Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д. Менделеев






Е – шестая буква современного русского алфавита, обозначающая гласный звук «е». Буква введена со времен Петра I, но и в то время обрела свои высокие смыслы в традициях праславянской философической азбуки: Единый, Триединый, а также – «есть» (Существование, Вещество, Обновление). В церковнославянском употреблении обозначает «великолепный», «величественный». Психологически эта буква связывается с душевным процессом остановки, преграды человека перед чем-то в жизни. В церковнославянском языке «е» выражает число 5. Буква «ё» введена Е.Р. Дашковой и Карамзиным (утверждена общим собранием Российской Академии 18 ноября 1783 г.) В церковнославянской азбуке ее и сегодня нет. Читается как «йо» и наделена смыслами – емкий, т.е. Содержательный, Двуединый, Преображенный. «Ё» – седьмая буква современного русского алфавита.

Ева (гр. – жизнь) – так, согласно христианскому, иудейскому и мусульманскому учениям, звали жену Адама, сотворенную из его ребра. Это имя ей дал Адам, что означало «жизнь». Ева стала прародительницей, праматерью рода человеческого, первой родившей женщиной. Ева, находясь в раю, прельстилась дьяволом и вкусила запретный плод «древа познания добра и зла». Этим непослушанием Бога она совершила первый грех. От нее и Адама пошел греховный род человеческий. Об этом говорит предание об их первых сыновьях, Авеле и Каине. В русской разговорной речи «ева» употребляется еще и как слово нарицательное – при выражении удивления, изумления (вон, глядь).

Евангелие (гр. – благовестие) – это священные книги христианской церкви, рассказывающие о жизни Иисуса Христа – его рождении от Девы Марии, деяниях, учении, крестной смерти, воскресении и вознесении на небо. В него входят четыре книги новозаветного учения – Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. В основе их лежат повествования в форме притч. Происхождение Евангелия относят ко второй половине I века. Евангелие является первоисточником христианского вероучения, все его книги входят в состав Библии. Само слово «евангелие» означает благую, добрую и радостную весть.

Евангелисты – христианская секта протестантского толка, исповедующая жизнь точно в соответствии с Евангелием (отсюда и название). Это евангельские христиане, которые очень широко трактуют учение Христа, считая, например, спасение души независимым от личных духовно-нравственных деяний, а всеобщим даром Божиим. В обрядах у евангелистов меньше строгости, почитается лишь личная вера и преданность Богу. Евангелисты очень близки баптистам и даже объединяются с ними. Евангелистами также называют тех, кто проповедует Евангелие, а также апостолов и особенно Марка, Луку, Иоанна, изложивших письменно благовестное знание. И поэтому оно не только исторично (о жизни богочеловека И. Христа), но и мировоззренчески-философско – о законах жизни человека на Земле и его отношениях с Богом.

Евгеника (гр. – улучшение) – учение о наследственном здоровье человека и путях его сохранения и улучшения. В качестве факторов улучшения человеческой наследственности евгеника рассматривает генетические предпосылки физического и психического здоровья, умственные способности, одаренность. Она также изучает наследственные заболевания и исследует способы их излечения. Евгеника – наука биосоциальная, поэтому некоторые ее данные спекулятивно используются в антигуманных целях, например, при оправдании расизма, геноцида, делящих людей на биологически полноценных и неполноценных. Это создало прецедент отнести ее к реакционным наукам (в советский период). В настоящее время евгеника решает задачи сохранения генетического здоровья людей.

Евразийство – историко-культурное течение идейного характера, смысл которого состоит в утверждении самобытности русского этноса и России в целом, выражающееся в сплаве в их культуре и истории как славянского, так и тюркско-татарского начал. По мнению представителей этого течения предназначение русского этноса и России в целом состоит в создании диалога между европейским цивилизованным и самобытным азиатским миром, как двух геополитических регионов, двух разных цивилизаций. Девизом евразийства было «И восток и Запад». Именно в этом евразийцы видели великую миссию русского народа и Российского государства. Философия евразийства возникла в 30-е года XIX столетия. Она была своеобразным ответом русофилам и русофобам, славянофилам и западникам и защищала достоинство России и ее национальной самобытной культуры. Октябрьскую революцию евразийцы восприняли как конец однобокой западной ориентации России, начавшейся со времен Петра I. Евразийцы предсказывали великое будущее России на путях выполнения ею миссии соединения двух культур и цивилизаций, гарантий всем народам и государствам свобод и суверенитета.

