Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.Д. Ушинский 8 страница






Благодать – это божественная милость, божественная сила, которая, согласно христианскому вероучению, ниспосылается человеку свыше, через церковь и духовенство. Благодать – это невидимая сила Вседержителя, нетварная энергия, производящая с человеком чудеса – исцеление от болезней, прозрение тайн своей души, предвидение будущих событий и др. Через Благодать как бы уясняется Божественный Промысел над падшим миром, раскрываются тайны его спасения. Такой благодатью является огонь, ежегодно появляющееся голубое свечение, происходящее в Иерусалимском храме Воскресения Христова накануне праздника Пасхи. После некоторого времени это свечение превращается в обычный огонь. Стяжание благодати Святого Духа является высшей целью христианской жизни. Пост, бдение, молитва, милостыня, Христа ради делаемое добро есть средства стяжения Духа Божия. Ощущение от благодати самое необыкновенное – сладость, радость в душе, теплота и благоухание, чувство свободы. Именно в благодати заложена духовно-нравственная суть русского православия. Без благодати любое деяние мало что значит. Благодать дает человеку силы выносить трудности, выполнять христианские заповеди. С ее помощью преодолевается внутренняя греховность и достигается спасение в загробном мире. Ниспосылается она на падшего человека и выражается в прощении грехов и спасении. Благодать – это сила Божия, которой совершается спасение человека.

Благодеяние – форма проявления морального долга, проявляемого как бескорыстная забота о ком-то, как сострадание, сопровождающееся оказанием практической помощи в виде финансовых или материальных средств, услуг, моральной или психологической поддержки и др. Благодеяние направлено на благо человека и общества в целом, оно облагораживает души и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто это делает, поднимая их духовно. Благодеянию положено быть бескорыстным: если же оно делается с выгодой славы или корысти денег, если оно унижает кого-то, то оно провоцирует конфликты и увеличивает грехи дающего. Благодеяние – это высоко нравственное деяние.

Благодушие – положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как доброта души, ее настроенность на делание блага и баговосприятие мира, на милосердие. Вместе с тем, благодушие – это видение мира только через «розовые очки», только через добро и благо, что повышает открытость человека и снижает его способность видеть и осуждать зло. В современном русском языке слово «благодушие» стало чаще употребляться с этим вторым смыслом – как самоуспокоенность, прощение всякого зла, отсутствие бдительности.

Благожелательность – положительное духовно-нравственное качество личности, выражающее доброжелательное отношение к людям, к жизни. Благожелательность – это желание добра, блага, благополучия, покоя, мира людям и поведение, вызывающее эти состояния у окружающих. Благожелательный человек незлобив, смиренен, легок в общении, спокоен; он всегда готов морально и материально поддержать и помочь; он умеет снимать конфликты.

Благополучная семья – это такая семья, где добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, где поддерживаются моральные основы и общепризнанные ценности общества, где поддерживается система отношений с минимальным принуждением; это обязательно миролюбивая семья, способная к материальному самообеспечению, к деторождению и детовоспитанию; это семья, воспроизводящая человеческую культуру, сохраняющая ее и умножающая. Модель благополучной семьи варьируется в зависимости от уровня развития общества и особенностей конкретной страны, но в целом включает в себя: базисные качества (наличие работы, удовлетворяющей членов семьи; достаточный доход; наличие квартиры; удовлетворение образовательных, медицинских, бытовых, культурных потребностей); качества поведения (трудовая и экономическая активность; активность в сфере культуры и образования; активность в поддержании и улучшении здоровья; общественная активность); качества семейного сообщества (духовно-нравственный потенциал, образовательный потенциал, психологический потенциал).

