Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.Д. Ушинский 2 страница






Ад – (гр. – место, лишенное света) – в христианском учении это понятие обозначает подземное царство как духовную темницу, куда отправляются души умерших людей и падших ангелов в наказание за содеянный в земной жизни грех. Ад – это место посмертных мучений грешников. Подобное представление о загробном мире есть почти во всех религиях и теологических учениях. В противоположность аду для безгрешных людей в потусторонней жизни признается существования рая. Существование ада и рая означает, согласно православному учению, возложение ответственности за содеянное в жизни на самого человека. После того, как человек согрешил и захотел свободы, Бог отдалил человека от себя и возложил на него самого ответственность за себя. В бытовой речи ад означает тяжелые условия, невыносимые отношения между людьми, и тогда говорят – «кромешный ад». Адом часто пугают детей. Православная педагогика считает, что в детях следует воспитывать не боязнь ада, а боязнь совершить грех, подумать или поступить плохо.

Адам (евр. – человек) – имя первого человека, родоначальника человеческого рода на Земле. Согласно христианскому учению он был сотворен в шестой, последний день творения мира Богом по Своему образу и подобию. Из ребра Адама Бог сотворил Еву, ставшую женой Адама. Ему же Бог вверил охрану и возделывание Эдемского Сада (рая), разрешив пользоваться плодами любых деревьев, кроме одного. Но Адам и Ева нарушили эту заповедь Божью и вкусили плоды этого «древа познания добра и зла». Это было первым грехом человека, навлекшим гнев Создателя. История жизни Адама и Евы описана в Библии.

Адамова голова – символическое изображение черепа с двумя крест-накрест лежащими костями. Это – символ аптеки и аптечных форм, особенно вредных для здоровья человека лекарственных средств. Такой же символ есть у подножия изображения Иисуса Христа в православной церкви. Его же используют на трансформаторных будках, газовых и прочих опасных установках как сигнал, предотвращающий вольное обращение с ними – «Опасно для жизни».

Адаптация (лат. – приспособление) – для педагогики полифункциональное понятие. Оно обозначает способность человека изменять свое поведение, состояние или отношение к чему-либо в зависимости от изменения условий жизнедеятельности. Эта способность проявляется в сохранении состояния внутреннего равновесия и успешной выживаемости человека в разных социально-психологических, экономических и материальных средах. Способность к адаптации характеризует пластичность и гибкость человеческой психики, ее психологическую, социальную, в том числе и профессиональную мобильность. Адаптация также обозначает способность человека вызывать изменения среды под влиянием своих воздействий. Эта способность проявляется, например, в умении человека убеждать других, побуждать их действовать согласно своим взглядам, умении вести людей за собой, а также менять материальное окружение. Адаптация в педагогике – это процесс плавного перехода обучающихся из одного состояния в другое, из одной сферы деятельности в другую (адаптация ребенка к школе, адаптация выпускника ПТУ к производству, адаптация студента к вузу). У учащихся воспитывают адаптивное поведение. На основе идей адаптации разработана адаптивная теория обучения.

Адаптивное поведение – это приспособительное поведение человека. Оно характеризуется сознательным включением человека в деятельность, активным и добросовестным отношением к делу, проявлением инициативы и высоким эмоциональным самочувствием. Адаптивное поведение воспитывается в процессе и посредством обучения. Успешность его формирования зависит от отношения личности к себе, т.е. самооценки, от отношений между учителем и учеником, от отношений детей в коллективе. Различают адаптивные стратегии поведения: формально-внешнее приспособление, ситуативное согласие, сознательное ассоциирование себя с группой, учителем, деятельностью. Воспитание адаптивного поведения учащихся является центральной идеей адаптивной теории обучения.

Адаптивность – интеллектуальное качество личности, выражающее способность человека менять способы мышления и интеллектуальной деятельности соответственно поставленным умственным, в том числе учебным задачам и условиям их решения. Адаптивность характеризует способность интеллекта варьировать свои проявления между уровнем общего развития и конвергентностью. По смыслу адаптивность очень близка мобильности интеллектуальной деятельности. Адаптивность как личностное качество способствует динамичному духовному развитию, смене миропонимания, мировоззрения.

