Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.Д. Ушинский 5 страница






Аум синрикё (санскр. – Троица в одном) – религиозная секта деструктивного характера, созданная во второй половине ХХ-го столетия в Японии. Лидер секты, буддист Асахара, построил свое учение на слиянии учений Христа и Будды. Последователям этого «учения» обещано избавление от стрессов и болезней, душевное равновесие и любовь, преуспевание в любых делах, личное счастье. На деле секта построена в пирамидальной структуре с жестким управлением и тотальным контролем, с системой наказаний, вплоть до физических. «Пирамида» предназначена для сбора средств на содержание «верхушки» и подготовки захвата власти как миссионерским вербовочным путем, так и насильственным. С помощью психологических средств в секте достигается полное послушание, фанатичное служение, уход от семьи и друзей, отказ от личного благополучия. Аум синрикё – тоталитарное человеконенавистническое объединение, пребывание в котором вредно для физического, психического и духовного здоровья человека, направленное против традиционных вер и православия, единства русского народа. Секта запрещена во всех странах.

«Афганский» синдром (гр. – стечение) – так называются те социально-психологические изменения в личности человека, участвующего в «афганской войне» России во второй половине ХХ в. Воины-афганцы не приняли ту действительность, из которой «ушли» на войну, увидели четче сущность и антигуманную «двойную мораль». Воины-афганцы резко и нередко агрессивно реагировали на общественные непорядки и, не будучи в состоянии изменить жизнь к лучшему, свою в том числе, встали в оппозицию к обществу, государственным структурам, стали создавать свои объединения для выживанияи восстановления справедливости насильственным путем, как на войне. В личности воина-афганца появились такие качества, как недоверие к людям, настороженность, эмоциональная неустойчивость, акцентуация. И в то же время им присущи тяга к дружбе и умение защищать интересы личности и группы, выносливость и социальная мобильность. Афганский синдром может проявляться в течение длительного времени, он требует специальной реабилитации.

Аферист (фр. – жулик) – так называют человека недобросовестного, склонного к обману, рисковому мошенничеству и аферам, к жульничеству в корытных целях. Словом, так зовут тех, кто занимается «темными» делами и совершает авантюры. Склонность к аферам у детей видна уже со школьной скамьи, и она подвергается перевоспитанию посредством переориентации личности на новые ценности.

Аффективные дети (лат. – душевное волнение) – дети с бурно и быстро протекающими эмоциональными реакциями. Причины таких реакций могут быть самыми разными: сильные внешние воздействия, неудовлетворение каких-либо существенных потребностей, несовпадение самооценки и успеха (неуспеха), недостаток ласки и добра, низкая успеваемость, частые порицания и др. Дети тяжело переживают свои аффекты, когда их поведение делается неподконтрольным сознанию, импульсивным, нередко приводящим к еще большим неприятностям для них.

Аффилиативные потребности (англ. – присоединять) – потребности человека в общении с другими людьми. Они выражаются в желании и стремлении личности вступать в контакты с людьми, быть членом группы, принимать участие в ее жизни и деятельности, оказывать помощь другим, а также принимать помощь от других, установление и поддерживание хороших межличностных отношений, умение забывать обиды и прощать проступки ради поддержания доброжелательных и теплых взаимоотношений, потребность делиться своими переживаниями. Человек всегда стремится к сотрудничеству, к дружбе с другими людьми, он нуждается в эмоциональной эмпатии. Психологи утверждают, что аффилиативные потребности человека возрастают в моменты стрессов, тревоги, страха, одиночества и вообще беды.

Ахиллесова пята (гр. – по имени героя) – это наиболее уязвимое место, сторона, свойство у какого-либо человека, в какой-либо деятельности, у какой-то вещи. Это фразеологическое выражение имеет древнегреческое происхождение. Ахилл – греческий герой Троянской войны, сын царя Пелея и морской богини Фетиды. Фетида захотела сделать сына бессмертным и окунула его в воды реки Стикс. От этого тело Ахилла стало неуязвимым. Но мать при этом держала сына на ладошке, и пяточка ребенка оказалась не окроплена водой. С тех пор и пошло данное выражение как иносказательное, обозначая слабую сторону, больное место.

