Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.Д. Ушинский 7 страница






Белороссы – одна из трех главных ветвей (великороссы, малороссы) русской группы славянской семьи народов, имеющих историческое, этническое и культурное единство. Это одна из трех ипостасей существования русской народности под названием «белорусы» или «беларусы», ставшей национальностью. Белороссы, как народ и затем национальность, складывались в XIV-XVI вв. на северо-востоке центральной Европы, на землях Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств. Это потомки древних славянских племен кривичей и дреговичей с литовско-латышской и польской примесью. Названия Белая Русь и далее белороссы родились на рубеже XVI-XVII вв. в знак светлого (белого) цвета волос жителей этой территории и их любви к белому цвету в одежде, в народном творчестве. Основная часть белороссов исповедуют православие.

Белоручка (pyc.) – черта характера человека, отражающая его отношение к труду. В русском фольклоре и в бытовой обыденной речи белоручкой называли тех, кто не любит упорно трудиться, избегает грязной и тяжелой работы, гнушается «низким» физическим трудом. Слово «белоручка» используется и поныне с оттенком осуждения. В то же время в русском языке существовало другое слово «белоручные работы». Это работы тонкие, требующие мастерства, терпения и прилежания. Например, вышивка нитями, бисером, плетение тонких кружев и др. Мастериц, занимающихся такими белоручными работами, называли «белошвейками».

Белый свет – это фразеологический оборот, посредством которого русские люди называли весь окружающий мир и все существующее в нем. «Белый свет» – это вся Вселенная. В народной традиции это воплощение миропорядка, красоты, справедливости, свободы. Не зря его еще называли «Божьим светом», «вольным светом», т.е. светом чистым, непорочным, безграничным. «Свет» в русской словесности – это воплощение солнечной природы жизни. И когда русские люди говорят «белый свет не мил» – это они говорят о чрезмерно большом горе, которое не убавит даже такая высокая ценность, как «белый свет». Сегодня «белым светом» называют также электромагнитное излучение, вызывающее нейтральное в цветовом отношении ощущение в человеческом глазе.

Белый цвет (индоевр. «цвет» – сиять, блестеть) – в русской культуре имеет обобщенный символической смысл. Он выражает философско-эстетические и нравственно-этические отношения человека. Белый цвет в физике – это синтез семи цветов, при сложении которых возникает их взаимное уничтожение. При этом рождается неестественный белый цвет, которого в самостоятельном «чистом» виде просто нет, но который хорошо выделяется на любом другом цветовом фоне. Именно этот смысл – особенности, выделенности, несхожести, противоположности и несет собой белый цвет в русской речи. Белый цвет приписывается миру в целом («Белый свет»), человеческому действию («Белый танец») и его результатам («Белый стих», «Белый билет», «Белые пятна»), одежде, предметам («Белые одежды», «Белое золото»), человеческому поведению («Белая ворона», «Белая кость»). Это цвет истины (в противоположность черному цвету, символизирующему зло), приближающий нас к идеалу. В нравственно-этическом смысле белый цвет – это опрятность, невинность, светлые побуждения, благородство, чистота, незапятнанность. С возрастом люди мудреют и, видимо, поэтому все больше любят именно белый цвет. В бытовой речи словосочетания со словом «белый» могут носить дополнительные оттенки, как позитивные, так и негативные. Иногда этот цвет символизирует страх, слабость, капитуляцию («выбросить белый флаг»), холодность смерти («белый как смерть»). В христианстве это цвет крещения, бракосочетания и других ритуалов, символизирующих переход в иное состояние. Русские православные воины шли на бой и на «верную смерть», одевая белые рубахи. Здесь это цвет духовности и святости, истины и откровения.

