Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.Д. Ушинский. И – девятая буква русской азбуки, небный гласный, звук высокого, по сравнению с другими, тона






И – девятая буква русской азбуки, небный гласный, звук высокого, по сравнению с другими, тона. В первославянской философической азбуке имела четыре написания и, естественно, с разными оттенками произношения и правилами использования в письменной речи. И – это прежде всего Идущий, Переходящий, в смысле эволюционирующий, соединяющий. При написании буквы вертикальной палочкой с точкой над ней она обозначала Ученика. В третьем случае она значила Истину, ее Познание и Открытие. В четвертом – Й – значило Посвященный, Восходящий, Преображенный, Возрожденный. Все смыслы очень близки и сводятся к идее движения человека к истине. В этой же первославянской, а затем и в церковнославянской азбуке буква «И» значила цифру 8. Буква «И» имеет определенную психологическую нагрузку. Ее употребление вызывает у человека душевный покой, состояние близкое по значению со сближением с кем-либо и чем-либо. Эта ее способность используется в некоторых технологиях обучения детей письму, чтению и речевому общению.

Иван-да-Марья – травянистое растение семейства фиалковых (фиалка, анютины глазки), содержит в себе признаки травы и кустарника, имеет высоту до 15 см, цветы располагаются на высокой цветоножке, как бы облепив ее – верхние цветы синие или фиалковые, нижние – желтые. Применяется в народной медицине. В русской народной культуре Иван-да-Марья имеет символический смысл. Согласно мифологии – это брат и сестра, которые, чтобы не разлучаться, превратились в одно растение с одним цветком. Сочетание желтого и голубого цвета символизирует значение огня и воды. В народной культуре этот цветок воплощает сильную любовь, преданность, верность. Его дарили в знак любви и признательности.

Иван Купала – праздник в честь рождения Иоанна Предтечи, великого пророка и святого мужа, крестителя Господня. Один из главных праздников годового календарного круга, церковного и народного. По новому стилю он проводится 7 июля – день летнего солнцестояния. Праздник символизирует изгнание нечистой силы, отречение от грехов, подготовку к новой жизни. В праздник входили: купальские обряды, сбор трав и цветов, плетение венков, украшение ветками дома (ставен, полов, дверей), игрища, разжигание костров и перепрыгивание через огонь в знак огненного очищения, уничтожение чучела зла и порока, обливание водой, гадания, выслеживание «ведьм» и их изгнание и др. Праздник был очень почитаем в народе, по сути он сформировался как сплав христианских идей и остатков языческих поверий в силу природы. В народе его зовут просто Иванов день.

Игнорирование (лат. – не знать) – тип отношений людей друг к другу, метод воздействия на человека в целях управления его поведением, состоящий в невнимании, пренебрежении, непризнании его, его действий и слов. Игнорирование – это целенаправленное, преднамеренное «не замечание», умышленное «не видение», «не общение». Игнорирование в воспитании используется как метод наказания за проступок, как метод отлучения, отчуждения человека от общения со значимыми людьми, от участия в значимых делах. Дети очень болезненно воспринимают влияние этого метода, поэтому продолжительно им пользоваться нельзя.

Игра – вид деятельности, предназначенный для отдыха и забав. Игра имеет свои правила, протекает в строго заведенном порядке, но своей цели не имеет, хотя ради цели может использоваться. Сущность любой игры – это подражание природе, взрослой жизни человека. В игре человек устремляется к реальности, но в то же время он свободен от нее, что и позволяет ему свободно творить. В игре, по крайней мере, у ребенка возникает первый опыт свободы. Любая игра содержит в себе противоречие: играющий все время пребывает в двух формах - действительной и условной. Эта двойственность игры сделала ее полифункциональной. В педагогике игра стала использоваться и как форма развития у детей специфического и типового поведения, и как метод воспитания творческости. Первые игры возникли еще в первобытном обществе, они носили символический характер. Были игры в мяч, символизирующий солнце, в «небо и ад», в охоту, в дочки-матери и др. С помощью игр детьми осваивались взрослые функции, а взрослыми – отпугивались силы зла и притягивались – силы добра. Позднее появились игры настольные, спортивные, организационные и др. Игры стали целенаправленно использоваться для развития человека (развивающие дидактические игры), для отдыха, для физического совершенства, для социализации, для имитации и т.д. Современная наука и практика высоко оценивали роль игры в человеческой жизни и обучении. В России накоплен колоссальный банк игр почти на все случаи жизни для их коллективного и индивидуального использования в любом возрасте, с самыми разнообразными целями.

Игры в обучении – это метод и форма организации обучения. По своей сущности игра является особым видом деятельности, состоящим в воспроизведении (имитации) разнообразной другой деятельности, в том числе и профессионально-производственной. Игра в обучении направляет познавательную деятельность ее участников. В школе и профессиональном обучении распространены познавательные (дидактические) и организационно-деятельностные игры. Используется игра и как метод психо-педотерапии.

Игрища – игровая часть массового народного праздника, включающая ряжение, веселье, забавы, песни, потехи, пляски, собственно игры, состязания, хороводы и т.д. Здесь молодежь демонстрирует свою силу, свои таланты, радуясь молодости и здоровью. Игрища имеют обрядовый ритуал, посвящаясь конкретному празднику, например, Зимним святкам, Масленице, Пасхе. В игрищах участвует вся деревня, большие массы народа. Здесь разыгрываются ролевые сюжеты в играх «в кобылу», «торги», «в кузнеца», «в молчанку», «в барина» и т.д. В XIX веке многие элементы взрослых игрищ переродились в детские игры и забавы. В настоящее время игрища переживают свое возрождение.

Игумен (гр. – духовный водитель) – это глава монастыря (женского – игуменья), каковым может быть только лицо духовного звания и с опытом монастырской жизни. Так называется и настоятель храма, если он имеет монашеский сан.

Идеал (гр. – первообраз, нравственный) – это эталон, мысленный образ совершенства, который понимается людьми как возможная конечная цель действий по созданию истинной красоты, совершенства в чем-либо: общении, искусстве, производстве, отношении. Идеалом могут быть обыкновенные вещи быта, гениально сделанные. Идеал – это высшая норма, закон возвышенного, традиция устремлений к высокому, нередко предмет мечты. В русской народной культуре идеал определялся смыслом жизни и сам был смыслообразующим фактором. Он направлял выработку норм, оценок, суждений и потому мог складываться в зависимости от культуры, от уровня интеллектуального развития людей. Идеал – это критерий отделения добра от зла. Вместе с тем, абсолютизация идеала вредна; это может привести к трагическим последствиям, ибо реальным возможностям человека он бывает недосягаем. «Идеал», как понятие, породил целый ряд педагогических терминов: воспитательный идеал, педагогический идеал, идеал учителя, идеал ученика и т.д.

Идеализация – метод обобщения с акцентированием на позитивных характеристиках обобщаемых явлений, предметов и т.д. Идеализация – это мысленное возвышение обобщенных характеристик, признаков, возведение их к идеалу. Идеализация раскрывает потенциальные возможности и того, кто это делает, и того, на чем это делается. Идеализация ориентирует человека не на то, что есть, а на то, что должно или может быть. При идеализации происходит игнорирование, произвольное и непроизвольное, теневых и драматических сторон жизни, иногда она выглядит лакировкой, лубочной картинкой. В практике школы мы часто сталкиваемся с явлением идеализации: идеализации учащегося или учителя, идеализация результатов учебно-воспитательный работы и т.д.

