Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. Прокофьев 3 страница






Коляда (от др.-слав. «коло» - колесо, круг) – имя языческого Солнцебога и название древнерусского праздника в его честь, проводимого в дни зимнего солнцестояния и солнцеворота от зимы на лето (с 24 декабря по 19 января). Праздник символизировал космическое колесо, как образ вечного кругооборота во Вселенной, цикличности времен, проявляющихся в смене дня и ночи, времен года. Люди верили в силу мысли и слова и потому словесно выражали свою надежду на лучшее будущее. С приходом христианства коляда органично вошла в праздник Рождества Христова и стала праздником славления Бога под названием Святки. Проводятся святки с первого дня Рождества до Крещения. В современной русской национальной культуре коляда – это веселый и шумный праздник со множеством обрядовых ритуальных действий: ряжение, славление Христа, хождение ряженых славельщиков от дома к дому с пениями колядок, со звездой и житом, угощение хозяевами дома славельщиков конфетами и пирогами; представление кукольного театра – вертепа на библейские темы;, распевание стихов – колядок с пожеланиями благополучия хозяевам дома – «госпоже» и «господину», «боярину», «государю» и дому – «терему», игрища с ночными кострами и катанием зажженных колес, «похороны Зимы» и «рождение Солнца», рождественские гадания, девичьи и мужские посиделки, приготовление печенья и пряников в форме животных и птиц; игры в «блины», символизирующие солнце и др. Коляда на Руси всегда имела соборно-космическую значимость, была связана с сельским хозяйством как символ Солнца, Света, Тепла, Плодородия, продолжения жизни на Земле по новому годовому кругу. Она напоминала людям, что их дом – это часть Вселенной, созданной Богом.

Коммунизм (лат. – общий, единый) – общественно-экономическое учение о создании нового общественного устройства на Земле, сменяющего капитализм через стадию социализма. Основные идеи коммунизма: построение на научной основе бесклассового общества и при диктатуре пролетариата ликвидация частной собственности, отречение от Бога и опора на силы человека, всеобщее равенство, свобода и братство. Целью коммунизма провозглашалось всестороннее гармоничное развитие человека. Идеи коммунизма породили коммунистическое движение, Способствующее реализации на практике этих идей. Первым государством, взявшимся за построение коммунизма, была Россия (СССР). Горький опыт ХХ столетия показал утопизм идей, отсутствие условий для научного построения нового общества без учета его естественного развития и состояния, возможности искажения на практике провозглашаемых целей, задач и принципов нового общественно-экономического устройства.

Коммуникативная культура – совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем. В коммуникативную культуру входят: эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи. Коммуникативная культура формируется с дошкольного возраста. В школе для этой цели существуют специальные дисциплины – культура речи, риторика, культура общения и др. Владение учителем коммуникативной культурой позволяет ему психологизировать методы обучения, наладить с учащимися более тонкий духовный и душевный контакт.

Коммуникативность (лат. – соединяющийся, сообщающийся) – положительное нравственно-этическое качество личности, выражающее предрасположенность человека к общению, к установлению контактов, связей, отношений. Внешне это качество проявляется как общительность, как умение собирать вокруг себя людей. Данное качество основывается на способности человека чувствовать поле психологической совместимости с партнером. Иногда употребляется термин «коммуникабельность», преимущественно как синоним, но иногда как вспомогательное понятие для обозначения черты характера (коммуникабельный человек) с акцентом на владение технологией коммуникативности. Слово «коммуникативность» вошло в русскую речь со времен Петра I, постоянно расширяя поле применения.

Компенсирующее воспитание и обучение – воспитание и обучение, возмещающие недостатки прошлого развития ребенка. Это связано с созданием нового педагогического процесса, способствующего восстановлению и развитию недоразвитых, нарушенных или утраченных функция организма и психики ребенка. Как правило, компенсирующее воспитание и обучение организуется для детей, лишенных нормальных условий для своего развития (переживших катаклизмы, у родителей-пьяниц, больных недокормленных и недолюбленных в ранние годы детей). Таким детям особенно нужна любовь и ласка, забота и тепло. В противном случае они превращаются в детей группы риска. В классах компенсирующего обучения работают специально подготовленные учителя, врачи, психиатры. Их задача – развивать социально-нравственные качества детей, а также психические процессы и функции, доведение их до возрастной нормы. Такое воспитание и обучение создается для детей, выбитых из колеи жизни – бродяжек, попрошаек, лишенных родительской опеки и т.п. У них прерваны нормальные социальные нравственные связи, не сформировалась любовь и вера в людей, они тревожны, неуверены в себе, нередко запуганы. Компенсирующее воспитание и обучение прежде всего занимается созданием реабилитирующего пространства – зоны проживания и учения этих детей.

Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – уровень квалификации и профессионализма специалиста, в профессиональном становлении занимающий место между уровнями исполнительским и совершенством. Компетентность выражается в расширении собственно профессиональной деятельности за счет внепрофессиональной и надпрофессиональной. Профессиональная деятельность компетентного руководителя определяется: мобильностью его знаний и способностью к их постоянному обновлению; владением широкой информацией и ориентацией в различных ситуациях; гибкостью методов деятельности; умением выбирать оптимальные варианты деятельности. Внепрофессиональная деятельность компетентного руководителя выражается в его личностных качествах: высокой нравственности, порядочности, критичности мышления, способности рисковать и принимать ответственные решения, творческом подходе к делу, диалогичности, общительности, умении доводить дело до конца. Надпрофессиональная деятельность компетентного руководителя включает в себя его умения пользоваться компьютером и оргтехникой, владеть разными языками, пользоваться базами данных и вырабатывать трансфертные технологии, защищать интеллектуальную собственность, презентовать результаты своего труда. Компетентность бывает общая, социальная, психологическая, технологическая, управленческая, а также специфически профессиональная – педагогическая, экономическая, медицинская и т.д. Компетентность повышает «конвертируемость» специалиста, делает его более конкурентоспособным на рынке труда. Но самое главное – она повышает удовлетворенность деятельностью, дает радость труда.

Комплекс неполноценности – состояние душевной жизни человека психопатологического характера. Проявляется в виде сильных переживаний «эмоционально заряженных» идей или образов своих личных недостатков, реальных или мнимых. Человек остро переживает некоторые свои физические, психические, социальные, экономические недостатки, предполагая их неприятие окружающими. Комплексы неполноценности влияют на поведение человека, Вызывая аффекты, неврозы, стеснительность, нерешительность. Это постоянно живущие в человеке «болевые точки», приносящие неприятности, снижающие успех деятельности и общения. Они проявляют себя, как правило, бесконтрольно со стороны сознания, часто в самое неподходящее время и неподходящем месте. И это не важно – от мнимых или существующих недостатков страдает человек. Целенаправленное избавление от этого недуга практически невозможно. Специалисты рекомендуют минимизировать его отрицательное воздействие на поведение и оценку результата через знание, понимание и объективацию его роли в личной жизни. Комплекс неполноценности нарушает естественный ход развития личности.

Комплексный подход к воспитанию и обучению – это принцип проектирования и организации функционирования педагогических систем и процессов. Состоит он в учете в процессе их проектирования различных сторон и аспектов деятельности, а также в учете различных внешних влияющих факторов. Комплексный подход очень близок системному. При нем также нужно привести во взаимосвязь и взаимодействие все компоненты педагогической системы (школы, гимназии, школ района или города) и процесса (цели, принципы, содержание, методы, средства, формы), нужно выделить ведущие звенья, системообразующие компоненты. Комплекс всегда менее полон, ограничен, с более жесткими связями между компонентами и меньшей их автономией, чем система. Комплексный подход к воспитанию и обучению выражается в установлении связей и зависимостей между воспитанием и обучением, между всеми сторонами воспитательной и учебной деятельности, в устранении возможных противоречий, в придании всему объединению единой целевой направленности. Принцип родился в 70-е годы XIX в.

Компромиссность (лат. – соглашение) – нравственно-этическое качество личности, выражающее склонность к соглашению с чужими позициями путем уступок, стремление и умение достигать согласия, мира, взаимного понимания. консенсуса путем переговоров, дискуссий, обсуждений. Компромиссный человек способен отказаться, пересмотреть свои начальные требования, он социально мобилен, по натуре «сговорчив». В основе компромиссности лежит либо боязнь ссор, либо любовь к миру и дружбе, либо расчетливость на большую полезность мирных, нередко политических решений.

Компьютерная грамотность – совокупность знаний об информационном обществе и компьютеризации, умений и навыков пользования компьютером и личностных качеств, обеспечивающих успешность создания гибридного интеллекта. Компьютерная грамотность позволяет широко использовать компьютер в качестве средства познавательной деятельности, расширяет возможности хранения и предъявления информации, усиливает мотивацию учения, позволяет осуществлять систематический самоконтроль и рефлексию деятельности, выполняет психотерапевтические функции, повышает самочувствие и самоутверждение. Но регулярное пользование компьютером порождает и отрицательные явления: ограничивает словарный запас и формализует речь, оставляет невостребованными эмоциональные компоненты речи, сужает предметное содержание диалога.