 

 

«Христианство должно остаться навсегда в русском народе самой главной и жизненной основой просвещения его».

Ф. Достоевский

Б – вторая буква современного русского алфавита, обозначающая губной, взрывной согласный звук; звонкая согласная, именуемая «бэ». Внешне похожа на жилище, дом, что и символизирует собой. В первославянской философической азбуке использовалась с самым важным значением – Бог. Это символ укрытия, нахождения под чем-то надежным и вечным. В кириллице произносилась как «Буки», что произошло от слова «бук», из чего делались дощечки для письма. В народе сложилась поговорка о начальной грамоте: «Аз да Буки – все науки». Как согласный звук «Б» несет в себе смысл связи человека с Всевышним, с внешним миром.

Баба (др.-рус.) – простонародное название женщины. В современном языке этим словом обозначают пренебрежительное отношение к женщине, чем саркастически называют слабохарактерных мужчин, трусливо прячущихся за «бабью юбку», уступающих во всем женщинам; дети нередко так называют своих бабушек. Баба – это и древний каменный памятник в виде грубо сделанной человеческой фигуры, до сих пор сохранившийся на юге России. Это и снаряд для вбивания свай в строительном деле. Современный русский язык все дальше отходит от первоначального позитивного смысла слова «баба». Вот уже и о женщине, переставшей следить за своей одеждой и внешностью, говорят, что она «обабилась».

Бабай (тат.) – мифологический персонаж, используемый в воспитании как пугало для устрашения капризных и непослушных детей. Бабай – вредное, страшное, коварное, иногда злое существо, но наказывающее лишь за проступки. Он может назло что-то из вещей унести из дома (отобрать игрушки, одежду), повредить здоровье и принести болезнь, горесть. Этот сказочный образ до сих пор жив, особенно в семьях, сохранивших традиционный уклад жизни. Знание о нем от поколения к поколению передается в устной форме народного фольклора.

Баба-Яга (др.-рус. «ягать» - браниться, ругаться) – мифологический образ в славянском фольклоре, персонифицирующий смерть, зло. Она – хозяйка мира мертвых, а также хозяйка зверей. В народных поверьях ее представляют безобразной бранчливой старухой – волшебницей или колдуньей, у которой одна нога костяная, больные глаза. Баба-Яга передвигается с помощью ступы и метлы, живет в избушке на курьих ножках, окруженной забором с черепами. Это ведьма, олицетворяющая зимние бури, грозы и молнии, топкие болота и другие, враждебные человеку явления. Иногда так обзывают злых, коварных женщин, часто ругающихся. О Бабе-Яге создано много сказок, с ней связаны поверья. Этот образ может воспитывать у детей противостояние злым силам, но может и вызвать страх. Многое зависит от соблюдения педагогических условий использования мифов и сказок в воспитании детей.

Бабка-повитуха (рус.) – это по сути акушерка, личным опытом, интуицией получившая знания и умения принимать роды и лечить женщин от женских болезней. Почти каждое русское село с незапамятных времен имело такую «повивальную бабку» и почитало ее как врача-гинеколога, акушера, стихийно вырастающего в их сельской среде. «Повивальные» умения часто передавались по женской линии по наследству. Слово «повивать» обозначало «свивать, пеленать младенца, обертывать в пелены (В.С. – пеленки), … чтобы ручки и ножки лежали спокойно».

Бабушка (рус.) – по генеалогической линии это мать отца и матери. В русском народе так называют и женщин преклонного возраста. Бабушка, благодаря своему жизненному опыту олицетворяет мудрость, трудолюбие, доброту, терпение, заботу, прощение. Она часто высказывает, как бы невзначай, такие мудрые мысли, которые не найдешь в книгах. Бабушка укрепляет стабильность семьи, придает теплоту отношениям с детьми, не принижая роли родителей, в том числе своего сына или дочери. В русской культуре бабушка – очень уважаемый человек, уход за детьми считается ее святой обязанностью, на нее ложится ответственность за дом, покой и мир в нем. Каждый человек при рождении «получает» двух бабушек. Существует еще «двоюродная бабушка» - тетя отца или матери. Дети любят бабушек, льнут к ним, чувствуя их любовь к себе, называют ласково «бабуля», «бабуня». Бабушки тоже ищут привязанности у детей. Но в семье возможны случаи инфантилизации взрослых и детей при чрезмерной бабушкиной любви и заботе. Слово «бабушка» родилось из детского лепета от слова «баба» и обозначало не мать родителей, а «старшую в роду», «старейшину».

