Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Прокофьев 2 страница






Класс выравнивания – одна из форм реализации дифференцированного подхода к обучению в образовательном учреждении. Такой класс создается из детей, имеющих проблемы с учением или слабую задержку психического развития. Щадящий режим, комфортный стиль отношений, применение реабилитационных методов обучения позволяют повысить обучаемость детей, выровнять их уровень обученности и довести до возрастного стандарта. Классы выравнивания – это временная мера помощи ребенку: по мере выравнивания дети переводятся в обычные классы. В основном их создают для учащихся начальной школы.

Классика (лат. – совершенный, образцовый) – культурологический феномен, характеризующий непреходящую смысловую и эстетическую ценность творений культуры. Совершенные произведения искусства, получившие признание как шедевры, сохраняют свое значение на протяжении длительной истории. Есть свои классики в литературе, живописи, а также в педагогике, чьи педагогические труды по своей фундаментальности переросли свое время.

Классическое образование – тип общего среднего образования, характеризующийся сохранением преемственной связи с дореволюционным гимназическим образованием с его высоким уровнем академичности и гуманитарности. Основой содержания классического образования является изучение древних языков – латинского, греческого и церковнославянского, одновременно нескольких современных иностранных языков, истории, литературы, античной культуры, логики. Грамматика, чтение, переводы – основа классического образования. Современная теория классического образования основывается на психологии способностей человека переносить знания, навыки и умения из одной области деятельности в любую другую сферу человеческого труда. Сторонники классического образования выдвигают в качестве основной цели развитие у учащихся способностей к приобретению нового знания. Этот тип образования возник в эпоху Возрождения и был распространен во всех развитых странах, откуда и пришел в Россию. Фактически это было образование наиболее способных детей в целях их подготовки в вуз.

Классно-урочная система – такая организация обучения, которая строится на строгом распределении учащихся по классам или учебным группам и проведении с ними занятий в форме уроков. С XVI века и до настоящего времени классно-урочная система является господствующей в организации обучения. Однако, в педагогике все активнее идет поиск иных, менее заорганизованных форм организации обучения, позволяющих более глубоко дифференцировать и индивидуализировать всю систему образования в целом.

Классный руководитель – это должность, выполняемая учителем, параллельно со своей основной преподавательской работой. В его обязанности входит повседневная организация учебно-воспитательной работы с учащимися класса или учебной группы в училище и создание условий для внеучебной деятельности учащихся. Одной из главных функций классного руководителя является гармонизация развития учащихся на основе диагностики их развития и коррекции сознания и поведения. В профессиональных училищах параллельно с классным руководителем воспитательную работу с группой ведет мастер производственного обучения. В последнее время пересматриваются функции классного руководителя и появляются новые названия для этой должности, например, наставник, воспитатель, классная дама, тьютор. Наблюдается тенденция к введению освобожденного классного руководства без проведения педагогом учебной работы.

Классный час – особая форма организации внеклассной работы в школе. Сущность ее состоит в коллективном обсуждении проблем, затрагивающих интересы членов коллектива, в организации какой-либо деятельности, в налаживании отношений между учащимися. Задача классного часа, проводимого, как правило, один раз в неделю после уроков, состоит в налаживании духовно-нравственного воспитания, в создании положительного психологического климата, хорошего настроения у ребят, в определении перспектив развития коллектива класса. Тематика классного часа может быть самой разнообразной, как и формы проведения: обсуждение проделанной работы, в том числе и учебной деятельности, обмен мнениями, беседы на нравственные темы, экскурсии в природу, музей, театр и т.д. По сложившейся практике отечественного школьного воспитания классные часы ребятам помогает готовить и проводить классный руководитель, хотя это могут делать и сами учащиеся под руководством своего самоуправления.