Благоразумие – это качество личности, выражающееся как способность человека действовать спокойно, продуманно, учитывая внешние обстоятельства и свои возможности. «Благоразумие – это рассудок, состоящий на службе у воли». Благоразумный человек анализирует ситуации, делает выводы и затем их учитывает в дальнейшей жизнедеятельности, основываясь на нормах морали и законе. Он не делает случайных, необдуманных, рискованных поступков. Он тоже движется к цели, но законными средствами, с предварительным продумыванием, проектированием своей деятельности. С таким человеком надежно иметь дело, он умеет сдерживать эмоции, предвидеть исход.

Благородство – положительное нравственное качество личности, основанное на осознании ею своей нравственной и интеллектуальной сформированности, своего достоинства. Благородство включает в себя: интеллектуальные черты человека, его высокую эрудицию в какой-либо области знаний, высокую общую культуру личности, скромность, изящество душевного склада и стиля поведения. Это качество формируется постепенно, по мере физического и духовного развития человека. Посредством его и в нем осуществляется аксиологический принцип богоподобия человека, преодолевается распущенность и гедонические интересы.

Благословление (благословение) – это христианский обряд, когда священнослужитель осеняет верующих крестным знамением в знак пожелания им добра, благополучия, успеха и, что самое главное, божественного покровительства. Благословление есть благоволение, которое нисходит от Бога. Его могут давать и родители своим детям перед выходом в школу, походом, перед началом большого дела и при принятии решения и т.д. Родительское благословление поддерживает авторитет взрослых в глазах детей, помогает в воспитании послушания. В обряд благословления входит осенение крестом, целование руки священника, возможно с возложением рук на голову в ответ на обращение верующего «Батюшка, благословите». В основе благословления лежит любовь к Богу и вера в его всемогущество, а также, при благословлении родителей, – вера в добрую силу предков. В целом же благословление несет смысл восхваления и прославления Бога.

Благосостояние – качественная характеристика материально-экономического положения населения, его отдельных групп, семей и лиц. Оно складывается из наличия недвижимости, финансовых сбережений, доходов, пособий по социальному страхованию и поддержке. Благосостояние зависит от структуры и объемов потребления. Оно определяет качество жизни, ибо подразделяет, условно говоря, всех на группы, крайними точками которых являются группы богатых и бедных. Благосостояние определяется как всеобщая экономическая характеристика населения: по состоянию благ в индивидуальном и групповом пользовании делаются выводы об экономическом развитии государства в целом.

Благотворительное мероприятие – отдельные дела, акции, направленные на оказание непосредственной материальной, духовной или интеллектуальной помощи нуждающимся. Это сбор средств для оказания этой помощи; помощь в виде подарков; благотворительные культурные мероприятия – бесплатный показ фильмов, спектаклей, благотворительные вечера и концерты, сбор средств от которых идет на благотворительность; столовые для бедных, создание детских домов и приютов; бесплатная медицинская помощь бродягам и бомжам; открытие домов призрения престарелых и одиноких и т.д. Благотворительные мероприятия – это принятие мер благотворительного характера, это форма благотворительной деятельности.

Благотворительное общество – тип общественных организаций, занимающихся сбором средств на проведение благотворительных мероприятий, планированием, подготовкой и проведением самих этих мероприятий. Это объединение добровольное, некоммерческого характера. К таким обществам относятся: «Друг детей», «Фонд социальной защиты», «Фонд помощи голодающим», «Фонд борьбы со СПИДом» и др.

Благотворительность (гр. – филантропия) – вид общественной деятельности по оказанию добровольной помощи конкретным нуждающимся людям, обществам, организациям. По сути – это заступничество за бедных, сирых, немощных, больных. Благотворительная деятельность может выражаться также в поощрении и стимулировании успехов, инициатив, направленных на благо человека и общества, на развитие или реформирование чего бы то ни было. Заниматься благотворительностью могут физические и юридические лица, сохраняя бескорыстие, безвозмездность (возможны льготные условия) своей помощи. В советское время религиозным организациям, в том числе и Русской Православной Церкви, было запрещено заниматься благотворительностью, хотя главным принципом их деятельности было и есть любовь к ближнему, помощь ему. Дореволюционный опыт ныне возрождается: создаются богадельни, приюты, кассы взаимопомощи, проводятся акции милосердия. Развитие благотворительности показывает уровень присутствия у людей в обществе нравственного самосознания. Данный термин в русскую речь ввел Н.М. Карамзин.