Адвентисты (лат. – пришествие) – одно из течений христианства, возникшее в рамках протестантизма. Адвентисты исповедуют идею скорого второго пришествия Христа на Землю. С ним они связывают грядущее счастье для честных и истинно верующих людей и «страшный суд» для совершивших грех. Крайней формой адвентизма является его ответвление под названием «адвентисты седьмого дня». По их вере в день пришествия Христа произойдет гибель Сатаны и «сатанинского воинства». Адвентисты считают, что земная жизнь дана человеку для его духовного и физического совершенства и подготовки к «страшному суду». Адвентисты строго соблюдают Божьи Заповеди, правила личной гигиены, много читают религиозной литературы и обращают особое внимание на воспитание молодого поколения в правилах своей веры. Секта возникла в середине XIX в. в США.

«Адвокат Бога» (лат. – защитник) – это фразеологическое выражение, обозначающее участника спора, беседы, дискуссии, который чаще всего высказывает суждения, положительно характеризующие обсуждаемые явления. Это человек, активно использующий в своей жизни и работе факты, предрасполагающие к позитивному решению проблемы. Это, как правило, люди оптимистичные, веселые, добрые, альтруисты, ищущие компромиссов. В семье, детском или педагогическом коллективе такие люди незаменимы – они способствуют установлению мира, взаимопонимания, добролюбия. Человека, занимающего прямо противоположные позиции, называют «адвокатом дьявола». Термин «адвокат» вошел в русскую речь со времен Петра I.

«Адвокат дьявола» – так называют участника беседы, спора, дискуссии, который чаще всего высказывает суждения, отрицательно характеризующие явления, отвергает их позитивные качества, а также активно использует факты, предрасполагающие к негативному разрешению обсуждаемых проблем. Это, как правило, люди с гипертрофированным ощущением зла, выступающие в роли обвинителей, обличителей пороков. В педагогическом коллективе, в семье встречаются такие люди, вечно всем недовольные, брюзги, мелочные критиканы. С ними чрезвычайно трудно уживаться, неприятно общаться, ибо они своей мрачной картиной мира убивают настроение, веру в справедливость. Раннее проявление такого качества в детях должно настораживать взрослых и становиться предметом особого педагогического внимания. «Адвокат дьявола» используется иногда как метод экспертизы. С помощью такого типа людей производится оценка достоверности тех или иных идей, предложений. Им специально вменяется в обязанность найти аргументы «против», чтобы затем, в случае их опровержения, убедиться в качестве рассматриваемых программ, проектов, идей. Именно в таком смысле этот термин используется в католической церкви для названия человека, выражающего сомнение в святости канонизируемого лица. Благодаря «адвокату дьявола» возникает дискуссия и доказываются (или опровергаются) основания причисления усопшего к лику святых. Спор, как правило, ведется с «адвокатом Бога». Часто «адвокатом дьявола» называют сочувствие человека к своим собственным слабостям, жаление себя, соблазн поддаться страстям.

Адепт (лат. – достигший) – человек, постигший таинства какой-либо веры, учения, науки, искусства или идеи и ставший ревностным их последователем и проповедником. Первоначально это слово было связано с алхимией, где значило «владеющий тайнами философского камня». Тайны бытия и человеческой мысли составляют основу культа, которого строго придерживаются его адепты и оберегают от ересей и сомнений. В современном русском языке слово «адепт» по своему лексическому значению все более сближается со словом «сектант», т.е. владеющий ложным таинством.

Азбука (др.-рус. – аз, буки) – письменное упорядоченно изложенное собрание букв, выражающих звуки какого-либо языка. Слово «азбука» произошло как аббревиатура из первых двух букв старославянского алфавита: азъ и букы. Оно и обозначает алфавит. Существует также ножная азбука, азбука Морзе и др. Азбука излагается и изучается по букварю. В школе, при изучении письма, используется «разрезная азбука», составляющая «кассу букв и слогов», кубики - азбука, магнитная доска с металлическими буквами. В России XVI-XVII вв. возникли певческие азбуки для обучения знаменному пению. Эти азбуки использовали церковнославянский алфавит для обозначения интонаций при пении «знамен» - текстов духовного содержания.

Азбучная истина – фразеологическое выражение, употребляемое в педагогической, ученической и студенческой среде при характеристике высказываемых или написанных кем-либо элементарных, простых и всем понятных, как азбука, идей, суждений, взглядов. В разговорной речи нередко используется с негативным или насмешливым оттенком, если высказываемые неоспоримые истины выдаются за новые, необычные или оригинальные. С таким же значением употребляется выражение «прописные истины».

Азы (др. рус. – первая буква Азъ) – фразеологический оборот в русском языке, обозначающий самое начало чего-либо, самое простое, элементарное знание или самые основы его. Педагоги часто упрекают своих учащихся, что они не знают «азов предмета», им нередко приходится с учащимися «повторять азы» т.е. ранее пройденные основы знаний по предмету. Произошло слово от старославянской буквы Азъ (А).