Идеализм – направление в философии, утверждающее первичность духовного, мыслительного, психического в человеке и вторичность материального, физического и природного в нем. Возник еще до нашей эры и с тех пор развивался как антипод материализму, в борьбе с ним. Идеализмом принято также называть излишне возвышенный, вне связи с реальной жизнью взгляд на жизнь. Нередко это бывает у молодежи, и тогда мы дело имеем с юношеским идеализмом.

Идеальный ребенок – так условно в быту называют ребенка, поведение которого соответствует и даже превосходит ожидания взрослых, существующие в обществе нормативные требования к детям его возраста. Идеальный ребенок – это ребенок без проблем, не вызывающий беспокойства, хлопот, всеми принимаемый, с хорошей диспозицией личности, хорошо адаптирующийся к среде, послушный и исполнительный. Такого ребенка любят и в школе, и дома, его авансируют доверием. Идеальный ребенок – не обязательно талантливый, но гарантирующий свое успешное будущее. Скорее, судя по опыту, это ситуативное, временное состояние ребенка.

Идейность (гр. – первообраз) – духовное качество личности, выражающееся как приверженность человека идее какой-либо партии или общественного движения. Идейность – качество глубоко эмоциональное, носит в себе печать личного положительного отношения к принятому идеалу, нравственному, социальному или политическому. Идейность, как личностное качество, проявляется в идейных приоритетах личности, в подчинении идее своих личных интересов, в посвящении служению ей своей жизни и деятельности, в возвышении принятой идеи над другими, в сохранении верности ей в любых тяжелых условиях. Идейность выражает мировоззрение человек. Иногда идейность связана с излишней политизацией человека, и тогда о таком человеке говорят с сарказмом, насмешкой.

Идеология – это система взглядов, ставшая «руководством к действию» какого-либо сообщества, общества и даже государства. Идеология – это принятая идея, позволяющая человеку так и или иначе ориентироваться в окружающем его мире. По содержанию любая идеология есть синтез знаний, научных, духовных, политических, экономических и т.д., направленных на решение практических проблем. Примером могут служить идеологии коммунизма, социализма, фашизма, национализма, фундаментализма, сепаратизма и т.д. Идеология говорит, как надо жить человеку и обществу и почему именно так, а не иначе. Она определяет тип поведения, характер отношений. Задача идеологии – не управлять страной, а регулировать внутри общественную жизнь, она дает волевой импульс, является источником мотивации, способствует формированию индивидуальной и общественной психологии, влияет на национальный характер и т.д. Идеология – непременный атрибут общественного развития. Однако, любая абсолютизация ее приводит к трагическим последствиям в силу односторонности и временного характера. Идеология общества определяет всю систему общественного воспитания и образования.

Идея (гр. – видеть) – это мысль, выражающая реальную и кажущуюся сущность какого-либо явления или вещи, которая побуждает человека к дальнейшей деятельности, к инициативному и творческому преобразованию. Идея есть «духовная матрица проявленной жизни», цель и средство эволюции мира. Идея существует как понятие, «саморазвернутое в объективность», т.е. она и идеальна, и реальна одновременно. Источником идей является дух, духовная жизнь человека, порождающая замысел жизнедеятельности, основной смысл существования. Миром правят идеи, они создают и разрушают государства, пересекают любые границы, трансформируются и воплощаются в пространстве и во времени по своим особым законам. Идея «мыслит» себя как истина и проявляется в человеческих убеждениях, представлениях, вере. Идея нередко выступает как цель или принцип, выражающие суть явления или предстоящей деятельности. В этом смысле говорят об «опорных идеях», «ведущих идеях», «руководящих идеях». По содержанию идеи могут быть самыми разнообразными, в том числе и педагогическими, национальными, просветительскими и т.д. Детские идеи богаты и разнообразны – от полета на Марс до «убежать с урока». Дети фонтанируют идеями и потому нередко бывают непредсказуемы. Идееформирование у них можно, с одной стороны, развивать, с другой – регулировать их реализацию. Сделать это можно через духовно-нравственное воспитание. Идеи нужны и педагогам как способ концептуального развития своего образовательного учреждения.

Идиографический метод (гр. – собственноручно создано) – метод познания (в том числе исследования), состоящий в выявлении, изучении и описании редких, уникальных, нетипичных явлений, предметов и фактов. К таким может быть отнесено: жизнедеятельность любого лица, от самого ученика до выдающегося человека; редкие природные явления; уникальное произведение искусства и т.д. Т.е. то, что не повторяется, не имеет аналогов, единственно в своем роде. В условиях образовательного учреждения он применяется в виде автобиографического и биографического методов изучения учащихся, в лонгитюдных исследованиях, а также как метод поисковой познавательной деятельности на уроках истории, литературы, краеведения и др. Особенно он востребован в технологии источникового обучения. Название свое метод получил от слова «идиограф», что в переводе с греческого означает собственноручную подпись.

Идол (гр. – маленькое изображение) – это то, чему поклоняются вместо Бога, что ложно возвышают вместо духовно-нравственных ценностей. Когда-то, в язычестве идолами называли изображения богов, сделанные из дерева, камня, глины, ткани. Их называли еще истуканами. Им поклонялись, они входили важнейшим атрибутом в ритуальные языческие действия, их ставили в красный угол избы. С приходом на Русь христианства идолы, символизирующие многобожие и олицетворение природы, стали восприниматься как подобие истинного духа, которые уводят духовные устремления людей от истинного понимания Бога. Для духовно неразвитых людей идолами делаются вещи, наряды, деньги, власть. Идолы – это всегда поклонение чему-то ложному, не истинному. Идолопоклонство до сих пор существует у некоторых народов Севера. Есть и у вполне цивилизованных народов и отдельных людей; проявляется как безрассудная любовь к вещам, людям, которым поклоняются, возносят. Это явление фетишизации чего бы то ни было называют идолизмом или идолопоклонством. Его легко отличить от истинной веры: если содержание поклонения не является Откровением Всевышнего, а кем-то конкретно придумано или сделано, то оно ложно.

Иезуитское воспитание – воспитательная система, разработанная и применяемая педагогами католического ордена иезуитов. Орден принимал на обучение юношей только из привилегированных и зажиточных слоев и воспитывал их в духе беспредельной преданности католицизму. При монастырях и храмах для этого создавались такие образовательные учреждения, как коллегии, семинарии, академии. Иезуитская система воспитания отличалась от принятой в средневековье (XVI-XVIII вв.) тем, что была прагматичной (воспитывала «христова воина»), развивала индивидуальные способности, воспитывала честолюбие, дух соревновательности и индивидуального соперничества. В этой системе большое внимание уделялось хорошему питанию, отдыху и физическому развитию. Система признавала светское воспитание и готовила юношей не только к церковной службе, но и государственной. В системе иезуитского воспитания были глубоко разработаны проблемы строго регламентируемой дисциплины, допускающей надзирание, доносы. Именно в ней впервые использовались коллективные собрания с взаимным разбором мыслей и действий учащихся (что затем перешло в пионерскую и комсомольскую организацию советского периода). Дидактика иезуитского воспитания была шагом вперед по сравнению с массовым для тех лет догматическим обучением. Здесь применялась классно-урочная система, упражнения, конкурсы, диспуты, декламации, театрализация, экскурсии, разнообразные поездки. В целом иезуитское воспитание являло образец интеграции религиозного и светского обучения и воспитания. Она сильно повлияла на мировую практику образования и даже пользовалась успехом.