Благочестие – качество поведения отдельного человека, семьи, общественного или производственного объединения, выражающееся в соблюдении требований своей веры и Церкви, в поддержании своей чести, «честности» по отношению к Богу, как высшее проявление религиозной жизни. В разговорной речи употребляется шире, в смысле достойного поведения, честности, соблюдения нравственных норм и правил поведения, аккуратного выполнения своих обязательств. Благочестивый человек – это еще и человек надежный, определенный, достойный уважения.

Блаженство (ц.-слав.) – это эмоциональное состояние высшей удовлетворенности, как бы сверхчувственного неземного счастья. Оно испытывается значительно сильнее и глубже, чем радость, веселье, смех, ибо достигается благодаря вере в Бога и соблюдению Его Заповедей. Блаженство может достигаться во время причастия, молитвы, благословения, но также и в полном одиночестве, в молчании, в единении с природой, когда все мысли обращаются внутрь себя. Это состояние внутреннего озарения, очищения и полного доверия к Тому, кто его вызвал. Блаженство переживается как некая безграничность и бесконечность чувств, охватывающих человека целиком.

Блуд (ст.-слав. – ошибка) – половая распущенность, сожительство женатых людей (или кто-то один в браке), нарушение супружеской верности, похотливое раннее (не по возрасту) сожительство, частая смена сексуальных партнеров, сожительство без брака. Словом «блуд» обозначают наличие половых отношений с нарушением юридических, моральных или психологических норм, данных Господом Богом и принятых в обществе. Женщину, нарушающую эти нормы, называют «блудницей». Блуд – это устройство себе наслаждений, удовольствий в ущерб другим сторонам жизни. Не было бы блуда, исчезли бы протситуция, рабство женщин, болезни и брошенные дети. Причины возникновения блуда – тяга к красивой и веселой жизни, отсутствие труда, «пресыщение чрева», уныние от жизни, склонность к плотской любви и др. Блуд порождает зависть, тщеславие, обман. Главные средства борьбы с блудом – это воздержание и смирение плоти.

«Блуждающий ум» – качество ума, сориентированного на ценности земного мира, «застрявшего» на человеческих страстях, заботах и событиях, проявляющееся как разбросанность мыслей по содержанию и форме, рассеянность, сбивчивость мыслей, их обрывистость, непоследовательность, раздвоенность между духовным и мирским. О таком уме православные богословы говорят, как об уме, скитающемся во Вселенной: «Мысли толкутся в голове, как комары». Возникновение такого качества ума зависит от миропонимания человека, от несвязности души и ума, от их раздельности. Когда нет веры, нет и сил следовать правде жизни: на сердце набегают мелкие заботы, страсти, и человек поглощен ими на тварном уровне, не поднимаясь до духовного. Для преодоления такого состояния ума надо прервать изолированность ума от мыслей о Всевышнем, направить его на внутреннюю реальность. Этому помогают молитвы, воспитание своего внимания и воли, самопринуждение, покаяние. Только высокая духовная концентрация внимания позволит «свести ум в сердце», достичь их единства и преодолеть «блуждающий ум» как качество несомненно отрицательное и мешающее развитию человека, самоуправлению и духовно-нравственному совершенству.

Бобыль (сканд.) – одинокий крестьянин, не владеющий землей, а также человек бездомный, замкнутый, суровый, неразговорчивый. Слово разговорное, известно на Руси с XVI в. Сегодня сохранилось лишь в деревнях. В слове содержится и формальная характеристика человека, его общественного статуса, и нравственно-этическая. Часто употребляют как эпитет при характеристике человека и семейного, и земельного.