Академическая школа – (лат. – научная, философская) – это школа, следующая древне-европейским философским и педагогическим традициям, имеющая претензию на изысканность, классическое изящество, высокую научность, взыскательность к культуре и интеллекту своих педагогов и учащихся. Академические школы, в современном понимании, дают детям «продвинутое» образование. В России это, как правило, гимназии и лицеи, создаваемые при университетах. В такие школы идет строгий конкурсный отбор учащихся. Дети ориентируются на продолжение образования в вузе.

Акафист (гр. – неседальное пение) – разновидность христианского богослужения в церкви, выражающегося в хвалебном песнопении и молитве Спасителю, Богоматери и святым угодникам. Состоит он из двадцати пяти строф, каждая из которых несет свою мысль: вступление, приветствие, похвальное воззвание, молитвенное обращение и др. Первый акафист, составленный в VII в. в Константинополе, был посвящен Богородице. Акафисты включаются в богослужения, исполняются всеми присутствующими в церкви как песня – гимн. По церковным правилам их пропевают торжественно и непременно стоя, отчего и само слово «акафист», в переводе с греческого, означает «неседальное пение».

Аквакультура (лат. – вода, возделывание) – теория и методика «мягкого» рождения и первичного воспитания новорожденного ребенка в водной среде. Создатели и сторонники аквакультуры считают современные родильные дома образцом конвейерной индустрии, вредной для человека. Аквакультура обеспечивает сохранение энергетического поля целостного детского организма в его единстве с материнским и отцовским биополями. Ранний разрыв энергетических связей ребенка с родителями, согласно этой теории, далее ведет к возникновению у него психофизиологической патологии, к утрате изначального чувства родства, причастности к семье, к роду, к культуре своего народа, нации. Аквакультурой также называют всякое другое разведение полезных организмов в водной среде. Например, выращивание полезных водорослей, моллюсков, рыб и др. организмов в морях, лиманах, реках, искусственных водоемах.

Аккультурация (англ. – к образованию) – это влияние различных культур друг на друга, процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа. Аккультурация может происходить естественным путем, когда менее развитый народ добровольно перенимает часть культуры другого народа, как правило, более развитого. Она также возможна искусственным путем, т.е. насильственной сменой культуры народа. При этом происходит ассимиляция культуры менее сильного народа. В последнее время появилось словосочетание «аккультурация молодежи», означающее этническую консолидацию подрастающего поколения, адаптацию национальных меньшинств (диаспор) к культуре «больших» народов, в среде которых они живут или вновь поселяются. Идеи аккультурации лежат в основе школы диалога культур. Иногда это понятие используется для обозначения процесса лишения народа своей культуры на истоирчески своей территории с целью манипулирования его сознанием и действиями.

Аккуратность (лат. – точный) – черта характера человека, выражающая этику его отношений к себе, к труду, к вещам, к людям. Аккуратность проявляется в любви человека к порядку, в тщательности выполнения действий и обещаний, во внешней опрятности, в исполнительности, точности и т.п. Аккуратный человек – это точный, верный, бережливый, осторожный, опрятный человек. Термины «аккуратность», «аккуратный» в русский язык вошли в начале XVIII века, со времен Петра I.

Акселерация (лат. – ускорение) – так называется явление ускоренного физического и полового созревания детей, возникшее во второй половине XX столетия. Это выражается в превышении установленных средних норм веса, роста ребенка, в сокращении сроков полового созревания. При этом социальное взросление может происходить нормально и даже отставать, порождая инфантилизм. Акселерация происходит под влиянием биологических, экологических и социальных факторов. В школьной среде мальчиков и девочек, явно опережающих в физическом и половом развитии своих сверстников, часто дразнят акселератами. Изучением явления акселерации занимаются такие науки, как антропология, медицина, психология. В педагогике разрабатываются подходы к воспитанию таких детей.

Аксиология (гр. – ценное понятие) – это философское учение о природе, характере и закономерностях формирования жизненных ценностей человека. Ценности рассматриваются как идеалы, нормы деятельности и мотивация поступков. Так, ценностями могут быть: личностные качества (доброта, порядочность и др.), основы бытия (дом, семья, дети, работа, материальные блага, здоровье, образование и др.), факторы организации жизнедеятельности (мода, установки коллектива, сам коллектив, учебная успешность и др.). Ценности сами по себе не имеют реального выражения, у них есть лишь значение и смысл. В аксиологии рассматриваются несколько теорий ценностей, их разные классификации и интерпретации. Одна из них исследует теорию познания как науку о ценностях.