Бабушкины сказки – это русский фольклор, обрабатываемый бабушкой для передачи своим внукам и детям вообще. Как правило, это поучительные, назидательные, воспитывающие и развивающие сказки с глубоким нравственным содержанием. Рассказывание сказок детям, по русским обычаям, входило в обязанность бабушек как их образовательно-воспитательная функция в семье. Иногда понятие «бабушкины сказки» используется как идиоматическое выражение, когда взрослые с легкой иронией и намеком говорят о неправдоподобности чьих-либо высказываний, утверждений или планов, об их несбыточности, отдаленности от реальной жизни.

«Бабье лето» – простонародное название короткого времени в конце лета – начале осени (примерно в период с 15 августа по 7 сентября), когда после временного похолодания вновь возвращается тепло. По полям и лесам начинают летать белые паутинки; дни ясные, чистые, ласковые; вылезают из земли грибы; вновь начинают цвести растения, известные в ботанике как цветущие один раз в год; воздух прозрачен, дышится легко и спокойно. Временное возвращение тепла объясняется устойчивым антициклоном, простирающимся от Азорских островов до южной половины Европейской территории России. Антициклон несет с собой большие потоки теплого воздуха. У немцев это называется «летом старых женщин», во Франции – «лето святого Мартина», в США – «индийское лето». Исторически в России «бабье лето» связано с деятельностью женщин-крестьянок: оканчиваются женские полевые работы и женщина переходит к другому труду – мять лен, трепать пеньку, прясть пряжу. В это время вновь начинаются посиделки, организуются пиршества в честь сбора урожая. По погоде в «бабье лето» судят о погоде всего года: если много паутины летает, то вся осень будет сухая, а зима холодная. В литературе «бабье лето» - это символ лирического и немного грустного периода второй молодости женщины. В христианстве «бабье лето» связано с праздником Рождества Богородицы, а в языческих традициях – с праздником рожаниц и бога Рода.

Багренье (рус.) – так называлась ловля рыбы прямо багром; делалось это в зимнее время на реках средней территории России – Волге, Урале; как правило, артелью. В настоящее время слово используется с другим смыслом: привлечения к себе, на свою сторону людей обращением их к своему историческому прошлому, к генетической памяти. Так стали называть ансамбли русской народной песни, детские и молодежные клубы по изучение культурного наследия русского народа.

Багряница (рус. – красная одежда) – одежда, сшитая из ткани чистого ярко красного цвета, без огненного отлива и просини. Иногда багряницей называли и пряжу, и саму ткань такого же цвета. На Руси ярко красный цвет исстари ассоциировался с властью, торжественностью, величественностью, силой и красотой. В отличие от багрового цвета – цвета тревоги и беспокойства. Из тканей багряного цвета шили багряницы – княжеские, а затем царские плащи, накидки, порфиры. О багряном цвете есть упоминание в «Слове о полку Игореве».

«Бажовцы» - оккультно-религиозная секта, объединяющая людей вокруг идеи обожествления героев произведений известного сказочника П. Бажовва. Лидеры секты утверждают бредовые мысли о приходе «Медной горы Хозяйки» - божества Сибири и Урала. Они уверяют, что она научит людей «превращать фекалии в золото». Это оккультное толкование фантастики возникло в конце ХХ в. в г. Челябинске. Опасно мифологизацией сознания и искусственным созданием новых богов.

