Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. Кронштадтский 4 страница






Дифференцированное воспитание и обучение – форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делении учебных групп, классов, коллективов на подгруппы по сходным свойствам и работе с ними природосообразными способами. Образовательные учреждения полноправны в разработке системы многоуровнего обучения и воспитания, построенной в соответствии с личностными особенностями детей. Дифференцироваться в педагогике может все: цели и задачи, принципы и содержание, методы и формы работы с детьми. Дифференцированное обучение позволяет создавать гибкие по составу учебные группы, дрейф-группы, временные учебные образования и т.д. В конечном итоге идет технологическая дифференциация – по продолжительности времени изучения той или иной темы, по степени сложности и объему материла, по аргументам его доказательности и т.д. Различают внешнюю дифференциацию (деление на одноуровневые группы) и внутреннюю (вариативность методики обучения при сохранении разноуровневой группы). Дифференцированное обучение, при его широком использовании, становится педагогическим принципом обучения. Дифференцированное воспитание (через внеклассную работу и дополнительное образование осуществляется как внешняя дифференциация – создание групп (кружков, секций, объединений) по интересам, склонностям на основе добровольного желания самих детей.

Диффузная группа (лат. – рассеянная) – плохо организованная группа людей (учащихся в классе, педагогов школы), в которой отсутствует единая цель, нет лидера, нет единой целенаправленной деятельности, не сложились традиции и общественное устройство. Такая группа действует только по распоряжениям «сверху» надсистемного руководителя. Диффузные группы – часто только складывающиеся коллективы на начальной стадии своего развития, когда связи и отношения их членов еще не установились. Поскольку такие группы не имеют механизма самообразования, они требуют постоянного внимания к себе, немалых управленческих усилий и твердого систематического контроля. Большое количество диффузных групп в школе, училище, колледже приводят к дисгармонии в развитии всего образовательного учреждения.

Дихотомическое мышление (гр. – разделение на две части) – качественная характеристика мышления, разделяющего явления и их свойства по противоположным признакам. Такое мышление способствует наличию в сознании человека двух, даже противоположных и взаимоисключающих друг друга представлений о чем-либо. При таком мышлении человек мыслит как бы крайним категориям, не учитывая промежуточных и разных других состояний ответа. Так, человек либо любит, либо ненавидит; либо восторгается, либо судит; либо все видит в розовом цвете, либо в черном и т.п. У человека дихотомического мышления часты резкие суждения, полярность высказываний, совмещение несовместимого. Дихотомическое мышление раздваивает человека. Например, вера в существование иного мира, жизни на другой планете и других людей мешает им обустраивать свою жизнь на этой планете. Такое мышление осложняет духовную жизнь: веря в Бога, люди свою земную жизнь организуют вне Его Заповедей, опираясь только на свои силы. Дихотомическое мышление мало динамично, нередко ригидно, ограниченно и подчас не диалектично.

Длина поколения – время, за которое вырастает человек от собственного рождения до рождения своих детей; это время замещения родительского поколения детским. В среднем длина поколения колеблется в пределах от 20-ти до 25-ти лет.

Дневник классного руководителя (фр. – поденный журнал) – форма систематического учета результатов наблюдений за детьми в процессе совместной работы с ними. Учитель, став классным руководителем (тьютором, кураторам, воспитателем), функционально обязан изучать своих учащихся, используя самые разнообразные методы – наблюдение, беседа, тест, изучение продуктов деятельности и документации и др. Все это сводится как бы в одно место, анализируется, обобщается, из этого делаются выводы, на основе чего подбираются целесообразные подходы и способы воспитания учащегося. Фактически дневник классного руководителя является текстовой формой мониторинга класса. К тому же он служит справочником для учителя (например, при написании характеристики на ученика), а также эффективной формой самообразования самого учителя, развития в нем педагогической наблюдательности, эмпатии, терпения, аналитических умений и др. Иногда такие педагогические дневники называют «блокнотами воспитателя», «журналами наблюдений» и т.д.

