Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитательные цели обучения математике






Таким образом, воспитательные цели – это использование всех удобных моментов в содержании обучения математике для всестороннего воспитания учащихся.

Их можно сформулировать следующим образом:

1) воспитание устойчивого интереса к изучению математики;

2) воспитание патриотизма и национального самосознания;

3) воспитание таких нравственных качеств личности, как воля, настойчивость, инициатива, упорство, точность, организованность, привычка к систематическому труду, дисциплина, добросовестное отношение к порученному делу, самостоятельность, активность;

4) эстетическое воспитание;

5) воспитание общей культуры, ознакомление с ролью математики в развитии культуры и науки;

6) воспитание культуры общения;

7) экологическое и валеологическое воспитание.

2.1. Интерес как психологическая категория - есть форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.

Выделяют следующие уровни интереса: I – ситуативный, случайный интерес; II – устойчивый (укрепившийся) интерес к учебным действиям; III – потребность в творческой деятельности, профессиональный интерес в учебной деятельности. Первый уровень характерен для младших школьников, чей познавательный интерес неглубокий, неустойчивый, непосредственный, вращается вокруг узко конкретного содержания его жизни. Второй уровень определяется в подростковом возрасте, их познавательный интерес становится более осознанным, начинает определяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность. Третий уровень характерен для старшеклассников, которых интересуют способы деятельности, типичные для того или иного предмета, необходимого им в будущей профессии.

Показателями наличия и укрепления интереса служат: внимание к объекту изучения, эмоциональный тон учебно-познавательной деятельности, желание осознать цели изучения интересующего объекта, стремление удовлетворить интерес, длительность и интенсивность интереса, повышение уровня интереса, преодоление трудностей в удовлетворении интереса, расширение сферы интереса и возникновение новых интересов.

2.2. Основные принципы воспитания патриотизма и национального самосознания сформулированы в общенациональной концепции образования России: 1) принцип верности духовному и историческому наследию России; процветающая Россия будущего возможна на прочном основании того духовного и культурного наследия, которое творчески создавала, за которое воевала и умирала нация в прошлом, которое явно или скрыто, пронизывает и сегодня российскую действительность; 2) принцип воспитания подрастающего поколения в духе гордости славным прошлым России и ответственности за будущее Родины; 3) принцип духовного воспитания с учетом роли христианства и Православной церкви в историческом и культурном строительстве России (на началах добровольности); 4) принцип изучения любой дисциплины вместе с вопросами истории науки, что демонстрирует сложность и многомерность научных проблем, учит терпимости в спорах о научных теориях, служит средством гуманизации общества; 5) принцип сохранения чистоты русского языка, повышения культуры языкового мышления.

2.3. Перечисленные качества личности, как и качества ума, рассмотренные выше, тесно связаны с математической деятельностью. Широко известно высказывание Г. Штейнгауза: «Если поручить двум людям, один из которых – математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат всегда будет следующий: математик сделает её лучше». Емувторят Д. Юнг; «Математик скорее, нежели какой-либо другой ученый, может найти свои собственные ошибки». А. Футе: «Можно отметить разницу между ходом мы­шления физика, который ищет краткости, и ходом мышления математика, который стремится достичь точности» У. Сойер: «Для всех математиков характерна дерзость ума. Математик не любит, когда ему о чем-нибудь рассказывают, он сам хочет дойти до всего. Стоит только показать, что какая-либо вещь невозможна, как найдется математик, который её сделает» и др.

2.4. Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие её способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства. Сознательное восприятие прекрасного в окружающем мире будит у молодых людей потребность в нем, формирует стремление строить свою собственную жизнь в соответствии с эстетическими нормами, по «законам красоты», способствует появлению чувства удовольствия и радости жизни.