Клевета (ц.-слав. – клевать) – словесные действия по отношению к другому лицу, группе лиц (обществу), содержащие заведомо ложные сведения, позорящие их; это измышления с целью опорочить, принизить, очернить, обвинить, переложить вину за что-то. К разновидностям клеветы относятся сплетни, ложные обвинения, доносы, наговоры. Клевета в любых ее формах относится к действиям безнравственным, безбожным («Не судите, да не судимы будете»). Клевета карается законом, это уголовно наказуемое преступление нравственности общества.

Клеветник – так именуют человека, сознательно порочащего кого-либо ложью, наветами, искаженными фактами. Целью клеветника, устно или письменно распространяющего клевету, является унижение достоинства человека, личное возвышение за счет унижения другого, порождение недоверия к нему и другие эгоистичные мотивы. Клеветник действует по принципу «дым без огня не бывает», надеясь на то, что его ложь запятнает оппонента и породит подозрение и недоверие к нему у окружающих. Клеветник, как правило, действует исподтишка. В народе не уважают клеветников, против них всегда настроено общественное мнение. Клеветник, приносящий своей ложью, клеветой материальный или моральный ущерб кому бы то ни было, может быть осужден согласно закону Уголовного кодекса. Частое использование клеветы человеком может перерасти в качество личности – клеветничество, очернительство. В основе своих поступков клеветник имеет зависть, тщеславие или обиду. Со склонностью некоторых детей к сплетням, наговорам, ябедничеству надо бороться и в школе, и дома как с безнравственным способом жизни и деятельности.

Клептомания (гр. – красть + страсть) – болезненное влечение к воровству и потребность удовлетворить страсть к чужим вещам, деньгам. Клептомания относится к числу пока еще мало излечимых болезней. Проявляется импульсивно, но при нормальном состоянии сознания, при отсутствии других психических патологий. Внимание больного направлено не на присвоение украденного, а на сам акт кражи. После совершения кражи больной на какое-то время успокаивается. Случаи школьного воровства нередко объясняются возникновением у детей болезни клептомании, которая педагогическими средствами лечению не поддается.

Кликушество (др.-рус. – звать, кликать) – нервно-психическое заболевание, возникающее на религиозной почве. Проявляется как истерические судорожные припадки, возникающие во время богослужения и сопровождающиеся рыданиями, бранью, телесной корчью, потерей сознания, выкрикиваниями. В народе эту болезнь называют «бесоодержимостью». Она возникает от чрезмерного страха перед кознями дьявола и другой нечистой силы. Чаще всего кликушеству подвержены женщины со слабой нервной системой.

Климат (гр. – наклон) – наиболее устойчивые признаки погоды, свойственный данной территории. Этот географический термин в 70-х годах XIX века был перенесен в психологию (психологический климат, эмоциональный климат), педагогику (моральный климат, школьный климат, климат в коллективе), социологию (социальный климат). Посредством такого обобщающего понятия производится оценка дел, отношений, состояния людей, объединенных в коллективы, группы, организации.

Клип (англ. – стричь, делать вырезки) – это короткие музыкальные произведения, исполняемые на фоне декораций или живой природы и действий в цивилизованных условиях. С помощью фона, декора авторы стараются сделать более привлекательными песню или рекламу или исполнителя и торговую фирму, а также усилить эффект от основной идеи музыкального произведения или текста. Чаще всего клипы применяются в эстрадном искусстве. Это мультисистемы, с помощью которых достигается больший эффект психологического воздействия на слушателя и одновременно зрителя. Такие клипы создаются в основном для показа по телевидению и называют их видеоклипами.

Клир (гр. – жребий) – состав священнослужителей и церковнослужителей, ведущих и обслуживающих богослужения и подчиненных архиерею, это весь притч церковный. Клирос – место для пения певчих в церкви.

Кличка (ст.слав. – призывающий возглас) – имя, даваемое домашним животным, а также унизительное прозвище человека, даваемое чаще с целью обидеть или законспирировать какие-то его функции, роли, деяния. В детстве клички даются иногда шутливые, но нередко обидные, принижающие в человеке человека. В православной педагогике кличка считается формой проклятия, сменяющей истинное имя человека, данное от Бога, на ложное. От этой смены человек может страдать, болеть и даже разрушаться как личность.