Европейская культура – это культура европейских народов, основанная на греко-латинской культуре и облагороженная христианством. В основе европейской культуры лежат идеи бесконечной ценности личности, как создания Божия, и ее свободы. В системе ценностей европейской культуры высоко стоят ум, интеллект, идеи прогрессивного развития цивилизации. Им служит вся культура. Высокий уровень развития европейской цивилизации породил идейную концепцию евроцентризма, согласно которой европейская культура рассматривается как высшая форма общественного развития человечества и как наиболее благоприятные условия для развития наук и искусств.

Еда (ст.слав. – кушанье) – процесс приема пищи и сама пища. Еда – это повседневная или праздничная трапеза. С древних времен в русской культуре формировалась особое духовное отношение к еде. Хлеб, соль, вода, зерно относились к сакральным продуктам, наделенным особым смыслом и силой. Сам процесс еды имел строгий ритуальный порядок. Христианство освятило еду. Человек стал благодарить Бога за нее, что превращало ее в таинство. Через прием пищи человек стал приобщаться к Богу. В доме стол стал ставиться под иконами в «красном углу», члены семьи рассаживаться вокруг него по чину, возрасту и полу. Был определен порядок начала и окончания еды. У русских сложился традиционный перечень блюд на все жизненно важные случаи жизни. Были строго предписаны молитвы перед и после еды, а также темы, на которые можно вести неторопливые беседы во время еды. Так у русского народа сложилась своя осмысленная культура еды, имеющая свои духовно-нравственные, этические, эстетические и природные основы.

Единое культурное пространство (ц.-слав. – одно) – культурно-историческая концепция поликультурного развития человеческого общества на основе проведения единой культурной политики, создания единых правовых и экономических условий для развития культур разных народов. Впервые появилась в конце XIX века и начала реализовываться в территориях внутри государств и на межгосударственном уровне согласно подписанным договорам или принятым законам. Единое культурное пространство – это политика открытого развития культурно-национальных автономий, обществ и организаций, взаимообмена культурными мероприятиями, предоставления возможности развиваться самодеятельному творчеству и профессиональному искусству и т.д.

Единое образовательное пространство – принцип государственной и международной политики в сфере образования и его организации в исторически, экономически, религиозно, национально и политически разнородных территориях (или государствах). Согласно ему образование, с одной стороны, рассматривается как культурный феномен и средство развития самобытной культуры конкретного народа; с другой – как средство социальной защиты человека и обеспечения его гражданских прав и свобод. Единое образовательное пространство обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы, координацией финансов, прав, нормативных и содержательных основ, созданием общего рынка дня перемещения рабочей силы, выработкой единых правил приема в учебные заведения и др. Данный принцип родился в конце ХХ века в Европе при создании Единого Европейского сообщества. Он обеспечивал межгосударственную конвертируемость дипломов и аттестатов, преемственность содержания образования, условия продолжения или получения образования или работы при переезде из одной страны в другую. Принцип стал актуальным и был принят в России в период перестройки как сдерживающий сепаратистские начала в политике регионов по отношению к центру, как принцип сохранения образования как государственно-общественной системы. Для России начала XXI-го века чрезвычайно важно сохранение единства народов и территорий, государственного языка, российского сознания и духовной близости. Так что данный принцип имеет стратегическое значение.

Единомышленник – это человек из числа родственников, друзей или близких знакомых, имеющий с кем-либо сходные, одинаковые взгляды и оценки каких-либо явлений и событий. Единомышленники, как правило, тяготеют к общему делу, к общению и объединению. Это выражается в создании на добровольной основе организации, клубов, обществ, компаний. Единомышленники могут стать сообщниками в каком-либо непристойном деле. Единомыслие заложено в системе голосования (единогласие), на выборах, когда принимается решение или выбирается кандидатура по большинству единомышленников, принявших участие в волеизъявлении. На основе единомыслия существует общественное мнение.

