Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.Д. Ушинский 3 страница






Аморальность – отрицательное духовно-нравственное качество личности, сознательно или бессознательно основанное на идеологии аморализма. Фактически означает отсутствие у человека норм нравственности и связанных с ними чувствований и отношений. У детей аморальное поведение возникает в результате слабого развития моральных эмоций, искаженного представления о моральных нормах, отсутствия положительных примеров нравственного поведения и т.д. Чаще всего такое поведение формируется у детей беспризорных и безнадзорных, из семей алкоголиков, в криминальной среде. Аморальное поведение возможно вследствие болезни. На жаргоне таких детей поступки, основанные на аморальном поведении, называются «аморалкой».

Амортизация сердца (фр. – ослабление) – фразеологизм, в иносказательной форме характеризующий человека равнодушного, бездушного, с завышенной самооценкой, агрессивного, т.е. человека «без сердца», сухого, работающего «как машина», самосохраняющего себя. Педагогу противопоказано иметь «амортизированное сердце» и «амортизированную душу», не питающих любви к детям.

Аморфность (гр. – бесформенный) – так называют устойчивые личностные качества или состояния, характеризующиеся как неопределенные, неупорядоченные. Аморфность проявляется как обтекаемость, мягкотелость, излишняя уступчивость, легкий отказ от первоначальных позиций, отсутствие воли. В народе о таких людях говорят: «ни то, ни се», «ни рыба, ни мясо». Аморфные проявления человека могут возникать по самым разным причинам: в результате несформированности характера, в ответ на боязнь и страх перед чем-либо, как комплекс неполноценности и т.д. Термин «аморфный» химического происхождения, где обозначает вещество некристаллического строения с беспорядочно расположенными молекулами. Например, стекло, пластмасса, янтарь и др.

Аналой (гр. – подставка для книг) – в православной церкви это высокий столик с покатым верхом, на который кладутся иконы, религиозные книги, крест для поклонения верующих. Аналой используется также во время богослужения и бракосочетаний (вокруг него обводят новобрачных).

Анамнез (гр. – воспоминание) – метод получения сведений об условиях, причинах и истории возникновения отклонения в поведении человека, получаемых, и это очень важно, от него самого и его близких. Анамнез проступка ребенка проводится терпеливо классным руководителем, воспитателем посредством беседы с ним, его родителями и друзьями, с помощью автобиографического метода, сочинения, дневника. С помощью анамнеза можно получить сведения о личном отношении воспитанника к своему поступку, о восприятии его близкими к нему людьми, а также о времени, месте, поводах появления первых признаков отклонений. Это доступный метод, существенно дополняющий экспериментальный.

Анархизм (гр. – безвластие) – течение политической мысли, утверждающее идеи отмирания государства и государственной власти, идеи борьбы с любым государственным устройством и его уничтожения, идеи перехода к свободному гражданскому обществу и свободным сообществам граждан. Сложился в 40-70-х годах XIX века в Западной Европе. Анархизм был неоднороден. Различают индивидуалистическое направление, провозглашающее абсолютную свободу человека, превращение самого человека в Бога, не связанного в своем поведении ни религиозными догматами, ни нормами права и морали. Существовало и коллективистское направление, отдающее предпочтение «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, которые коллективно владеют землей и орудиями труда. Это направление анархизма легло в основу коммунистического направления. Вот уже второе столетие на Руси анархистами зовут не столько политических деятелей, сторонников безвластия, сколько смутьянов, своевольников, людей, не подчиняющихся даже разумным требованиям и организации.

Анархизм педагога – это качественная характеристика поведения педагога, выражающаяся в отрицании и невыполнении им любых требований, предписаний, рекомендаций, идущих от системы управления или просто извне. Такой педагог отстаивает полную свободу в своей профессиональной деятельности, он не может «играть в команде», часто бывает крайним индивидуалистом с непредсказуемым поведением, недисциплинированным. Анархизм педагога объясняется разными причинами: взглядами и убеждениями, взаимоотношениями с представителями руководства, а также складом личности, психотипом человека.

