Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Мигунов






З – девятая буква в русской азбуке; начертания которой заимствованы из греческого алфавита. В первославянской философической азбуке читалась «зъло» и «зрить в корень», означала Землю, матерь-Землю, зарождение и накопление качеств, умение понимать суть, глубинный смысл. Буква выражала глубокий смысл рождения чего бы то ни было. Цифровое значение в той же славянской азбуке – 7. В современном русском языке – это звонкий согласный звук.

Забава (др.-рус.) – различного рода развлечения (игры в том числе), не дающие скучать, веселящие, приятные, легкие. Забавы используются для отдыха, для подъема настроения, в психотерапии и в тоже время для обучения детей общению, соблюдению правил, смекалке, реакции и т.д. Забавы на отдыхе – это увеселение, занятие досуга, избавление от тоски и скуки. Забавы в воспитании – это метод развития ребенка и обучения его чему-либо. По форме забавы могут быть самыми разными: игры, пение, хороводы, викторины, легкие соревнования, рассказывание веселых историй и анекдотов, подшучивание друг над другом. Не зря пошли в жизнь определения: «забавная история», «забавная ситуация» и др. Различают забавы пустые, глупые и интересные, умные. Особо выделяются детские забавы. Дети ими занимаются больше, чем взрослые. Иногда забавы считаются «посторонним занятием», если ими занимаются во время серьезного дела, работы (урока, например). В школьной практике забавы являются обязательным элементом вечеров, утренников, дискотек. Иногда их используют для отдыха на переменах.

Забвение (др.-рус. – за-быть)– забывание, исчезновение из памяти, утрата памяти о чем-то, о ком-то. Такое забвение лиц, событий, состояний может быть и положительным (врачующим в горе, тревоге), и отрицательным (пренебрегающим, умышленно изгоняющим из сердца и памяти). Забвение также называется психическое состояние забытья, беспамятства, болезненного «выпадения» из памяти. Наконец, забвение – это пренебрежение кем-то и чем-то, забывание, например, основателей и подвижников. И тогда начинается упадок и запустение их памятников, памятных мест, заброшенными и безвестными становятся их могилы, сами имена людей, которые нельзя забывать, перестают помогать жить. В назидание при расставании древние народы говорили: «Пусть у тебя будет долгая память».

Заблуждение (др.-рус. – за + блуд) вид ошибки, характеризующийся принятием за истину того, что ею не является. Это уклонение от истины в сторону ложного суждения, неверного по существу. Это может быть ложная парадигма, ложная цель, неверное мнение, ошибочный вывод – выдвигаемые как истинные и составляющие убеждение, принципы, правила действия человека. Не зря говорят, что за свои заблуждения человек расплачивается. Заблуждение часто соседствует с истиной, но ею не является. В быту слово «заблуждение» тоже употребляется в значении «уйти с дороги», «бродить», «ошибаться», «погрешить». Появление заблуждения зависит от развития разума, критичности и трезвости ума, способствующих избавлению от «иллюзий мышления», и обеспечивающих мобильность психики, интуицию человека.

Забота (др.-рус. – хлопоты) – деятельность человека по добровольному содействию благу другого: оказание помощи и поддержки, создание благоприятных условий жизни, одарение теплом и любовью, соучастие в жизненных ситуациях и т.д. Забота есть труд души и тела, направленный на кого-то другого. Заботиться можно о ком угодно и о чем угодно: о младших и о старших детях, о престарелых людях, о друзьях, о семье, а также о животных, о птицах, об урожае, о порядке и т.д. В детских сообществах есть девиз: «Труд – забота, а не просто работа». Забота наполняет труд смыслами, придает ему направленность, эмоционально окрашивает. Любой тяжкий или неприятный труд, если он – забота, делается легким и приятным. В основе проявления заботы лежат благие мотивы любви, сострадания, долга, вины или греха. На общественном уровне забота человека о человеке и живом мире проявляется в формах шефства, попечения, меценатства, благотворительности, милостыни. Высший уровень проявления заботы представляет материнская забота о детях и государственной власти о своих гражданах.

Завет (церк.-слав. – союз) – особая форма соглашения между Богом и верными ему людьми на Земле, в которой Бог благословляет свой народ и через заповеди указует путь достойной жизни ко спасению. В ответ на соблюдение заповедей Господь обещает не оставлять людей. Завет – «не закон, не норма, не путь», это «шепот, тайна..., что-то бесконечно субъективное и обоюдное». Существует «Старый Завет» и установленный Христом «Новый Завет». В обыденной жизни слово «завет» используется в смысле «завещания», «наказа» кого-то уходящего из жизни новому поколению, другому человеку. В этом смысле существовали в советское время «Заветы Ленина» детям. Заветы, будучи явлением духовного мира, оказывают сильное влияние на человеческое поведение, создают единство творящего их и принимающих, являются системообразующим фактором, стержнем связи поколений и их преемственности.

Зависимость – подчинение одного явления (качества, состояния, самого человека) другому, нахождение их в причинно-следственных связях и отношениях. Каждый из зависимых компонентов не свободен и не самостоятелен в своих проявлениях. Так, качество учения школьника зависит от многих факторов: способностей, обучаемости, желаний учиться, помощи взрослых, личной ответственности, уровня развития и т.д. В свою очередь, уровень развития зависит от состояния общего здоровья, наследственности, способностей, интереса к учению, воспитанности и т.д. Таких зависимостей в педагогическом процессе и в системе образования в целом очень много. Выявляя зависимые связи, учитель управляет познавательной деятельностью учащихся, расставляет приоритеты в своих действиях, правильно устанавливает причины учебных успехов и неуспехов детей.

Зависимые переменные – структурный компонент опытно-экспериментальной и экспериментальной деятельности, принятый за показатель их эффективности. Например, при введении в учебный процесс новых методов обучения, исследователь видит, как меняются мышление, речь, отношение детей к учению и т.д. Им обнаружена зависимость этих психических характеристик ученика от новых методов. Эти качества и есть зависимые (от методов) переменные. Изменение зависимых переменных может быть целью эксперимента. Зависимые переменные, вне эксперимента, могут использоваться учителем для самооценки качества своей работы. В качестве таковых можно брать: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость учащихся, уровень развития познавательных процессов и т.д. и т.п.