Комфортность обучения (англ. – удобство) – качественная характеристика учебной среды, организованной максимально природосообразно с возрастом ученика. Это совокупность эргономичного пространства, мебели и рабочего места ученика, а также соблюдаемых гигиенических требований к освещенности, питанию, режиму занятий, рабочей позе и т.д. Комфортность обучения – это удобства среды, пространства проведения занятий и его оборудования, что способствует повышению эффективности учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, снижает заболеваемость, усталость, создает ощущение эмоционального благополучия и хорошего настроения, повышает любовь детей к своей доброй и уютной школе.

Конец света – христианский догмат о «последнем дне» как времени прихода на землю Страшного суда, когда Господь отделит добрых людей от злых: первым разрешит взойти на небо, а вторых низвергнет в преисподню. Это будет время искоренения всего и всякого зла и восстановления доисторического райского состояния (утраченного рая). Символически «конец света» выражает преходящий характер всего существующего на Земле, как и человеческой жизни. В переносном смысле «конец света» - это преувеличение маленькой неудачи, доведение ее до вселенского масштаба. В этом случае данный фразеологизм употребляется с юмором, с легким осуждением подобных преувеличений.

Конкурентоспособный работник (лат. – сталкиваюсь) – работник, способный на рынке труда и рабочей силы предложить свои «умелые руки», умную голову, т.е. себя как «товар» и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие его и его семьи. Конкурентоспособный работник – это тот, в ком сегодня есть реальная потребность у государственных и негосударственных предприятий, кто своим индивидуальным трудом может производить продукт, в котором тоже есть реальная потребность в обществе. Этот работник должен обладать достаточно высоким профессиональным мастерством, быть предприимчивым, знающим законы рынка, умеющим общаться, воспитанным, с чувством личного достоинства и объективной самооценки. Ликвидация ответственности государства за распределение выпускников училищ и вузов ставит перед учебными заведениями задачу подготовки таких конкурентоспособных специалистов. В этом и проявляется ответственность педагогических коллективов, чтобы социально высокой подготовкой защитить своих выпускников в условиях рынка. Конкурентоспособность работника есть одно из мощных средств повышения благосостояния граждан, особенно в условиях быстро меняющейся экономики.

Консерватизм (лат. – охраняю, сохраняю) – мировоззренческая позиция, состоящая в защите старых традиционных ценностей, форм, методов, отношений как надежно зарекомендовавших себя и привычных. Консерватизм – это тяготение к уже сложившемуся, устоявшемуся, стабильному, это недоверие к новому, отрицание его, нежелание его вводить и самим перестраиваться. В педагогике консерватизм состоит в оправдании и следовании традиционным технологиям обучения, в сохранении жесткого стиля отношений учителя с учеником, в освоении старых, устаревших оценок исторических событий, научных открытий и литературных произведений. Консерватизм в педагогике играет двойную роль. С одной стороны он придает научной системе и системе образования устойчивость, определенность, с другой – тормозит развитие.

Контекстуальная педагогика (лат. – тесная связь) – педагогическая теория, утверждающая целостность, неделимость реальной жизни человека и его обучения и воспитания. Обучение и воспитание, согласно контекстуальной педагогики, должны вестись в контексте жизни, в живых событиях ее и с учетом их влияния на ребенка. Эта теория утверждает весь мир как «педагогическое поле», в котором воспитывается человек. Здесь центральным понятием является понятие личности, которую вне конкретных условий жизни понять нельзя. Сторонники контекстуального воспитания и обучения считают, что перед учащимися надо ставить только конкретные, жизненно важные цели, ориентировать их со школьной скамьи на выполнение социальных ролей, объединять противоположности и готовить к разрешению противоречий. Контекстуальная педагогика считает, что воспитание должно стать личностно-социальным, а это значит рационально ориентированным, духовно определенным, исторически и культурно сообразным.