Анафема (гр. – проклятие) – высшая кара в христианской религии, церковное проклятие от имени Бога, сопровождающееся отлучением от церкви. Общество верующих отвергает преданных анафеме. Как правило, такому отлучению подвергаются люди, возводящие хулу на Бога, творящие богопротивные деяния против человечества в крупных масштабах. В 1918 г. анафеме была предана Советская власть. В обыденной жизни и даже среди атеистов это слово используется как бранное при желании кому-то зла, погибели. В России термин стал употребляться с XII века.

Анахронизм (гр. – обратно, время) – это остаток старины, сохранившийся в моде, речи, привычках, взглядах, отношениях и в целом в образе жизни и не вяжущийся с современными, общепринятыми. От этого они кажутся нелепыми и даже смешными. Анахронизм – это также умышленные или по неведению допущенные ошибки в исторической хронологии, когда каким-то событиям приписывается ложное время их свершения или присваиваются свойства, присущие подобным явлениям, но из других эпох.

Ангел (гр. – посланный) – по христианскому вероучению это служитель Божий. Ангел – это сверхъестественное существо без плоти и крови, имеющее жизнь по существу, но не в действительности; это существо духовное, одаренное разумом и волей, оно бессмертно и нетленно. Ангел не воспринимается человеческим глазом, но чувствуется сердцем. Он живет на небесах и оттуда исполняет волю Бога: охраняет людей и несет им животворящий свет. Каждый человек, поселок, город, область, страна, церковь и весь народ имеют своих ангелов-хранителей. Человек изображает ангелов в виде доброго улыбчивого младенца с крылышками, в белом прозрачном одеянии. Ангелы имеют свою иерархию. Различают 9 чинов, сгруппированных в три лика: 1. серафимы, херувимы, престолы; 2. господства, силы, власти; 3. начала, ангелы, архангелы. Существуют также падшие ангелы. По учению Церкви ангелы существуют в неисчислимом множестве. Служение ангелов Господу Богу и людям различно и неодинаково, каждый чин имеет свое собственное служение. Они находятся в близком отношении к человеческому роду и принимают самое живое участие в судьбах людей. Есть ангелы, которые от купели крещения до гроба пребывают с нами неразлучно и охраняют нас. Эти ангелы называются ангелами-хранителями. В обыденной жизни слово «ангел» используется еще и в переносном смысле как ласкательное: «ангел во плоти», «ангелочек ты мой». Изучением явления ангелов, их влияния на человеческую жизнь занимается теологическая наука ангеловедение.

«Ангел во плоти» – фразеологическое выражение, используемое при характеристике человека кроткого, ведущего нравственный и скромный образ жизни, мудрого, мирного, добролюбивого. Часто так отзываются о том, кого любят, кем очень дорожат. Иногда это выражение используется в целях лести.

Англиканская церковь (англ. – английская) – одно из направлений протестантизма, сочетающее в себе положения лютеранской и католической церквей. В нем соединены идеи учения о спасении души личной верой в Бога с католическим догматом о спасительной силе церкви. Церковь при этом сохраняет свою иерархию, пышный культ и богатое священническое облачение. В Англии это государственная религия, возглавляемая королевским двором. Представителей этой церкви отличает широта взглядов, допускающая различия в богослужении и боготолковании. Англиканские церкви называются епископальными, они руководятся епископами и являются автономными. В англиканской церкви признается право женщин быть священниками. В англиканстве существует три течения: католическое, либеральное и евангелическое. Англо-католики высоко почитают тайну и величие Церкви. Либеральные англикане проповедуют прочность веры и полагают возможным приспосабливать церковные символы и ритуалы ко времени и национальным особенностям. Евангелисты подчеркивают чрезвычайную важность Библии, потребность в обращении к Христу и ревностном служении.