Окрасоте в математике дадим слово самим математикам. Д. Юнг: «Математике, как таковой, присуща известная красота... Гёте удачно назвал благородный собор «окаменелой музыкой», но, может быть, ещё лучше было бы назвать такой собор «окаменелой математикой». Красоту математики (её простоту, симметрию, сжатость и полноту) можно и следует дать почувствовать даже самым малым детям. Когда этот предмет излагают должным образом и притом конкретно, то усвоение математики сопровождается эмоциями и наслаждением красотой, а не отвращением, какое могло бы вызвать только нечто неуклюжее и неприятное». Н.Е, Жуковский: «В математике есть тоже своякрасота, как – в живописи и поэзии. Эта красота проявляется иногда в отчетливых, ярко очертанных идеях, где на виду всякая деталь умозаключений, а иногда поражает она нас в широких замыслах, скрывающих в себе кое-что недосказанное, но многообещающее», Г. Харди; «Красота есть первый пробный камень для математической идеи; в мире нет места уродливой математике», Л. Кэррол: «Ни тридцать лет, ни тридцать столетий не оказывает никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин. Такая теорема, как «квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов», – так же ослепительна прекрасна сегодня, как и в тот день, когда Пифагор впервые открыл ее, отпраздновав, по преданию, свое открытие закланием сотни быков». Пуассон С.Д.: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием».

2.5. Эстетическое воспитание связано не только с понятием красоты, но и с эстетическими знаниями фактов, понятий, закономерностей из различных областей культуры, высшие эстетические ценности воплощает в себе искусство. При ознакомлении с искусством важную роль играют лучшие произведения мирового культурного наследия прошлого. От античных времен до наших дней можно проследить взаимодействие и взаимообогащение двух великих сфер человеческой культуры – науки и искусства. Это – два основных начала в человеческой культуре, две дополняющих друг друга формы творческой деятельности человека. В истории человечества были периоды, когда эти начала дружно уживались, я были и времена, когда они противоборствовали. Но в самой сердцевине науки есть элемент искусства, а всякое искусство несёт в себе частицу научной мудрости, искусство часто вырастает на основе науки (например, в медицине).

Если говорить о математике, то первоначальное значение слова «математика» (от греч. mathema - знание, наука) не утрачено и сегодня. Математика остается олицетворением науки, символом мудрости, царицей всех наук. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства (см. [23]).

2.6. Воспитание, как и обучение, предполагает управление детской деятельностью. И если в первом случае на первый план выступает учебная деятельность, то во втором – деятельность общения - первый и сходный вид деятельности, возникающий уже в первом полугодии жизни ребенка. Деятельность общения развивается на протяжении всего детства и имеет две основные формы: общение со взрослыми и общение с другими детьми. Обязательным условием деятельности общения является совместное решения какой-либо задачи, осуществление какой-либо совместной деятельности.

Обе формы деятельности реализуются всегда в единстве и в различных видах, например, в игре, в учёбе, в труде. Общение – один из факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов, источник информации и одно из средств её трансляции, средство познания норм поведения, средство самопознания, самореализации и приобщения к культуре, средство приобретения умений и навыков самостоятельной деятельности и выживания в мире. В общении можно приобрести опыт ведения дискуссии, позитивный взгляд на конфликтные ситуации, навыки разрешения конфликтов и адекватности выражения эмоций, навыки речевого общения, умения ориентироваться в партнерах и в ситуациях общения (см. лекцию 1, П.2.7).

Т.о., межличностные отношения играют роль среды формирования личности, и одной из целей учителя является создание условий для общения в учебной деятельности с использованием таких её форм, как фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная и их взаимодействия. Эти формы деятельности, по классификации Р.А. Утеевой [141], выделяются на основании шести существенных признаков: цели деятельности учителя и учащихся, вид задания учителя, вид учебной деятельности, руководство процессом выполнения задания, результат деятельности учащихся. Знание содержания каждой формы деятельности учащихся на уроке позволяет учителю не только повышать эффективность и качество обучения математике, но и способствует максимальному развитию личности каждого учащегося.

2.7. Основная цель экологического и валеологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое предполагает: соблюдение нравственных, правовых принципов природопользования, пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности, улучшение окружающей среды, здоровый образ жизни, нравственную заботу о себе и о будущих поколениях.

2.8. Отметим некоторые показатели воспитанности учащихся, используемые для психологической диагностики: использование школьниками нравственных знаний, нравственное поведение; самостоятельность жизненной позиции и убеждений; стремление осознать способы своего личностного развития, проектирование своей личности; готовность к принятию помощи другого человека в развитии своей личности; сформированность положительного эмоционального самочувствия; стремление к самосовершенствованию и саморазвитию; общая культура эрудиции (см. также (24), (126)).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.