Иерархичность (гр. – священная власть) – принцип построения систем, в том числе и социально-педагогических, предусматривающий наличие структурных компонентов, распределения функций, определение прав, существование уровней соподчинения. Иерархичность – это «этажность» систем, ранжирование целей, определение приоритетов, наличие подчинительных связей. Этот принцип предусматривает неравенство составляющих систему частей, но именно его реализация обеспечивает эффективность жизнедеятельности системы в целом. В ней упрощается принятие решений и их целенаправленное выполнение, экономится время, повышается качество. Как только система теряет иерархичность, она впадает в хаос и снижает качество выполнения своих общих функций. Это является законом жизнедеятельности и педагогических систем, таких как образовательное учреждение или детская и юношеская организация.

Иждивенчество (ст.-слав. – из-расходовать) – отрицательная нравственно-этическая черта характера и соответствующая манера поведения, выражающиеся как злоупотребление вниманием, помощью и слабостью других людей и организаций, сознательное стремление жить за счет их, не прилагая к решению собственных проблем никаких усилий. Иждивенчество – это целая жизненная идеология эгоизма, позиция признания обязанности кого-либо брать на содержание, помогать тому, кто сам не желает себя обеспечивать. Иждивенчество, как правило, скрывается под красивым лозунгом взаимопомощи, меценатства, да и просто заботы и помощи. В социальной психологии разрабатывается понятие социального иждивенчества. Иждивенчество – это потребительство, без созидания, вполне здоровых людей. Проявляется это качество уже в детстве, например, при списывании домашнего задания или контрольной, при посягательстве на чужие вещи. Это качество провоцирует воровство, зависть и другие пороки.

Ижица (ст.-слав.) – последняя буква старославянской и древнерусской азбуки (перенесено из греческой азбуки), озвученная близко к современной букве «и». Буква завершала алфавит, как бы ставила точку над «и». Существовала русская поговорка: «Не суйся, ижица, вперед аза», что означало знай свое последнее место. Буква ижица в 1917-18 годах реформой русского языка была упразднена, но смысл, который она несла с собой, сохранился. Идиоматическое выражение «приписать ижицу» стало обозначать – сказать последнее слово и строго наказать, проучить, даже высечь. В народе до сих пор это выражение используется.

Изворотливость – отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как умение схитрить, проявить бойкость и расторопность при достижении своей цели и удовлетворении потребностей или избегании неприятностей, наказаний, нежелательных заданий. С одной стороны, изворотливость выражается как находчивость и расторопность, но с другой – в ней есть хитрость, стремление уйти от ответственности и при этом все получить сполна. Изворотливый человек эгоистичен, он готов свою вину свалить на другого, всегда «урвать свой кусок», выйти «сухим из воды» из любой неблагоприятной и конфликтной ситуации.

Измена – действия человека, нарушающего принятые им ранее на себя обязательства, прямо обратные декларируемым принципам и убеждениям. Изменой, на уровне ребенка, является нарушение неписаных законов верности дружбе, разглашение принятых на себя тайн, невыполнение обещаний. Измена затем бывает в любви, в семейной верности. Высшей формой измены является предательство военное, государственное, гражданское. Человек изменяет своим же позициям по разным причинам – из-за выгоды, из страха, по слабости характера. Но всегда это добровольный выбор, а потому во все века и у всех народов было осуждаемо и подвергалось различным формам осуждений и наказаний.

Изнеженность – отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в неспособности переносить неудобства, невзгоды, невнимание к себе со стороны среды. Изнеженность – это привычка к избыточной ласке, мягкому обращению, нежности, комфорту, достатку, отсутствие готовности преодолевать трудности жизни и недостатки. Изнеженные дети эгоистичны, капризны, избалованны, любят ласку, лестные слова, требуют постоянной заботы о себе. Как правило, изнеженность воспитывается в семье, где ребенок, чаще единственный, является центром внимания многих взрослых (детоцентризм).

Изоляция детей от религии – целенаправленные запреты детям ходить в церковь и веровать в Бога, умышленное умолчание о существовании веры своих предков, преднамеренное искажение церковных догм, демонстрация доказательств отсутствия Бога. Все это было принципом системы коммунистического воспитания и входило в задачи атеистического воспитания детей и юношества в советский период. Последствия более чем семидесяти лет такой изоляции сегодня очевидны, а способы изоляции еще живы. Родители и учителя, воспитанные в системе воинствующего атеизма, создают искусственные препоны движения к Богу. Этим сужается и искажается культурологическое и духовное воспитание детей, нарушается их право на информацию, подпитывается материалистичность (предметность) мышления, ограниченность которого стала очевидной всему миру.

Изуверство (ст.-слав. – уходить от веры) – особо жестокие, безнравственные, оскорбительные и общественно опасные взгляды, методы деятельности по отношению к людям и животным, нанесение вреда их физическому, психическому и духовному здоровью. Изуверство – это потеря веры в религиозные или нравственные идеалы и попрание их через насмехательство, уничтожение, осквернение. Так, уход от традиционной веры в сектантство доводит людей до фанатизма, и они оказываются способными на жестокие приемы обращения с людьми, на использование крови и частей человеческого тела в своих ритуалах, на осквернение святынь церкви и государства. Потеря веры в силу естественных нравственных законов может привести людей к жестоким убийствам. Изуверство само по себе есть крайний случай безверия, материализованного в поступке.

Иисусова молитва – короткая молитва с обращением ко Господу Богу и произносимая многократно и продолжительное время. Так, призывание имени Божьего есть в таких молитвах, как «Господи, помилуй», «Господи Иисусе Христе, сыне Божий», «Боже, милостив буди мне грешному», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и др. Такие молитвы являются сердцевиной других молитв, и они же составляют основу монашеской духовности. Такие молитвы позволяют достигать ощущения Его собственного присутствия. Произносить такие молитвы, надо соблюдая дисциплину дыхания, чтобы не разрушать ритм молитвы. Такие Иисусовы молитвы разработаны психастами, убежденными, что опыт присутствия Бога возможен через молитвы. В основном такие молитвы входят в монашеское служение, основанное на аскетизме, чаще всего отшельническое.

Иисус Христос (гр. – мессия, помазанник) – основатель христианского учения, второе лицо христианской Троицы – Бог Сын. Иисус Христос – это богочеловек, рожденный в непорочном зачатии Девой Марией от Духа Святого и проживший на земле, среди простых людей, 33 года, и распятый на кресте, затем воскресший и вознесшийся на небо. Он одновременно и Сын Божий, и совершенный человек Земли. Цель прихода Христа Спасителя – не изменить мир, лежащий во зле, а преобразить душу каждого отдельного человека ради его вечного спасения. В этом состоит суть его учения. С Иисуса Христа началось новое летоисчисление на земле – новая эра, как «наша эра». Учение Его изложено в Новом Завете.