Базаровщина – состояние духовной жизни человека или сообщества, характеризующаяся резким противостоянием культуре своего народа и семьи, отрицанием и неисполнением традиций, обычаев, привычек. Базаровщина – это нигилизм к общепринятому, устоявшемуся, веками проверенному. Данное состояние порождает цинизм по отношению к людям и их деяниям, крайние формы рационализма и прагматизма, недооценивает духовно-нравственные ценности. Базаровщина есть типичное проявление вульгарного материализма, проповедь и действия по революционному преобразованию жизни. «Базаровы» – это бунтари, революционеры, более разрушители, чем созидатели. По мнению многих философов и писателей «базаровщина» - болезнь юношеская; она как прорезывание зубов, совершеннолетию не пристала» (А. Герцен). Называние такой формы нигилизма возникло в России с появлением романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», где герой Базаров дан как целостный образ «детей», выступающих против «отцов». Проблема «отцов» и «детей», искусственно раздуваемая нигилистами, периодически становится острой социальной болезнью, захватывающей молодежь, бездумно и недальновидно проявляющей своеволие, самомнение, самоуверенность, гордыню, тщеславие. Православие считает эту проблему искусственной, по воле отдельных людей, врывающей гармонию и целостность мира. Восстание против родителей, всякая базаровщина есть нарушение Божьих Заповедей. Базаровщина есть отечественная форма проявления байронизма.

Базисная культура личности (гр. – основание) – это фундаментальные свойства, качества личности, позволяющие индивиду развиваться гармонично и в согласии с той культурой, в которой он живет, не вступая с ней в противоречие, а внося посильный вклад в ее развитие. Базисная культура личности включает в себя: культуру жизненного самоопределения и семейных отношений; экономическую, политическую, правовую, экологическую, бытовую и нравственную культуру; интеллектуальную, художественную и физическую культуру; культуру общения и труда. Данное понятие является одним из центральных в культурологической парадигме развития образования в XXI веке. Оно направляет воспитание на формирование у детей базовых оснований (знаний, навыков, отношений) той культуры, в которой они родились, живут и будут жить.

Базовое образование – это тот минимум общеобразовательной подготовки, который узаконен в государстве как всеобщий, обязательный и бесплатный. В настоящее время – это 9-летнее образование, даваемое детям в средней общеобразовательной школе. Базовое образование предусматривает разностороннее развитие личности, формирование ее ценностно-этических ориентаций, общекультурной основы, необходимой для первичного выбора профессии или продолжения образования в школе. Базовое образование играет особую роль в системе непрерывного образования, оно составляет его фундамент, который затем «продолжает» себя в школе, техникуме, профессионально-техническом училище, в дополнительном образовании, но может быть и закончено: после окончания основной 9-летней школы подросток может пойти работать. Продолжительность базового образования определяется экономическими возможностями государства и образовательными потребностями его граждан.

Базовое профессиональное образование – это система начальной профессиональной подготовки молодежи к производительному труду, обеспечивающей выполнение определенных профессиональных функций и получение заработной платы. Базовое профессиональное образование, предназначенное для подготовки специалистов среднего звена, для определенной части молодежи становится начальным профессиональным образованием, которое затем может быть продолжено и дополнено. По его получении подросток может пойти работать. Базовое профессиональное образование имеет свой госстандарт, минимальный нормативный срок обучения – 3 года; оно дается бесплатно. Оно входит составной частью в государственную систему непрерывного образования.

Байка (рус.) – так на Руси называли короткую сказочку или присказку с нравоучительным содержанием или советом. В байке много аллегорий, иносказаний, мифических персонажей (Сон, Дрема, Домовой). Так назывались и колыбельные песенки, которые пели детям перед сном, в такт покачивая их на руках или в колыбелях. Байки, как правило, имели добрые слова, успокаивающее и легкое содержание, пелись или рассказывались нараспев, тихо, мерно. Рассказчика называли «байщиком», «баюном». Он байками наставлял детей на послушание взрослым. Иногда это слово употребляли с иронией, когда хотели подчеркнуть неправдоподобие какого-нибудь рассказа, сообщения («Что ты нам байки рассказываешь») и выражали недоверие рассказчику. Байка – это еще и род ворсистой теплой ткани, из которой делают халаты, зимние мужские рубашки, теплые пижамы и др.