Бог (санскр. – звезда, светило) – по христианскому вероучению это Начало и Закон истинного Бытия, представляющий единство по Существу и троичность в Лицах, как Единосущную и Нераздельную Пресвятую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Триипостасная сущность Бога – основополагающий христианский догмат, на котором держатся другие Истины. Свойства Бога – Всемогущество, Премудрость, Всеправедность, Всеправдивость, Всемилостнвость. Он совершенен, Ему принадлежат все достоинства: Полнота, Абсолютное Благо, Истина, Красота, Справедливость... Он ни от кого не рожден, не сотворен и не исходит, имеет жизнь в Самом Себе. Он не может быть заключен ни во что мирское и тварное. В уме человека Он настолько возвышен и недосягаем, что не может быть охвачен мыслью. Бог – творец Неба и Земли, Промыслитель Вселенной, обладающий высшим духовным совершенством. Человек постигает Бога через любовь к нему, и сам чувствует Его любовь к себе. Молясь и мысленно обращаясь к Нему, человек не называет Его имени, а пользуется титулами: Творец, Господь, Создатель, Содетель, Спаситель, Святый, Зиждитель, Владыко и др. Обращение и Иисусу Христу, сыну Божьему идентично обращению к Самому Господу. Неверие в Бога есть следствие человеческой ограниченности, глупости, гордыни или неграмотности. Богопознание возможно на богослужениях в церкви, в богочестивых разговорах, посредством чтения священных книг и писаний святых мужей и учителей церкви. Все это должно делаться с чистым намерением, с благоговением и усердием.

Богадельня (др.-рус.) – это религиозный приют для дряхлых, увечных, неисцелимых больных, нищих, бездомных, калек, т.е. людей, неспособных к труду. Это «божий дом», создаваемый при монастырях и храмах, которые берут их на свое обеспечение и свое попечение в духовном и материальном смысле. До революции эти заведения назывались богоугодными; появились они вместе с христианством как форма реализации христианских добродетелей.

Богатство (ст.-слав.) – качественная характеристика высокого уровня материально-экономического обеспечения жизни и деятельности индивида, семьи, организации (производства), государства. В разговорной речи – это изобилие, обилие, избыток, зажиточность. Действительно, богатство – это изобилие земных благ, совокупность предметов, служащих удовлетворению человеческих потребностей и имеющих меновую стоимость. В народе оно определяется как благословение Божие и всегда связывается с судьбой, долей и даже удачей. Считалось также, что не ко всякому человеку богатство приходит. Не зря это слово корнем имеет слово «Бог». Слово «богатство» применимо и к духовной жизни, по аналогии выделяя «духовно богатого» человека. Это когда говорят о человеке, поднявшемся над суетой предметных забот к благам высшим, небесным. Материальные богатства могут накапливаться, растрачиваться, передаваться по наследству, дариться. Их наличие позволяет безбедно жить человеку в достатке, иметь свободное время и средства для отдыха, учебы, лечения, путешествий. Духовное богатство накапливается индивидуально, оно помогает человеку самореализовываться и занять достойное место в обществе. Материальное богатство способствует духовному, в справедливо устроенном обществе действует и обратная формула: духовное богатство способствует материальному. Хотя часто между ними прямой зависимости нет.

Богатырь (др.-рус.) – это человек, обладающий чрезмерной физической и духовной силой, защищающий народ и использующий свою силу во благо своих близких и всего народа. Богатырь – это также герой эпических произведений славянской мифологии. В них все русские богатыри подразделяются на два поколения – старшее и младшее. Богатыри старшего поколения изображались как полубоги. Им приписывалась сверхчеловеческая сила, которая тяготит их самих, они не знают, куда ее деть и что с ней делать. Это Святогор, Вольга Святославович, Микула Селянинович. Младшие богатыри тоже очень сильны, но силу свою они применяют в деле помощи людям. Они менее воинственны, воюют по долгу освободить Русь от «злых духов», «Соловьев-разбойников». Младшие богатыри обладали духовной силой, которую ставили выше физической. Это богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Василий Буслаевич, Садко. До XIII в. всех «богатырей» звали «храбрами», «мужами». О происхождении слова «богатырь» есть две версии: одна относит его к древнерусским образованиям, другая – к заимствованиям у татар. Богатыри на Руси всегда обожествлялись и возвышались над людьми. У них всегда была «богатырская сила», «богатырский сон», «богатырское телосложение» и т.д.