Андреевский крест (др.-рус. – по имени святого) – крест, наискось сбитый в виде буквы Х. На таком кресте, по преданию, был распят апостол Андрей Первозванный – брат апостола Петра, ученик Иоанна Крестителя, ближайший ученик Христа, призванный первым (отсюда и Первозванный) следовать за Ним и бросить заниматься рыбной ловлей. Андрей Первозванный проповедовал христианство среди народов, проживавших на юге современной России и Украины в дореволюционное время. Андреевский крест изображался на флагах военных судов. В настоящее время этот флаг восстановлен как символ военных побед русского флота. Существовала также награда – Андреевский орден. Символически этот крест был связан с буквой А.

Аника-воин (др.-рус. – по имени) – фразеологическое выражение, применяемое при характеристике человека задиристого, не умеющего рассчитывать свои силы, незадачливого вояки, хвастливого, легковесного. Такое выражение используется с иронией, насмешкой, проявляя отношение к человеку, недоверие к его силе и возможностям. Иногда с легким и теплым юмором, когда дело имеют с детьми. Интересно, что с образом Аники-воина мы встречаемся в русских преданиях. Здесь – это разбойник, живший в XIV в., разорявший базары, грабивший купцов и бояр. Затем он поехал в Иерусалим, чтобы там грабить церкви. По дороге встретил Смерть с острой косой и стал перед ней хвастать своей силой и непобедимостью, даже вызвал на поединок. Но испугался и стал молить о пощаде. Смерть не простила его за хвастовство и «покосила».

Анимализм (лат. – животное) – теологический термин, обозначающий почитание животных и признание существования святых животных. Это также признание существования животных-оборотней, меняющих свой облик и превращающихся в какой-либо предмет, вещь и даже в человека. Всем известны ведьмы, вурдалаки, варнаки, действующие в славянской фольклоре. Им приписывается именно такое происхождение. В антропософии существуют понятия «анимальное сознание», «анимальные силы» и другие, обозначающие жизнь человека, находящегося по своех духовной сущности на уровне животного. Человек с анимальным сознанием не обдумывает жизнь, ограничиваясь лишь потребностями в пище, защите и размножении. Анимальные силы – это звероподобные силы тех людей, которые не поднялись до духовного уровня развития. Антропософы говорят о возможности массовой анимализации человека.

Анимизм (лат. – дух, душа) – воззрение, согласно которому в каждом человеке, животном, растении, камне признается существование души, управляющей или указывающей им, как надо жить и действовать. Эта душа независима от физического тела, может отлетать от него, с ней можно общаться. На основе этого воззрения возникло олицетворение (одушевление) природы и почитание умерших предков, стали создаваться амулеты и талисманы. Анимистические образы – это души умерших людей, духи природы, с которыми человек может говорить. Делается это, например, при гадании, колдовстве и сеансах спиритизма. Анимизм обосновывает иерархию душ, их объединение до Высшей Души, которая насовсем отчуждает от себя телесность и превращается в Дух. Это учение является составной частью почти всех религий, верований и духовных учений. Многие сказки, предания разный народов, а также поэзия проникнуты анимизмом. Детям в раннем возрасте присущ естественный анимизм.

Антиалкогольное воспитание (гр. – против алкоголя) – составная часть нравственного и духовного воспитания человека. Оно выражается в применении специальных форм и методов воздействия на сознание и поведение детей с целью привития нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма. Задачами антиалкогольного воспитания в школе и училище являются: убеждение детей в необходимости отказаться от употребления алкогольных напитков на весь период формирования организма до взрослого состояния и рождения потомства; выработка осторожного отношения к алкоголю, научно обоснованного представления о его вреде и наследственных последствиях для растущего организма; убеждение в красоте и полезности ведения здорового образа жизни, показ путей достижения физического и духовного здоровья; формирование общественного мнения учащихся, поддерживающих культ здорового образа жизни; стимулирование ранней диагностики алкоголизма у детей, помощь в организации лечения больных детей; работа с семьей по охране ребенка от вовлечения в распитие спиртных напитков. Наряду с традиционными методами в последнее время в борьбе с детским алкоголизмом используется приобщение детей к религии, аутотренинги и психотренинги, помещение их на временное проживание в безалкогольные семьи и др.