Активизация творческой деятельности (лат. – усиление, ускорение) – целенаправленное создание условий для проявления творческого потенциала личности в каком-либо виде деятельности. Задача состоит в том, чтобы побудить человека к самореализации его креативности, к развитиювоображения, способствующих созданию нового продукта или нового качества в известной деятельности. Активизация творческой деятельности помогает полнее проявиться личности, ее творческому потенциалу, приобрести ею активированность как свое перманентное состояние и индивидуальное качество. Активизации творческой деятельности учащихся способствуют образовательные технологии, реализация принципа активности в обучении, организация самой творческой деятельности.

Активированность – это качество личности, выражающееся в постоянной готовности к инициативным действиям и деятельности, в способности проникать со своей инициативой в мельчайшие детали и технологию этой деятельности, в усиленной активности, побуждающей к решительным и быстрым действиям. Этот термин чаще всего заменяет привычные «активная личность», «активность личности», обозначающие более всего характер социального поведения человека и менее – его биофизиологическую природу. Активированность человека воспитывается в процессе активизации его деятельности, в единстве и взаимодействии с целенаправленным воспитанием.

Активное отношение к учению – это состояние личности, характеризующееся одновременным проявлением таких личностных качеств, как осознаваемая потребность в умственной деятельности, положительная мотивация учения, эмоционально -волевая регуляция этой деятельности как умение и желание преодолевать трудности, а также получение удовлетворения от процесса умственного труда и его результата. Активное отношение к учению со стороны учащегося позволяет ему успешно разрешать нестандартные учебные ситуации, интенсивно овладевать самообразованием.

Активность – всеобщее свойство духовного и материального мира, выражающееся в его постоянном и непрерывном движении, что является естественным способом его существования. Наука выделяет следующие формы активности – механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, психологическая, духовная. В социальном плане активность есть способность личности через деятельность влиять на окружающую среду, менять ее, улучшать, совершенствовать. Активность личности через деятельность вызывается такой психической формой активности, как потребности. Будучи врожденным свойством человека, активность в то же время воспитывается, развивается, направляется. Собственно, воспитание и есть управление человеческой активностью. В жизни различают деловую, общественную, познавательную активность, а также ложную и гиперактивность.

Активность в обучении – дидактический принцип, разработанный в отечественной педагогике в 60-е годы ХХ столетия. Сущность принципа состоит в предъявлении к учителю педагогического требования организовывать процесс обучения таким образом, чтобы он способствовал проявлению и воспитанию у учащихся познавательной активности, через субъективацию позиции ученика на уроке, активизацию деятельности самих учащихся, воспитание у них активированности и активности. На реализацию принципа существенно влияет позиция самого учителя, умеющего создавать ситуации сотрудничества с учащимися в процессе обучения.

Активность личности – это интегральное качество личности, проявляющееся как инициативное и деятельностное отношение к жизни, деятельности, людям и их проблемам. Это стремление и способность человека преобразовывать окружающую среду, отношения с себе подобными и себя лично. Часто активность личности сочетается с творческостью личности, с развитой волей, с любовью человека к жизни. Вместе с тем, в активности проявляются нравственные качества личности, какими бы позитивными или негативными они ни были. Отсюда и деятельность, как форма проявления активности, может быть как положительной, так и отрицательной и даже разрушительной. Активность личности является основой субъективации позиции человека в обучении, основой персонализации личности и формирования ее автономии в обществе, появления института лидерства. Ошибки педагога при воспитании активности личности учащегося могут привести к появлению ложной активности, дезорганизаторов, к гиперактивности, формированию активности у недостаточно интеллектуально и, что особенно плохо, безнравственных детей, эгоистично или неумно использующих затем это свое качество.

Активность нравственного сознания – качество личности, проявляющееся как гармоничное нерасторжимое единство нравственных знаний и поведения. Человек, владеющий знанием нравственных категорий, в жизни поступает в соответствии с ними даже при отсутствии внешнего контроля и требований со стороны кого бы то ни было. Активность нравственного сознания позволяет личности быть самокритичной и более объективно оценивать поступки других. Люди с активным нравственным сознанием – это честные, правдивые, принципиальные, искренние люди, имеющие нравственно устойчивую гражданскую позицию. Им чужд эгоцентризм и комфортность. Стержнем их характера являются высокие нравственные ценности. Способствование развитию активности нравственного сознания детей – одна из главнейших задач воспитания.