Дневник учащегося – тетрадь единого образца, предназначенная для записи уроков, домашних заданий, замечаний учителя, личных планов, отметок (текущих и этапных). Современные дневники имеют тенденцию становиться личными дневниками, обогащенными самой необходимой информацией, личными данными, планами, задумками и т.д. Дневник учащегося служит формой четкой организации учебного и внеучебного времени, учета разнообразной деятельности и средством связи ученика, школы и семьи. Он играет огромную организационную, психологическую и воспитательную роль в жизни школьника. В отечественной школе дневники введены с 1936 года.

Добро – это духовно-нравственная категория, с помощью которой человек выражает высокую положительную оценку какого-либо явления или действия. Понятие добра (и зла) входит во все культуры и религии мира. Как модус духовности, оно отражает отношение человека к идеалу и выражает идеал. Делание добра показывает уровень духовного развития человека. Согласно православию, добро имеет божественное происхождение; присутствие критериев добра в человеческом сознании задано свыше, а потому оно независимо от жизненных ситуаций. Но к добру, его пониманию и особенно созиданию, человека надо вести. Принуждением этого не сделать. Только воспитание в свободе – путь к добру. На этом должны основываться вся отечественная педагогика, семейное и школьное воспитание. Ученые утверждают, что действия и состояния человека, определяемые как добро, ведут к увеличению биологического потенциала вида.

Добродетель – нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как сплав мировоззренческих взглядов, чувств и практических умений, обеспечивающих поведение в рамках оценки по категории «добро». Добродетель – это высшее духовное качество личности, например, отзывчивость, верность, порядочность, скромность, великодушие и многие другие, влияющие на все стороны человеческой жизни – на познавательную деятельность, достижение личного счастья, профессиональную трудовую, досуговую деятельность. Вся жизнь может и, в идеале, должна быть добродетелью: добро абсолютно. Добродетель – это не подвиг, а норма человеческой жизни. В христианстве выделяются семь основных добродетелей, часть из которых дохристианского происхождения. Это: справедливость, умеренность, мужество, мудрость. Новый Завет дал новые добродетели – веру, надежду, любовь. Добродетели охватывают всего человека, определяют все его личностные качества.

Добродетельность – положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее человека, склонного к постоянному направлению своих чувств, мыслей и воли на исполнение нравственных законов. Добродетельность основана на Вере, Надежде и Любви к Богу, людям и самому себе.

Добродушие – положительное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся у человека с добрым характером и добрым сердцем. Добродушие проявляется как способность понимать другого человека «без задних мыслей» и подозрений, прощать мелкие проступки, терпеть незлобивые шутки над собой и даже ущемление своих прав, как умение во всем видеть добро, как бы мало оно ни было. Добродушие возможно лишь на глубокой духовно-нравственной основе.

Доброжелательность – духовно-нравственное качество личности, выражающее благорасположение, симпатию одного человека к другому, пожелание ему добра, блага, успеха; это способность человека радоваться чужим успехам, чужому счастью, чужой радости; это отсутствие зависти, мстительности и безразличия к людям; это умение прощать чужие ошибки, терпение к человеческим недостаткам.

Добросердечность – положительное нравственное качество личности, проявляющееся у человека с добрым сердцем. Добросердечность во многом синонимично слову «добродушие», но имеет и свои оттенки смысла. Добросердечие – это ласковость, учтивость, идущие как бы изнутри, от чуткого к бедам других сердца и души. Это изначальное движение к другому человеку с любовью, доверием, желанием и несением ему добра. Добросердечные люди, как правило, мудры сердцем, они не могут быть злыми и агрессивными.

Добросовестность – духовно-нравственное качество личности, выражающееся как правдивость, честность, ответственность. Добросовестность в основе имеет такие духовные качества человека, как доброжелательность, стремление к добру. Это совесть не «за страх», а за добро, как критерий отношения человека к миру, как движение к Истине.