Клишированное сознание (фр. – печать) – сознание, основанное на речевых стереотипах, готовых речевых формулах, стандартных фразах, принимаемых за истину и основные выразители смысла. Клишированное сознание забито привычными стереотипами, штампами, в которые упрямо верит говорящий (типа «народ и армия едины», «рабочий класс – авангард прогресса»), несмотря на меняющиеся условия жизни и деятельности. Обилие речевых клише у человека говорит о ригидности его мышления, об упрямстве характера, об отсутствии творческости. Это сознание, которым легко манипулировать. Вместе с тем клише в сознании облегчают человеку воспроизводить мысли, облегчают коммуникацию, экономят усилия и время. Такое определение сознания возникло по аналогии с термином «клише», обозначающим всего печатную форму, изготавливаемую в печати для перепечатки на бумагу рисунков, фотографий, схем.

Клуб (ст.-слав. – клубок) – добровольное объединение людей по интересам, создаваемое по инициативе самих людей по месту жительства, в учебном заведении, в учреждениях культуры. Отечественная практика образования создала массу самых разнообразных клубов: юных техников, авиамоделистов, автомобилистов и космонавтов, интернациональной дружбы, друзей искусства, историков, любителей кино, театра и музыки, туристов и альпинистов, интересных встреч и т.д. Клубы создаются как постоянно действующие образования, так и эпизодически (например, клубы, создаваемые периодическими изданиями – «Золотая шайба», «Кожаный мяч»). В клубе собираются любители чего бы то ни было; здесь они беседуют, обмениваются мнениями и опытом, проводят соревнования, тренируются, организуют разнообразный отдых. Клуб – это свободное объединение, главная задача которого – создать условия для общения и взаимодействия людей, заинтересованных друг в друге. Клуб относится к формам организации досуга и свободного времени. Для школы это форма внеклассной работы учащихся.

Клуб веселых и находчивых (КВН) – объединение людей, ищущих острых ощущений от игры интеллекта, проявления находчивости и эрудиции. Клуб веселых и находчивых – это клуб для быстромыслящих, остроумных, разносторонне способных и веселых людей. КВН – это отечественное изобретение 70-х годов ХХ в. Он формируется как командные состязания и имеет отработанную программу (сценарий), где заложены определенные требования и нормативы проявления веселости и находчивости. Как правило, этой формой внеучебной работы увлекаются студенты и учащиеся старших классов. Иногда эту форму используют учителя в качестве метода обучения на уроке.

Клуб ищущих работу – добровольное объединение людей, долгое время не находящих себе работу. Создается при Центрах занятости населения и входит в их структуру. Цель клуба – нейтрализация отрицательных последствий долгосрочной безработицы для граждан, повышение их уверенности в себе и мотивации на трудоустройство и успех. Жизнь показывает, что участие в клубе значительно повышает вероятность получения работы. Клуб работает под руководством энтузиаста. В этом клубе учатся новым профессиям, поиску работы. Членов клуба учат общаться с работодателями, писать документы, правильно разговаривать по телефону, делать визиты, лучше подавать негативную информацию о себе, о том, как сохранять работу. Члены клуба помогают друг другу, оказывая духовную и материальную поддержку.

Клуб «почемучек» - детский клуб из детей, как правило, начальной школы, создаваемый для тех, кто много задает вопросов, любознательный, кто хочет что-то знать помимо школьной программы. Название клуба произошло от условного названия младших школьников – «почемучки», любящих задавать самые разные вопросы. Для удовлетворения потребности в ответах и развития (поддержания) любопытства и любознательности в последующем эти дети и собираются в клуб. Формы работы клуба самые разные – прямые ответы на детские вопросы, самостоятельный поиск ответов, викторины, бои загадок и головоломок, встречи со знатоками, соревнования находчивых и памятливых и др. Клуб почемучек – одна из любимых форм внеклассной работы малышей.