Контркультура – культура особых групп граждан, отвергающих официально признанные, общественно значимые ценности и принятый образ жизни (противо-, антикультура). Культура этих групп (субкультура) задает разные идеологические и общественные движения «мятежников», имеющих свои установки, ценности, ориентиры, противостоящие общей культуре. Выражают они себя в анархии, нигилизме эпатажности. Так было с хиппи, битниками, металлистами, рокерами и др. молодежными движениями. Контркультура зреет и существует внутри культуры как антисистемная сила. Во взаимодействии с ней господствующая культура либо крепнет, либо рушится, ослабевает, особенно когда у массы людей исчезает священное отношение к высшим идеалам. Контркультура, как правило, создается маргинальными людьми, диссидентами. Чем правильнее и благополучнее развивается общество, тем меньше в нем таких людей, тем меньше возможностей возникновения контркультурных образований.

Конфессия (лат. – признание, исповедание) – религиозное объединение внутри определенной веры, основанное на едином образе мыслей, своем особом порядке вероисповедания, строгом повиновении внутренним уставам и обрядам. Так, в христианстве существуют, как конфессии, православие, католицизм, лютеранство, протестантизм и др. Каждая конфессия может иметь свои учебные заведения и заведения под своим духовным патронатом. В православии – это воскресные школы, православные гимназии, школы народной культуры и массовые общеобразовательные школы, имеющие своих духовников и изучающие основы православной культуры.

Конфликт (лат. – распря, спор) – столкновение равных по силе, но противоположно направленных целей, мотивов, идей, характеров, настроений, действий, вызывающее отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Конфликт требует от его участников активных действий, вступления в борьбу за свои идеи, цели и т.д. В нем возможна несовместимость сторон, что может стать источником душевных травм. Конфликты различают как внутренний разлад человеческих устремлений, и как разлад с внешними обстоятельствами, в том числе межличностные конфликты. Конфликты в учебно-воспитательном процессе могут использоваться как метод воспитания и научения преодолевать их достойным способом. Но нередко они бывают вредны, ибо вызывают повышенную тревожность, приводят к нервным срывам и стрессам. Конфликт может быть стимулом и тормозом развития ребенка, он может быть фактором прогресса и деградации, носителем добра и зла. Все зависит от характера конфликта, условий возникновения и протекания конфликтной ситуации и способов разрешения. Конфликт – это всегда ситуация риска.

Конфликтная ситуация – составная часть учебно-воспитательного процесса, характеризующая его состояние в определенное время, определенном пространстве и определенных отношениях конфликтующих сторон. В учебно-воспитательном процессе возникают конфликты дидактического характера, часто по причине провокационного поведения учителя, этические конфликты, конфликт дисциплины и требования, конфликт метода обучения и возможностей ученика и др. Для учителя и ученика конфликт – это всегда сложная воспитательная ситуация, ситуация риска, когда он может окончиться и конструктивно, и деструктивно. По итогам конфликтные ситуации могут заканчиваться нейтралитетом сторон, единством и даже содружеством, условной временной коалицией, антагонизмом, соперничеством и т.д. Конфликтные ситуации всегда уникальны, в них слабо предсказуется поведение сторон. В практике различают конфликтогенные ситуации, т.е. потенциально содержащие скрытый конфликт, еще не проявленный, но при условии готовый возникнуть.

Конфликтогенность – нравственное качество личности отрицательного свойства, выражающее склонность человека к ссорам, неуступчивость, настойчивое утверждение своего мнения. Проявляется как бестактность, мнителность, повышенная требовательность, настойчивость, отстаивание своих позиций вопреки очевидности и т.п. поступках. Конфликтогенный человек все время порождает вокруг себя конфликты, а, следовательно, напряженную обстановку. Такой человек неудобен в коллективе и даже опасен, он несет с собой разрушительную силу. Чаще всего конфликтогенность свойственная людям либо с неустойчивой нервной системой, либо болезненно самолюбивым, либо с низким духовным потенциалом.

Конформность (лат.) – подобный, сообщающийся) – нравственное качество личности, выражающееся как приспособление и некритичное принятие человеком господствующих взглядов, мнений и типов одежды, поведения. Конформность – это способность легко поддаваться влиянию других, излишняя доверчивость, стремление снискать расположение каждого, соглашательство и даже покорность. Человек конформный как бы сориентирован на мнение окружающих, он ищет социального одобрения. Ради этого он идет на формы вынужденного поведения. Конформными бывают, как правило, люди безвольные, беспринципные, легко внушаемые. Вместе с тем, конформность может проявляться и как положительное качество – склонность к сотрудничеству, взаимопомощи, стремление уживаться с другими людьми. Ученые считают конформность и конформизм формой добровольного бегства личности от свободы посредством автоматического подчинения лидеру или какой-либо общности. При этом захватывается лишь внешняя сторона психики, ее оболочка, при сохранении внутреннего содержания. Конформность как качество личности ведет к ее раздвоению, неустойчивости иногда распаду духовных начал.