Зависть (ст.-слав.) – нравственное отрицательное качество личности или временное эмоциональное состояние души, выражающееся в желании чего бы то ни было, что есть у другого, в зависимости своей души от чего-то внешнего, преходящего. Зависть проявляется как досада на чужую удачу, желание что-то заиметь без труда, страдание по поводу отсутствия у себя того, что имеют другие, неприятие чужого счастья, чувство страдания, возникающие от благополучия других. Она существует как осуждение благополучия и удачи, как поиск несправедливости по отношению к себе. Православная церковь относит зависть к числу больших грехов против заповедей Божиих («Не желай дома ближнего твоего, …»). Она порождает зло. Согласно психологическому толкованию зависть – это страсть как проявление эмоций низшей природы человека, находящихся под управлением инстинктов. Бытующие различение зависти на «белую» и «черную» – лукавство, уводящее в сторону от сути фактически греховного, низменного человеческого качества, а значит по сути безнравственного. Зависть – это плод бездуховности. Человека с таким личностным качеством, которого «завидки берут», зовут завистливым, завидущим, завистником. В русском народе всегда осуждалось такое поведение.

Заводила (ст.-слав. – за + вести) – так называют человека, способного увлекать и вести за собой людей, зачинать (начинать) новое дело, убеждать в пользе чего бы то ни было, втягивать в какую-либо затею, вовлекать в работу и при этом без насилия, без давления или шантажа, а своим личным эмоциональным отношением, уверенностью. Заводила, как правило, человек энергичный, веселый, умеющий увлекать, убеждать, подавать личный пример. Если в классе или кружке есть такой человек, то всем живется весело, живо. Правда, заводилы могут быть как с положительной, так и отрицательной ориентацией. Эффект действия заводил зависит от степени психического заражения группы.

Завышенная самооценка – качественная характеристика развития самосознания личности по отношению к своим личным достоинствам и недостаткам. Завышенная самооценка – это приписывание себе несуществующих достоинств или их переоценка по степени развитости. Завышение – это всегда либо сверх нормы, либо выше реально существующего уровня. Завышенная самооценка свидетельствует о неверном развитии самосознания – некритичности, себялюбии. Она, в свою очередь, способствует рождению таких отрицательных нравственных качеств как эгоизм, самолюбие, самоуверенность и др. Данные качества мешают человеку нормально жить, разрушают гармонию общения, не позволяют профессионально расти.

Загадка (евр. – притча, сравнение) – краткое народное изречение, метафорически описывающее предмет, о котором следует догадаться по сравниванию описания с реальной жизнью. Загадки – древнейшие изобретения человечества. Это мудрость иносказания широко использовалась в общении. В древние времена человек остерегался называть многие вещи и явления, боясь пробудить в них злое и враждебное начало. По их представлениям, они могли принести болезни, неудачи, неурожай, пожары. Люди старались перехитрить их и потому обратились к тайне. Загадка и стала секретной формой речи. Первыми их использовали рыбаки и охотники, боясь называть на рыбалке и охоте имена рыб, птиц и зверей, чтобы их не спугнуть. В их речи появились «подставные слова»: петух – голоногий, солнце – шар, церковь – востроверхая. В те времена знание такой загадочной речи было необходимо. На это умение проходили испытания как на проверку мудрости и знания: старейшины загадывали юношам загадки. Загадки были на свадьбах, пирах, они входили в обряды и становились традицией. Число загадок росло, они становились более разнообразными, передавались из уст в уста. Сегодня – это народное достояние, своеобразная форма русского народного фольклора. Загадки любимы особенно детьми. Они используются в обучении и внеучебной деятельности и в немалой степени способствуют развитию школьников.

Заговор (ст.-сл. – заговорить) – текст магического характера, используемый как заклинание при лечении, при ожидании желаемых действий и успеха. Заговоры на Руси возникли в XI веке. Существовали заговоры на успешную земледельческую, пастушечью, пчеловодческую и другую деятельность. Были заговоры на любовь, от болезней, на добрую дорогу. Произнесение заговора – это целый ритуал, сопровождаемый символическими действиями. Заговором также называется тайное соглашение (сговор) нескольких лиц, выступающих против власти. Это уже разновидность политической интриги. Заговор в этом смысле деструктивен, имеет негативный характер и почти всегда заканчивается политической борьбой и нередко военными действиями.

Задержка психического развития (ЗПР) – отставание уровня психического развития ребенка от соответствующей его возрасту норме. Это легкий вид аномалии психического развития. Проявляется в пониженной работоспособности, слабой памяти, трудностях формирования навыков, легком нарушении речи, задержке, не по возрасту, игровых интересов и стиля отношений со взрослыми. Различают всеобщую задержку в развитии, так называемый «гармонический инфантилизм» и минимальную локальную дисфункцию отдельных психических процессов. Задержка возникает по разным причинам: родовые травмы, недостатки питания, неэффективное семейное воспитание и воспитание в детском саду и школе, болезни учащегося, плохие условия человеческого окружения. Задержка психического развития преодолевается методами специальной реабилитационной педагогики, терпением и гуманным отношением к ребенку.

Зазнайство – нравственное отрицательное качество личности, состоящее в преувеличении своих способностей и возможностей без достаточных на то оснований. Зазнайство – это за-знайство, в смысле выход «за себя», за пределы истинного знания о себе. Это качество выражается в гордости, спеси, насмешливом превосходстве над другими, надменности, самомнении и высокой самооценке «не по званию, не по должности», пренебрежении к мнению других и их заслугам, тщеславии, самолюбии и самолюбовании, жажде лести. В основе зазнайства лежит утрата критического отношения к себе, к жизни, к другим людям, «иллюзии мышления», незнание истории как общественного и личностного фактора. Как правило, это качество возникает как реакция на неожиданный, случайный или легкий успех, ставший своего рода «медными трубами» и деформирующий личность. Зазнайка – человек трудный в общении, ненадежный в совместной деятельности, неприветливый и неприятный. Как личностное качество оно относится к числу отрицательных, разрушающих духовно-нравственные основы личностного и общественного существования.

Закон – это предел (кон), ограждающий и направляющий свободу воли и действий человека. Сущность закона в определении устойчивого соотношения, связи, повторяющихся во времени и имеющих инвариантный характер. Законы часто понимаются как выражение осознанной необходимости. Постигая законы развития природы, общества и себя лично, человек идет по эволюционному пути развития и тем достигает наиболее высоких ступеней совершенства. Не зная законов, человек затормаживает свое развитие, идет «наощупь», используя мало эффективный путь «проб и ошибок». Различают Законы Божий, гражданские законы, научные законы. Все это регуляторы человеческой жизнедеятельности.

Закон Божий – учебный предмет, изучаемый в образовательных учреждениях дореволюционной России. Содержание данной учебной дисциплины включало в себя знакомство учащихся начальных и средних учебных заведений с Библией, Заповедями Божиими, изучение молитв и практику церковной жизни. После Октябрьской революции его преподавание было отменено. В настоящее время он вновь изучается в православных школах и гимназиях, в воскресных школах. «Закон Божий», в широком смысле, подразумевает религиозное учение, предписывающее своим последователям общие правила поведения в жизни.