Акулина гречишница (лат. – имя собственное) – народный русский праздник св. Акулины, 13 июня. Это последний день, перед которым еще можно сеять гречиху. После посева народ устраивал гулянья с различными играми, песнями, ролевыми сценками, символизирующими богатый урожай гречихи. В этот день обильно варили гречневую кашу, пекли гречневые блины и обязательно досыта кормили бедняков и нищих. Когда-то этот праздник был очень поэтичным, добрым. В некоторых регионах России это вообще был праздник каш. Кое-где его называли чуть по-другому: Акулины-гречушницы. Имя Акулина, в переводе с латыни, значило «орлиная». Акулина – это святая мученица, в честь которой и введен праздник.

Акцентуированная личность (лат. – усиленно выраженная) – это личность, обладающая особенностями характера, предрасполагающими к неврозам и психопатии. Эти особенности составляют чрезмерную выраженность каких-либо черт и их сочетаний, делающих личность уязвимой по отношению к внешним и особенно психогенным воздействиям, при сохранении устойчивости к другим, не связанным с предметом акцентуации. Различают сильно и слабо акцентуированные личности. Негативные последствия акцентуации снимаются компенсирующим воспитанием, облагораживающим поведение акцентуированной личности.

Алконост и Сирин (ст. слав.) – мифические образы райских птиц с женскими лицами и грудью. Алконост – звездно-космическая птица, символизирующая древние времена рая – Радость и Блаженство. Сирин – птица Печали и Мудрости. «Сирин» – слово русское, обозначающее сову, филина (корень – «сирый, серый»), русским народом почитаемые как птицы мудрости. Культ человека-совы идет с доисторичестких времен – с гиперборейской эры. С этим словом связаны «София», «совесть», «совет». Вот почему в Сирине много смыслов. Это слово дало имена – Сирия, Сириус, Осирис и др. Согласно мифологии эти птицы изредка спускаются из рая на землю и очаровывают людей своим необыкновенным видом и завлекающим пением. Алконост и Сирин в русской культуре – символы недостижимой небесной красоты и далекого небесного счастья, а также таланта и призвания.

Аллилуйя (др.-евр. – хвалите Бога) – это припев церковного песнопения в христианском богослужении. Произносится троекратно, как символ обращения ко всем ликам божественной Троицы. Используется также в иудаизме как возглас, прославляющий Бога. В 20-50-е годы ХХ столетия в отечественной общественной и политической жизни был термин «аллилуйщина», обозначающий непомерную незаслуженную похвалу какому-либо вождю, политическому лидеру, руководителю.

Алтарь (лат. – высокий) – место для жертвоприношения Богу, когда-то создаваемое на открытом воздухе, а ныне в церкви. В церкви – это специально сооруженный в восточной части храма стол для совершения таинств. В алтаре находится престол для освещения даров. У северной стены храма стоит жертвенник – стол, на котором готовятся хлеб и вино для причащения. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.

«Алтарь науки» – фразеологическое выражение, означающее необходимость жертвования чем-то личным при занятиях наукой. На «алтарь науки» может быть положено личное счастье, покой, благополучие, любовь, здоровье и даже жизнь. Поскольку наука входит в число главных человеческих ценностей, то когда ради занятия наукой, в поисках научной истины человек отказывается от благ, то общественное сознание понимает это как жертву.

Алфавит (гр. – «альфа» и «бета» – первые буквы гр. алфавита) – совокупность знаков системы письма – букв, слоговых знаков и других графем, расположенных в определенном порядке. Качество букв зависит от звукового состава языка: в современном русском языке – 33 буквы, латинском – 23, арабском – 28 и т.д. Алфавит – показатель цивилизации народа, основанный на развитии письменности. Русский алфавит буквенно-звуковой. У многих народов алфавит считается небесным явлением, данным Богом. Через него связывается все земное с небесным. Буквы связаны с Космосом и потому любое слово есть магическое сочетание букв. Не зря все народы именно словом молятся, заговаривают, заклинают, гадают. Алфавит священ – буквы связаны с природой и человеком. Все это было и в русской культуре. До нас дошла праславянская философическая азбука, где каждая буква имела свой смысл. Гласные звуки связывались с определенными внутренними состояниями человека, а согласные – с внешними предметами и явлениями, последние связывали человека с внешним миром. Сегодня алфавит представляет священную тайну, сокровенное знание о котором утрачено и ученым приходится его рассекречивать. Исторически достоверным фактом стала роль Кирилла и Мефодия лишь в усовершенствовании и упорядочении уже существующей русской азбуки – «русских письмен». Алфавит – это также система символов, используемых для построения языка программирования. Освоение алфавита есть начальная ступень постижения грамоты, начинается с дошкольного возраста. Алфавит в программировании изучается при освоении информатики.