Доброта – духовно-нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать, исходя из критериев добра. Доброта – это мягкость, предупредительность, внимательность, заботливость, способность к сочувствию, терпеливость, проявляемые даже в ущерб себе, бескорыстно, во имя господства добра, как высшей духовной ценности.

Добротолюбие – главная идея русского православия, заключающаяся в любви человека к добру как к духовно-нравственной сущности человека. Любить добро – главное для истинно православного человека. Православие исходит из идеи главенства добра в мире и рассматривает зло как отклонение от нормы. Добротолюбие, на языке науки, есть духовно-нравственное качество человека. «Добротолюбием» названы сборники творений отцов церкви, рассказывающие о жизни христианских подвижников. Это книги о любомудрии, об «умной молитве», о достижении человеком святости. Ныне так называют учебную дисциплину, раскрывающую учащимся начальной школы нравственные ценности православия.

Доверие – духовно-нравственное качество личности, выражающее уверенность в присутствии у другого человека стремления к добру и доброжелательности, а отсюда и вера в его искренность, порядочность, совестливость. Доверие – это способность человека полагаться на кого-то, вверять ему свои чувства и мысли, даже свою судьбу, поручаться за него перед кем-то. Так, отношения детей и родителей, родителей между собой, между учащимися и учителями, коллегами по работе, и особенно между властью и народом должны строиться непременно на доверии. Доверительные отношения помогают избегать зла, облегчают решение проблемных ситуаций. Вместе с тем, любое доверие подкрепляется знанием человека и своих возможностей. Авансирование доверием – это лишь начало общения и взаимодействия. На Руси излишняя доверчивость не поощрялась, ибо нередко оборачивалась злом обеим сторонам («Доверяй, но проверяй»). Доверию детей учат, считая, что с этим качеством легче жить.

Доверительные отношения – тип отношений между людьми (друзьями, в семье, между учителем и учащимися), характеризующиеся взаимной верой друг в друга, во взаимную искренность и порядочность. Доверительные отношения чаще всего проявляются в исповедальности, самораскрытии, интимно- личностном общении, в веровании друг в друга. Они возникают при условии потребности друг в друге, духовно-нравственном сходстве и отношениях друг к другу как образцу партнера в дружбе, любви, работе, делах и деяниях, как общему человеческому идеалу.

Доверчивость – нравственное качество личности, выражающее исходно положительное восприятие людей и отдельного человека, уверенность в их порядочности, искренности и правильности действий. Доверчивость проявляется в доверии как передаче другому человеку каких-либо своих секретов, тайн, а также прав и материальных ценностей. Доверчивость также проявляется в принятии на веру (без доказательств и заклада) всего сказанного, обещанного (заверений, клятв, обещаний, посулов, обязательств). Это качество в одних случаях может быть отрицательным, в других положительным. Если оно в основе своей имеет лишь эмоциональное отношение к чему бы то ни было или кому бы то ни было, то это детскость и инфантильность. В этом случае оно качество отрицательное. Если же в его основе добросердечность, открытость, сознательный нравственный риск, то это уже качество положительное. Жизненный опыт говорит, что излишня доверчивость нарушает инстинкт и физического, и духовного самосохранения. Полная доверчивость может быть только к Богу и проявляться в покаянии через исповедь.

Догма (гр. – положение, закон) – фундаментальное положение, базовая установка, имеющие силу закона, подлинность которого проверены веками и опытом многих поколении и омыты кровью мучеников.

Догмат (гр. – кажусь правильным) – это правило, следование которому, по учению христианской церкви, ведет человека к спасению. Это основное положение религиозного учения, вечное и неизменное, поскольку открыто Богом. Догматы следует принимать на веру и безоговорочно следовать им, чтобы причислять себя к составу Церкви. К догматам православной веры относятся следующие. Догмат о Церкви как о Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Догмат о бессмертии души и будущем блаженстве. Догмат о воскресении Христа. И др. Отрицание догматов Церковь рассматривает как ересь. Основные христианские догматы изложены в молитве «Символ веры» и раскрыты в догматическом богословии.