Байронизм (англ. – имя писателя) – литературно-общественное направление, возникшее в первой половине XIX века в Англии, как результат влияния на молодые умы творчества поэта Д. Байрона. Основные черты байронизма: мировая скорбь, глубокое разочарование в жизни и любви, презрение к толпе и саркастическое отношение к ней, жажда новых ощущений и подвигов, готовность к борьбе за независимость, общественную и личную свободу. После реакции Великой Французской революции молодежь многих стран Европы впала в уныние, разочарование, пессимизм. Соответствующее этому поведение считалось признаком высокого тона. Такое общественное явление вызвало к жизни целое направление «революционного романтизма», определившего отражение его в поэзии, философских трактатах, живописи. Молодежь возвышала себя над старшим поколением, над массой «обыкновенных людей» - тружеников. Д. Байрон – кумир молодежи своего века. Его богоборческие настроения передались и русскому дворянству и особенно разночинцам. Молодежь была втянута в борьбу с собственным народом, пробудила в себе бунтарский дух и стремление к «абсолютной свободе» и прежде всего к свободе от Бога. Байронизм, как поэтизация сатанинского начала, захватил и Россию, где просуществовал до начала ХХ в. Примером служит отечественная «базаровщина».

Балагур (тат. – шутник) – так называют человека, умеющего легко и весело говорить, шутя беседовать, замечать забавное. Это забавник, говорун, весельчак. Слово используется с легкой и доброй иронией, со скрытым поощрением такого собеседника. В детском и юношеском коллективе балагуры играют положительную роль: они снимают напряжение в отношениях, переключают внимание с предмета раздора на что-то нейтральное или смешное, создают забавные ситуации в минуты отдыха. В коллективах такие люди бывают центром эмоционального благополучия.

Баловство – в русском языке слово имеет два смысла. Баловство – это шутки, проказы, легкое безобидное озорство, дурачество, розыгрыши (например, в День смеха 1 апреля). Баловство – это также потворство детей, потачка их прихотям и капризам, излишняя уступчивость взрослых, что вредно сказывается на их воспитании. Происхождение слова трудно определить. Возможно, от слова «бал» (ходить по балам), а возможно и от имени казацкого атамана Баловня, разорявшего Русь в период смуты в 1614 г.

Банальность (фр. – публичное объявление) – общеизвестность, общедоступность, упрощенность вещи, действия, мысли. Иногда банальность понимается как пошлость, избитость, непримечательность, заурядность, серость. Термин возник в средние века во Франции: так называлось то, что отдавалось за повинность вассалу его сюзереном. Отсюда возник смысл об общем употреблении какой-либо вещи, о доступности мысли, действия, об их незначительности. Все банальное – банальное мышление, банальное суждение, банальная одежда, банальное убранство, – вызывает отторжение, неприятие, скуку.

Баня (ц.-слав.) – хозяйственная постройка у русского народа, предназначенная для мытья тела холодной, теплой и горячей водой, а также для отмывания и лечения тела нагретым паром (в русской парильне) или сухим горячим воздухом (в сауне). Когда-то мытье в бане было религиозным обрядом. В русском народе баня считалась нечистым местом («поганым»), после нее обмывались чистой водой; в ней гадали на святки; раньше в банях рожали женщины. И в то же время бани были не только местом поддержания чистоты тела, но и средством лечения, и местом отдыха, встреч и даже занятий физической культурой. В настоящее время в стране возрождается культура бани. В русском языке есть фразеологические обороты: «банный лист», «баню задать», «задать пару». Последние два оборота обозначают сильно поругать, осудить, пристыдить.

Баптизм (гр. – погружаю в воду) – одно из направлений протестантизма, возникшее в XVII в. в Англии в период Реформации. Баптисты придерживаются принципа спасения души лишь посредством личной веры, личного общения с Богом, а не через посредничество церкви. Они придают большое значение божественному откровению, не признают икон, святых мощей, церковного облачения, веротерпимости. Крещение у них только для взрослых сознательных людей, а не детей. Баптисты, хотя и являются последователями христианской веры, имеют много специфического в трактовке учения Христа. Термины «баптизм», «баптисты» произошли от «баптистерий» - названия зданий, в которых в IV в. совершалось крещение новых членов церкви. Православие в России относит баптизм к числу сектантских учений. Наиболее характерными чертами современного баптизма являются любовь к Библии и активная его проповедь.