Клятва (ц.-слав.) – торжественное обещание, подтверждение верности, заверение в истинности, достоверности чего бы то ни было. Когда-то это слово употреблялось только в церковном смысле – клятву давали всемогущему Богу, верному и нелицеприятному свидетелю того, что утверждается или отрицается. Клятвы тогда произносились с поднятием рук к небу. Клятвы давались при заключении договоров, произношении обетов (верности, преданности), при раскрытии преступлений. Делалось это только по достаточно крупным случаям, важным событиям, попусту клятв не давали. Всуе клясться по мелочам считалось грехом. В церкви существовала акция про-клятия, т.е. бесповоротного осуждения, отлучения от церкви. В настоящее время клясться именем Бога не принято. Но часто клянутся чем-то дорогим – собственной жизнью, детьми, честным именем своим. Клятву дают и дети – в дружбе, верности слову, обещания что-то выполнить, упражняя при этом свою волю и личную ответственность.

Книга (ст.слав. – письмо) – сшитые в одном переплете листы бумаги с напечатанным текстом какого-либо литературного произведения (священного, художественного или научного). Книга – символ высокой культуры человека и человечества. Через книгу идет передача знаний о самом разнообразном опыте многих и многих поколений. Это как сосуд мудрости, источник духовности. В христианстве книга особенно почитается, и сама религия относится к числу «книжных», передаваемых через Библию – книгу книг. У всех народов книга была в особом почете, входила в геральдику городов и университетов, приобретала различные символические значения. В старину было поверье: если ребенок из всех вещей и игрушек предпочитал книгу – быть ему умным да ученым.

Коварство (др.-рус. – ковать) – действия (и слова), причиняющие зло под видом или под прикрытием добра. Злонамеренные, злоумышленные действия под покровом показной доброжелательности. Коварство может быть отрицательной нравственно-этической чертой личности, если человек часто использует его как метод решения своих проблем и достижения цели. Коварный человек вечно замышляет недоброе, наносит другому человеку неожиданные удары, строит козни. В дореволюционном лексиконе было слово «ковы» с тем же значением. Смысл «коварства» пошел от слова «ковать», т.е. бить, рубить, наносить удары.

Ковчег (лат. – ящик, сосуд) – плавучее средство передвижения больших размеров, предназначенное для спасения от всемирного потопа. Согласно Библии, ковчег спас праотца Ноя и его семью, а также по паре всех животных. С тех пор ковчег стал символом спасения верующих через принятие крещения водой, он стал пониматься как надежное судно, не тонущее в житейских бурях. Иоанн Златоуст дал свое прочтение этого сказания: «ковчег» - это Церковь, Ной – Иисус Христос, голубь – Святой Дух, оливковая ветвь – доброта Бога. В разговорной речи термин «ковчег» употребляется в смысле «родной дом», «материнская защита», надежное пристанище духа и тела.

Когнитивная психология (лат. – знание, познание) – одна из ветвей современной психологии, занимающаяся изучением различных аспектов мыслительной деятельности человека. Когнитивная психология исследует умственные способности, зарождение мысли и языковых явлений, формирование сознания в его связи с языком. Когнитивная психология имеет комплексный характер. Она интегрирует в себе и собственно психологию, и теорию информации, и все, что связано с искусственным интеллектом и др. Данные когнитивной психологии широко используются в дидактике и методиках обучения.

Когнитивно-визуальный подход к обучению – это принцип формирования образовательной технологии на основе взаимосвязи и единства абстрактно-логического содержания учебного материала и методов с наглядно-интуитивными. Этот подход связан с использованием когнитивных (познавательно-смысловых) возможностей визуальной информации (например, при работе над иллюстрациями). Когнитивная визуализация содержит в себе ключ к решению многих учебных проблем. Здесь учитывается роль цвета, усиливающего восприятие, запоминание, осмысление учебной информации более, чем при черно-белом предъявлении информации. Данный подход стимулирует широкое использование в процессе обучения цвета и форма, графиков и рисунков, комплексных когнитивно-визуальных заданий и мультипликаций. Реализация в практике обучения когнитивно-визуального подхода способствует развитию обоих мозговых полушарий, устраняет неоправданное преувеличение роли левого полушария, насыщает процесс обучения эмоциональным компонентом. Уроки при этом делаются в радость.