Антигерой (гр. – антипод героя) – личность или образ человека, наделенные отрицательными духовно-нравственными чертами и поступками, но возводимые, в силу общественных причин, в ранг идеала для подражания, следования. Это связано с состоянием отчуждения народа от истинных ценностей или противостоянием официально принятой формализованной культуре. Появление антигероя в виде «сильной» личности грабителя, насильника, пьяницы, смельчака, сексуально озабоченного человека знаменует распад ранее принятой культуры, борение с ней, альтернативу ей, дегероизацию прошлых времен. Как правило, существование антигероя недолговечно, хотя последствия его влияния на молодежь могут быть необратимыми. Антигерой может появляться в личной жизни растущего человека под влиянием назойливой морализации и неумелого раскрытия образа истинного героя взрослыми (например, средствами СМИ).

Антикоммунизм (гр. – против коммунизма) – политическое движение, основным содержанием которого было выявление антинаучной и антиобщественной сущности коммунизма как теории и практики общественно-экономического уклада жизни общества, а также формирование общественного мнения, не приемлющего идеи коммунизма в теории и особенно в реальном практическом воплощении. Антикоммунизм возник одновременно с формированием системы коммунистических взглядов. Более чем 70-летнее существование СССР, целью которого было построить коммунизм в отдельно взятой стране, дало обильный материал для развития и распространения антикоммунизма даже в самом СССР. Многие его идеи после распада СССР стали признанными на уровне государства и начали разрабатываться и реализовываться в России: идеи демократии, конвергенции, свободы личности, правового государства, рыночных экономических отношений и др.

Антикультура (гр. – против культуры) – система идей, противостоящих исторически сложившейся традиционной культуре человека: культуре рождения, жизни и смерти. Ядром является идея неестественного рождения человека в пробирке. Утверждается при этом, что биооболочка ребенка будет решать проблему жилья, обеспечивать жизнеспособность и экологию жизни. Срастаясь с новорожденным, она будет сопровождать человека всю его жизнь, надежно защищая от испорченного мира. После смерти эта биооболочка послужит ему вечным нетленным саркофагом. Проблема быта, над которой бьется цивилизация, при такой антикультуре просто снимается.

Антиникотиновое воспитание (гр. – против курения) – это воспитание неприятия табака и табакокурения, воспитание убеждения в его вредности, просвещение в вопросах влияния табакокурения на организм, о последствиях вредной привычки к сигаретам. Особое место в антиникотиновом воспитании играет нравственное воспитание и просвещение. Большое внимание этому вопросу уделяет православная педагогика.

Антиобщественное поведение (гр. – против общества) – это поступки людей, не соответствующие нормам морали и законодательным актам, принятым в обществе. К таким поступкам, из системы которых складывается поведение, относятся: бродяжничество при наличии семьи и дома, попрошайничество при наличии средств к существованию, уклонение от учебы и работы, наркомания и пьянство, воровство, хулиганство, разбой, легкий образ жизни, а также ложь, сплетни, наветы и т. д. Антиобщественное поведение человека вредит обществу и самому человеку, совершающему его, ибо это асоциальное, греховное поведение, разрушающее, сдерживающее развитие и прогресс, не соотвествующее культуре и вере русского народа.

Антипасха (гр. – напротив Пасхи) – первое воскресение после Пасхи. Следующая за ним неделя называется «Фоминой неделей», по имени апостола Фомы, который свидетельствовал явление воскресшего Иисуса Христа апостолам. Апостол Фома не видел Господа Иисуса Христа в день его Воскресения, а потому не верил рассказам других учеников. Он сказал, что поверит лишь тогда, когда сам увидит на руках Господа раны от гвоздей. На восьмой день Спаситель явился ученикам и велел Фоме вложить перст в раны от гвоздей. После этого Фома уверовал, и этот день для него стал антипасхой. Иисус Христос сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел меня, но блаженны те, которые не видели и уверовали». В народе до сих пор сохранился фразеологизм «Фома неверящий».