Берегиня (др.-слав. имя богини) – древнеславянская богиня – покровительница женщин. Это бесплотное существо охраняло женщин от зла, дурного глаза, злого мужа и бесплодия. Берегння имела разные названия, в зависимости от местности: Житняя Баба, Мокоша, Пожаница. Ее образ женщины часто вышивали, изображая с поднятым вверх рукам как призывающую солнце, весну и добро. Эта богиня воплощала в себе благодатные силы плодородия не только женщины, но и земли. Славянская мифология сохранила много интересного о благих делах Берегини. До сих пор в сельской местности можно встретить ее имя в рассказах сельчан, а также предметы-обереги, выполняющие ту же функцию охраны человека, что и Берегиня.

Бережливость – нравственное качество личности, выражающее отношение человека к духовным, душевным и материальным ценностям, среди которых он находится, которые имеет и которыми пользуется. Выражается в способности, склонности и умении человека хранить, оберегать от повреждения и разрушения то, что имеется, накапливать их, сожалеть и заботиться о бесполезном и разрушающем их использовании, отстаивать право щадящего отношения к ним. Будь то хорошее человеческое настроение, отношение к чему-либо или кому-либо или любому материальному предмету – одежде, обуви, сумке, ручке, тетради и т.д. У бережливого человека есть терпение, аккуратность, жалость. Чрезмерная бережливость у человека, склонного к зависти, может перерастать в материальной сфере в жадность, скопидомство. Противоположные бережливости качества – расточительность, безалаберность, бесхозяйственность. Качество бережливости всегда высоко ценилось в русском народе. Это было символом уважения к труду. В детях это качество воспитывалось с самого раннего возраста через отношение к людям, хлебу, игрушкам.

«Березовая каша» – фразеологический оборот, символически обозначающий наказание за проступок. Когда-то, в старые времена, на Руси из голых березовых веток делали розги и били ими детей за озорство и хулиганство. Это как бы родительский вид наказания преимущественно в крестьянских семьях. Иногда применяли их и в школах. «Кашей» березовые розги назывались из-за того, что в пучке было много веток, и из-за того, что такое наказание всегда вызывало в теле жар. В некоторых местах употребляли выражение «березовая лапша». В народе говорили: «Береза ум дает», «Накормить березовой кашей», «Дать березовую кашу». Ныне розги «березовая каша» относятся к разряду телесных наказаний, применение которых запрещено законом.

Березозоль (др.-рус.) – так с 1144 по 1406 год на Руси официально назывался апрель месяц. «Березозоль» – это соединение слов «береза» и «зеленеть» или «зола». Посему в отдельных местах березозолом обозначали время цветения березы, а в других – жжение березы на уголь для зимы. В народном календаре «березозоль» мог означать не только месяц апрель, но и март, май, в зависимости от климатических условий и погоды.

Бес (ст.-слав. – ярость) – так в языческом славянстве называлось бесплотное существо, злое, коварное, враждебное людям. Это злой дух, несущий несчастье, соблазняющий людей на дурные мысли и поступки. Позже беса стали называть демоном, дьяволом, чертом, сатаной, велъзевулом, князем тьмы, царем ада, вражьей силой и др. В христианстве бес – это нечистая сила, куда были зачислены многие языческие божества. В народной среде, в русском фольклоре считается, что бесы приходят к человеку с намерением навредить ему, при этом принимая различный облик – с рогами, хвостом, крыльями за спиной. Бес по преданиям, а позже по христианскому вероучению, может вселяться в человека, жить в нем, как злой дух, мучить его и даже вызывать психические заболевания. В народе существовали такие понятия, как бесолюбленный, т.е. находящийся под покровительством беса; бесоугодник. т.е. своим поведением угодный дьяволу; беспутный, т.е. идущий бесовским путем, а также бесноватый и др. Многие из них в просторечьи можно услышать и сейчас.