Когнитивное развитие – это развитие человека от состояния, при котором мышление осуществляет незначительный контроль за деятельностью, своей и чужой, к состоянию, при котором непосредственно в деятельности и в процессах отражения мира и осознания его используют сложные понятия, схемы, определения, научный анализ, научную идентификацию и т.д. Исследователи выделили 4 стадии когнитивного развития: сенсомоторная, когда сведения об окружающем мире ребенок получает через физическое взаимодействие с ним (0-2 года); дооперациональная с привлечением языка и использованием образных понятий и символов (2-7 лет); конкретно-операционная (8-11 лет); формально-операционная (11-15 лет). Когнитивное развитие ребенка обеспечивается когнитивным обучением как обучением понятиям, принципам, категориями.

Когнитология (лат. – знание) – наука о смыслах, заложенных в информации и о способности человека расшифровывать их и использовать в последующей жизнедеятельности. Это знание о знании как человеческом феномене. Когнитология возникла в 60-е годы XIX в. на основе когнитивной психологии, исследовавшей психические процессы как опосредованные познавательные. В рамках когнитологии разрабатываются самые разные теории и идеи. Так, теория «когнитивного диссонанса», возникающего между людьми на почве расхождения знаний об объекте, что нередко становится причиной конфликта. Идея «когнитивной карты» - способности человека внутренне представлять пространственное расположение предметов. Идея «когнитивного контура», как способности человека «схватывать» очертания целостной фигуры, разделенной на фрагменты.

Кодирование (фр. – свод) – процесс свертывания исходной базовой информации, вымещения или замены ее другой. Это и процесс переработки содержательно-смысловой информации в условные команды в виде цифр, знаков, символов, кратких изречений, словесных клише. Первоначально применяемые в технике, особенно широко в телеграфном деле, кодирование перешло в сферу других наук: психологию (внушение, самовнушение, гипноз), педагогику (суггестивная педагогика), медицину (как средство борьбы с алкоголизмом, наркоманией) и др. Нередко в педагогике кодирование понимается как зомбирование.

Колдовство (др.слав. – ведание сокрытого) – искусство предсказывать будущее, «насылать» чары или порчу на человека и животного, заклинать, привораживать, находить утерянные или украденные вещи, т.е. вмешиваться в естественный ход событий, в законы и принципы мироздания. Колдуны – это проницательные люди, с помощью ведомых только им магических ритуалов вызывают желаемое им изменение в природе или в самом человеке. Это, как правило, люди скрытные, живущие уединенно, неженатые, угрюмые, молчаливые, вызывающие страх у окружающих. По народным поверьям и согласно христианскому учению колдовство творится в сговоре с «нечистой силой» с использованием личных качеств «голодного духа» - зла, зависти, мести. Космисты считают колдовство «вибрацией злой воли». Во все века и у всех народов колдовство осуждалось как восстание гордого человеческого духа, своеволие человека, нарушающего мировые законы бытия, божественное мироустройство. В Западной Европе в XIII-XVIII веках колдовство считалось средством общения со сверхъестественными силами зла, занятие колдовством было опасным занятием. На колдунов сваливали причины бедствий и устраивали «охоту на ведьм». Вместе с тем, некоторые люди, даже высокопоставленные, до сих пор пользуются услугами колдунов различных мастей.