Икона (гр. – изображение) – образ, изображающий лик Спасителя, небесные силы или угодников Божиих как объекты религиозного почитания. Чаще изображение делалось живописным, иногда рельефным с использованием металла, тканей, камней, иногда это была вышивка. Икона – проводник Святого Духа на Землю. Древнерусские иконы преисполнены духа и святости. На них изображена плоть неподвижной, успокоенной, не испытывающей земных страстей, отрешенной от мелких человеческих проблем и суеты. Цель иконы – провести четкую границу между духовным миром и плотским, чувственным. Плоть должна молчать, чтобы говорил дух. Через старинные иконы можно уходить в глубь веков; любая икона, независимо от времени ее создания, может быть чудотворной – посылать Божий дух на людей, лечить, успокаивать, наставлять, боговдохновлять. Моление через икону – наиболее глубокое, богоугодное. На Руси написание иконы было всегда уделом лишь тех живописцев, кто жил церковной жизнью, много постился, духом постигал Бога в себе. Иконная живопись на Руси развивалась как искусство. Существует самостоятельное учение – иконология, как знание о живописных и начертательных памятниках древности. Различают иконы чудотворные, мироточивые, явленные.

Иконостас (гр. – образ, стояние) – место, специально оборудованное для стояния икон. Церковные иконостасы отделяют алтарь от храма с молящимися. В них иконы размещаются либо в один ярус, либо многоярусно. По иконам, их древнему происхождению, богатому убранству судят о богатстве храма, ибо они почитаются выдающимися памятниками церковного искусства. В доме христианина определяется «красный угол», где тоже оборудуется домашний иконостас с семейной родовой иконой в центре, с лампадкой для зажигания обрядного огня.

Ильин день – день святого славного пророка Илии (IX в. до Р.Х.), одного из величайших пророков и первого девственника Ветхого Завета. Имя Илия значило «крепость Господня», и оно определяло всю его жизнь с малых лет. Призванный к пророческому служению, он стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия, за что был взят на Небо живым в огненной колеснице. По преданию Св. Церкви пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. В народной культуре Ильин день, отмечаемый 2 августа по новому стилю, служил крестьянам ориентиром для проведения определенных сельскохозяйственных работ – окончания сенокоса и начала жатвы. Для крестьян это был торжественный день. Особенно важным был тот факт, что за Илией признавалась способность посылать на землю дождь, он был как бы «подателем дождя», от чего во многом зависел урожай.

Именины (др.-рус. – имянины) – день крещения и имянаречения новорожденного, на восьмой день после рождения. Новорожденному дается имя святого, которого празднует Св. Церковь в этот день крещения ребенка. Хотя бытовала практика и свободного имянаречения. Это ежегодно повторяющийся ритуал семейного домашнего праздника. В дореволюционной России именины почитались значительно более, чем дни рождения. Этот праздник народу подарило христианство как день Ангела, как один из очень радостных дней в году. Не зря говорили: «сияет, как именник». В день крещения у ребенка появлялись крестные отец и мать (кум и кума).

Имидж (англ. – образ, изображение) – закрепленное в общественном сознании, созданное у окружающих мнение о человеке, организации, деле, их ведущих качествах, обеспечивающее затем целостное и устойчивое их восприятие. За высокий имидж борются, его создают и поддерживают. От него зависит успех деятельности, отношения людей, личное достоинство. Наличие имиджа заставляет человека (организацию) последовательно следовать заданной поведенческой модели, что делает более устойчивым поведение людей, подчас даже вопреки их внутренним изменениям. Имидж формируется самими людьми, иногда с помощью рекламы, средств массовой информации. Технология создания имиджа составляет самостоятельную отрасль социальной психологии. Так, имидж политика перед выборами создается специалистами – имиджмейкерами, рекомендующими претенденту на власть одеваться, улыбаться, двигаться и говорить так, чтобы оставлять приятное впечатление о себе и вызывать доверие в народе. Каждый человек, начиная с юношеских лет, имеет свой имидж, меняющийся крайне редко и тяжело на протяжении всей последующей жизни.

Имитация деятельности (лат. – подражание) – деятельность, как проявление человеческой активности, лишь внешне похожая на целенаправленную, целесообразную, проектируемую и результативную деятельность, на самом деле обладающая как раз обратными качествами – подражательностью, подделкой, бессмысленностью, случайностью, низкой эффективностью, а то и полным ее отсутствием. Имитация деятельности – это всегда обман – суетная бурная работа, проявляющаяся как ложная активность. Так нередко действуют чиновники, не заинтересованные в результатах труда, некоторые общественные деятели, желающие сохранить свое «доходное место», привилегии, избежать упреков в плохой работе и даже в целях карьеризма. Как правило, имитация деятельности встречается у людей с низким уровнем профессионализма и отсутствия нравственной ответственности.

Императив поведения (лат. – повелительный) – поведенческая модель, включающая нормы поведения, безусловно соблюдаемые как внутренний самоприказ, людьми одной общности (этноса, общественной организации, учреждения, страны в целом). Это своего рода норма долженствования, обязательности, естественно выполняемая человеком или добровольно принятая на себя. Так, известны стереотипы национального поведения (русский отличается от грузина), профессионального (учитель всегда узнаваем), общественного (по принадлежности к той или иной партии), должностного и др. Свой императив поведения существует у учащихся одного образовательного учреждения, чем они и отличаются друг от друга.

Импровизация (лат. – внезапно, непредвиденно) – так называется деятельность, совершаемая без предварительной подготовки на основе фантазии и творческого подхода. Это деятельность – экспромт, основанный на интуиции. Как правило, импровизация широко используется в художественном творчестве как особый способ создания художественного произведения. Зародилась она в глубокой древности в играх, представлениях скоморохов, фокусников и ярмарочных артистов – лицедеев. Все, что они делают перед публикой, изобретают на ходу. Импровизировать стали и в профессиональном искусстве, особенно в музыке, поэзии. В основе импровизации лежит инсайт – озарение. Умению импровизации можно научиться. В педагогической деятельности оно особенно необходимо в свободном общении с учащимися при решении конфликтных ситуаций.

Импульсивность (лат. – толчок) – нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как склонность действовать под влиянием первого побуждения (импульса), спонтанно, внезапно, немотивированно и не поддаваться контролю. Импульсивность также проявляется как неадекватная реакция на ситуацию. Часто появляется как результат перевозбуждения, особенно у людей психически неуравновешенных. Различают четыре типа импульсивности: эмоциональная, возникающая под воздействием страсти, ревности, злобы; двигательная, характерная для эпилептиков и сумасшедших; одержимость; стереотипная, возникающая по шаблону, нередко по привычке и от безнаказанности и плохого воспитания. Импульсивность преодолевается воспитанием воздержанности.