Антипатия (гр. – враждебное чувство) – чувство неприязни, нерасположения и даже отвращения, испытываемое, как правило, по отношению к другому человеку или чьим-то поступкам. Это отношение, противоположное симпатии. Такое чувство может возникать стихийно, естественным путем и проявляться спонтанно, бессознательно. Но может и специально воспитываться как спсоб защиты от антиобщественного поведения или как элемент мировоззрения. Например, в дошкольном возрасте уже можно воспитывать антипатию к алкоголю, к виду и поступкам пьяного человека, к разрушительным по отношению к природе человеческим поступкам и т.д. «Антипатия» вошла в активный русский язык с конца XVII в.

Антипедагогика (гр. – не-педагогика) – течение научной мысли в педагогике, основанное на отказе от специально и целенаправленного организованного воспитания и обучения. Идеологи и сторонники антипедагогики считают дескулизацию образования необходимой и даже неизбежной мерой в силу развития образовательного потенциала всех сторон жизни общества. С их точки зрения всякая деятельность по совершенствованию существующего образования бесполезна, она, якобы, дискредитирует педагогику как науку и практику. Они утверждают, что взрослое поколение не может передать детям тот вид культуры, который нужен новым поколениям, поскольку не владеет им. В этом течении научной мысли воспитание считается средством, разрушающим психическое здоровье молодого поколения, предъявляющим к детям и молодежи слишком высокие требования. Антипедагогика отстаивает идеи спонтанного воспитания. Ее идеи очень близки отечественной теории отмирания школы и свободному воспитанию.

Антирелигиозная пропаганда (гр. – против религии) – составная часть антирелигиозного воспитания, осуществляемого коммунистической партией, по отношению ко всему населению бывшего СССР, в том числе и детей. В основе ее лежали идеи атеизма. Антирелигиозная пропаганда состояла в широком распространении идей, порочащих церковь, отрицающих всякую религию и существование Бога, в агитации за идеи атеизма, в поиске и привлечении на сторону последнего как можно большего числа людей. Эта пропаганда проводилась в формах беседы, показа фильмов, диспута, суда, лекции, публикации статей и т. д. К ней в качестве пропагандистов и агитаторов широко привлекались дети.

Антирелигиозное воспитание – так в 30-е годы ХХ-го столетия в отечественной педагогике называлось воспитание, направленное против религии и религиозных убеждений. В послевоенные годы оно стало одним из основных направлений системы коммунистического воспитания под общим названием – атеистическое воспитание. Религия в бывшем советском обществе была объявлена чуждой человеку идеологией, пережитком прошлого, и ей была объявлена настоящая война. В нее была втянута и семья, и школа. Антирелигиозное воспитание находило всякие способы доказательства классового характера религии и церкви, отрицания существования Бога. Особенно активно такое воспитание детей осуществляли пионерская и комсомольская организации.

Антисектантские организации (гр. – против сект) – это центры, фонды, комитеты, создаваемые для спасения и реабилитации лиц, попавших в секту. К таким, например, относятся консультационные центры, центры реабилитации жертв нетрадиционных религий, комитеты по спасению молодежи от тоталитарных сект, комитеты защиты семьи и личности, фонды помощи пострадавшим от сект. Создаются они при отделах катехизации и миссионерства областных епархий и Московской патриархии, при храмах, при детских учреждениях, при муниципальных органах власти.

Антисемитизм (гр. – против семитизма) – одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям, в испытании чувства неприязни и даже ненависти к ним. Это расовая ненависть, называемая юдофобией. Она способна подвигнуть людей других национальностей к гонению евреев. Антисемитизм наказуем по закону. Возник он как форма противодействия семитизму, провозглашающему превосходство еврейской нации над всеми другими.