Беседа (ст.-слав. – слово, речь) – это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися. Используется беседа как в учебной работе, так и во внеучебной деятельности учащихся. Беседа может также быть методом изучения, применяемым с целью выявления индивидуальных особенностей учащихся, коллектива. Беседа – это всегда общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами. Это способ выяснения отношений, объяснений, убеждения друг друга в чем-то. Она широко используется в человеческой практике и помимо педагогики. Технология беседы довольно сложна. Вступающему в беседу надо уметь вести диалог – задавать вопросы, тактично выслушивать, возражать, сомневаться, доказывать, даже молча. В беседе не рекомендуется переманивать собеседника на свою сторону, навязывать ему свою позицию. В беседе важен оттенок голоса, неторопливый ритм. В системе образования часто используют как метод обучения во время уроков, экскурсий, посещений музеев. Эффективными являются нравственно-этические беседы о культуре поведения, о режиме дня, о доброте и любви и т.д. «Беседа» – это и заглавие древнерусского апокрифа – сочинения в виде разговора и духовного стиха. В церковнославянском языке «беседа» обозначала речь, говор, в смысле диалект. Беседы, благодаря наличию в себе обратной связи и равноправию участников, очень любимы всеми возрастами. От этого слова произошло другое – беседка.

Бескомпромиссность – качество личности, выражающее излишнюю устойчивость взглядов, принципов, отношений и оценок. Бескомпромиссный человек неуступчив, не склонен «входить в положение», он не допускает компромиссов. Данное качество личности может проявляться как временное психическое состояние в определенных условиях, затрагивающих интересы человека или коллектива. Как общее качество личности бескомпромиссность в основе имеет ригидность психики. В общественной и личной жизни это качество может проявляться как положительное, так и как отрицательное.

Бескорыстие – нравственное качество личности, выражающее отношение человека к материальному вознаграждению за свой труд. Бескорыстие проявляется как воздержанность в претензиях на высокую оплату своих услуг, как отсутствие желания скапливает богатства, как готовность трудиться безвозмездно, даром. Иногда у богатых людей бескорыстие принимает формы меценатства, спонсорства, благотворительности. Это качество личности проявляется как «добрый дух» в человеке. Однако, чаще бескорыстные люди остаются бессеребренниками. В основе бескорыстия лежит деонтологический принцип всеобщей справедливости в обладании благом. Данное качество помогает преодолеть потребительство, противостоять корыстно-эгоистическим склонностям некоторых людей.

Бесноватый – так на Руси называли душевнобольных людей или людей с крайне несдержанным поведением, способных впадать в крайнюю раздражительность, неистовость, злобу, мстительность. И те, и другие, считалось, одержимы злым духом – бесом, вошедшим в них. Слово это чаще употребляется в разговорной речи сельских жителей-

Беспардонность (фр. – без извинения)– нравственно-этическое качество личности, отражающее крайнюю степень безалаберности человека, его бесцеремонность, беззастенчивость, беззаботность. Беспардонный человек, как правило, наглый, хамоватый, безответственный за свои поступки, бестактный и мало думающий. Он не стесняется своей нескромности. Бывает навязчив. Такие люди плохо принимаются в обществе. Они причиняют беспокойства и себе, и окружающим. Это качество в основе имеет эгоизм и дурное воспитание. Слово это произошло от французского «пардон» – извините. Беспардонный, в прямом смысле, «не извиняющийся».

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека. Беспокойство может играть положительную роль в жизни, стимулируя деятельность, повышая бдительность и осторожность. Но может и отрицательную. Например, порождать страх у учащихся, часто испытывающих беспокойство по причине своей неуспешной учебной деятельности, могут возникать устойчивые школьные страхи. Беспокойством также называют действия человека, нарушившего чей-то покой, мешающего кому-то.

Беспонятийное восприятие – восприятие, основанное на активизации подсознательного фактора, а значит интуиции, предчувствия, предвидения, озарения, достигаемых посредством нейтрализации мышления. Обучают этому в восточных школах через медитацию, боевые искусства, йогу, ритуал магических процедур и т.д. Когда рассудок безмолвствует, интуиция делается предельно восприимчивой: сознание находится в таком состоянии, при котором все ограничения исчезают, возникает целостное мировосприятие.