Единство обучения и развития – дидактический принцип, провозглашающий идею неразрывности и целостности развития человека как внутреннего процесса и его обучения как процесса внешнего. Этот принцип выражает признание в теории и практике зависимости развития от качества обучения и работы учителя, равно как обучения от уровня развития человека. Реализация принципа в практике образования требует соблюдения следующих правил: изучение уровня развития обучающегося; подбор содержания, форм и методов обучения с учетом и на основе уровня развития; разработка технологии учебного занятия в «зоне ближайшего развития» обучающегося; применение стимулирующих приемов и средств обучения; отслеживание эффективности применяемой технологии обучения как технологии развивающей; корректировка технологии обучения. Развитие человека, особенно в детском возрасте, есть критерий эффективности применяемой технологии обучения.

Единство преподавания и учения – дидактический принцип организации обучения, провозглашающий неразрывность и взаимозависимость характера и качества преподавания учителя и учения учащегося. Принцип исходит из понимания обучения как процесса двустороннего, объединяющего на паритетных началах двух субъектов – учителя и ученика. Реализация принципа требует соблюдения ряда правил: признания первичной роли учащегося как субъекта обучения; субъективации позиции учащегося; обучения учащегося технологии учебной деятельности, т.е. тому, как учиться; гибкого методического поведения педагога с учетом степени сформированности учебной деятельности у учащегося.

Единство сознания и деятельности – дидактический принцип организации обучения, обозначающий неразрывную взаимосвязь и взаимообусловленность сознания и деятельности. С одной стороны, принцип указует на равноценность в общем развитии человека как сознания, так и деятельности. С другой стороны, он напоминает о зависимости развития одного компонента от другого. Единство сознания и деятельности, как принцип, основано на философском законе единства теории и практики, как взаимно дополняющих и корректирующих друг друга факторов. Успешность реализации данного принципа в практике обучения зависит от выполнения таких правил, как: обеспечение ведущей роли сознания и его опережающего развития; сочетание теоретической и практической подготовки в технологии обучения; сочетание слова и дела. Единство сознания и деятельности лежит в основе технологии развивающего обучения и теории поэтапного формирования умственных действий.

Единые педагогические требования – система норм и правил, основанных на единых теоретических и методических подходах и принятых всеми участниками педагогического процесса к неукоснительному исполнению. Эти нормы и правила излагаются в уставах и положениях о школе и ее отдельных структурах, в правилах внутреннего распорядка, правилах для учащихся, расписании, графиках учебного года, а также в общих требованиях к орфографическому режиму, ведению тетрадей, дневников, журналов, к ритуалу прихода учителя в класс, начала и конца урока и т.д. Наличие реально действующих единых педагогических требований обеспечивает устойчивую связь всех компонентов и участников педагогического процесса, а всю школьную систему делает целостной управляемой организацией, работающей по единым «правилам игры». Единые педагогические требования, как правило, касаются организационных вопросов и стиля отношений учителя и ученика. Но сегодня они все более осмысливаются как фактор духовно-нравственного воспитания детей, как средство приучения их к послушанию, исполнительности, личной ответственности, гуманистическим православным отношениям. Привнесение в них элементов народных традиций и православного понимания дисциплины и порядка делает их смыслообразующим элементом школьной жизни, позволяет вплотную подойти к формированию уклада школьной жизни. В конечном итоге именно духовно-нравственное начало в организации школы определяет эффективность ее развития и развития каждого учащегося в отдельности.

Екклезиаст (гр. – проповедник) – так называется одна из священных книг Ветхого Завета, входящая в число книг Библии. Относится к числу первоисточников богословской литературы по христианству. Состоит из кратких поучений, изречений, рассказов из жизни, жизненных выводов, наставлений, правил, советов, о том, как жить нравственно, благоразумно, избегая тщетного поиска благ, власти, услад в этой земной жизни. Составлена Соломоном в III веке до Рождества Христова. Это книга о тщете, суете, глупости человеческой жизни и в то же время о вечности стремлений к Богу, милосердии, помощи близким, о мудрости. Книга учит народ знанию, выведенному мудрым человеком из своей долгой жизни, человеком, ощутившим старость и приближение смерти. Поскольку Экклезиаст составлен из разных мыслей, суждений на одну тему, то само слово стало в русском языке употребляться еще и как нарицательное: «эклектика», что значило соединение разных отдельностей под одной общей темой. Екклезиаст – богатейшее средство, источник духовно-нравственного воспитания детей и взрослых.