Догматизм мышления – качественная характеристика мышления, опирающегося только на традиционные привычные знания и способы мыслительной деятельности, не выходящего за рамки закостенелых или абсолютных аксиом, не опирающегося на новые доказательства, факты и идеи, а также не учитывающего изменяющихся условий применения знаний. Догматизм мышления у педагога порождает дидактизм, формализм, некритичность к знаниям и оценкам детей, упрямство и неприятие педагогического творчества и, следовательно, новаторства. Догматизм мышления снижает адаптивность педагога к новым условиям, подпитывает его отсталость, ускоряет профессиональную стагнацию.

Догматическое обучение – образовательная парадигма, господствующая в X-XV веках в системе религиозного и светского образования. Сущность сводилась к заучиванию церковных догматов как основных законов жизни и деятельности. Начиная с XIV века заучивать стали любое другое знание, в том числе и естественнонаучное, без должной аналитики, доказательности, объяснения. Так родилось догматизированное обучение, делающее ставку на зазубривание, механическое воспроизведение учебных текстов, комментирование их, цитирование из них. Догматическое обучение стало символом схоластики, негибкости образования. А между тем, именно в нем зародились такие формы, как диспуты и дискуссии, читательские конференции. Именно в нем был накоплен опыт отбора и анализа значимых текстов, выявления их скрытых неявных смыслом (герменевтика), ссылок на авторские тексты и цитирования и других способов работы с информацией. В наследство потомкам догматическое обучение оставило идею опоры на тексты непреложных законов бытия и переноса теории в практику духовно-нравственной жизни человека.

Догмат об Искуплении (гр. – учение об освобождении от рабства путем выкупа) – христианское правило, состоящее в понимании жизни Иисуса Христа, всего Его дела, Его страданий, смерти и воскрешения как модели и сущности человеческой жизни и как выкупа, принесенного Христом за грехи человеческие и освобождение его от греха, приносящего рабство (политическое, экономическое, национальное, индивидуальное и др.). Грех поработил волю человека, Христос выкупил нас у дьявола, дав законы безгреховной жизни в Боге. Догмат об Искуплении – это и учение о покаянии каждого отдельно человека в грехах своих, об искреннем осуждении их и обещании уменьшить число их, что приносит очищение, примирение человека с жизнью. В этом догмате слились более широкое понимание Искупления, как принесенное человечеству Христом, так и узкое субъективное понимание, как покаяние на исповеди перед Богом, несущее личное спасение. Освобождение от греха через праведность Христову – единственный путь спасения. Догмат утвержден на первом Вселенском Соборе, получившем название Николо-Цареградского.

Догмат о боговоплощении или об И. Христе как богочеловеке – учение о признании Иисуса Христа Богом, воплотившимся в земного человека. Согласно догмату, в И. Христе нерасторжимо слиты два совершенных существа – истинное божество и истинное человеческое. Оба они соединены ипостасно, т.е. представляют одно лицо. Иисус Христос выполнял роль Мессии на Земле, совершая миссианские деяния. И. Христос – истинный Бог и истинный человек. Как Человек, Он обладает нормальной человеческий природой. Подобно людям он испытывает голод, холод, жажду, усталость, потребность во сне. Он подвержен страданиям и смерти, переживает любовь, скорбь, жалость. Он проходит человеческий путь взросления и духовного развития. В семье Он – любящий сын и брат, в обществе – он повинуется общественным законам, исполняет народные обычаи. Он являет собой образец служения Богу. Сам Себя И. Христос называет Сыном Человеческим. Единство Бога и Человека в одном лице – это символ личного единства с божественным бытием. Церковь предписывает исповедовать одного и того же единого Христа.