Антифашизм (гр. – против фашизма) – общественное движение, поддерживаемое разными партиями, организациями и отдельными людьми, основным содержанием которого стала борьба с фашизмом в любых его проявлениях во время войны и в мирное время. Сторонники и участники движения относят фашизм к антигуманным политическим движениям, сеющим ненависть в общественном сознании и приносящим горе всем народам, кого он коснулся.

Антифон (гр. – противогласие) – термин, употребляемый в культовой музыке; обозначает повтор краткого стиха из псалмов вторым клиросом вслед за первым или попеременное пение на двух клиросах. Такой антифон часто присутствует в духовной музыке (пении), исполняемой и в светских концертных залах, в светском пении.

Антихрист (гр. – против Христа) – в религиозном вероучении это посланник Сатаны, подражающий Христу, но противостоящий ему. Он не исповедует Христа, отвергает его учение, старается истребить христианство. Согласно учению он должен явиться перед окончанием мира и открыто совращать благочестивых, налагая на них печать, клеймо. Но это будет испытание для людей. Антихрист будет повержен Христом. Все это изложено в Апокалипсисе. Антихристом также называют человека, ратующего против истины и добра, действующего по чему-то злому наущению. И тогда это бранное слово.

Античная культура (лат. – древняя) – система духовной, бытовой, производственной, физической, художественной, управленческой, правовой культуры, сложившаяся в Греции в IV в. до н.э. и в Риме – в I в. до н.э. Эта культура во многом сохранилась до наших дней в форме письменных источников, описывающих взгляды, отношения, обычаи, традиции живших тогда людей, а также материальных предметов их разносторонней жизнедеятельности. Она до сих пор служит источником и стимулом дальнейшего развития многих этнических культур мира и цивилизации в целом. В рамках античной культуры существуют античная философия и античная педагогика, заложившие основы гуманистического образования и воспитания.

Античная педагогика – направление общественной мысли, развивающейся как составная часть античной культуры. Античная педагогика явилась колыбелью европейского образования. В ее рамках сформировались идеи гуманизма и гуманистического воспитания, модель высоконравственного и благородного человека с активной жизненной позицией и адаптированного к конкретным условиям общественного бытия. Античная педагогика – это интенсивное развитие наук и учебных дисциплин, изучаемых до сих пор; это различные образовательные системы (спартанское, афинское, римское воспитание); это разнообразные виды и типы школ (школы софистов, эллинистов, стоиков, грамматические, латинские, правовые, риторические школы), прототипы нашего профилированного обучения и дифференцированного образования. Это действующее до сих пор вертикальное структурированное образование с выделением элементарного образования (начальная школа), основного образования и высшей школы. Античная педагогика – это также выработка отношений образования и государственной власти, когда власть берет на себя функции финансирования, материально-технического обеспечения и, в то же время, сильного контроля за содержанием, кадрами и результатами образования. Античную педагогику представляют педагогические системы Древней Греции с ее пайдеяполисами и идеями калокагатии, а также Древнего Рима, сохранившая свою самобытность, несмотря на сильное влияние греческой культуры и греческой педагогики.

Антропогенные факторы (гр. – факторы, возникающие по вине человека) – это причины и условия, создаваемые (или возникающие) в результате деятельности человека, оказывающей негативное влияние на окружающую среду и здоровье людей. Так, продукты некоторых промышленных технологий и радиоактивные вещества способны не только изменить состав и режим атмосферы, рек, океанов, почв, флоры и фауны, но и уничтожить их. К антропогенным факторам относятся личные качества человека, уровень его образования и воспитания. По этой причине нередко возникают экологические катастрофы (выбросы в атмосферу вредоносных газов, утечка в реки ядов и т. д.) Этот человеческий фактор квалифицируется как безответственность, безграмотность, халатность.