Закон опережающей роли образования в развитии производства и экономики объясняет связь и зависимость последних от уровня образования специалистов, их осуществляющих. Закон проявляется в признании приоритета образования в росте и развитии благосостояния общества, в оценке его вклада в повышении уровня жизни граждан. Данный закон базируется на «теории человеческого капитала» как системе экономических взглядов на образование. Согласно ей рабочая сила рассматривается как любой товар, т.е. с точки зрения спроса и предложения. Труд одного человека не идентичен труду другого в силу разницы их личностного потенциала, формируемого в системе профессионального образования. На рынке труда купле-продаже подлежит квалификационный уровень работника как степень развитости его личностного потенциала. Действие закона в системе профессионального, в том числе и высшего образования выражается в: придаче конкретному образованию опережающих развитие производства функций; выравнивании посредством высокого качества образования экономических возможностей обучающихся; формировании конкурентоспособного работника. Неумолимость действия закона опережающей роли образования в развитии производства и экономики не снижает, в свою очередь, роли фактора учета их состояния в развитии самого образования. Особенно на уровне деятельности конкретного образовательного учреждения.

Законопослушание – нравственное положительное качество личности, выражающее готовность и способность человека подчинять свою волю исполнению существующих законов. Законопослушание – это восприятие законов как норм своего поведения. Оно в основе своей имеет исполнительность, смирение, послушание, как христианские качества личности. Следовательно, данное качество формируется только в процессе духовно-нравственного воспитания. В широком смысле законопослушание есть сознательное добровольное ограничения своеволия ради пользы, добра общества в целом и себя, как его части, есть средство преодоления личного эгоизма.

Закон свободы воли – христианское толкование свободы воли как естественного права человека поступать на основе собственного духовно-нравственного выбора между добром и злом. Этот закон определяет и свободу совести. Библия утверждает, что никто не имеет права посягать на волю индивида. Человек волен поступать по собственной воле и вопреки законов Божиих, или по Библии. В первом случае за все последствия ответственность несет он сам, во втором – Господь Бог помогает ему и Сам отвечает за исход. Своеволие, своенравие для человека разрушительно. Не зря в русском народе о разбойниках говорили, что это люди «длинной воли».

Замкнутость – отрицательная нравственная черта личности выражающаяся как стремление человека избегать общения, уходить от взаимодействия, обособляться. Замкнутые люди, как правило, угрюмые, пессимистичные, они тяжело сходятся с людьми, недоверчивы, очень избирательны в дружбе и товариществе, замыкающиеся на самих себе. Для таких людей нужна очень устойчивая внешняя среда. В коллективе таким людям тяжело. Им показана индивидуальная форма организации труда, в том числе учебного. Следует различать замкнутость как личностное качество от замкнутости как сознательно выбранного затворнического образа жизни, например, монахом. В первом случае замкнутость имеет биологические и педагогические причины (тип нервной системы, заболевание или плохое воспитание), во втором – социально-психологические (человек сам сделал выбор жизненного пути).

Замысел – задуманный, т.е. предварительно мысленно составленный план действий. Это намерение к действию, еще не реализованная затея. Замысел может иметь любое действие, более того, он необходим для предварительного проектирования его. Замысел может быть как в форме общей идеи, цели (стратегический замысел), так и в форме плана действия по достижению цели (тактический замысел). Замысел может быть общественно полезным и отрицательным, направленным на совершение зла. Во втором случае в народе его зовут умыслом, злоумышлением. В школе учат детей владеть этой категорией через литературу и историю, когда разбирают замысел литературного произведения или какого-либо исторического решения. К сожалению, продумывать его, разрабатывать как план любого предстоящего дела учащихся не учат, что сильно мешает им достойно справляться с поведенческой стороной жизни.

Заниженная самооценка – качественная характеристика развития самосознания личности по отношению к своим личным достоинствам и недостаткам. Заниженная самооценка – это приписывание себе несуществующих недостатков или их переоценка в сторону занижения. Занижение – это всегда ниже нормы, ниже необходимого для нормальной жизни уровня. Заниженная самооценка личности свидетельствует о неверном, деформированном самосознании – повышенной самокритичности вплоть до «самоедства», самоуничижения. Состояние собственной недооценки влечет за собой рождение комплекса неполноценности, постоянного недовольства собой, ложной скромности и застенчивости. Данные качества превращают жизнь человека в сплошную цепь самоанализа, самоконтроля, самооценки. Это эгоизм, но с другой стороны – беспощадность к самому себе. Конечно, человеку с этим качеством трудно жить.

Заносчивость – отрицательное нравственно-этическое качество личности, выражающееся как высокомерие, чванство, надменность. Заносчивость порождается на основе завышенной самооценки личностью своих достоинств и заниженной самооценки недостатков. Заносчивость «снимается» духовно-нравственным воспитанием человека, компенсируется активностью, деловитостью, ответственностью. В целом же это негативное качество мешает достойному общению с другими людьми, делает человека неуживчивым в коллективе.

Западничество – историко-культурная концепция и основанное на ней общественное движение русской интеллигенции, утверждающее целесообразность принятия Россией западного пути развития. Сторонники западничества считали Россию органической составной частью европейской цивилизации, следующую в своем развитии тем же законам и порядку развития, что и Западная Европа; современную европейскую культуру почитали наиболее совершенной формой культуры. При этом они оценивали Россию, ее народ, культуру и историю как отсталые, консервативные, несовершенные и поэтому подлежащие европеизации. Западничество, как явление культурное, но нерелигиозное (отрицающее позитивную роль православия), вылилось в создание многочисленных антиправославных, антинациональных, антигосударственных нигилистических движений. Оно выдвинуло русоненавистнические лозунги, направляя Россию на путь отказа от своей самобытности, путь отречения от своей истории. Западничество возникло в 30-40-е годы XIX столетия в противовес славянофильству. Взгляды западников легли в основу русской ветви социализма. До сих пор нельзя считать их концепцию отжившей, ибо спор о «русской идее» вновь возник с еще большей силой в период перестройки, в 90-е годы XX столетия, и вновь появились новые демократы-западники.

Заповеди (гр. – десять слов учения) – законы нравственного поведения, открытые самим Богом Моисею на горе Синай в Израиле и изложенные в форме поучений, изречений в Ветхом Завете. Основных заповедей десять. Среди них: о служении только одному Богу, об уважении к родителям, «не убий», «не укради», «не желай дома ближнего твоего», «не желай жены ближнего твоего», об отдыхе на седьмой день недели, о совершении праздников «начатков жатвы» и «собирания плодов в конце года» и др. Эти Заповеди сохранили свою силу и по пришествию Христа. Они легли с основу религиозной, семейной и гражданской жизни многих народов. Они определили монобожие. Начиная с них, закреплялись родительский авторитет, неприкосновенность жизни и собственности, авторитет семьи, нравственность отношений мужчины и женщины. По аналогу с высокими Заповедями Божьими люди разрабатывают свои, например, в профессиональной деятельности. Известны варианты педагогических заповедей учителей старшего поколения младшему. Заповеди предназначены для исполнения: они предписывают, дают наказ, завещают исполнять каждое правило, обязывают людей им подчиниться. В противном случае людей ждет закон воздаяния.