Ектения (гр. – усердие) – молитва, содержащая прошение к Богу о чем-то вечном и земном. Главные прошения: наставить на молитву, на добрые дела, на мирную и безгрешную жизнь, на успешность деяний, на прощение грехов, на помощь в сложной ситуации. Ектения входит в церковные богослужения, но также входит в утренние и вечерние молитвы, совершаемые дома. Как правило, ектения содержит обращения либо к молящимся: «Миром господу помолимся», «Паки паки Господу помолимся», либо молящихся к Богу: «Подай, Господи», «Господи, помилуй». Есть разные ектении: великая, сугубая, малая, просительная, а также ектении оглашенных и умерших. Верующим человеком ектении произносятся часто в течении дня, как обращение к Богу в больших и малых делах. Существуют, например, ектении на успешность учения.

Елеосвящение (гр. – освящение маслом оливы) – одно из таинств христианской церкви, назначение которой – прощение грехов и укрепление духовного, душевного и физического здоровья болящего, немощного человека. В ходе таинства происходит помазание больного освященным елеем (маслом). Этим на больного призывается благодать Божия для исцеления его от телесной и душевной болезней. Елеосвящение называется также соборованием, потому что его ведут, как правило, сразу несколько священников. После этого таинства больной сохраняет покой души и меньше чувствует свои страдания, легче переносит их, что и способствует излечению. Соборование, замечено, помогает больше людям, верящим в эту помощь. Соборование, как отпущение грехов и облегчение душевное, проводят также перед смертью; в него включают исповедь и покаяние в грехах умирающего. Это таинство нельзя проходить здоровым людям.

Епархия (гр. – властвование, начальствование) – деление государственной территории на церковно-административного округа в целях управления религиозной жизнью верующих граждан. Эти округа, в свою очередь делятся на «благочинные округа», состоящие из приходов при церквях и храмах. В приходы могут входить и монастыри. Как правило, епархии создаются с учетом административного деления территории государства – по областям, округам, республикам. Руководят епархиями митрополиты – старейшие из епископов округа, благочинные архиереи. Епархия – это и орган управления церковной жизнью в территории.

Епископ (гp. – блюститель) – высший священнический сан, занимающий высшую ступень в церковной иерархии. Это – блюститель, организатор церковной жизни в епархии. Он находится на высокой степени священства и может не только сам совершать таинства, но и, через рукоположение, «передавать благодатный дар совершать оныя» другим служителям церкви. К епископу принято обращаться особо почтительно и торжественно, величать «Владыкой» («Владыко, благословите»). В письменных обращениях его называют: «Ваше преосвященство», «Преосвященнейший Владыко».

Епитимья (гр. – наказание) – возложение духовником на согрешившего и исповедавшегося человека наказания во искупление грехов. Это может быть: продолжительная молитва, подаяние милостыни, усиленный пост, совершение паломничества. Это своего рода возложение наказания, но далеко не самонаказание, ибо скорее есть мера духовного врачевания. Епитимья существенно отличается от простого наказания добровольным осознанием греха и желанием его искупить, добровольностью исполнения и испытанием радости, облегчения по исполнению. Возлагать епитимью может только духовник. Епитимья налагается в зависимости от характера и силы совершенного греха, согласуется с условиями жизни и временем. Епитимья – помощник в духовной жизни человека, это лекарство, после чего человек чувствует себя лучше и духовно чище. Очень поучительная мера, сущность которой может быть воспроизведена в педагогических методах воспитания. Особенно полезная для школ православной и этнокультурной направленности.

Ересь (гр. – разделение, секта) – сознательное и преднамеренное отклонение от догмата веры. По учению Православной Церкви не допускается примешивание собственного некомпетентного мнения к Божественной истине. От отступлений от официальных церковных доктрин возникают секты, извращения, отступничество от Церкви (хлысты, скопцы, жидовствующие и др.). Ересью считается также освящение догматикой противоречащих ей учений, идей и деяний, как, например, идеи о едином духовном пространстве – экуменизме. Всякие отступления от первоучения православная церковь осуждает, иногда отлучает от себя и даже проклинает, предает анафеме. В бытовой речи «ересь» – означает чушь, глупость.