Беспрекословное подчинение – это метод воспитания, суть которого состоит в безоговорочном, без возражений, лишних вопросов и сомнений, выполнении требований, поручений, своих обязанностей. Такой метод широко используется в армии, в тюрьмах, а также в системе православного воспитания. В православной семье и школе дети до определенного возраста воспитываются в повиновении родителям, учителям, духовнику. В данном случае беспрекословное подчинение авторитету родителей, учителей, авторитету возраста есть норма христианской морали, соблюдение которой почитается высокой человеческой добродетелью. Это скорее смирение гордыни и сознательное повиновение.

Беспризорность – крайнее состояние безнадзорности, когда у детей и подростков полностью отсутствуют семейное и государственное попечение, педагогическое влияние и нормативные условия жизни. Беспризорные дети занимаются бродяжничеством, они не учатся, брошены на произвол судьбы, живут на вокзалах, в подвалах, питаются воровством или подаянием. Причины беспризорности детей носят социально-экономический характер: войны, революции, экономические кризисы, высокие темпы урбанизации, тяжелое положение женщин и др. Следствием этого является распад семьи, пьянство родителей, падение морали в отношениях мужчин и женщин. Беспризорность приводит детей к правонарушениям, преступлениям, ранней проституции, алкоголизму, наркомании. Все это нередко ведет детей к лишению свободы – в колонии, спецшколы, спецПТУ. Для ликвидации беспризорности государство вырабатывает законодательные акты (например, Закон об охране и защите детства), организует усыновление, создает школы-интернаты, детские дома, приюты и семейные дома, детские гостиницы, способствует развитию благотворительности, попечения.

Бессеребренник (гр.) – так называют человека, равнодушного к деньгам, богатству и славе, бескорыстного, способного раздать другим все, что имеет сам, трудиться даром, без оплаты труда. Бессеребренник – это также человек в бедности, к которому не идет богатство, несмотря на старания. Первый смысл этого слова относился к разряду святых, прославившихся отказом от богатств ради веры в Бога. Церковь называла бессеребренниками Косьму и Демиана, Симеона Верхотурского и многих других. Своим примером они воспитывали людей в бескорыстии, преодолении страсти сребролюбия.

Бессловесное образование – так образно называют образовательные технологии с минимальным использованием живой речи педагога – его рассказов, объяснений, доказательств. Это и воспитание, построенное на голом упрощенном требовании, и самообразование, самообучение, построенное учителем-консультантом, и обучение посредством машинной техники, в том числе ЭВМ. Бессловесным можно назвать обучение под гипнозом и посредством медитации. Элементы бессловесного образования есть в заочном обучении, обучении экстернатом, дистанционном образовании, источниковом обучении. Достоинство бессловесного (читай – без учителя) образования состоит в активизации внутреннего потенциала обучающегося, в развитии его самостоятельности. Вместе с тем, бессловесным образованием называется такое, при котором используются методы, обеспечивающие бессловесное восприятие мира (погружение, медитация).

Бессмертие – принцип (закон) непрерывного существования, вечности души человека, а также посмертная слава как долгая память о каком-либо человеке и его деяниях. Смерть, как исчезновение человека телесного, побеждается вечностью души и памятью о нем в последующих поколениях. Земное существование человека – только часть пути, а впереди – бесконечность. По христианскому вероучению бессмертны Бог, духи, ангелы, души людей. Они почитаются как сверхъестественные безначальные существа. Учение о бессмертии души в христианстве воплощено в идее о цели земного существования как спасении души. В буддизме это же учение воплощено в идее переселения душ – реинкарнации. В антропософии и теософии – в учении о приобщении всего человека к бесконечности уже при жизни на Земле.