Догмат о вечном блаженстве – учение христианской церкви о воздаянии Бога за добродетели, совершаемые человеком на Земле. Высшая форма воздаяния – вечное блаженство, в полной мере воздаваемое после смерти, в раю. Вечное блаженное существование получают праведники (и вечное мучение – грешники). Блаженство есть высшее счастье, достигаемое человеком исполнением Законов Христа. Данный догмат увековечивал естественные нравственные законы земной жизни человека и определил цель этой жизни, ее смысл как путь спасения во Христе, а значит через нравственные деяния.

Догмат о Промысле Божием (или о Промышлении) гласит о всемогуществе Бога, его премудрости, бесконечной любви к человеку, прощении грехов его и терпении к непослушанию воле Божией. Промысел Божий – это забота о человеке, сохранение его бытия и силы, направление его ко благим целям и всякому добру, это помощь в удалении от греха. Догмат учит, в отличие от гуманистического учения, не полагаться только на себя, а идти, путем покаяния перед Богом и любви к Нему, за помощью к Всевышнему. Любовь Бога бесконечна, и Он даст силы и в том, чтобы следовать Заповедям, и в том, чтобы преуспевать в делании добра, и в том, чтобы выносить с благостью и смирением жизненные тяготы. Промысел Божий – в творении и спасении мира человека.

Догмат о триединстве Бога или о Троице – это центральный христианский догмат, раскрывающий сущность Бога. Триединство Бога, т.е. Троица состоит в единосущности и ипостасности Его пребывания как Бога – Отца, Бога – Сына и Бога – Духа Святого. Все три ипостаси Бога равноправны, равнозначны, неразделимы. В них Всевышний проявляется Сам по Себе и в своем отношении к миру. Этой троичностью Бога представлена вся полнота жизни человека в Боге, смыслом чего является наше сыновнее отношение к Нему. Данный догмат был принят на церковном соборе в Константинополе в 381 году. С тех пор он продолжает осмысливаться, в нем продолжает вскрывается все новая мудрость и философия.

Догмат о Церкви утверждает Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, что означает единство Богочеловека Иисуса Христа. Этот догмат является краеугольным камнем Символа Веры. Для православных христиан Церковь существует как действительный Богочеловеческий организм для спасения души. Многообразие культур не означает многообразия церквей и вер, ибо тайна веры не культурой рождается, а Божественным откровением, которому культура и разум человеческий подчиняются. Церковь святая, т. к. получает благодать свыше. Она соборная и вселенская в силу объединения людей вне нации и государственной принадлежности. Она апостольская по своему происхождению и сохранению апостольского предания. Церковь на Земле не от мира сего, она – столп Вселенной, защищает Истину. Отпадение от нее сект, мелких церквей (римо-католиков, протестантов, униатов и др.) есть раскол.

Дожинки (др. рус. – дожать) – разновидность помощи русских людей друг другу, связанная с завершением уборки хлебов и окончанием жатвы. В разных местностях их называют по-разному: дожины, выжинки, отжинки, оспожинки, борода. Дожинки сопровождаются множеством своеобразных ритуальных действий, связываются с приметами. Так, в них входит «завивание бороды». Этот обряд совершается на последней полосе и над последними несжатыми колосьями: эти колосья как бы свивают и связывают, обращая к земле. У основания их выпалывают траву и укладывают хлеб и соль. Православные у этой «бороды» молились, чтобы и на следующий год был урожай. Делалось это на каждом крестьянском поле как самими хозяевами, так и приходящими помочанками (от слова «помочь»). Затем хозяин делает «бородное» угощение, куда собираются все участвующие в окончании жатвы на его поле. Это могут быть и близкие, родные, и знакомые, соседи. С поля уходили с песнями. В трапезу обязательно входила каша, пироги, шаньги, рыба, орехи, чай, конфеты. После трапезы катались на лошадях, ходили с песнями по деревне, неся впереди украшенный сноп. Дожинки, хотя и возникли еще в языческие времена, дожили до нас как праздник урожая, праздник последнего снопа. Такая помощь входит в состав более широкого праздника – осенины.