Богоискательство – религиозно-философское течение начала 20-х годов XIX в. в России. Возникло в ответ на гонения церкви, как попытка найти новые формы религии в новых условиях послереволюционной атеистической страны. Так появились теории мистического реализма, соборного индивидуализма и даже анархизма, посредством которых была попытка создать современное христианство. Сторонники богоискательства не без основания утверждали, что русскому народу свойственна истинная религиозность, духовное стремление к поискам идеалов добра и совершенства, т.е. то, что заложено в православии.

Богородица – дева Мария, мать Иисуса Христа, родившая его в результате непорочного зачатия во исполнение «божественного плана» спасения человечества. В христианстве сложился культ Богородицы, она была объявлена «вечной девственницей», «заступницей» людей перед Богом. Имя ее известно всем православным славянам, ее называют через эпитеты: Пресвятая, Пречистая, Небесная Заступница, Милосердная, Удачливая. Ей посвящены большие христианские праздники – Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение.

Богородичный центр – религиозная секта деструктивного характера, в основе которой лежат идеи отрицания ряда православных догматов, церковных таинств и насаждения своих агрессивных, обесчеловеченных клятв и законов. Впервые секта появилась в СССР в 1985 году. Один из жителей г. Москвы возомнил себя богоизбранным человеком, которому было видение якобы самой Богородицы. Многие идеи «богородичного центра» есть сплав оккультизма и христианства. Особенностью секты является личная преданность ее лидеру со стороны «верующих», агрессивное отношение к «отступникам», применение к ним физического наказания, утверждение религиозной исключительности. Сектанты объявили себя «новыми апостолами», способными спасти мир. Практическая деятельность «Богородичного центра» направлена на раскол Русской Православной Церкви изнутри.

Богословие (гр. – учение о Боге) – систематизированное изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, религиозной системы: наука и учебный предмет. В них излагаются комплекс доказательств существования Бога, нравственные нормы и правила жизни. В христианстве сложилось несколько богословских систем: католическая, православная, протестантская, лютеранская, англиканская.

Богослужение – способ внешнего выражения религиозной веры посредством молитв, жертвы и различных обрядов и церемоний. Совершается в специальном храме, с хоровым пением, проповедью. Богослужение, как служение Богу, закрепляет в сознании верующих христианские догматы, формируя религиозное мировоззрение и мировосприятие. В богослужении все регламентировано строго установленными правилами, включающими молитвы, песнопения, обнажение или покрытие головы, поклоны, поцелуи святых предметов, сожжение свечей и др. В храме преодолевается трагедия человеческой разобщенности, молитва каждого вливается в молитву церкви, а молитва церкви становится молитвой каждого. Богослужение есть символическое преодоление пространства и времени в отношениях Бога и человека.

Богохульство – так называется форма богоотступничества, состоящая в возведении хулы на Бога, оскорблении религиозных святынь. Богохульство проявляется в упреках Богу за свое тяжелое житье, неуважении к религии и верующим, как глумление над святынями. В христианстве оно считается самым тяжким грехом. В мире светском тоже карается в уголовном порядке. Богохульство недопустимо даже у атеистов, ибо рассматривается как нарушение свободы вероисповедания. Оно часто появляется от дурного воспитания, незнания самого христианского вероучения, от собственной гордыни.