Бессознательное – это особая самостоятельная сфера психики, автономная от сознательной сферы и качественно от нее отличающаяся. Хотя и принято считать бессознательное низшей и вторичной формой душевной деятельности, оно оказывает существенное влияние на всю жизнедеятельность человека и его развитие. Бессознательное проявляется как неожиданная, неведомая, неосознаваемая, не рефлексируемая и неуправляемая сила, значительно корректирующая сложившийся порядок сознательной сферы человека, иногда в положительную, иногда в отрицательную сторону. Различают высшее бессознательное, как сверхсознание. К нему относят интуицию, вдохновение, эмпатию, предчувствие (предвидение) и др. Есть низшее бессознательное, как инстинкт, страсть, влечение, аффект и др. Многие формы бессознательного вызывают у человека страх, депрессию. Ученые утверждают существование коллективного бессознательного как генетически наследуемое в филогенезе каждым человеком и определенным народом в целом. Бессознательным называют также любые психические проявления (временные или постоянные), в которых он не отдает себе отчета, не осознает их, не контролирует, не направляет своего внимания. Примером может служить автоматическое письмо, автоматические движения. Такое бессознательное может наступать в состоянии внезапного торможения коры головного мозга. В настоящее время «бессознательное» вымещается другим термином «несознательное».

Бессословная школа – принцип организации системы народного образования, состоящий в игнорировании сословных различий в развитии, воспитании и обучении детей. Бессословная школа не дифференцирует детей по сословиям – классам, материальному положению, статусу родителей, а обучает их всех вместе, по единым программам и учебникам. Принцип бессословной школы сформирован в XVIII в., в эпоху зарождения капитализма, и стал ярким выразителем гуманизации образования и всей общественной жизни. Данный принцип лежал в основе создания единой государственной школы послереволюционной России. В настоящее время он поддерживается разработкой госстандарта образования. Реализация принципа позволяет каждому человеку в отдельности и всему обществу в целом получить единые стартовые условия в своем жизнеустройстве.

Бесстрашие – нравственно-волевое качество личности, выражающее способности и умение человека подавлять страх, боязнь, панику. Бесстрашие – это способность преодолевать инстинкт самосохранения и справляться с факторами, вызывающими страх. В педагогике так называют метод устранения страха, которым можно овладеть каждому и которому можно научить. Бесстрашие проявляется еще как смелость, храбрость, отвага. Данное качество – признак мужского характера и потому его очень ценят в себе и других мальчики, юноши, нередко занимаясь его целенаправленным самовоспитанием.

Бесстыдство – так в просторечъи называют поведение человека непристойного и при этом не испытывающего чувства вины, стыда, греха. Бесстыдник нагл, бессовестен, бестактен. Он не извиняется за причиненные неприятности, напротив, ведет себя самоуверенно. Бесстыдник – тайный или открытый безбожник, атеист, ибо не руководствуется в своей жизни учением о грехе и спасении души, ему чуждо покаяние и исповедь.

Бестактность – нравственно-этическое качество личности, выражающееся в склонности человека нарушать нормы общения, принятые в обществе, и создавать партнерам затруднительные нравственные ситуации. Бестактные люди лишены чуткости, уважения к другому человеку, они пренебрегают правилами приличия. Так бестактно поступает учитель, отчитывающий юношу-учащегося перед девочками, родитель, оскорбляющий своего ребенка и т.д. Бестактность – результат плохого воспитания или его отсутствия.

Бесталанный – так в разговорной речи называют человека, лишенного явно выраженного таланта, способностей в чем-либо. При этом талант и способности, по мнению большинства, сопряжены либо с хорошим заработком, либо с увеличением материального богатства, либо с признанием и славой. Бесталанный человек – это тот, кто ничего этого добиться не может. Не зря в древнеславянском языке было слово «бесталанница», несущее смысл Недоли, Лиха, Горя, Беды, Нужды, Кручины, Бесчестья, Невстречи. Словом, бесталанный – это неудачник, обездоленный успехом, но по причине собственной природы, судьбы, неумения или ленивого характера. Имеет оттенок сожаления к человеку, а не упрека.

