Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические цели обучения математике






Развитие производительных сил общества, науки и техники требует широкого реального образования молодежи, умение применять в жизни, получаемые в школе знания. Так возникли практические цели обучения, цели подготовки учащихся к практической деятельности:

1) формирование умений применять полученные математические знания для решения простейших задач жизненной практики, других учебных предметов (физики, химики, черчения и др.), техники, профессиональной деятельности, в народном хозяйстве;

2) формирование умений пользоваться математическими инструментами и приборами (в том числе, вычислительной техникой), таблицами, справочниками, графиками, схемами;

3) привитие умений математически обрабатывать самостоятельно получаемые данные, проверять достоверность результата, знакомство с постановкой и проведением несложных исследований средствами математики;

4) формирование умений самостоятельно добывать знания (умение работать с учебной и научно-популярной литературой и электронными источниками информации);

5) экономическое воспитание;

6) профессиональная ориентация учащихся на профессии региона.

3.1. Цели 1) – 3) не нуждаются в расшифровке и давно известны в практике преподавания математики. Б. В. Гнеденко писал: «В наше время в значительной мере потерял смысл барьер, разделяющий прикладную и теоретическую математику, поскольку нет таких областей математики, которые не находили бы теперь или не нашли бы в ближайшем будущем значительных приложении» (28) А.И. Маркушевич: «Изучение математики без должной связи с жизнью … мешает развитию логического мышления, снижает уровень математической подготовки учащейся молодежи».

3.2. Самообразовательные умения являются составной частью общеучебных и включают в себя: чтение специального текста, отбор в книге (статье) материала по каким-либо вопросам, отыскание в тексте главного, ведение записей прочитанного и услышанного, выбор книг с помощью каталога или библиографического указателя, самоконтроль и самопроверка усвоенного с помощью книги или технических средств; планирование своей работы, выбор формы и источников самообразования, организации рабочего места, самоучет результативности работы ([86], [131], [132]).

В процессе обучения нужно раскрывать перед учащимися роль и значение самообразования в современных условиях, развивать у них учебную самодеятельность, включать самообразование в учебный процесс.

3.3. Экономическое воспитание, наряду с экономическим образованием в ряде специальных предметов, включает в себя знакомство с основными экономическими отношениями и закономерностями. Математика имеет много возможностей для изучения элементов так называемой финансовой математики, которая сформировалась на стыке финансовой науки и математики. Предметом изучения финансовой математики являются деньги, ценные бумаги, различные операции с ними на финансовом рынке, а методы расчетов заимствованы из различных разделов современной математики. Эти методы могут быть элементарными, более сложными, существуют проблемы, для которых ещё не найдены методы решения. В школьных условиях можно познакомить учащихся с различными видами коммерческих и финансовых расчетов, в которых используются методы арифметики, алгебры, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики.

3.4. Принцип региональности в образовании предполагает направленность обучения на социально экономические условия данного региона. Интерес к социально значимым профессиям региона можно создавать в процессе преподавания всех предметов, так как практически в каждом из них можно отыскать связи со спецификой той или иной отрасли хозяйства. Но особое место в этой работе занимают предметы естественно-математического цикла, в частности, математика. Универсальность математических методов позволяет вести на уроках и внеклассных занятиях по математике профориентационную работу на очень широкий круг профессий.

3.5. Показателями достижения практических целей могут служить: умение видеть математическую ситуацию в производственной, житейской и т.п. ситуации; понимание сущности метода математического моделирования и его использование на материале школьного курса математики; умение выбрать наиболее рациональный способ вычислений и использовать его в предлагаемой ситуации; интерес к способам использования математических знаний в будущей профессии; стремление к самообразованию; нахождение новых приёмов учебной деятельности на основе изученных идр.

3.6. Еще раз отметим, что в современной педагогике, разрабатывающей педагогические технологии, показано: «цель в педагогической (следовательно, методической) системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени её реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий её достижение за заданное время» [12].

Цель обучения (развития и воспитания) поставлена диагностично, если:

а) дано точное и определенное описание формируемого личностного качества;

б) имеется способ («инструмент») для однозначного выделения этого качества в процессе контроля его сформированности;

в) возможно измерения уровня диагностируемого качества на основе данных контроля;

г) существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Поэтому при рассмотрении целей обучения математике мы старались наряду с их формулировкой выделить уровни и показатели их достижения в процессе обучения.

 


ЧАСТЬ II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.