Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы учебной деятельности в обучении и развитии ученика






3.1. В п. 1.3. мы отмечали одну из сложных задач, решаемую современной педагогикой с точки зрения технологического подхода – перевод целей обучения на язык внешне выраженных, наблюдаемых действий ученика. Это не случайно, т.к. обучение и развитие ученика происходит только в процессе целенаправленной учебной деятельности. Следовательно, в процессе обучения должны быть созданы условия для эффективного усвоения учащимися знаний и способов этой деятельности, выработке умений и навыков этой деятельности, т.е. подготовленности к сознательному выполнению действий, направленных на решение учебных задач и, тем самым, на достижение целей обучения. Наиболее рациональный способ деятельности, систему действий, выполняемых в определённом порядке и служащих для решения учебных задач, называют приёмом учебной деятельности. Состав приёма может быть выражен в виде правила, инструкции, предписания и т.д. Правильный приём допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу, его можно перестроить и создать на его основе новый приём.

В состав приёма учебной деятельности может входить не только определённая система действий, но и словесно сформулированное суждение о том, какие действия и как варьируются в зависимости от требований задачи. Таким образом, приёмы допускают самостоятельный выбор учеником конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов. Под алгоритмом понимается общепринятое и однозначное предписание, определяющее процесс последовательного преобразования исходных данных в искомый результат. Алгоритм, таким образом, предполагает жесткое выполнение шагов, а приём дает общее направление деятельности по решению учебных задач, не регламентируя каждый её шаг.

Приёмы деятельности могут быть разной степени сложности и обобщенности. Более сложный приём состоит из большего числа действий, включает в себя в качестве составляющих другие приёмы и т.п. Приём деятельности называют обобщённым, если он получен на основе анализа частных приемов путем выделения общего, инвариантного содержания деятельности по решению конкретных (частных) учебных задач. Именно обобщённый прием создает ориентировочную основу необходимой деятельности и обеспечивает «переносимость» приёма на круг новых частных задач.

Степень овладения учащимися приемом учебной деятельности характеризуется терминами «умение» и «навык», что отражает разный уровень сформированности приёма. Первый уровень – это умение, т.е. способность ученика выполнять действия в составе приёма, зная способ их выполнения, под активным контролем внимания. Второй уровень – это навык, т.е. способность ученика выполнять действия быстро, автоматизировано. Владение совокупностью приёмов мыслительной деятельности называют умением думать, оно характеризует развитое мышление; в частности, владение специальными приёмами математической деятельности вместе с системой математических знаний означает усвоение основ математической науки. Владение совокупностью общеучебных приемов учебной деятельности называют умением учиться; выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта решения учебных задач означает рациональную организацию учебной деятельности. Самостоятельный перенос знаний и приемов деятельности в новую ситуацию – черта творческой деятельности; владение приёмами запоминания, которые часто являются одновременно и приёмами понимания, означает умелую и крепкую память.

Возможны два пути усвоения учащимися приёмов учебной деятельности – стихийный и управляемый. В первом случае приемы специально не изучаются, их формирование идет лишь по ходу изучения предмета. При этом они остаются недостаточно осознанными, недостаточно обобщёнными и ограниченными в своем применении. Во втором случае приёмы являются предметом специального изучения и усвоения. Психологические исследования показали, что приёмы учебной деятельности являются не только достаточным условием для овладения учащимися способами решения учебных задач, но и необходимой основой, формирования умений и навыков в процессе обучения. Так, например, в реальном процессе обучения математике в школе формирование определенных программой умений и навыков лишено оперы на соответствующие приемы учебной деятельности, что отрицательно сказывается на качестве знаний и умений учащихся и их умственном развитии.

Таким образом, формирование определенной системы приемов учебной деятельности учащихся в процессе обучения математике является целью и средством их обучения и развития в учебном процессе ([43], [47]).

3.2. В заключение отметим некоторые основные показатели развития учащегося, которые еще не так разработаны, как образовательные стандарты и которые могут служить для педагогического наблюдения и оценки учителем с помощью психологического и педагогического инструментария (так называемого мониторинга - изучения некоторой системы до и после управленческого воздействия):

1) сформированность умений познавательной и другой учебной деятельности;

2) степень автоматизации этих умений, в частности, мышление свернутыми структурами;

3) уровень решения разнообразных учебных задач (его развитие от низкого и среднего к высокому, от конкретно-действенного и образного к абстрактному, теоретическому);

4) умение осуществлять перенос знаний и умений учебной деятельности в новые ситуации;

5) рефлексия учебной деятельности;

6) совершенствование видов и качеств всех познавательных процессов;

7) грамотная устная и письменная речь, умение задавать нужные вопросы;

8) стремление к постоянному поиску, любознательность, активность и другие качества ума;

9) способность к творчеству в учебной деятельности.

Думается, что с развитием технологического подхода к обучению эти показатели будут представлены в виде описания конкретных результатов развития ученика в процессе обучения математике.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.