Бесхарактерность – свойство личности, проявляющееся в отсутствии устойчивой, определенной линии поведения и отношений. У бесхарактерного человека слабо выражены характер и воля, у него нет собственного мнения, он нерешителен, вечно колеблется в принятии окончательного решения и легко меняет его. Бесхарактерность – это аморфность несформированной личности. С таким человеком трудно дружить, трудно и ненадежно в совместной работе, на него нельзя положиться, он легко поддается уговорам, подпадает под чужое мнение. О таких, по Гоголю, говорят: «Ни в городе – Богдан, ни в селе – Селифан».

Бесцеремонность – отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся в действиях «без церемоний», т.е. в нарушение принятых правил, законов этики и норм приличия. Бесцеремонность – это навязчивость, хамство, грубость, крикливость, наглость. В основе этого качества лежит эгоизм и невоспитанность, отсутствие хороших манер общения, принятых в обществе. Преодолевается это качество хорошим этическим воспитанием и культурой общения.

Бесчинство – поведение не по правилу, не по чину; грубое нарушение принятых норм, традиций и законов. В старину так называлась форма ритуального поведения («антиповедение»), допускаемого в некоторых календарных и семейных праздниках. Например, на масленицу и в святки возможны ночные бдения у костра, допустимы такие шутки, как тайный вывод со двора пахотного орудия, транспорта, шуточная кража дров, утвари и перемещение их в другой двор и т.д. В таких игрищах участвовали и стар, и млад, невзирая на чины и звания. Сегодня все чаще бесчинством зовут своеволие власти и чиновников, нарушающих законы и инструкции, управляющих своенравно, с превышением полномочий и попранием нравственности.

Библия (гр. – книга) – собрание иудейских и христианских священных Писаний – книг, содержащих изложение социальных, политических, философских и этических взглядов, лежащих в основе богослужения и догматики христианства. Это слово Божие в полноте своей, написанное по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей, называемых пророками и апостолами. Библия писалась в течение 1500 лет на 3-х языках и в 3-х континентах, более 40 авторами из самых различных слоев общества – царями, крестьянами, философами, рыбаками, поэтами, государственными деятелями, учеными. Это исторически достоверная Книга, это Истина, исходящая от Самого Господа Бога. Книги Библии составляют две части: Ветхий Завет и Новый Завет. Завет – это договор, заключенный Богом с народом. Новый Завет признан только христианами. Это Новый договор, начавший действовать с рождения Иисуса Христа. Он заключен на условиях более высокого духовного служения. Библия – это своего рода инструкция к жизни, свод законов, выполнение которых обеспечивает человеку нравственную гигиену. Библия является одним из источников формирования содержания нравственного воспитания детей и юношества в православно ориентированных семьях, детсадах и школах. Кстати, «книга» еще переводится как «лыко папируса», что и означало «Библия» по названию сирийского порта Библ, откуда греки ввозили папирус. Существует особая наука – библеистика, занимающаяся изучением Библии, ее истории, проверкой написания, истинности (подлинности текстов).

Биосферная нравственность – система нравственных ценностей, соблюдение которых жизненно важно на всех уровнях жизни – отдельным индивидом, властью, организацией, обществом, государством, земным сообществом в целом. В основе биосферной нравственности лежат принципы: уважение к человеку, уважение ко всему живому, природе, биосфере и ее окружению, уважение к Космосу. В основе ее лежит признание биосферы как живой ткани, накрывающей планету, с тончайшим строем, высоким порядком организации и красотой. Биосфера – это не только поприще, но и детище духовно-нравственной деятельности человека. Безнравственные поступки, совершаемые на любом уровне человеческой жизнедеятельности, разрушают эту гармоничную систему. Биосферную нравственность называют еще экологической. Христианское мировоззрение есть основание для воспитания такой высокой глобальной нравственности.