Запрет (запрещение) – метод организации жизнедеятельности детей, состоящий в строгом неразрешении каких-либо общественно вредных действий. Запрет детям творить что-то плохое, разрушающее, безнравственное направлен на их развитие и сохранение физического и духовного здоровья. Согласно христианству преступление Запрета Бога вкушать плоды от древа познания Адамом и Евой привели к греховности всего человечества. Делание зла, как греха, ведет к таким же последствиям для самого человека и его окружения. Педагог должен умело пользоваться методом запрета.

Запугивание – метод воспитания, выражающийся в наказании, угрозе, окрике, преувеличении последствий детского поступка. Цель применения этого метода – породить в ребенке боязнь, страх совершить какой-то поступок, действие. Взрослые, иногда из добрых побуждений, в семье или школе прибегают к запугиванию детей, надеясь добиться послушания. Пугают бабаем, Бабой-Ягой, чтобы из страха быть ими украденным или наказанным ребенок успокоился и уснул. В школе пугают директором, приводом в милицию, добиваясь дисциплины на уроке. Запугивание не предполагает сознательного отношения к поступкам, это кратковременное средство достижения послушания. И хотя в народе его использовали, но лишь до определенного возраста и в меру. Иначе можно воспитать пугливого и трусливого ребенка или, напротив, ярого протестанта против вполне доступных и необходимых требований.

Зарок – так называется клятвенное обещание самому себе не делать чего-то. Человек, осознающий свои пороки, трезво оценивающий приносимый ими вред, для удержания себя от их повторения дает сам себе слово не грешить, не нарушать нравственных законов. Зарок – это обет, клятва, обещание. Он может быть дан как самому себе, так и кому-нибудь другому. Зарок – хорошее средство самовоспитания, саморегуляции поведения, самоконтроля.

Застенчивость – нравственно-этическое качество личности, выражающееся как смущение, стыдливость, стеснение, нерешительность, чрезмерная осторожность в отношениях с окружающими. Застенчивость в основе своей имеет легко возникающее эмоциональное состояние на почве заниженной самооценки, повышенной тревожности. Застенчивый человек тяжело переживает свою застенчивость, что усугубляет проявление этого качества. Застенчивость проявляется особенно сильно при нарушении нравственного благополучия отношений, когда при человеке говорят скабрезности, кого-то осуждают, когда приходится просить за себя и т.д. Застенчивость является психологическим барьером, мешающим продуктивному общению, снижающим коммуникативные способности человека. В то же время, застенчивость нередко есть признак нравственной чистоты и скромности.

Затворничество – образ жизни, основанный на аскетизме как постоянном ограничении собственных потребностей и желаний. Родилось в монастырской жизни, когда монах или монахиня давали обет не выходить их своих келий, «затворились» для длительных молитв, постов, самоограничений в общении, испытания всевозможных неудобств. Цель затворничества – общение с Богом через молитву, жертву и очищение от грехов. Первые затворники жили в пещерах, совершая духовный подвиг. Слова «затворничество», «затворение» используется сегодня с переносным значением: так характеризуется человек, живущий уединенно, чуждающийся общения.

Захваливание – неоправданно частое использование различных форм похвалы как стимулирующего и поощряющего метода воспитания и обучения детей. Нередко приводит к расстройству характера, порождая капризы, избалованность, высокомерие, самоуверенность и другие отрицательные духовно-нравственные качества. Захваливание притупляет самокритичность, искажает самооценку, смещает ценностные ориентации и мотивы поступков.

Зачала (греч. – отрезок) – это части, на которые делится Евангелие и другие богослужебные книги. Каждое зачало есть законченный смысловой отрезок текста, понятный и вне контекста. Так, Евангелие от Матфея имеет 116 зачал, от Марка – 71 зачало, от Луки – 114 и т.д. Все они в определенном порядке читаются на церковных богослужениях, служат лучшему пониманию текста, его запоминанию и организации работы с ним. Впервые зачала были введены в V веке.

Зачатие Пресвятой Богородицы – это христианский праздник, посвященный, дню, когда святая Анна, мать Богородицы, зачала свою богоизбранную Дочь для будущего рождения Иисуса Христа. Она была дочерью священника из Вифлеема. Только через 20 лет после замужества Ангел возвестил им о Зачатии Дочери. На Руси множество икон, посвященных этому празднику. На некоторых из них святая Анна держит в левой руке Пресвятую Деву Марию в младенческом возрасте. Этот день приходится на 9 декабря по старому стилю (22 декабря нового стиля). Праздник установлен в VII веке, с тех пор он стал символом начала жизни.

Защищенность личности – состояние личности, находящейся в оптимально благоприятных условиях жизнедеятельности. Обеспечивается охранными мероприятиями, именуемыми социальной защитой – хорошим воспитанием и образованием, предоставлением прав и свобод для самореализации, наличием механизмов и средств защиты личности и ее имущества от посягательств и разрушений и др. Защищенность личности проявляется в ее душевном, духовном и физическом здоровье. Отрицательные внутренние эмоциональные состояния, такие как страхи, беспокойства, волнения, сводятся к минимуму. Появляются уверенность, чувство свободы и достоинства. Только социально защищенная личность способна к полноценному развитию. Защищенность создается с семьи, детского сада, в школе, на работе, улице. Защищенность личности – один из признаков духовно развитого правового государства и условие свободного развития граждан.

Застой – состояние остановки процесса развития, задержки или замедления развития чего бы то ни было (личности, коллектива, общества). Это упадок, сопровождающийся коррупцией, моральным разложением, деградацией людей. В застойный период происходит, как правило, ухудшение условий жизни, потеря интереса к прежним идеалам и ценностям, что у некоторых людей вызывает состояние растерянности, ослабление воли, желание любым путем сохранить прежнее положение. Нередко возникает неразборчивость в средствах выживания. Как правило, застой усиливает деструктивные тенденции в личности, коллективе или обществе в целом. Остановка в развитии коллектива, по выражению А.С. Макаренко, смерти подобна. Застой в профессиональной деятельности – это стагнация.