Имя (ст.-слав.) – словесное обозначение каждого конкретного человека, позволяющее обращаться к нему, выделяя из других. Это этнический и культурологический знак, имеющий принципиальное значение для самоопределения, самоидентификации человека, в конечном итоге для судьбы в целом. Право на имя является личным правом каждого гражданина, оно заносится во все документы. Однако совершеннолетний человек может через загс переменить имя. Кроме имени человеку дается отчество (по имени отца) и фамилия родителей. У славян было поверье, будто существует лишь то, что имеет название. Во времена родового общества людям давали «рекло», которым обобщенно именовали ведущие признаки данного человека. Поэтому те старые имена похожи на современные прозвища – Лихач, Косой, Коновал. Параллельно существовал опыт родовых имен. С принятием христианства имена давались по «Святцам» – спискам имен святых. При рождении из них ребенку выбиралось имя, которое возвышало человека, призывало его к высокому служению. Выбор имени – это во многом выбор судьбы ребенка. Смена имени влечет за собой ломку сознания человека, распад связи времен в личном восприятии жизни, потерю социальных ориентиров.

Инвалидность (лат. – бессилие, слабость) – низкий уровень физического здоровья человека, с которого определяется потеря трудоспособности. Инвалидность устанавливается медиками и квалифицируется по трем группам сложности: 1 группа – полная утрата трудоспособности и необходимость ухода за больным; 2 группа – нетрудоспособность с необходимостью постороннего ухода; 3 группа – частичная нетрудоспособность с необходимостью облегченных условий труда. Инвалидность в детском возрасте – это следствие травм, в том числе родовых, заболевания и наследственности. В стране создана система реабилитации таких детей, им обеспечивается социальная защита. Детей-инвалидов обучают в условиях, учитывающих характер заболевания, с ними проводится работа по адаптации их к жизни в обществе и труду, организуется общение со здоровыми детьми.

Индетерминизм (лат. – отрицание причинности) – философское учение, утверждающее существование абсолютной свободы воли, поступков, которые не зависят ни от внутренних или внешних причин, а от исходящих из природы человека и как самоопределяющихся факторов жизнедеятельности. Воля, по учению индетерминистов, – это признание возможности индивидуально и самостоятельно действовать или выбирать способ действия, независимость от воздействующих факторов. Индетерминизм отрицает существование прямых причинно-существенных связей и объективных закономерностей, обусловливающих явления природы, общества и мышления. Это учение возникло в противоположность детерминизму.

Индивид (лат. – неделимое) – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, в единстве и целостности всех его особенностей – биологических, психологических и индивидуальных. В этом смысле и новорожденный – индивид, ибо обладает всем набором лишь ему присущих признаков. Индивид – это частный случай природы и общественного развития человека на Земле. Индивид обладает всем набором возможностей определять собственное поведение, развивать свою психику, определяться в системе нравственных ценностей.

Индивидуализация воспитания и обучения – одно из основных правил реализации педагогического принципа природосообразности воспитания и обучения. Соблюдение этого правила обязывает учителя или родителя учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, отказаться от практики фронтального нивелированного взаимодействия и перейти взаимодействию, построенному на интересе, устремлениях, склонностях и возможностях каждого ребенка в отдельности, а также отказаться от использования социально соотносимых норм оценивания его успехов и перейти к оценке индивидуальных достижений в сравнении с его прошлыми достижениями. Индивидуализация воспитания и обучения требует разработки индивидуальных программ развития ученика, применения личностно ориентированных образовательных технологий и перехода к проектированию образовательных систем на основе Д-стратегии.

Индивидуализм (лат. – неделимое, особь) – нравственное качество личности, выражающееся в словах, поступках и отношениях, основанных на приоритете прав, интересов и потребностей личностных над коллективными и общественными. Это такое качество, которое обеспечивает удовлетворение только личных потребностей и игнорирование всех иных. Индивидуализм – это также соответствующая мировоззренческая концепция признания самоценного самостоятельного значения только за единичным и рассмотрения общества как внешнего совместного существования индивидов, т.е. единичных факторов. Как качество личности и как мировоззренческая идея, индивидуализм имеет как позитивные формы своего проявления (альтруизм, самостоятельность, автономность жизнеобеспечения), так и негативные формы (авторитаризм, эгоизм, анархизм, нигилизм, цинизм, экстремизм). Задача педагога – направить развитие индивидуализма по нравственному пути, придать ему духовные основания.

Индивидуальная педагогическая система – устойчивое целостное единство всех элементов деятельности отдельного педагога по воспитанию, обучению и развитию учащихся. У каждого учителя складывается своя индивидуальная педагогическая система, отличная от системы другого учителя. На протяжении всей профессиональной деятельности учитель ведет продуманный отбор тех или иных элементов педагогического процесса, вводит в свою деятельность новые, совершенствует уже используемые, обеспечивая эффективность своей работы. Источником выбора может быть и собственный опыт, опыт коллег, литература, рекомендации ученых и др. Все это делается с учетом личных особенностей и возможностей, внешних факторов, господствующих в обществе педагогических идей. Индивидуальная педагогическая система всегда политехнологична: в ней можно обнаружить заимствования из других технологий. Все дело в том, что сам учитель все это «уложил» в эффективную систему. Индивидуальная педагогическая система – явление одновременно устойчивое и динамичное. Устойчивость ей придают духовно-нравственные ценности и профессиональные убеждения учителя. Динамичность, гибкость неизбежны, ибо система всегда испытывает на себе влияние среды и вынуждено адаптироваться в ней. В противном случае учитель либо стагнирует, либо получает имидж консерватора. Отдельные, наиболее эффективные подсистемы оформляются как оригинальные авторские технологии. Они описываются и служат источником для создания новых технологий, для использования в практике как передовой педагогический опыт.

Индивидуальная психология – составная часть дифференциальной психологии, занимающаяся изучением закономерностей формулирования индивидуальных особенностей человека и самих особенностей. Индивидуальная психология тесно связана с психологией личности, ее предмет – индивид с его глубинными пластами психики. Осуществляя индивидуализацию воспитания и обучения, учитель опирается на методологию индивидуальной психологии при выборе подходов и методов изучения учащегося. Большую помощь индивидуальная психология может оказать при организации личностно ориентированного обучения.

Индивидуальное ученичество – это форма организации профессионального обучения, при которой квалифицированный работник ведет практическую подготовку учащегося непосредственно на рабочем месте. Индивидуальное прикрепление обучающегося к высококвалифицированному работнику в целях непосредственной передачи опыта практической деятельности имеет глубокую историю. Оно возникло еще в дореволюционное время и использовалось как самостоятельная форма начальной профессиональной подготовки. Индивидуальное ученичество в современной системе профессионально-технического образования используется как одна из многих форм практической подготовки учащихся. Его применяют при подготовке специалистов по редким немассовым профессиям, при индивидуальной подготовке специалистов художественных промыслов, а также при проведении производственной практики по массовым профессиям. Индивидуальное ученичество имеет различные варианты: индивидуальное прикрепление учащегося к работнику производства соответствующей специальности; включение учащегося в состав рабочей бригады. И в том, и в другом случае осуществляется индивидуальное наставничество. По технологии индивидуальное ученичество сводится к личной передаче практического опыта трудовой деятельности от наставника к учащемуся. Делается это методами показа действий, тренинга, упражнений, репродуктивного воспроизведения учащимся наблюдаемых действий, совета, рекомендаций, личного примера и др.