Барабашка – так в народном представлении называют явление из параллельного (потустороннего) мира, проявляющееся как живое невидимое существо в доме, как шалун, создающий беспорядок, шум, путаницу. Иногда его называют «домовым». В местных диалектах до сих пор широко используется слово «барабоша», когда речь идет о пустом, бестолковом, много говорящем и шумном человеке (от слова «барабанить» – шуметь, кричать). «Барабашка» – это современный вариант барабоши. В некоторых семьях маленьких детей пугают барабашками, что никак не рекомендуется ни православной, ни традиционной материалистической педагогикой. Православные люди считают, что «барабашки», в смысле «домовые», от дьявола, и спасаются от них крестом и молитвой. Наука это явление до конца не изучила, хотя его существования не отрицает.

«Барыня» (рус.) – так называется русская народная песня и пляска под мотив этой песни. Это веселая плясовая праздничная мелодия, традиционно исполняемая на гуляньях и застольях в сопровождении русских народных инструментов – гармошки, балалайки, игрой на ложках. «Барыня» переживает период своего возрождения, часто становится предметом конкурсных переплясов на школьных и студенческих вечерах, «огоньках». Элементы ее входят в состав многих русских народных танцев, особенно переплясов. Название свое эта песня-танец получила от «барина» и «барыни» – владельцев крепостных. От них в танце свобода, воля, раскрепощенность. В «барыне» есть элемент скрытого юмора: на Руси барином или барыней нередко называли людей, не желающих трудиться, а предпочитающих гулять-веселиться.

Барышня (рус.) – так в дореволюционной России обращались к «девицам благородного звания» – юным дочерям, «девицам на выданье» из барской, интеллигентной и другой разночинной среды. «Барышня» произносилось уважительно, подчеркивало непорочность и чистоту юношеского возраста, целомудрие девичества. Слово «барышня» произошло от первоначальной формы «бояричьна» – дочь боярина.

Баснословие (рус. – красиво говорить) – так в Древней Руси назывался жанр мифологического эпоса о доисторических временах и сама совокупность мифов и сказок о русской древности. Такие исторические и бытовые мифы составляли баснотворцы; они же их повествовали. Позже появилось слово мифология. Баснословие было изустным видом литературной деятельности в период развития русской словесности, но еще не литературы. В русском языке баснословие осталось как название литературного жанра – басня.

Басня (ц.-слав. – баять, прикраса) – это краткий прозаический или стихотворный рассказ, байка вымышленного содержания, разновидность древнегреческого мифа светского бытового содержания. Басня – жанр эпический. В ней, наравне с людьми, действуют олицетворенные животные, растения и даже неодушевленные предметы. В басне высмеиваются человеческие пороки (ложь, обжорство, лень и т. д.), она всегда заканчивается кратким метким поучением. В XVIII-XIX вв. басней называли всякое вымышленное происшествие, выдумку, иносказательно рассказанные «ради красного словца». Басенником называли самого рассказчика, сочинителя басен, а иногда и просто веселого враля. До сих пор активно используется слово «баснословный» в смысле сильно преувеличенный, огромный. До рождения русской письменной литературы для называния мифологических сказаний использовали слово «баснословие». Современные учащиеся любят читать и изучать басни, охотно ставят по ним инсценировки. Басни являются излюбленным жанром школьной художественной самодеятельности.

Батя (слав.) – уважительное, ласкательное обращение к отцу, родителю, подчеркивающее любовь к нему, неукоснительное признание родительских прав. Иногда называли «тятей», «тятенькой», но преимущественно в сельской местности. В армии до сих пор так называют в неуставном порядке старших по званию и чину офицеров, проявляющих отеческую заботу о солдатах и младших офицерах («батя», «батяня»). Изредка слово «батя» использовалось при почтительном обращении к мужчине, старшему по возрасту. Традиционно на Руси «батюшкой» именуют священника.