Званый обед – особый вид праздничного обеда (возможно в вечернее время) с четко определенным кругом приглашенных гостей. Как правило, «званые обеды» проводились в честь какого-либо высокого лица, особого общественного или личного события. «Звались» на такой обед люди по особому списку, приглашались по пригласительным билетам, рассаживались в особом порядке – по чину и званию. «Званые обеды» – это обеды с торжественной частью, ритуалом чествования. Это особая форма общественной жизни дореволюционного российского города. Сегодня эта традиция возрождается.

Звонница (ст.-слав. – голос) – специальное сооружение, архитектурная надстройка православного храма, предназначенная для колоколов и совершения обрядового колокольного звона. Звон колоколов – элемент храмового богослужения, введен на Руси в XI в. Он используется для приглашения к богослужению, оповещает о его начале, во время наиболее важных молитвословий, во время праздников. Различают колокольные звоны по их музыкальным свойствам: благовест, трезвон, перезвон и перебор. За своеобразие и богатство звука некоторым колоколам на Руси давали имена. Колоколам приписывается магическая сила, способная отгонять «нечистую силу», болезни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) (ст.-слав. – из хорошего дерева) – это мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями. Здоровый образ жизни включает в себя: физическую культуру, трудовую и умственную активность, полноценную семейную жизнь и высокую нравственность. Здоровый образ жизни, исключающий дурные привычки, нарушение гигиенических правил и режима дня, а также безнравственные поступки, обеспечивает качество жизни: отсутствие духовных и физических недугов, высокую работоспособность, радостное настроение, уверенность в успехе, благополучие. Воспитанию детей в духе здорового образа жизни должна способствовать организация жизнедеятельности семьи, школы и среды. Образование просто обязано быть здоровьесберегающим.

Здравомыслие (ц.-слав. – здоровый) – положительное интеллектуальное качество личности, выражающееся как способность здраво, т.е. толково мыслить, рассуждать с учетом реальных условий, с ответственностью за последствия своих высказываний. Здравомыслие – это трезвость суждений, основанных на знании жизни, обстоятельств, себя лично и своих собеседников. Это осторожность и неторопливость суждений, возвышенность аргументов, умеренность заявок и утверждений. Это то, что называют «здравый смысл».

Здравый смысл – это практический способ мышления, построенный на обобщении наблюдений и результатов личного жизненного опыта с элементами природной интуиции. Здравый смысл – это соотношение суждений и действий с массовой практикой, учет конкретной ситуации, точный расчет на ближайший успех. Достоинство этого способа мышления состоят в его практичности, естественности, предсказуемости, доступности. Недостатки его состоят в ограниченности, узости, выражающейся в неприятии науки, в непроникновении в сущность и глубину явлений, в игнорировании отдаленного будущего, в неспособности решать нестандартные задачи. В его основе – опыт и стандартная логика. Здравый смысл помогает в разрешении массы жизненных проблем, он помогает обществу «стоять на земле» и трезво судить о жизни, он – гарант преодоления извращений, уродств, стабильности жизненных традиций. Здравый смысл – это ситуативно смыслообразующий способ жизнедеятельности человека. Это путь к мудрости. К сожалению, фетишизация науки и излишняя заорганизованность общества привели к принижению роли этого естественного способа мыследеятельности человека.

«Зеленые» (ст.-слав. – зелень) – общественно-политическое движение демократической направленности, сторонники которого ведут борьбу против загрязнения окружающей среды (движение «зеленых»), требует от государственных структур и руководителей предприятий проводить мероприятия по охране природы и среды обитания, а также ставят вопрос об уничтожении атомного и химического оружия. Основной принцип «зеленых» – гармония человека и природы в сохраненной окружающей среде. Движение «зеленых» началось на Западе с так называемой «зеленой революции», когда произошло внедрение в производство новых высокоэффективных агроприемов и методов, создание высокоурожайных сортов зерновых и т.д. Как самостоятельное движение оно оформилось в конце 70-х годов. В некоторых странах «зеленые» создали свои политические партии и вошли в состав парламентов. «Зеленые» также входят в состав Европарламента.

Зеленый цвет (др.-рус. – побеги озими) – это цвет земной растительности – травы, листвы. По утверждению физиологов пребывание в этом цвете способствует формированию и росту живого организма, образованию мышечных волокон, повышает защитные свойства организма, замедляет ритм биения сердца. Психологи относят зеленый цвет к успокаивающим цветам, возвращающим надежду, уверенность и свободу духа, освежающим, способствующим созерцательности. Крест Христа чаще всего представляют зеленым. Это цвет праздников Святой Троицы, Святого Духа, Входа Господня в Иерусалим, дней памяти преподобных. Зеленый цвет используется в таких сочетаниях, как «зеленая улица», «зеленый свет светофора», «зеленая лампа», «зеленая скатерть» президиума и др. Но у этого цвета есть и другое значение – он олицетворяет середину и даже посредственность и безликость, поскольку равноудален от голубого небесного и красного цвета ада. И тогда в народе говорят: «зеленая тоска», «зеленый змий» (о водке), недозрелые зеленые овощи, «зеленый цвет лица», «зеленая молодежь». Часто данный цвет используется в прямом смысле: «зелененькая» (о долларе), «зеленый друг» (о растении). В политике этот цвет означает альтернативу: отказ от сверхтехнизации жизни и пропаганду возврата к естественному образу жизни – «движение зеленых». В целом и чаще всего в русской культуре это цвет весны, надежды и расцвета.

Земля обетованная – это земля, на которой Авраам заключил Завет (союз) с Богом (Палестина, именуемая в то время Ханааном). Считается, что именно она предназначена евреям для жизни, ибо именно туда повел Моисей свой народ из египетского рабства. «Земля обетованная» имеет и другой, иносказательный смысл. Это земля рая, где действуют неземные высоко нравственные законы, где существует мир, любовь и достаток. Вообще слово «земля» символически связано с идеями плодородия и защиты человека.

Землячество – общественное объединение на правах клуба. Землячество – общественное объединение людей по национальному признаку или уроженцев одной территории, но проживающих среди другой национальности или в другой территории. Возникли они в средневековой Европе в университетах, первоначально как объединения студентов по признаку национальности. Позже возник территориальный принцип единения. Землячества создаются для представления и защиты интересов меньшинства среди большинства, для общения близких по культуре людей, для поддержания памяти о доме и близких людях, для взаимопомощи и поддержки. Это своеобразные культурные миниавтономии. Сегодня землячества создаются по-прежнему в университетах, но могут создаваться как городские образования. Землячества есть форма поддержания и развития разнообразия культур средствами самоуправления граждан.