Индивидуальность – свойство личности отличаться от всех других, быть неповторимой, своеобразной. Это свойство проявляется как индивидуально-психологические особенности человека и человеческого поведения, присущие только ему и никому другому. Индивидуальность возникает прежде всего как культурологическое свойство личности, как «представителя» высокого уровня развития «человека культурного». Благодаря своей индивидуальности человек только и может быть субъектом деятельности, в том числе учебной, пройдя перед этим две других культурных стадии – индивида и личности. Индивидуальность – это всегда носитель культуры, это человек, обеспечивающий свой независимый рост и развитие.

Индивидуальный подход – педагогический принцип обучения и воспитания детей. Он реализуется как изучение и учет индивидуальных особенностей (индивидуальности) каждого ребенка, как выбор форм, методов, средств взаимодействия с ребенком в учебной и внеучебной деятельности в соответствии с этими особенностями, как создание специальных педагогических условий для развития индивидуальности в каждом ребенке. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания в 80-е годы перерос в более глубокий принцип индивидуализации обучения и воспитания, а в 90-е годы 20 столетия в личностно -ориентированный подход. Реализация этого подхода гарантирует школе, семье создание ненасильственной культурологической системы природосообразного развития ребенка.

Инертность (лат. – покой) – качественная характеристика поведения человека, проявляющаяся как малоподвижность, недеятельность, вялость, неизменяемость каких-либо его проявлений – нервной системы, мышления, чувств, деятельности, стиля поведения. Это общее свойство человеческой натуры сохранять состояние покоя при любых изменениях внешней среды. Инертность иногда выражается как косность, ригидность мыслительной деятельности. Как правило, инертность бывает причиной пониженной обучаемости и воспитуемости у детей, их упрямства, нередко низкой общественной и другой активности.

Инженерия знаний – научное направление, занимающееся разработкой языков и форм представления знаний, методов их наполнения и использования при решении тех или иных проблем, исследованием процедур проверки корректности знаний. Инженерия знаний разрабатывает такие формы предъявления знаний, как их компоновка, сжатие, логическое моделирование, семантические сети, укрупненные дидактические единицы, предметная, графическая и знаковая форма моделирования, символика, блок-схемы, опорные конспекты, генетическое древо, матрицы учебной информации, рисунки, числовая символика и др. Инженерия знаний имеет задачу обеспечить знаниям мобильность, гибкость, непротиворечивость, доступность. Здесь занимаются поиском операций и форм переработки и использования информации, в том числе и учебного материала.

Инициативность (лат. – начинать) – положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем. Инициатива – это всегда творчество, ибо это выбор сохранить ситуацию в прежнем виде или преобразовать ее. Инициативность – существенная сторона воли, состоящая не в простом действии по необходимости или под влиянием чьих-то указаний, а в действиях творческих, требующих смелости, находчивости и ответственности за последствия. Это качество личности проявляется как осознанное стремление к движению, преобразованию, изменению чего бы то ни было. Инициативность – необходимейшее качество для политической, предпринимательской и художественно - творческой деятельности. Инициативность может быть устойчивым свойством личности, а может проявляться ситуативно.

Инициация (лат. – начинать, посвящать) – обряд ритуального посвящения человека в новый возрастной статус. Это сложный процесс подготовки человека к выполнению новой возрастной роли, к серьезным изменениям в своей жизни, затрагивающим и душу, и тело. Главная задача, инициации – переключить внимание, энергию человека на новую роль, деятельность. Обряд инициации родился у первобытных народов, где происходило ритуальное посвящение мальчиков в юноши, юношей – во взрослые мужчины. Каждый такой обряд – это проверка, испытание того, что может делать человек на следующей жизненной ступени. Инициация проводилась и с женщинами. В настоящее время эти обряды упрощены, не считая вручения паспорта. В игровой форме они сохранились во внеклассной работе с учащимися, при посвящении в студенты.

Инкультурация – процесс вхождения человека в культуру как способ своей жизнедеятельности. Это процесс освоения культуры не только как предмет познания, а прежде всего как источник проживания своей личной жизни. Человек осваивает обычаи, привычки, культурные обычаи и стереотипы мышления, поведения и отношении своего или иного народа для использования их в жизни. Инкультурация протекает как присвоение культуры, вхождение в нее и использование ее. Фактически это процесс интериоризации культуры как способа жизни. Инкультурация по сути близка социализации, включит ее в себя. Понимание и технологизация этого процесса крайне необходимы школам народной культуры, школам с поликультурной ориентацией. Это понятие является одним из основных в культурологической образовательной парадигме.

Инновационная готовность учителя – способность учителя воспринимать предлагаемые педагогические инновации без отторжения и создавать условия для их практического применения. Инновационная готовность – это сложное состояние учителя, включающее в себя: понимание необходимости собственного роста, знание базисных основ профессиональной деятельности, критическое отношение к своей деятельности, наличие собственного профессионального опыта, расположенность к поиску и опытно-экспериментальной работе, умение распознавать педагогическую инновацию, отличать от традиционного и квалифицировать ее, способность нести ответственность за результаты использования инновации, воля к действию и инициатива.

Инновация (лат. – обновлять) – принципиально новое образование: новая идея, принцип, форма, содержание, структура и т.д., существенно меняющие сложившуюся практику. Инновация – это то, что привнесено в данную систему из другой или что впервые изобретено. Благодаря инновациям у общества, организации появляется шанс подняться на более высокую ступень развития. Инновация – это культурный феномен, объективно присутствующий в жизни, во всех сферах общественного бытия. Носителями инноваций, в том числе и в образовании, являются высоко способные люди, талантливые профессионалы. Ценность педагогической инновации определяется ее полезностью физическому, психическому, общественному и духовному развитию ребенка, самого учителя, образовательного учреждения в целом.

Иночество (др.-слав. – един) – пребывание в монашеском сане, независимо от духовного звания. Инок – это монашествующий мужчина, инокиня –женщина. Иночеством называли образ жизни отшельников, пустынножителей.

Инспирация (лат. – вдохновение) – мыслительная операция перевода абстрактных понятий в «живые» мыслеобразы, это как бы «оживление» понятий и переживание их умом и сердцем. С помощью инспирации в душе человека развивается духовно-душевная деятельность по наполнению существованием отвлеченных от конкретной жизни слов и мыслей. Благодаря инспирации знания переходят во взгляды, убеждения и привычки.

Инстинктивный ум (лат. – побуждающий) – «внутренний», сокровенный, глубокий ум, основанный на информации о том, что когда - либо было с человеком, в том числе на наследственной био-физиологической информации, таящейся в подсознании человека. Инстинктивный ум – это предчувствия, интуиция, предугадывание по сходству новой ситуации с уже бывшей в подсознании. Этот ум в основе своей имеет целостное восприятие мира целыми поколениями, выдающий безотчетное, бессознательное знание, рождающий неожиданные побуждения к действию. Некоторые ученые относят инстинктивный ум к Божественному коду в человеке. Он «знает», как отвечать на ситуацию, он «подскажет» верный путь в решении проблемы. Развитый инстинктивный ум, считают многие, есть единственный способ избежать дурных последствий. Стоит только человеку смириться перед ним, прислушаться к нему, смиренно предоставить себя воле Всепонимающего Бога, как снимутся многие проблемы и человек поумнеет.