Антропологизация образования – воспроизведение в содержании образования более или менее полноценного образа человека, «очищенного» от идеологизации, политической ангажированности, классовых и иных корпоративных интересов и пристрастий. Нельзя искажать образ человека и знания о нем, ибо потом все эти искаженные представления начинают работать как средство развития личности. Антропологизация образования – это отбор и интерпретация содержания, способного обеспечивать воспитание полноценного человека, живущего в определенной культуре и по высоким духовно-нравственным законам. Антропологизация предрешает характер обращения людей друг к другу и друг с другом, жизненную настроенность и выбор ценностных ориентаций. Иными словами, это очеловечивание знаний и умений и представлений человека о мире.

Антропологическая психология – ветвь антропологии, в рамках которой изучаются особенности психической жизни человека, его душевного состояния и проявления в единстве его филогенеза и онтогенеза. Антропологические психологи (психологи-антропологи) исследуют особенности психологии рас, народов, наций и их отдельных представителей, живущих в разные исторические эпохи, различных общественно-экономических и культурных условиях, а также в единстве их последовательного, поступательного и преемственного развития. Антропологическая психология выросла из исторической психологии, в свою очередь, стала научной базой для исследований в области антропологической технологии обучения.

Антропологическая технология обучения (гр. – природосообразная человеку) – ветвь антропологии, занимающаяся исследованием особенностей обучения и воспитания людей с учетом их исторического и культурного прошлого и настоящего, социально-ролевой и национальной принадлежности, а также индивидуальных особенностей, зависящих от этих факторов. Успешность обучения зависит от того, насколько полно и точно выявлены эти особенности, насколько природосообразен им педагогический процесс. Любой педагогический процесс должен содержать в себе не только общие (общечеловеческие) подходы к обучению и воспитанию, но и частные, специфические. Не зря в структуре содержание образования выделены, помимо государственного стандарта, еще и национально-региональный, и местный (школьный) компоненты. Антропологическая технология обучения востребована в школах с мононациональным составом учащихся и национально ориентированными программами обучения.

Антропологические мифы (гр. – природосообразные человеку) – мифы, посвященные теме происхождения (сотворения) человека. В славянской, в том числе и русской мифологии эта тема широко представлена. Позже она разрабатывалась под активным влиянием библейских преданий, особенно апокрифов о первочеловеке Адаме. Создание человека – завершающий акт сотворения мира, что особенно хорошо отражено в содержании мифов.

Антропология (гр. – наука о человеке) – это наука о человеке как органической части мироздания, его происхождении и развитии. Основной мировоззренческой категорией антропологии является «человек» в его целостности и гармонической единстве всех составляющих. Именно такой «целостный человек» является исходной категорией для разработки всех других антропологических понятий – природы, общества, культуры, «я – человек» и др. Антропология объясняет историю человеческого развития, появление рас, народов, наций. Задачей антропологии является выявление сущности человека как явления духовного мира и как части материальной (видимой) природы. Это наука интегративная, широко использующая данные других наук о человеке (психологии, медицины, истории, философии, экологии и т. д.). В Настоящее время антропология как единая наука перестала существовать и породила целый ряд отраслей и ветвей: Философская антропология, Культурная антропология, Христианская антропология, Педагогическая антропология, Антропологическая психология, Антропологическая технология обучения и др.

Антропоморфизм (гр. – человек и форма) – олицетворение человеком животных, растений, предметов, явлений неживой природы, а также божественных и мифических существ. Человек наделяет их своими качествами, например, мышлением, чувствами, внешним обликом, волей, речью и т. д. (добрые и злые духи, домовые, водяные). Благодаря этому человечество стремилось познать окружающий мир, интегрировать с ним и действовать в согласии. Существует также семантический антропоморфизм, когда «человеческие» термины-понятия употребляются при характеристики каких-либо физических, химических, абстрактных и др. явлений. Антропоморфизм, как способ познания мира, сильно развит у детей дошкольного и младшего школьного возраста во время художественного творчества, в играх. Антропоморфизм ярко проявляется в творчестве некоторых художников, поэтов. Элементы антропоморфности присутствуют в кибернетике, своеобразие которой состоит в поисках общности отношений между человеком, природными и искусственными объектами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.