образовательным учреждением самостоятельно*.

Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществля­ется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образо­вательным учреждением и родителями (законными представите­лями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учрежде­нии, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей), направляет ребенка в детскую поликлинику.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

По данным обследования каждым специалистом составля­ется заключение и разрабатываются рекомендации.

На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследова­ния ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

Изменение условий получения образования (в рамках воз­можностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а так же при необходимости углубленной диагностики или разреше­ния конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк ре­комендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом данного образовательного учреждения на комплексное, всесто­роннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии (или состояниями декомпенсации); плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

Председатель ПМПк ставит в известность родителей (за­конных представителей) и специалистов ПМПк о необходимос­ти обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и про­ведение заседания ПМПк.

На период подготовки к ПМПк и последующей реализа­ции рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учи­тель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффектив­ность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повтор­ных обсуждений на ПМПк.

На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все спе­циалисты, участвовавшие в обследовании или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и реко­мендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщен­ную характеристику структуры психофизического развития ребен­ка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекци­онной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представите­лей), предложенные рекомен­дации реализуются только с их согласия.

Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации:

– установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков их достижения;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.