Интегративный подход к обучению – принцип восстановления естественной целостности познавательного процесса на основе установления связей и отношений между искусственно разделенными компонентами педагогического процесса. Интегративный подход используется при формировании содержания обучения и образовательных технологий, при проектировании процесса подготовки и проведения форм организации педпроцесса (урока, лекции, семинара), при формировании индивидуальных педагогических систем и т.д. Интегративный принцип расширяет зону действий педагога (в том числе ученого-исследователя). Он предусматривает соединение искусственно, механически разделенных учебных предметов, педагогических функций, составляющих подструктур и их компонентов. Интеграция позволяет воссоединить те или иные элементы как по вертикали (через межпредметные и управленческие связи), так и по горизонтали (через внутрипредметные, технологические связи). С помощью интегративного подхода можно преодолевать дальнейшую денатурализацию процесса обучения, способствовать достижению его природосообразности и сближению с жизнью.

Интеллект (лат. – познание, понимание) – это высший уровень развития человеческой сущности, выраженный в мыслительных способностях человека, интегрирующих в себе познавательную чувственную и волевую сферы. В практической жизни интеллект условно сводят к мышлению человека, лишь немного расширяя зону функционирования. Вот почему, говоря об интеллекте, учитель чаще говорит об уме, разуме, рассудке ученика. Действительно, интеллект – это мыслительная способность постигать, ставить и разрешать проблемы. Признаки наличия интеллекта: это способности и умение обучаться (обучаемость), оперировать абстракциями, символами и обобщениями, умение выделять главное, извлекать опыт из своей и чужой жизни и др. Проверяется это через качество выполнение умственных операций над разнородным информационным материалом. Интеллект зависит от генотипа человека, его генной программы, но также и от воспитания и обучения. Интеллект есть психический механизм приспособления человека к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. Чем больше человек осваивает путей решения задач и их сочетаний, тем более гарантий его адаптации к жизни и деятельности. В этом случае интеллект выступает видом деятельности человека, обеспечивающей равновесие его со средой и самим собой. Интеллект обеспечивает устойчивое и в тоже время подвижное равновесие между универсумом и мышлением человека. Термин «интеллект» используется также применительно к некоторым техническим устройствам (например, компьютер) и тогда говорят об «искусственном интеллекте», «гибридном интеллекте».

Интеллектуализм (лат. – познание, ум) – крайняя форма проявления интеллекта, когда рациональное, формально логическое доминирует над эмоционально-чувственным и волевым. Интеллектуализм – это особый тип, склад мышления, предпочитающего иметь дело с символами, логикой, идеальными и абстрактными объектами. Именно такой подход был заложен в философское учение такого же названия, которое фетишизировало роль рационального познания жизни, признавало первенство интеллекта перед чувственной и волевой сферой человека. Интеллектуализм, более того, сводит духовную природу человека только к интеллекту, чем явно искажает ее сущность и назначение. Рожденный античной философией интеллектуализм до сих пор жив и даже оказывает прямое и косвенное влияние на формирование содержания современного отечественного образования на всех уровнях.

Интеллектуальная культура (см. Менталитет).

Интеллигентность (лат. – понимающий, мыслящий) – степень образованности и воспитанности человека, проявляющиеся как готовность к постоянной умственной деятельности, к освоению своей и иной культуры, как способность постоянно приобретать знания, понимать других людей. Интеллигентность есть высокая степень развития мышления, и особенно политического, этического, философского, обеспечивающего глобальность мировосприятия, способность быстро адаптироваться в инокультурной среде. Данное качество личности не несет в себе национальных особенностей, оно внеисторично и внекультурно, оно скорее космополитично. Чаще всего термин употребляется для обозначения этикетного качества человека, характеризующего его культуру общения.

Интеллигенция – это образованный культурный слой российского общества с особым типом мировоззрения, сориентированного на следование западным идеям, ценностям, образцам поведения как эталонным и более высоким, чем собственно российские. Первоначально термин появился в середине второй половины XIX века для обозначения так называемых «прогрессивных», «передовых» людей, которые «подчиняют национальную культуру идеям Запада и настроены радикально, революционно». К интеллигенции относили людей не по профессиональным или сословным признакам, а по политической солидарности в критике русского православия, русской культуры, русской истории как будто отстающих в своем развитии от западной цивилизации. Идеологами Октябрьской революции были именно интеллигенты, расшатывающие духовно-нравственное и историческое сознание народа. За годы советской власти понятие «интеллигенция» было переозначено. Советская интеллигенция, как прослойка между классами рабочих и крестьян, была представлена как народная, патриотическая сила. Но в конце XX-го века, в перестройку, как и прежде, интеллигенция отождествлялась с борцами и критиками режима власти, с ее разрушителями, сторонниками прав человека, личной свободы и общечеловеческих ценностей. Прозападная антирусская направленность части российской интеллигенции до сих пор проявляется в призыве «жить по западному», проповеди западного образа жизни, пропаганде западной культуры и полном непонимании специфики и проблем народа, его культуры, отрицание самоценности его истории.

Интенсификация обучения (лат. – напряженный) – принцип организации системы обучения, максимально использующая внутренние резервы для повышения эффективности образования. Интенсификация – это рационализация структуры системы образования. Интенсификация – это рационализация структуры системы образования и функций субъектов системы; введение новых, более эффективных образовательных технологий; переход на многоуровневое образование, обеспечивающее удовлетворение разнообразных образовательных потребностей; смена принципов обучения и реализация гуманизации, регионализации и демократизации образования как принципов, стимулирующих развитие системы. Интенсификация обучения ведет к более рациональному использованию учебного времени, активизации функций субъектов образования, повышает энергичность и напряженность, стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Интенция (лат. – стремление) – врожденное стремление человека к познанию предметов и явлений, способность человека направлять свой ум на познание смыслов. Используется для характеристики различных проявлений человеческой психики и поведения: потребности человека проникать в сущность явлений; направленность познавательной деятельности на объект; акт придания познаваемому и самому познанию смыслов; возможности и стремления человека принять в себя высшее бытие и наиболее полно его выразить; стремление человека к совершенству во всем; установка на обучение и воспитание ребенка вопреки его нежеланию и даже активному сопротивлению. Интенция отражает смыслообразующую роль сознания по отношению к миру, вещам, предметам. Интенция – это механизм инкультурации человека, т.е. процесса усвоения культуры и особенно духовной.

Интерактивность – нравственно-этическое качество личности, выражающееся как готовность к общению, сотрудничеству, как умение найти себе место в совместной деятельности, как склонность к установлению благоприятных отношений с членами группы. Интерактивность – это нахождение контактов с разными людьми. Интерактивные люди – это люди общительные, не любящие одиночества и изолированности. Им хорошо только в общении. Часто в выборе друзей бывают неразборчивы, но контроль за ситуацией держат всегда.