Алчность (ц. слав. – жаждать) – качество характера, выражающееся как непомерная жадность, корыстолюбие, ненасытность, прожорливость, зависть. Алчный человек томится от своих желаний, стремится любыми способами их удовлетворить, всегда не удовлетворяется достигнутым и хочет большего. Алчность чаще всего проявляется к деньгам, драгоценностям, нарядам, чуть реже – к пище. Бывает алчность к познанию, но проявляется она, чаще всего, как неразборчивое поглощение информации, отчуждение от общения, от решения других задач жизнедеятельности.

Альма-матер (лат. – кормящая мать) – старинное студенческое название университета, который они окончили; по традиции сегодня так образно называется учебное заведение, чаще высшее, давшее хорошее образование и воспитание своим выпускникам.

Альтруизм (лат. – другой) – нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы для человека, чем собственное «я» и личное благо. Это и качестволичности, выражающее готовность и способность бескорыстно позаботиться о других и даже пожертвовать ради них своими личными интересами. На этом принципе построен буддизм, стоицизм, считающие альтруизм спонтанным врожденным свойством человека, необходимым ему для адаптации к внешним условиям жизни. Проявлением альтруизма является милосердие и филантропия. Альтруизм представляется формой, средством и показателем наивысшей гармонии отношений личности и среды. Альтруизм противоположен эгоизму

Альфа и омега (гр. – первая и последняя буквы греческого алфавита) – фразеологическое выражение, обозначающее начало и конец какого-либо дела, сущности и основы чего-то. Нередко используется, когда надо подчеркнуть очевидность мысли или дела, их аксиоматичность. Данное выражение «выросло» из названия первой и последней букв греческой азбуки, его значение является переносным, а само выражение аллегорией. Альфа и омега, как символ целостности и вечности, встречаются в древних христианских книгах. Первые христиане эти буквы ставили на гробах, в церквях, изображали на перстнях, печатях, монетах.

Амбиция (фр. – чувство чести) – в русском языке означает обостренное самолюбие человека, высокое самомнение, выражающееся как спесь, чванство, как требование высоких знаков уважения и почета. Человек с амбициями (амбициозный) жаден до почестей, наград, похвал. Он невнимателен к другим, конфликтен. Проявление амбиций зависит не только от самого человека, но и окружающей среды, провоцирующей его дурные наклонности. Тогда человек может «ударяться в амбицию». В XVII-XVIII веках в русском языке это слово означало чувство чести и достоинства.

Амвон (гр. – восходить) – в православном храме это такое возвышение перед царскими вратами, на котором совершается часть богослужения, читается Евангелие и произносятся проповеди. Это небольшой помост перед иконостасом, с которого, как правило, служит архиепископ.

Аминь (др.-евр. – истинно да будет) – это самостоятельное слово употребляется для выражения согласия с тем, что произносится в православной молитве. Иногда переводится как «истинно так», «истинно говорю вам», что усиливает подтверждение. Произносится в конце отдельных частей молитв, проповеди, в конце богоугодного дела. При общественном богослужении это слово произносит народ (или хор). Это слово психологически несет в себе веру, восторг, сближение с Всевышним.

Аморализм (гр. не, лат. – нравственный) – идеология, основанная на моральном принципе отрицания морали как способа регулирования человеческих отношений. Аморализм – это отказ от соблюдения нравственных принципов совести, чести и оправдание бесчеловечности, эгоизма, жестокости, обмана, моральной распущенности. Аморальный человек – это человек безнравственный, человек с аморальным поведением. Аморализм лежит в основе нигилизма, цинизма, иезуитизма (цель оправдывает средства), волюнтаризма, скептицизма. Подобные взгляды исповедуются, как правило, при тоталитарных режимах власти, базируясь на подавлении нравственного самосознания народа и стимулировании аморальных форм поведения, обосновывая их «высшими» целями самой власти. В семье и образовательных учреждениях аморализм личности появляется в условиях жестокого и безразличного отношения к детям, как подражание безнравственным поступкам взрослых или при вседозволенности, нетребовательности и бесконтрольности. Аморализм ведет к детской преступности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.