Баю-баюшки-баю (рус.) – припевка в русской народной колыбельной песне «Байка». Здесь «баю» значит «говорить складно», а «баюшки» – рассказ, сказ. Позже этот припев стал традиционным и входить почти в любую колыбельную песню. Песню с часто повторяемой такой припевкой пели при укачивании маленького ребенка в люльке («баюкалке»), мерно качая ее. Мелодичная песня и особенно ее припев считались лечащими, заговорными, они обладали способностью быстро усыплять дитя. Колыбельными песнями пестовали, нянчили, ласкали детей, растили «с пеленок» в добре, ласке, любви. На Руси каждая мать, бабушка знали множество песен с такими припевками и передавали их изустно из поколения в поколение.

Баян (др.-рус.) – народный поэт-певец, сказатель мифов, историй, древних преданий, эпических сказаний. Под звуки гуслей, обладая даром словесного обаяния, поэт-певец рассказывал на княжеских пирах то, о чем слышал, что видел, переходя от одного селения к другому. Явление «баяна» очень схоже с явлением «барда» в западных странах, но имеет во многом русскую специфику: хождение по Руси, импровизацию и высокую духовную ответственность за свое пение. Баяном надо было родиться, на него нельзя выучиться, как на барда. Сам термин «баян» произошел от имени легендарного певца – древнерусского сказителя Баяна, жившего в Киевской Руси в XI в. Баянами стали называть сами мифы, песни, сказки, которые пелись баянами. Сегодня в активном языке россиян есть слово «баян» – название народного музыкального инструмента, сделанного по типу хроматической гармошки.

Бдение (ц.-слав. – бодрствование) – намеренное воздержание от сна во время важнейших событий церковной или семейной жизни. Бдение во время праздников Троицы, Рождества, Пасхи или во время похорон, родов, свадьбы. Бдение совершают и в определенное время суток – на закате, в полдень, при этом опираясь на народные поверья. Бдения, в основном, носят обрядовый характер, они связаны с представлениями об опасности засыпания в определенное время для жизни и здоровья человека. Бдение, по убеждениям православных людей, отпугивают злые силы от человека и его близких. В этом смысле оно носит охранительный характер, в то же время воспитывает волю человека, дисциплинирует дух и поступки. От слова «бдение» родилось другое – «бдительность».

Бдительность (ст.-слав. – блюсти) – это психическое состояние, а также нравственно-волевое качество личности, выражающее готовность человека быстро реагировать на ожидаемые и неожиданные события. В. Даль определил бдительность как способность человека «не спать, не дремать, быть в яви, на яву, не во сне, бодрствовать, не смыкать глаз: надзирать, смотреть неусыпно…» Бдением и постом испытывается смирение православных подвижников. Бдительность лежит в основе таких личностных качеств, как старательность, рачительность, усердность. Люди с бдительным характером могут заниматься такой работой, как охрана объектов, военное дело, попечительство, вождение средств транспорта, операторы ЭВМ и др. Издревле бдительность считалась обязательным качеством власти и изображалась символически в виде ока, источника света или домашней птицы – петуха, гуся.

Беда (ст.-слав.) – несчастный случай, безвыходное положение, происшествие с вредными, губительными последствиями. Это может быть неурожай, болезнь, боли, бури и т. д. Беда вызывает у человека упадок сил, болезни, неверие, уныние. Некогда, в славянской словесности, Бедой называли мифический персонаж – по жизни неудачливого человека. Беда, по сказанию, странствует по свету, ищет слабых телом и душой людей и, найдя их, обрекает на несчастье, неотступно за ними следует. С Бедой к человеку приходит Тоска, Кручина. На Руси было слово Бедовик. Им называли человека, попавшего во власть Беды. Было поверье, будто любое прикосновение этого Бедовика к другому человеку несет тому несчастья и убытки. Люди жалели Бедовика, но старались его избегать, чтобы Беда не перешла к ним. Беда, по православному мироощущению, преодолевается смирением, молитвой, трудом и волей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.