Земское просвещение – учебно-воспитательные учреждения, создаваемые в дореволюционной России местным самоуправлением территорий – земствами. Это могли быть начальные общеобразовательные школы, начальные профессиональные школы, воскресные школы, библиотеки, народные чтения, учительские семинарии, курсы по повышению квалификации учителей. Через них образование в России приобретало народный и национальный, а также общественный характер. Каждое учебное заведение создавалось земской управой по инициативе общественности, в их создание вкладывались общественный деньги, собираемые земством в качестве налога и меценатства. Земская школа в свое время достигала большой популярности у народа и признания правительства благодаря тому, что обучение в ней было максимально приближено к жизни, к образовательным потребностям основной массы населения и благодаря высокого уровня духовно-нравственного воспитания своих учащихся. Учитель, согласно концепции земского образования, почитался не «кладезем знаний», из которого ученик наполнялся как «сосуд», а «проводником отрока в лабиринте жизни». В концепцию входило сотрудничество с приходским священником. Система земского просвещения России создала высококультурные центры в провинции и стала духовными очагами уездов и губерний, «кузницей патриотизма». Признание земского образования и просвещения как наиболее приспособленного к специфике российской жизни побудило современных реформаторов вернуться к этому опыту и возродить его в форме муниципальных образовательных учреждений.

Земство – система местного самоуправления, создаваемая в губерниях и уездах дореволюционной России. В его задачу входила организация всей жизнедеятельности, хозяйства в своих территориях. Земская власть включала в себя земские управы, приказы, старост, полицию, суды, организацию финансов. В их ведение было передано: пути сообщения, общественное здравоохранение, почта, народное образование, кустарная промышленность, сельское хозяйство и культура. Земское самоуправление, как местное управление, было достаточно автономным, самостоятельным; часть должностных лиц в нем избирались; существовал земской собор. Особенность земств – в их полной ответственности за целостное развитие территорий, за нравственное состояние и благополучие проживающих в них граждан России. Понятие земщины возникло еще при Иване Грозном, когда в 1565 году он впервые разделил земли «государственные» и «земские». К государственным были отнесены те, что содержали царский двор и опричников, все остальные – земские. Повсеместное земское самоуправление было введено после отмены крепостного права – с 1864 года. Земство в России окончательно стало обозначать общественное гражданское начало в организации жизни народа. В этом и была выражена демократизация власти в стране.

Зима (др.-рус.) – время года, для северного полушария, ведущее свой отсчет с момента зимнего солнцестояния (22 декабря) и до дня весеннего равноденствия (21 марта). Это самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне. В него входят три месяца: декабрь, январь, февраль. Декабрь – последний, 12-й месяц года. Его народные названия – «грудень», «студень», «снежень». Это холодный и снежный месяц. Православие 4 декабря отмечает один из самых больших своих двунадесятых праздников – Введение в храм Пресвятой Богородицы. Январь – начало года. Имя свое этот месяц получил в честь Януса – кузнеца из этрусков, который мастерил замки для дверей, а после смерти почитался у язычников богом всех дверей и ворот. Действительно, январь как бы открывает год («Январь год начинает»). Это богатый на праздники месяц: Новый год, Рождество Христово, Старый новый год, Васильев день, Обрезание Господне, Богоявление, Татьянин день. В народе январь именовался как «сечень» –месяц, наиболее благоприятный для рубки леса. Февраль, именуемый в народе «лютый» из-за сильных морозов. Это месяц очищения перед Великим постом. На этот месяц приходится другой двунадесятый православный праздник – Сретение Господне. Зима для русского народа была своего рода точкой отсчета событий, по прожитым зимам считали годы («сколько лет – сколько зим»). Зима всегда отождествлялась с холодом, суровостью, сложностью жизни. Народ ее называл «прибирухой», всякое сложное дело связывал с ней («где раки зимуют»). Зимой утеплялись жилые дома, дворяне открывали свои зимние дворцы, в которых разводились зимние сады. Психологи утверждают, что родившиеся зимой люди имеют сложный и противоречивый характер, упрямы, себялюбивы, но целеустремленны, нередко флегматичного темперамента. Символом зимы стал старик у огня с непокрытой седой головой на фоне зимнего пейзажа.

Зло (ст.-слав. – горе) – нравственно-этическая категория, обозначающая любые отрицательные явления общественной и личной жизни, ведущие к разрушению духовного, душевного и биологического потенциала человека и вызывающие ответное зло. Зло – это всегда сверхмерность, что-то чрезмерное, сильное, извращенное. Оно проявляется как негативное состояние личности (страдания, страх, боль, нищета, унижения), как силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, общественно-экономические условия, поступки людей), как личностные качества человека (невежество, лень, жестокость, цинизм). Зло является антиподом добра, соседствует с ним, нередко им питается и даже вырастает из него. Так, излишняя забота о человеке может сделать его беспомощным и нечувствительным к чужому горю. Зло относительно: «нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется». Человека, испытывающего и приносящего зло, называют злым, злонравственным, злюкой. Согласно православному учению зло легче побеждается добром – кротостью, терпением, любовью, само же зло рассматривается как состояние духа, уподобляющего человека сатане.

Злобность – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как агрессия, мстительность, недоверие, подозрительность, насилие, угроза, жестокость, ненависть и т.д. Злобный человек живет низшими эмоциями, инстинктами, страстями. Злобность – вид невежества. Наличие у человека этого качества свидетельствует о его низком духовно-нравственном развитии. Злобность как качество личности школьника представляет собой большую педагогическую проблему. Злобному ребенку трудно уживаться с коллективом, против его поступков часто восстает коллективное мнение, у него нет друзей, он не может любить и прощать, он нередко ходит в отверженных, он одинок. Православная педагогика советует злобность побеждать любовью и терпением.

Злодеяние – действие, поступок, повлекший за собой нарушение обычаев, традиций, законов как некой общепринятой гармонии. Это преступление против нравственности, посягание на духовные или материальные ценности. Злодеяние – это обман, глумление над святынями, насилие, убийство и прочие преступления, совершаемые как намеренно, так и ненамеренно. Намеренные злодеяния совершают люди с качествами злобности, а ненамеренные, случайные могут совершаться людьми вполне миролюбивыми, но неосторожными или доверчивыми.

Злопамятность – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как мстительность, обида, непрощение по отношению к обидчику. Злопамятность – это память на плохое, на причиненное зло и ответ злом на зло. Это качество является отрицательным, ибо в основе имеет низшие человеческие чувства, инстинкты, оно мешает человеку быть искренним, терпеливым, добрым. Неумение прощать мешает гармонично жить и самому человеку: разрушает его психику, доводит до агрессии, ненависти. Совершение мести успокаивает его. Преодолеть его можно самовнушением, самовоспитанием и через просвещение, особенно православное.

Злорадство – нравственно-отрицательное качество личности, выражающееся как радость, удовольствие от причинения зла кому бы то ни было, как чувство наслаждения, удовлетворения при виде несчастий или унижений другого лица. Злорадный человек тешится бедствием, несчастием другого. Дети иногда проявляют это качество при соревнованиях, на фестивалях, конкурсах по отношению к проигравшему сопернику. В воспитательной работе это качество преодолевается.