Интеракционизм (англ. – взаимодействие) – научное направление в современной психологии, изучающее развитие и жизнедеятельность личности в контексте ее взаимодействия с другими людьми. В основе этого направления лежит теория социального взаимодействия, согласно которой развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы, в ходе совместной деятельности и определяется средой, группой, обществом, а не личностью. В рамках этого направления исследуются различия в развитии личности в условиях фронтального опроса и самостоятельной работы с развитием в условиях парной, коллективной, групповой работы. Интеракционизм выявляет успешность учения в формах монолога, диалога и полилога.

Интерес (лат. – имеет значение) – форма направленности личности, состоящая в стимулировании познавательной активности, внимании к объекту познания. Интерес всегда окрашен положительными эмоциями. Он нередко выступает мотивом деятельности. При наличии интереса человек легче преодолевает трудности. Понятие интерес интерпретируется также как любопытство к кому-то, к чему-то, как желание достичь чего-то. Интересы могут быть самыми разными как по объекту, так и по глубине и силе. В учебной деятельности интерес играет огромную роль во всем учебном процессе и нередко определяет его эффективность.

Интериоризация (лат. – внутренний) – процесс и результат перехода внешней информации во внутренне содержание, действие. Интериоризация означает в прямом смысле «уходить во внутрь». Так усвоение знаний протекает как процесс интериоризации информации, формирование умений и навыков полностью строятся на этом же процессе. Интериоризация (интернализация) есть психический механизм такого перехода, перевода. Именно с учетом и на основе его разработана теория поэтапного формирования умственных действий.

Интернационализм (лат. – международный) – совокупность взглядов, а также духовно-нравственное качество личности, выражающее положительное отношение человека к другим нациям, народам, государствам, культурам. Интернационализм – это признание приоритета общенациональных, наднациональных интересов и межнациональных отношений над интересами одной нации и ее автономией. Интернационализм – это признание равных прав всех наций, необходимости взаимно помогать друг другу. Вместе с тем существует крайняя форма понимания интернационализма как стирания национальных различий, ассимиляции этносов, формирования ассимилированного сознания, основанного на общечеловеческих ценностях. Эта идеология нивелирует национальное сознание, превращая его в объект политики. За советский период интернационализм был доведен до идеи денационализма. В настоящее время философы склонны рассматривать как факт существования внерелигиозной, вненациональной, вневозрастной, внеполовой, внесовестливой идеологии. Такой интернационализм смещает традиционные человеческие ценности, разрушает границы разумной достаточности. Эта идеология позволяет менять пол, возраст, национальность, веру и т.д. Между тем, именно нации и их благополучие есть символ цивилизации, эпохи и качества глобальных проблем; каждая нация дает миру свою культуру, свой интеллект, свою историю. Также самоценны вера, пол и возраст.

Интернациональное воспитание – воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремлениZ к национальной консолидации. Частью интернационального воспитания является интерсоциальное воспитание. Основой интернационального воспитания является воспитание национальное, с глубоким знанием своей собственной национальной культуры.

Интерсоциальное воспитание учащихся есть воспитание культуры восприятия и умения общаться с другими народами, людьми другой национальности, другого вероисповедания, другого общественно-экономического уклада, других жизненных ориентации на основе понимания общности жизни, единства многообразия и единых конечных целей духовного развития и экологического выживания. В ходе интерсоциального воспитания у учащихся формируется широкая социальная квалификация и социальная мобильность. Составной частью интерсоциального воспитания является воспитание интернациональное. Суть его состоит в воспитании межнациональной терпимости, дружбы и любви во взаимном познании культур народов.

Интонация (лат. – громко произносить) – эмоциональное тонирование речи с помощью силы ударения. Интонация – «душа звучащей речи», включает в себя следующие ее характеристики: мелодика, интенсивность, длительность, паузы, темп речи и тембр произношения звуков, звукосочетаний, слов и словосочетаний. С помощью интонации формируется высказывание и выявляется его смысл. Функции интонации: коммуникативная (побуждающая, вопросительная, восклицательная, повествовательная), указание важности частей высказывания; оформление высказывания в единое целое; разделение высказывания на ритмические части; выражение эмоций; выражение подтекста высказывания; характеристика говорящего и его отношение к высказыванию. Интонация – средство творения красивой, эмоциональной насыщенной и смысле содержащей речи.

Интриган (фр. – проныра) – это проныра, пролаза, пройдоха, человек, способный решать свои проблемы посредством козней, сплетней, мелкого шантажа, различных способов возбуждения любопытства, умеющий плести интриги против своих противников. Это отрицательное нравственно-этическое качество личности, как и в целом интриган – это человек безнравственный.

Интроверт (лат. – внутрь) – тип личности, сориентированный на свой собственный внутренний мир. Поведение интроверта определяется его внутренним состоянием, переживанием, настроением. Интровертивные люди направляют свое внимание, размышления, воображение, свои чувства, преимущественно на свое «я». Они внимательны к малейшим изменениям в себе. Интроверту присущи самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к профессиям, исключающим работу с людьми.

Интуитивизм (лат. – пристально смотрю) – философское учение, абсолютизирующее интуицию в процессе познания, выявляющее только с помощью ее скрытый ценностный смысл предметов и явлений. Интуитивизм признает лишь непосредственное постижение действительности через интуицию, как «живое» проникновение в предмет познания, вне логики и специальных методов. Они являются противниками расчленения реальности на субъективную и объективную. Интуитивисты считают, что духовно-нравственные (моральные) категории нельзя изобрести научным путем, что они носят внеисторический абсолютный характер и проявляются как врожденные качества.

Интуиция (лат. – пристальное схватывание) – акт непосредственного и целостного видения сущности предметов и явлений без их логического анализа, доказательств объективности и правдолюбия. Это созерцание объектов «непосредственно в подлиннике», способность души выявлять объективные сущности, законы и другие скрытые от внешнего взора связи явлений. Это неосознанное мышление, дающее качественный результат «наивысшего реализма». Человек с помощью интуиции способен усматривать истину с помощью своих чувств, внезапной догадкой, предчувствием, проницательностью, озарением, инсайтом. Интуиция – процесс творческий, он далеко не всегда зависит от объема знаний, опыта, умений комбинировать информацию. Ученые считают интуицию врожденным качеством человека, даром ума в его способности постигать сокрытые сущности в предметах, явлениях, в самом человеке. Без интуиции нельзя постичь духовные сущности, войти полноценно в духовную жизнь. Без интуиции невозможна эмпатия как понимание другого человека. Интуиция важна в любой профессиональной деятельности и в научной работе. На основе объективного проявления интуиции различают мистическую, психологическую, интеллектуальную, научную интуицию. Многие ученые относят интуицию к высшим формам познания, к проявлению сверхсознания.

Инфантилизм (лат. – детский, бессловесный) – задержка в развитии организма, выражающаяся в сохранении на каждом последующем возрастном этапе свойств и черт предыдущего. Так, признаки детскости могут сохраняться во взрослом состоянии: наивность, застенчивость, робость






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.