Благо (ц.-слав.) – это характеристика предметов, явлений или деяний, существующих ради добра или побуждающих проявиться положительной сущности кого бы или чего бы то ни было. Благо – это все то, что стимулирует позитивные последствия и направлено на спасение человеческой души. В науке это категория этики, философии, в том числе христианской философии. Это слово легло в основу многих и многих понятий: благовест, благовещение, благословение, благодать, благодеяние, благовоспитанный, благожелательный и т.д. Благо имеет ценность и смысл лишь в том случае, когда обладающий им содержит в себе честную и законную основу и исключает какой-либо ущерб для другого человека.

Благоверный (ц.-слав.) – так в древней Руси называли князя, позже царя, способствующего укреплению православия и причисленные к лику святых. Некоторые из них причислялись к лику святых. Термин перешел в разговорную бытовую речь: так супруги стали называть друг друга за верность и любовь. Иногда называли с элементом легкого юмора, шутки, иногда – как синоним словам «муж», «жена». Слова «благоверный», «благоверная» смягчали речь, обогащали образностью, одухотворяли ее.

Благовест (ц.-слав.) – церковный колокольный звон, извещающий о начале богослужения или включенный в службу. Благовест производится одним колоколом, число ударов и продолжительность определяется церковным уставом. При этом учитываются конкретные церковные события и особенно праздники. Звук благовеста приятный, радостный, будто вправду несущий благую весть, чем и является для верующих.

Благовещение – христианский богородичный праздник с полным названием: Благовещение Пресвятой Девы Марии. Это один из самых великих праздников Православной церкви. Слово «благовещение» означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти. В основе праздника лежит евангельский рассказ о явлении архангела Гавриила избраннице Божьей Матери, возвестившего ее о непорочном зачатии от Духа Святого и рождении сына Божьего Иисуса Христа. Богословы считают, что в этот день было положено начало таинственному общению Бога с человеком. В этом особая значимость праздника для христиан. Праздник проходит 7 марта (25 марта по ст. стилю) и у славянских народов почитается еще и как праздник начала весны – день «открытия земли». В народе до сих пор живо поверье, будто в этот день солнце на восходе «играет», переливаясь разными цветами. В этот день исполняются специальные обряды встречи весны: пекутся жаворонки и раздаются всем, встречается прилет аистов, ведутся гадания, предсказываются друг другу здоровье и счастье, богатство и погода и т.д. Вместе с тем, это день полнейшего покоя, тихих бесед, свободы от любых дел. Это один из самых радостных православных и одновременно народных русских праздников.

Благоговение – высшая степень оценки одного человека другим, выражающаяся в признании его заслуг, достоинств и священного происхождения, как обладателя великого сокровища – образа Божьего, неуничтожимой святыни души. Благоговение содержит в себе страх нарушить Божий мир другого человека и радость от присутствия его в своем приближении. Благоговение побуждает человека относиться к другому прежде всего по принципу «не навреди», а потом – «помоги». Благоговение – это непроходящая радость от встречи с другим человеком.

Благодарность – эмоционально-чувственное состояние признательности, высокой оценки значимости чьих-то деяний, отношений. Выражается как любовь, уважение к человеку или коллективу организации, как готовность сделать ответное благо. В современном понимании благодарность – это проявление морального принципа справедливости в человеческих отношениях, это и качество личности как умение платить за добро добром, это и моральное требование, лежащее в основе нравственных устоев общества. Благодарностью также называют официальной документ, фиксирующий высокую оценку чьего-то труда (Благодарственное письмо, Благодарность, Похвальная грамота). В обыденных человеческих отношениях благодарность очень высоко ценится как нравственное качество личности. Она смягчает нравы, противостоит эгоизму, умножает добро на земле. В православной церковной жизни есть благодарственный молебен в знак благодарности Богу за удачу, за добро и помощь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.