Концепция (лат. – зачатие) – форма педагогического проектирования, посредством которой излагается основной замысел, ведущие идеи построения и развития какой-либо педагогической системы (школы, училища, системы образования района, города, страны), процесса или определенной деятельности. Это более или менее четкое представление о ближайшем будущем, это, условно говоря, «манифест» о педагогических намерениях. Как правило, концепция строится на результатах научного исследования, глубокого диагностирования объекта проектирования. Концепция включает в себя только те идеи, принципы, положения, которые можно реально воплотить в сложившихся конкретных условиях. Концепция служит исходным нормативным документом для достижения согласованных действий и осуществления единого подхода в решении текущих вопросов, как критерий полезности всякого рода новаций и инноваций, как основа для создания экспериментальных площадок, как средство стимулирования и объединения всех субъектов образования в единый коллектив, способ повышения общей педагогической культуры.

Коронная свадьба – юбилей 75 лет совместной супружеской жизни. Это венец семейной жизни, до которого доживают долгожители. «Коронная» - вновь венчальная, завершающая возможно долгий человеческий век. Это уже свадьба дара Божьего, проявленного не только в том, что супруги долго живут, но и в том, что чтут заповеди Господа – берегут семью, терпят ее тяготы, сохраняют много лет любовь да совет. Юбилей в 75 лет – это уже не только личный праздник, это событие всего рода общественное, не менее важное, чем олимпийский рекорд.

Корректность (лат. – исправленный, улучшенный) – нравственно-этическое качество личности, выражающееся как вежливость, учтивость, тактичность в общении, в словах и поступках, а также как точность, правильность, четкость доказательств в письменном или устном тексте. В этом последнем смысле говорят о корректном эксперименте, корректной обработке диагностических данных.

Коррекционная педагогика (лат. – исправление, улучшение) – ветвь педагогического знания, изучающая вопросы теории и практики преодоления или ослабления недостатков психического, физического или умственного развития детей. Коррекционная педагогика имеет дело с аномальными детьми, способствуя исправлению их конкретных недостатков посредством специально построенной технологии коррекционно-развивающего обучения, коррекционных игр, с помощью использования медицинских и психологических средств, создания комфортности обучения. Коррекционная педагогика способствует дифференциации и индивидуализации обучения детей с проблемами.

Корыстолюбие (др.-рус.) – отрицательное нравственное качество личности, выражающееся в страсти к приобретательству и наживе, в неразборчивости к средствам наживы, в стремлении получить материальную выгоду любым путем, в жадности к деньгам и богатству. Корыстный человек стремится к удовлетворению своих потребностей в будущем, забывая об окружающих в настоящем. Православие это качество называет страстью сребролюбия. Такая страсть может стать мотивом к преступлению закона. Преодоление ее возможно только в духовной жизни.

Космогония (гр. – происхождение мира) – учение о происхождении мира, мироздания, Вселенной. Различают космогонию как мифически-религиозное учение, иррациональное по методам изучения и описания проблемы, в основе которого лежит идея сотворения мира надмировыми космическими силами. На основе этого учения развивается ряд религий. Другая космогония – научная, изучающая рациональными научными методами происхождение и развитие планет и планетной системы, а также звездные системы и туманности. В последние десятилетия методы рационального и иррационального исследования происхождения мира все больше сближаются, взаимно дополняя и корректируя друг друга.

Космизм (гр. – Вселенная) – мировоззренческая систем, утверждающая единство Человека и Вселенной, рассматривающее человечество как закономерный продукт эволюции Вселенной. Космизм – попытка воссоздать утерянную связь человека и всеобщих оснований его бытия. Космизм пытался объединить все другие мировоззренческие позиции относительно сущности человека. Космизм в основном развивался на русской почве и потому часто называется русским космизмом. Вселенское мироощущение впитывается русским человеком чутьем чуть ли не с молоком матери. Вера в небесно-космическую предопределенность человеческой жизни на всех этапах истории русского народа (особенно в период язычества) была присуща ему. Космизм – оптимистическое мировоззрение, дающее веру в возможности человека спасти жизни и мир на Земле. Мировоззрение космизма легло в основу космоцентризма – одной из концепций происхождения и сущности человека.