Доктрина образования (лат. – теория) – система научных идей, используемых в качестве установки и руководства к действию. Это форма выражения государственной политики в сфере образования. По своему смыслу близка к понятию парадигмы. Доктрина образования, впервые сформулированная в России как национальная в 1999 году, содержит в себе определение образовательной действительности и перечень новых образовательных идей. Творческой основой доктрины выступает человеческий дух как субъект и объект образовательной действительности, обеспечивающий самопознание и самореализацию человека. Доктрина теоретически моделирует социально-педагогическую реальность. Она закладывает основу новой духовной системы образования, создающей нового, духовно целостного человека. Сама доктрина не является законодательным актом, но становится основой соответствующих нормативных актов, обеспечивающих ее реализацию. Следование доктрине не должно превращаться в доктринерство как слепое, некритическое, без учета меняющихся условий ее воплощение.

Долг – духовно-нравственное качество личности, проявляемое как обязанность что-либо исполнить. Область долга безгранична, вся жизнь человека – выполнение долга. Идея долга состоит в том, чтобы делать то дело, на которое человек поставлен, или выполнение которого он взял на себя добровольно. Выполнение человеком своего долга всегда связано с переживаниями внутреннего принуждения – веления совести или свободного самоопределения. В системе воспитания (семейного, школьного) долг понимается как принцип жизнедеятельности, суть которого в лучшем выполнении порученного дела, взятого на себя и положенного по жизни. Следование такому принципу, осознание и верность ему воспитываются с детства. Человек за жизнь выполняет самый разный долг: гражданский, нравственный, общественный, патриотический, товарищеский, сыновний, родительский и т.д. Самый высокий долг, по учению христианской Церкви – это долг по отношению к Богу, осознание своего изначального положения по отношению к Нему.

Дольний мир – понятие из русской философии, обозначающее мир земной, «здешний», в отличие от «горнего мира» как «тамошнего» и космического. Дольний мир – это мир чувственный, где ограниченностью человеческих возможностей и грехами искажается замысел Господа Бога. Из-за немощи «не-сущей материи» этот мир – лишь подобие истины, но не истина.

Доля (ст.сл. – рок) – так в старославянском языке называлась судьба, рок, выпавшие человеку для земной жизни. В прямом смысле – это часть счастья и благополучия, выпавшая человеку, которая может быть и маленькой, и большой. В славянской мифологии доля обозначала счастье, удачу, потому и значение слова «Бог» было единым с «долей». Но позже все чаще «доля» употребляется с малой частью счастья – «лихая доля», «злая доля», «недоля», «горе». Сегодня «доля» употребляется и в простом несимволическом смысле, как часть чего-то, принадлежащая человеку: доля наследства, земельная доля.

Дом (ст.сл.) – жилище человека, место жительства, защищающее от холода и жары, ветра и дождя (в сельской местности – изба). Но в русской народной традиции дом – это средоточие основных жизненных ценностей, символ счастья, достатка, продолжения рода. Отношение к дому у русского народа глубоко символично: он строится «о четырех стенах» – на все стороны света; окнами открыт внешнему миру; фундамент, сруб и крыша представляют собой уровни Вселенной (преисподня, земля, небо); «красный угол» представляет духовную основу дома и т.д. К дому у русского человека всегда было отношение как к священному очагу, символизирующему единство духовного и материального. Дом самоценен. Его убирают, украшают, берегут, его любят и уважают. Народ изобретал целую систему защиты дома от злых духов, дурного глаза, зла, стремясь сохранить счастье и покой в нем, не давая им покинуть жилище. Частично такое отношение к дому было перенесено на «квартиру» в большом многоквартирном доме.