Коллектив (от др.слав. «коло» - круг, колесо) – объединение людей, основанное на принятии общих целей, единых духовных и других ценностных ориентациях, сходных интересах, единых правилах и нормах поведения, и выполняющее в соответствии с этим совместную общественно полезную деятельность. Коллектив – это особый тип отношений людей в этой общности, построенный на взаимном доверии, помощи, выручке, защищенности личности, чувстве коллективной ответственности. Проживание в коллективе играет существенную роль в становлении личности как человека общественного. Коллектив по отношению к личности выполняет самые разные функции: социальную (дает опыт взаимоподчинения, координации деятельности, управления и самоуправления), психологическую (развивает эмпатию, чувства сопереживания, дает психологическую защиту), воспитательную (воспитывает коллективизм, коммуникативность, терпение и др. качества) и др. Воспитание детей через коллектив и в коллективе, параллельно с индивидуальным, играет огромную роль в становлении личности, особенно оно важно для русского национально ориентированного образования, где соборность и общественность являются ментальными качествами русского народа. В отечественной педагогике теория детского коллектива разработана достаточно глубоко. Различают первичный и вторичный коллективы, временные и постоянные. Выделяются стадии коллективообразования: начальная стадия становления коллектива, коллектив как средство массового воспитания социально важных личностных качеств, коллектив как средство индивидуального развития человека. Коллектив – сложнейшее средство воспитания, любое неверное его использование может привести к появлению отрицательных личностных качеств, например, конформности, комплекса неполноценности, неверия в свои силы и др. В то же время, верно используемое средство способно воспитывать человека, умеющего жить в гармонии с обществом и самим собой.

Коллективизм – нравственный принцип организации общественной жизни и производственной деятельности людей, основанный на идеях соборности и братства. Это и нравственно положительное качество личности, выражающее ее умение жить в коллективе, интересами коллектива как референтного для себя сообщества. Как качество личности коллективизм проявляется в умениях человека помочь другим, защитить их, подчинить свои личные интересы коллективным, в способности быть альтруистом и работать на благо других. Данное качество формируется на основе коллективистского самоопределения личности, усвоившей формы сохранения личной свободы внутри коллектива. Как принцип и как личностное качество коллективизм противостоит индивидуализму, существенно дополняя и корректируя его. Коллективизм и индивидуализм составляют два полюса системы воспитания человека, которые должны уравновешиваться в процессе жизнедеятельности.

Коллективная мыследеятельность – метод обучения, а также метод выработки решения какой-либо проблемы, состоящий в организации познавательной деятельности группы заинтересованных лиц (или класса). Коллективная мыследеятельность – это обмен мыслями всех участников коллектива: коллективное обдумывание, взаимная критика, выбор наиболее приемлемого варианта ответа; это реплики, перекрещивающиеся диалоги, в конечном итоге – полилог. Это коллективное мышление, опора на опыт и знания многих. Коллективная мыследеятельность имеет специальную организацию, когда распределяются роли участников – генератор идей, критик, хранитель информации. Результатом коллективной мыследеятельности является рождение целеустремленности, развитие инициативы, появление смелых решений, усиление самокритики, взаимное обогащение опытом и знаниями, повышение эмоционального фона общения, сокращение срока выработки решения, повышение интереса к познанию.

Коллективное бессознательное – психо-физиологический механизм наследственной передачи филогенетического опыта развития человека от поколения к поколению. Коллективное бессознательное – это духовно-нравственное наследие человеческой эволюции, возрождаемое в каждом отдельном человеке заново. Существование его доказывается наличием у человека образов, представлений, знаний, умений, которые не были получены личным опытным путем. Фантазии, содержание снов, мифология – это объясняется существованием коллективного бессознательного. Посредством этого феномена происходит расширение сознания индивида от эпохи к эпохе.