Богоявление – великий христианский праздник, один из самых древних, относящихся к числу двунадесятых. Праздник установлен в память крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан в возрасте тридцати лет. Его крестил Иоанн Предтеча, своей проповедью подготовлявший народ к принятию Спасителя. В момент крещения Иисуса Христа «Бог-Отец свидетельствовал с неба и Бог-Дух Святой сошел в виде голубя». И был глас с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». В праздник Крещения Господня, 19 января, в церквах совершают Великое освящение воды в память того, что воды Иордана освятились, когда в них крестился Христос. Православные христиане приносят домой святую богоявленскую воду и бережно сохраняют ее в течение всего года. Эту воду пьют, ею окропляют жилища. В этот день крестят оглашенных. По христианскому учению без крещения нельзя спастись, а само крещение есть смерть греха. Когда-то этот праздник называли Просвещением.

Болезнь – нарушение выполнения организмом своих функций, ведущее к нарушению нормальной жизнедеятельности. Болезни возникают под влиянием различных внешних факторов: неверного питания, нарушения сна, физической перегрузки, экологических, климатических условий и т.д. Они возникают по причине собственных пороков развития организма, в частности, наследственных. Болезни возникают там и тогда, когда сила воздействия негативных факторов превышает защитные противодействие организма в целом или отдельных его систем, органов. Православная медицина считает, что болезни наши порождены грехом. Они даются человеку для искупления греха, предупреждения греха, проверяющие способность человека к жертве ради Бога или ближнего. Поэтому, считает православие, болезни надо принимать со смирением, не роптать на судьбу и попытаться понять личную духовную вину в их возникновении. В народной культуре бытует убеждение, с далеких языческих времен, о болезнях как кознях нечистой силы, ведьм, колдунов, а также людей с «дурным глазом» способным наложить порчу. По-своему болезни трактует медицинская астрология. В ней болезни – это предначертания небесных явлений, которые служат предвестником заболеваний; каждое небесное тело (планета) «отвечает» за ту или иную болезнь и т.д. Таким образом, у современного человека есть выбор способов преодоления болезней в зависимости от своего мировоззрения.

Брак (ст.-слав.) – форма создания семьи, когда мужчина и женщина вступают в договорные отношения по выполнению определенных взаимных обязательств, становясь мужем и женой. Браки фиксируются государственной службой (гражданский брак) и освящаются церковью посредством венчания (религиозный брак). Брак – это любовный союз двух людей, это таинство. Христианская идея о браке основываетсяназаявлении Христа, что мужа и жену следует рассматривать как единый организм («одну плоть»), как замок и ключ, скрипку и смычок..., это союз двух людей на всю жизнь. Брак – это жизненный путь человека, это нравственный путь спасения души. Первейшая цель брака – рождение и воспитание детей. Вокруг вопроса о браке вертится вся человеческая жизнь. Равновесие жизни достигается соединением мужского и женского начал в одно. Установление брака относится к первоначальному акту создания человека. Браки различают: первый, второй и т.д.: зарегистрированный и незарегистрированный; светский, т.е. гражданский, и религиозный, т.е. церковный.

Бранное слово (ст.-слав. – ругань) – слово, осуждающее, упрекающее, оскорбляющее, ругающее, унижающее, вызывающее или усиливающее «брань», ссору, разлад. Это богопротивное «гнилое» слово. К бранным словам относится сквернословие, мат, низкие жаргонные слова. Бранные слова сеют зло, раздражение, они безнравственны и являются признаком духовного бессилия человека. Бранные слова содержат в себе информацию, разрушающую цепочки ДНК, хромосомы, гены, и вызывающую мутацию, болезни и преждевременную смерть. Повреждение генетического аппарата человека обрекает на гибель и его самого, и его потомков.

Брат (ст.-слав.) – сыновья, каждый из них в отдельности, имеющие общих родителей, сын по отношению к другому сыну или дочери (сестре). Братья и сестры связаны между собой взаимными правами и обязанностями. По русской народной традиции они дружат между собой и поддерживают друг друга всю жизнь. Братья (и сестры) считаются «полнородными», если у них общие и отец, и мать; «неполнородными», если общий только один из родителей: «единокровный», если общий отец; «единоутробный», если общая мать. В первом случае дети называются «разными», в других – «сводными». У славян «братом» называют лиц мужского пола, славянского происхождения: «братья славяне», «братушки», «братство». Это как бы подчеркивает большую ответственность друг за друга по причине кровного родства (славянская душа), пусть и далекого. С помощью такого обращения люди причисляют себя к одному сообществу и уже этим берут на себя обязанность поддерживать и защищать друг друга.