Злословие – нравственно-отрицательное качество личности, проявляющееся как использование слова в антигуманных безнравственных целях принесения кому-либо неприятностей, боли и другого зла. Злословие существует в различных формах: клевета, сплетни, коварные насмешки, уколы, намеки, упреки, осуждения, пересуды, наговоры. Злословие – показатель низкого духовно-нравственного развития человека. Оно поражает общество и коллективы в периоды их духовной слабости. Бывает сильно распространенным в подростковых сообществах, особенно среди девочек. Преодолевается увлеченностью общественно полезными делами, покаянием, трудом.

Змей Горыныч (ст.-слав. – земной, ползающий) – мифический герой русского фольклора (былин, сказок, песен), представляющий силы зла и разрушения. Иногда это дракон, имеющий от 3-х до 12-ти голов. Змей Горыныч связан с огнем – дышит огненным пламенем и проходит сквозь огонь. Он легко чувствует себя в стихии воды – может испить море и водой из себя затушить любой пожар. Он летает по небу, но живет в пещере и охраняет глубоко спрятанные несметные богатства или у кого-то похищенную невесту. Змей Горыныч – существо демонического характера, он многолик. В русской культуре он символизирует разрушение, смерть, темные силы, которые посильно преодолеть смелому, умному, честному и доброму человеку. Преодоление еще большей силы возвышает достоинства героя.

«Знаковая экономика» (ц.-слав. – знать) – метод воспитания, состоящий в наглядном материализованном поощрении правильного поведения. Это утилитарный метод подкрепления поведенческих реакций, их коррекции и укрепления. «Знаки» при этом оформлены в виде жетонов, которые либо выдаются воспитаннику, либо отбираются по числу хороших или плохих поступков. Затем, за эти жетоны учащемуся предоставляются льготы, дополнительные права либо поощрения в виде сладостей, игрушек, книг и даже денег. «Знаковая экономика» – это особая педтехника, рассчитанная на выработку привычек дисциплинированности и организованности в пределах контролируемого пространства и в определенное школьное время. Такой метод применяется в американской школе при воспитании трудных детей. Нечто подобное делается в некоторых отечественных школах, в спецшколах, иногда не только применительно к правонарушителям, но и к тем, кто отлично учится. Им выдаются стипендии.

Знамение (др.-рус. – знак, печать) – явление природы или образа, признак, особая примета, предсказывающие, предупреждающие людей о грядущих, как правило, судьбоносных событиях. Воспринимаются людьми как небесный знак, Божественное ниспослание, предвещение чего-то важного. Русь знавала знамения Божией Матери несколько раз в самые острые моменты своей истории. В честь Курской иконы «Знамение» Божией Матери и иконы Божией Матери «Знамение" Абалакской церковью учрежден праздник 10 декабря (по новому стилю). Сам термин, как и само явление знамения родились на Руси и впервые отмечены в 1170г.

Знамя (др.-рус. – признак) – атрибут государства, организации или движения, имеющий символический смысл, выражающий нравственные идеалы, убеждения его имеющих. В натуре это полотнище на древке. Под знаменем строятся, борются, дают обещания, объединяются. Его хранят с почетом, на видном месте. Знамя – символ единения, воплощение духа единения людей.

Знание (др.-рус. – делать известным) языковая форма отражения действительности и способов ее познания и преобразования. Знание существуют в форме понятий, суждений, законов и т.д. Оно имеет структуру (конкретное и абстрактное знание), функции (оперативное и перспективное знание) и содержание (тему, объект, предмет языкового отражения). Оно существует в письменной и устной форме. Знание – это интеллектуальная собственность и общественное достояние. Это одно из начал человеческой жизни как личности, как общественного существа. Некоторые, наиболее глубокие знания носят сакральный характер и открываются, т.е. становятся доступными далеко не всем. Лишь талантливые ученые, поэты, художники «видят» в действительности значительно больше, чем большинство людей. В системе образования дидактическим эквивалентом знаний является содержание образования (обучения). В этом смысле здесь знание – это результат учебной деятельности учащихся, учебная информация, ими усваиваемая. Усвоенные знания есть основа умений и навыков. Знание беспредельно, исторично, динамично.

Значение – это функция предмета или явления, выполняемая ими (потенциально или актуально) в процессе человеческой деятельности и общения. Значение – это то, как может быть использован предмет или явление, для чего они нужны, их роль и место, которые отводятся им в жизни и деятельности. Функции определяются в зависимости от природы самого предмета и явления, от понимания их человеком, от степени использования. Каждый предмет и явление, в свою очередь, являются носителями смыслов. Именно наделенные смыслами они входят в состав определенной деятельности.

Значение и смысл – каждый предмет или явление являются носителями одновременно и значения, и смысла. Значение – это функции и назначение предмета и явления. Смысл – это их «потребительская стоимость», т.е. историческое прошлое, традиции употребления, заложенный опыт использования, отношение к ним, оценка и т.д. Примером может служить явление воспитания. Значение его кроется в создании условий для развития личности. Смысл же выражается не кратким научным определением, а в более широком описании: воспитание – это «питание» человека особыми условиями, средствами, обеспечивающими развитие заложенных потенциальных возможностей, это воспарение, возвышение человека над прагматическим земным «питанием», бытием, над телесным его материальным состоянием. Значениями чаще пользуется наука, которая требует точности, определенности. Смыслами – искусство и сама жизнь, где благодаря смыслу из значения воссоздаются образы, более яркие, емкие, голограммные, чем дает значение. Смыслы как бы определяют качество предмета или явления, их историчность, личную и общественную ценность.

Золовка – сестра мужа, с которой, по русской народной традиции, положено было дружить. Ей дарились подарки, она почиталась. Через золовку обеспечивался авторитет у свекрови, ее отношение к невестке, она нередко была «громоотводом» в их отношениях.

«Золотая молодежь» – так образно, с долей иронии называют молодежь богатую, предающуюся пустым развлечениям. Такое определение молодежи впервые родилось во времена Французской революции – так называли роялистическую молодежь – сторонников монархии, выходцев из высоких сословий. Хорошо с блеском одетые, сытые, благополучные, много говорящие, они и стали прообразом «золотой молодежи» – молодежи легкого, беззаботного поведения, имеющую опору в лице «высоких» и богатых родителях. В отечественном лексиконе это понятие еще более расширило свои границы. «Золотой молодежью» стали называть беспечных, заносчивых молодых людей, серьезно нигде не трудящихся и роскошно живущих на средства родителей. Это развлекающиеся бездельники.