Коллективное мнение – совокупность оценочных суждений, выражающих мнение большинства членов коллектива по отношению к тому или иному вопросу. Это разновидность общественного мнения, существующего в обществе как социально-психологический феномен. Сходство оценок основывается на единстве взглядов и представлений членов коллектива. Коллективное мнение является сильнейшим средством воспитания личности. Но это оружие обоюдоострое: с одной стороны, оно поддерживает коллектив, сплачивает его, с другой – может порождать асоциальные явления, такие как «тирания большинства», «подавляющее большинство», подавление личности. В советский период в школьных коллективах учителя нередко манипулировали коллективным мнением при обсуждении личности и поступков отдельных учащихся, порождая убеждение в том, что «коллектив всегда прав», что личность можно использовать как средство при достижении коллективных целей. В условиях демократизации школы коллективное мнение, как мнение большинства, сочетается с индивидуальным мнением, особенно при разработке программ деятельности и принятии решений.

Коллективные способы обучения (КСО) – технология парной и групповой работы на уроке, основанная на организации диалога и полилога между самими учащимися. В основе лежит идея развития мышления через речь. КСО – это работа в парах, триадах, квартетах и т.д., со сменным составом, это организация сотрудничества детей в процессе познания. КСО основываются и, в свою очередь, сами развивают такие умения, как: извлечение нужной информации из различных источников, слушание партнера и убеждение его, работа в шумной среде, пользование документацией – листами учета качества и объема работы и инструкциями, самостоятельное ведение конспективных записей в тетрадях, задавание вопросов и поиск на них ответов. Но самое ценное в КСО – это возможность создать нравственную среду в учебной деятельности и побуждение ребенка к поиску интеллектуального партнера.

Коллективные творческие дела (КТД) – образовательно-воспитательные мероприятия, организуемые по инициативе детского коллектива и характеризующиеся: товарищеским взаимодействием детей и взрослых, высокой индивидуальной активностью каждого члена коллектива, творческим созидательным характером содержания деятельности, развитым самоуправлением, чувством взаимной ответственности. Технология КТД разработана достаточно хорошо. На этих мероприятиях когда-то строилась коммунарская методика. Сегодня они дают высокий воспитательный результат в рамках реализации принципов гуманизации и демократизации образования. КТД применимы в системе личностно ориентированного обучения и воспитания и в ряде других технологий.

Колокольный звон – музыкальный звук колокола, единственного музыкального инструмента в православной церкви. Колокольным звоном созываются верующие на богослужения, им сопровождается крестный ход и совершаются другие религиозные обряды. Колокол в церкви – символ святости и чистоты, его звон пробуждает в человеке веру, надежду, любовь. Ему приписываются магические свойства: отгонять злых духов, болезни, бедствия. По русским народным поверьям колокольный звон имеет космическую силу, он несет истину, оберегает людей. В народе до сих пор считается, что место, где нет колокола или не слышится колокольный звон, опасно для жизни. Колокол используется во многих культурах и религиях мира. В христианстве первоначально он входил в обряд дароприношения и лишь позже, с III в. стал выполнять более сложные культовые функции. Различают звон в один колокол, несколько колоколов поочередно (благовест) и несколько колоколов одновременно (трезвон), а также перебор (медленный звон поочередно в колокола, по одному разу в каждый, начиная с самого маленького и кончая самым большим, совершаемый в обряде отпевания), перезвон (поочередный звон колоколов, начиная с большого и кончая наименьшим, совершается в определенных торжественных случаях).

Колыбельная песня – жанр детского фольклора бытового назначения. Колыбельные песни пелись матерью у колыбели засыпающего ребенка в возрасте до пяти лет. В русской народной культуре колыбельные носят мифологический характер, в них много мифических персонажей – Дрема, Сон, Соня-Засоня, Засыпай и др. Эти песни могут исполняться в разных жанрах: причитание, заклинание, заговор, песня-сказ, просто песня. В них много пожеланий ребенку здоровья, ума, добра, удачи, благополучия, а также охранного от злых людей, болезней, напастей. Колыбельные песни не просто усыпляют ребенка своей ритмичностью, мелодичностью и тихим женским голосом; они выполняют и психотерапевтическую функцию – оберегают, оздоравливают, и воспитательную – передают «с молоком матери» нравственные ценности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.