Домашняя церковь – это воцерковленная православная семья, объединяемая верой и исполнением Заповедей Божиих. Обычно в миру христианин живет в семье, и жизнь здесь может быть посвящена тем святым, имена которых носят члены семьи. У семьи, как и в церкви, есть общая молитва, все заповеди Христа о любви и взаимном служении полнее всего выполняются в такой семье. У семьи общий духовный отец. Местом моления может быть отдельная комнатка, убранная иконами, или красный угол с иконостасом. Вся семья, с образом жизни православных людей, с выполнением религиозных правил, молением, и называется домашней церковью. Здесь идет служение Христу через ближних. Семья, как домашняя церковь, определяет нравственное благосостояние не только своих членов, но и всего общества.

Домашнее воспитание – естественный процесс влияния на ребенка и его развитие условий семьи, домашнего окружения, родителей и близких. Домашнее воспитание – это и результат влияния на ребенка всех факторов семьи и дома. Оно осуществляется «натурально» всем укладом семейной жизни, изустной передачей семейного опыта, через взаимоотношения родителей, домашней обстановкой, семейным архивом, отношением к ребенку, духовно-нравственной обстановкой, связью семьи с внешним миром, семейными и национальными традициями, обычаями и культурой. Домашнее воспитание всегда национально ориентировано, конфессионально, культурологично и естественно. Особенностью его является глубина, прочность и преемственность. Вместе с тем, оно замкнуто миром семьи, отчего дети, воспитанные в добропорядочных отношениях семейной заботы сильно отличаются от «детсадовских» сверстников, тяжело переносят невнимание к себе и даже мелкие обиды. Таких детей называют «домашними». Домашнее воспитание в нашем отечестве осуществляют чаще всего сами родители, бабушки и дедушки, редко к нему причастны няни, и совсем утрачен опыт гувернерства. Духовно-нравственные основы в ребенка закладываются в семье, религиозное воспитание – тоже. Домашнее воспитание первично по отношению к воспитанию общественному и тем более государственному. В семье формируются образовательные потребности и семейные ожидания, определяющие судьбу ребенка. Частью домашнего воспитания является домашнее образование.

Домашнее образование – образование, даваемое ребенку в условиях семьи, дома в соответствии с государственными учебными программами и под контролем школы. Согласно Закона об образовании родителям предоставляется право самим учить детей по согласованным со школой программам и авторским программам родителей, залицензированным органами управления. Домашнее образование применяется при обучении детей с проблемами – инвалидов, больных, с ослабленным здоровьем, с задержкой психического развития, плохо адаптируемых в школьных коллективах. К нему прибегают родители, желающие по-своему образовывать и воспитывать ребенка и не доверяющие государственной школе. Домашнее образование всегда личностно ориентированное и осуществляется по технологии индивидуального ученичества. Домашнее образование контролируется учителями школы, куда прикреплен ребенок, с выставлением итоговых отметок в журнале и других документах. Труд родителей по образованию собственного ребенка оплачивается.

Домашний учитель – это педагог, приглашенный в семью для обучения детей или взрослых (возможно вместе) каким-либо наукам (учебным дисциплинам) или конкретным практическим навыкам и умениям. Например, математике, иностранному языку, мужскому или женскому домашнему труду, музыке и т.д. Домашний учитель – это нередко репетитор, готовящий ребенка к поступлению в вуз или к сдаче экзаменов; иногда это консультант, приглашенный на время для инструктажа по той или иной деятельности. Домашнее образование могут давать и родители, и близкие к семье люди. Домашний учитель ведет обучение в условиях индивидуального ученичества, которое имеет несомненные достоинства.

Домовая церковь – это общество православных людей, обучающихся в одном учебном заведении, работающих в одном учреждении, пребывающих в одном жизненно ограниченном пространстве (армии, монастыре, тюрьме и т.д.), а также комната, отведенная для исправления церковной службы в учреждении. Как общество домовая церковь может, при условии регистрации, обладать всеми правами общественной организации, как место религиозного обряда она имеет своего духовника, свою символику и атрибутику. Ныне домовые церкви активно создаются в учебных заведениях, особенно высших, в том числе и педагогических.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.