«Золотое» правило поведения – одно из древнейших нормативных требований, выражающих общечеловеческое содержание нравственности, в разных формах сформулированных почти у всех народов. Текст правила дан в Евангелии: «(Не) поступай по отношению к другому так, как бы ты (не) хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе». Правило имеет и несколько другую формулировку: «Поступай по отношению к другому так, чтобы это могло придать новые силы другому и тебе». Это золотое правило прошло все века, этапы, государства, правления, становясь житейской мудростью и основой нравственного сознания индивида. Оно позволяет личности брать на себя ответственность и действовать самостоятельно, ставя себя на место другого.

Золотая свадьба – самый значительный юбилей супружеской жизни – 50-летие со дня бракосочетания. По русской традиции этот день отмечается широко, с приглашением гостей, с подарками и поздравлениями. Нередко этот праздник имитирует настоящую свадьбу. Золотая свадьба – повод для общественного чествования и юбилейных наград, для собирания на праздник, по возможности, друзей юности и всех родных. В этот юбилей, по русскому обычаю, положено дарить золотые вещи.

«Золотое сечение» – принцип гармонии, состоящий в соблюдении пропорций при построении, создании чего-нибудь. «Золотое сечение» – это математический принцип соблюдения пропорциональных отношений части и целого: целое так относится к своей большей части, как большая часть относится к меньшей. Основанные на нем архитектурные постройки, в частности, православные храмы вызывают ощущение целостности, эргономичности, эстетичности, общей гармонии. Этот принцип считается самым совершенным и идеальным. Его также используют в живописи, скульптуре, музыке. От этого понятия «золотое сечение» появилось много других, с тем же смыслом совершенства. Например, «золотое правило» поведения («не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»), «золотая середина», означающее умеренность, компромисс, соглашение. «Золотое сечение» ныне осмысливается как всеобщее правило гармонии, которая достигается не за счет выбора или разрушения, а за счет соотношений, связей, взаимодействия частей и целого.

«Золотой телец» – так образно и саркастически в народе называют поклонение деньгам и богатству, относя это к акту языческого идолопоклонства. Само словосочетание имеет библейскую историю. В Старом Завете рассказывается, как Аарон у горы Синай велел израильтянам снять с себя золотые украшения и отлить из них золотого тельца. И сказал Аарон: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской». И стали евреи поклоняться фигурке «золотого тельца» и приносить ему жертву. И хотел Бог за это идолопоклонство истребить народ израилев. Но Моисей уговорил Бога помиловать народ, он уничтожил тельца на огне и стер его в прах, чем отрекся от идолопоклонства.

«Золотые руки» – так образно, с высоким почтением русский народ стал называть людей, умеющих руками делать все, за что ни возьмутся они. Это о «мастерах на все руки». Эти руки стали «золотыми» по самой высокой значимости умений, по высокому качеству рукоделия. Так говорили о столярах, о слесарях, о домовитых хозяевах, способных и дом срубить, и мебель сделать, и украсить все резьбой. Так говорили об умельцах горшечниках, местных художниках. Словом, о людях ремесленного рукомесла.

Зомбирование – упрощение роли и функций души, духа в человеческой жизнедеятельности, доведение их до уровня примитивных мироощущений приятного – неприятного, легкого – трудного, хочу – не хочу. Достигается это путем проникновения в тайны генов сознания человека. В результатах зомбирования формируется новый тип человека – человекоподобного рабочего, раба, послушного исполнителя чьей-то воли, с зашоренным сознанием и парализованной собственной волей. Примером может служить система гипертрофированного преувеличения роли той или иной идеологии в жизни людей, в частности, идеологии атеизма, коммунизма. «Зомбирование» произошло от староафриканского слова «зомби». В негритянских племенах существует верование, будто жрецы и колдуны могут лишать людей души и делать их своими рабами. Это человеческое состояние и называется «зомби», как крайне апатичное, с потерей способности к рассуждениям и рациональным действиям. Зомбирование – это всякое клиширование сознания, вдалбливание в головы идеологии, типов суждений и поведения. Альтернативой зомбированию является развивающее и культурологическое образование, а также духовно-нравственное воспитание.

Зона актуального развития (гр. – пояс, область) – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни, к завтрашнему дню. Зона актуального развития определяется по уровню общего развития, степени сформированности тех или иных качеств, прочности усвоенного человеческого опыта, творческости применения приобретенного в процессе образования и воспитания багажа. Это и уровень обученности и воспитанности ребенка. На базе наличествующего в зоне актуального развития простраивается зона его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – потенциально существующие, но не реализованные психические возможности ребенка, поддающиеся развитию с помощью учителя уже в ближайшее время. Определяется по готовности и способности ребенка решать умственные задачи с помощью взрослого – учителя, родителя. Выявление зоны ближайшего развития помогает развивать ребенка постепенно, поэтапно, без насилия над его психикой. Выделение зон определяется зависимостью обучения от уровня психического развития ребенка. Подобный подход целесообразен и в воспитании, в том числе в нравственном. Базой развития ребенка в «зоне ближайшего развития» является достигнутый уровень в «зоне актуального развития». Зона ближайшего развития определяется, например, уровнем обучаемости и воспитуемости ребенка, диспозицией личности. Как только ребенок развивается в этой ближайшей зоне, она тут же переходит в «зону актуального развития», а «зоной ближайшего развития» становится новый этап его жизни, новые его потенциальные возможности. И так, ступенька за ступенькой идет рост м развитие человека.

Зрелость – так называется общее состояние человека, у которого предельно высоко развиты все его качества и структура в соответствии с нормой для конца данного периода его жизнедеятельности. Наиболее принятые нормы периодизации относят достижение зрелости к периоду завершения юности и начала старения организма. Однако, есть опыт более широкого применения понятия по отношению к завершению каждого возрастного этапа. Зрелость как процесс включает в себя стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость. Можно говорить о зрелости сформированности личности в целом, а также отдельных ее качеств. Бывают случаи преждевременной зрелости, сокращения сроков ее достижения.

Зубрежка – метод учения ученика, состоящий в бессмысленном заучивании, запоминании текста путем многократного механического повторения. Зубрежка относится к числу малопродуктивных методов учения, хотя иногда неизбежных и сознательно используемых для обеспечения прочности знаний. Зубрежка противопоказана развивающему обучению, излишне используемая, она тормозит развитие ребенка.

Зять (др.-рус.) – муж дочери, муж сестры, муж золовки. По русской народной традиции он – почитаемый человек, но требующий постоянной помощи и поддержки. Не зря это отражено в поговорке: «зять любит взять». На зяте тоже лежит ответственность за родителей своей жены. Он обязан им помогать, оказать помощь, заботиться о них, почитать их. В некоторых территориях зятя зовут «свояк».

 

«… великий народный педагог – родное слово!»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.