Ессейство – система взглядов сторонников религиозной секты, существующей в Иудее во время земной жизни И. Христа. Главным принципом и законом жизни они считали нравственность людей. Ессеи отвергали войны, признавали лишь общинную собственность, отрицали рабство. В жизни они много трудились, были скромны, помогали друг другу, не любили торгашей и ростовщиков. Они давали обет чтить Бога, быть во всем справедливым, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, обличать ложь, не превозноситься во власти, хранить христианскую веру. Ессеи отстаивали идею управления через нравственность. Ессейство не прижилось в еврейском народе, но сильно повлияло на развитие христианства в Византии, а затем и русского православия. Некоторые идеи ессейства использовались в коммунистической идеологии.

Естественное воспитание (ст.-слав. – есть, сущий) – педагогическое учение, как система воззрений, видящих главную цель и назначение воспитания, образования и обучения в естественном развитии ребенка, в следовании его природным возможностям. Впервые подобные идеи сформулировал Ж.Ж. Руссо. Он считал, что воспитание должно совпадать с естественным ходом развития ребенка. Он также считал ошибкой предъявлять детям требования, как ко взрослым и уже сложившимся гражданам. Воспитание должно помогать природе человека. Эти идеи переросли в теорию «свободного воспитания» и создание «школ саморазвития». Особенно популярным это учение стало в периоды кризиса образования, в переходные периоды – в 20-е годы, в 90-годы ХХ столетия. На идеях естественного воспитания разрабатываются все новые и новые образовательные технологии.

Естественный нравственный закон – это закон об исходно нравственной сущности человека и нравственности как основной движущей и определяющей силе развития как отдельного человека, так и общества, человечества в целом. Согласно закону, Бог наделил человека способностью избирать истину и поступать справедливо. Он вложил в него правильное восприятие нравственных законов, изначально дал знание о добре и зле. Закон безусловен, носит всеобщий характер, он лежит в основе всех других норм человеческого общежития – правовых, этических, эстетических, трудовых и т.д. Он естественен, как сама жизнь – природосообразен человеку, доступен всем и каждому, имеет не только теоретический смысл, но и внутренне обязывающую силу. Все люди отвечают за нарушение требований этого закона, неповиновение ему влечет за собой воздаяние. Естественный нравственный закон сформулирован в христианстве на основе общечеловеческого нравственного опыта многих народов. Каждый народ исповедовал веру в высшую и вечную правду, в мировой объективный закон, согласно которому подлежит справедливому возмездию всякое совершаемое в мире зло. Этот закон соблюдали и наши далекие языческие предки. Нравственность правит миром – это человечество знало со дня своего рождения.

Естественный эксперимент – это эксперимент, проводящийся в естественных реальных условиях (не в лабораторных), когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и не знают о том, что находятся под педагогическим наблюдением. Такой эксперимент позволяет получать наиболее объективные данные и сближает теорию с практикой. Он доступен учителю - практику. В педагогике он занимает ведущее место. На его основе разработана технология опытно-экспериментальной работы, обобщение передового педагогического опыта, ретроспективный анализ педагогического опыта и особый вид эксперимента – внедренческий.

«Ёлка» – это название детского праздника в честь проводов Старого Года и прихода Нового Года. На этом празднике традиционно становится срубленное в лесу вечнозеленое дерево – ель или сосна, которые наряжаются в яркие игрушки и обвешиваются гирляндами огней или украшаются свечами. Праздник «ёлки» проводится по издревле складывающемуся ритуалу: приход Деда Мороза и Снегурочки, костюмирование, разыгрывание сценок с участием животных, снежной бабы, костюмированных месяцев года, танцы «снежинок» и «зайчиков», непременные песни, хороводы, массовые игры и танцы и подарки. «Ёлка» проводится как в детских учреждениях, так и дома. На ней всегда присутствует много гостей. В последние годы у любителей туризма и природы родилась традиция «ёлку» проводить в лесу, у живой ели. В конце ХХ века в России возникла сложная ситуация с проведением этого праздника: часть людей ее празднуют по традициям советского времени по новому стилю, другие – по старому стилю, третьи – в Рождество.

 

 

«Слово есть высший подарок Бога человеку».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.