Космополитизм (гр. – гражданин мира) – система взглядов и нравственное качество личности, выражающее отношение человека к своему месту на Земле. Проявляется в широком глобальном восприятии мира как единого целостного пространства, а человека как «гражданина мира». Космополитам, т.е. носителям этих взглядов, свойственно отрицание роли национальности и национальной культуры, религиозной принадлежности, места рождения, истории в жизни человека. Напротив, все это они считают сдерживающим фактором развития и свободы. Сторонники космополитизма ратуют за создание «мирового государства», «мирового гражданства». Некоторые идеи космополитизма питали интернационализм и даже ряд образовательных технологий: школу диалога культур, контекстуальную педагогику и др.

Космоцентризм – одна из наиболее широких парадигм, объясняющих происхождение и сущность человека только в единстве с Космосом. С одной стороны он – часть космической энергии, Частица стихии и мирового разума. С другой – и сам человек есть микрокосм. Сторонники космоцентризма доказывают существование трансцендентного (за пределами возможностей человеческой психики) мышления, единой космической (ноосферной) мыслительной оболочки Вселенной, зависимость каждого человека от планет и их движения. Космоцентризм основан на космогонии. Комсмоцентристы считают, что педагогика должна расширить цели воспитания и образования и развивать человека глобального мышления, способного общаться с другими мирами, чуткого к мыслительной плазме. Космоцентризм – это целостная мировоззренческая система, некогда определяющая язычество, а ныне лежащая в основе парапсихологии, Агни-Йоги, антропософии и др. учений и теорий. В этих учениях формулируются Законы Космоса, которым должен следовать человек, дабы нормально жить на Земле. Главный из них это Закон Единства («все во всем»), объясняющий связь великого и малого (центры Космоса равны центрам Человека). Ключ к познанию Космоса лежит в Человеке. Великие мира сего в разное время утверждали это: «Познай самого себя» (Сократ), «Знающий других – умен, знающий себя – мудр» (Ляо-Тзе), «Царство Божие внутри нас» (И. Христос) Космоцентризм утверждает беспредельность человеческих возможностей.

Кощунство (ст.слав. – насмешка) – принижение, умаление значимости и ценности сокровенных, священных понятий и дел, хуление Бога, а также клятвы собственной жизнью и жизнью своих близких, т.е. тем, что нам не принадлежит. Кощунство проявляется в насмешке, брани, осквернении словом и делом, отзыве с презрением, суесловии. Кощун на Руси – это богохульник. Кощунство недопустимо уже с малых лет. Считается, что кощунство приносит человеку многие беды – болезни, неудачи, потери, несчастья. Кощунство, как тип поведения, должно быть исключено из человеческого общения.

Краеведение (ст.слав. – конец) – деятельность по изучению и восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего родного края – «малой родины». Эта деятельность может быть как практической, так и теоретической, как популярно-просветительской самодеятельной, так и научной. Объекты краеведения: природа, культура и история деревень, городов, храмов, предприятий, учебных заведений, а также деятельность отдельных людей. Краеведение есть метод познания в истории, географии, антропологии, геологии и др. науках. Суть метода в движении познания от частного к общему, от простого к сложному. Краеведение – это и метод воспитания культурной и исторической памяти. Кроме того, это просто очень интересное занятие для детей всех возрастов. В состав краеведения входит коллекционирование, изучение истории собственной семьи, что близко детям.

Крапанка (ст.слав. – капля) – так называется пасхальное яйцо, раскрашенное цветными точками, мелкими пятнышками, брызгами или короткими штрихами. Крапанка иногда делается с помощью воска, иногда на крашение с помощью процарапывания иглой. При этом яйцо могло быть раскрашено в самые разноцветные цвета, но с учетом смыслов: сочетание красного и белого обозначало почтение к предкам, благодарение за помощь и защиту от зла, сочетание белого и черного – обозначало скорбь, и поэтому такие крапанки носили на кладбище в дни поминовения.

Красная книга природы – Книга учета исчезающих на Земле животных и растений, созданная впервые в конце 60-х годов ХХ столетия. Идея принадлежит ученым, объединяющимся в международные союзы охраны природы и природных богатств. В 1966 г. в Книгу было занесено 25 тысяч видов животных и растений. В СССР впервые Красная книга природы создана в 1984 году. С развитием на Земле человеческой деятельности условия обитания организмов стали ухудшаться. Пострадали прежде всего животные: от истребления, наступлений на леса, загрязнение почв и водоемов. Генетическая уникальность, неповторимость видов животных и растений делает уничтожение каждого из них равносильным потере бесценного дара природы Божьего мира. В Красной книге природы два раздела: А – перечень животных и растений, находящихся под угрозой уничтожения, Б – редкие виды животных и растений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.