Братское кладбище – место погребения большого количества людей, будь то воины, погибшие в боях, штурмах и осадах, или простые жители городов и деревень, умершие от голода, эпидемий или природных катаклизмов. «Братскими» они именуются в знак равенства всех перед Богом, перед Смертью, в знак единого родства человеческого, в знак равной памяти живущих о мертвых. Братские кладбища могут быть с единой «братской могилой» (вспомните древние курганы) или индивидуальными захоронениями. На братских кладбищах ставят памятники-стеллы с именами захороненных, на них строят часовенки для молитв.

Братчина – так на Руси и в России дореволюционного периода назывались «складчины», «ссыпщины» съестных припасов для проведения общего праздника, пира, носящего обрядовый характер. Братчина – это коллективная трапеза за счет личных взносов каждого участника (съестным, деньгами). В основе братчины (братовщины) лежит древний обычай отмечать в складчину особо чтимые праздники. Исходят они из языческих скотоводческих ритуалов славян: жертвы животных (чаще откормленного бычка) для убоя. После принятия христианства братчины стали организовываться в канун престольных праздников, в честь поминания святого, к помощи которого обращалась община для спасения от бедствий. Из дома в дом переносилась большая «братская свеча», принадлежащая всей общине и хранимая по много лет. Перед праздником эту свечу торжественно переносили в церковь, а на другой день после литургии с ней ходили по домам и, наконец, на новое хранение оставляли в одном из них, по очереди, в красном углу. После этого ритуала начиналась коллективная еда, завершающаяся хороводами, пением, хождением по деревне, играми. В этом смысле «братчина» как «складчина» существует и сейчас. Братчиной также назывались артели, братства, товарищества с выборным старостой для выполнения какой-либо тяжелой и долгой работы. Они существовали в России до конца XVIII в. Вообще слово «братчина» содержит в себе смысл единого родства и равенства перед кем-то: Богом, предками.

Бриллиантовая свадьба – так называется юбилей супружеской жизни в 75 лет со дня бракосочетания. В русской культуре, как правило, пышно отмечается не только как личное или семейное событие, но и как большое общественное, ибо символизирует супружескую верность и долголетие. В бриллиантовую свадьбу положено дарить дорогие подарки, по возможности, украшение с бриллиантами.

Бродяжничество – форма отклоняющегося поведения, выражающаяся как жизнь вне дома, семьи, без средств к существованию, как бесцельное стремление к путешествиям, смене мест проживания и общения, как нежелание знать свое происхождение и отказ от профессиональной деятельности. Таких людей, занимающихся бродяжничеством, называют бомжами – людьми без определенного места жительства. Бродяжничество – явление многоликое. Оно может быть добровольным и спровоцированным условиями, сознательным и бессознательным, длительным и временным, детским и вполне взрослым. Бродяжничество детей возникает от природной тяги к перемещению, смене впечатлений и риску, а также как результат бегства из дома от пьянства и жестокого обращения родителей, от нищеты. Бродяжничество взрослых – это по причине пьянства, лени, но и по причине непродуманных решений по квартирным вопросам, неустроенности, неадаптнрованности к жизни «на воле» после выхода из мест лишения свободы. Есть бродяжничество по причине состояния здоровья: душевнобольные люди в болезненном состоянии бросают нормальную жизнь. Юридически бродяжничество пресекается законодательно. Педагогически оно преодолевается правильным воспитанием, любовью к ребенку, ликвидацией беспризорности, реабилитационной работой с трудновоспитуемыми детьми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.