Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по выполнению задания. При изучении данной темы следует помнить, что содержание понятия жизни раскрывается в дихотомии «живое – неживое»






При изучении данной темы следует помнить, что содержание понятия жизни раскрывается в дихотомии «живое – неживое», отличительные признаки которых дают самое общее представление о жизни.

В Новой философской энциклопедии жизнь определяется как «специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством трех моментов:

1) наследственной программой, записанной в совокупности генов (геном), т.е. в соответствующих последовательностях нуклеотидов дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК);

2) обменом веществ, специфика которого определяется наследственной программой;

3) самовоспроизведением в соответствии с этой программой.

Жизнь – уникальное явление природы, ее сохранение –нравственная задача всего человечества.

Принцип благоговения перед жизнью, провозглашенный А. Швейцером, призван определить ответственность каждого человека, и ответственность здесь не должна переноситься на власти, право, общество в целом (хотя такого рода ответственность существует).

Если каждый человек в своем поведении не будет руководствоваться данным принципом, жизнь на Земле всегда будет находиться под угрозой уничтожения.

Жизнь человека, общества и культуры – несравненно более богатое явление, чем жизнь в ее биологическом смысле.

В социально-гуманитарном познании категория «жизнь» занимает центральное место, т.к. все проявления общества и существование человека возможны только там, где есть жизнь.

Что касается надбиологического понимания жизни, то неклассическая философия, начиная с Шопенгауера, обращается к рассмотрению категории жизни преимущественно с точки зрения бытия человека, стремится определить основные ценности жизни. Шопенгауер видит в жизни космическое всеобщее, абсолютное и бесконечное начало мира, обладающее активностью, волей, составляющей сущность жизни.

Мировая воля Шопенгауера неразумна, бессознательна и слепа. Поэтому и основа мира иррациональна, лишена разума и духа.

Для Ницше жизнь это вечное движение, становление, рост, подъем, увеличение мощи и борьба, основным двигателем которой является воля к власти. В ней он вслед за Шопенгауером усматривает основу всей мировой эволюции.

Однако Ницше не склонен биологизировать человеческую жизнь, рассматривая ее в контексте культуры. Он убежден, что из двух важнейших средств познания жизни – науки и искусства – приоритет принадлежит искусству, назначение которого – создание иллюзий питающих жизнь.

С социокультурной точки зрения жизнь рассматривается как духовное явление, т.е. жизнь человека является человеческой, если она духовна.

Предметным воплощением духовности является культура, т.к. увековечивает жизнь человека как создателя и носителя духовных ценностей.

Анри Бергсон рассматривает жизнь в контексте его концепции эволюции как «потока жизни», первичным импульсом которого является «жизненный порыв». Он выделяет три основных направления движения жизненного порыва: чувствительность, интеллект и инстинкт, из которого впоследствии возникает интуиция. Лишь философия и искусство, опирающиеся на интуицию, в состоянии понять жизнь.

Вильгельм Дильтей был первым, кто ввел в философию понятие жизни как самостоятельной категории. Он определяет жизнь как «взаимодействие существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени». Важнейшей категорией, характеризующей жизнь, Дильтей считает переживание.

В контексте истории категория «жизнь» позволяет характеризовать человечество как единый организм. «История есть развитие духа в недрах человечества», - утверждает П. Рикер.

Дильтей определяет историю как объективацию жизни во времени, как организацию жизни в соответствии с отношениями времени и действия. Жизнь по своему материалу составляет одно с историей. История никогда не завершается, она есть то целое, в котором жизнь индивидов получает продолжение.

Только в истории человек обретает свое бессмертие, поскольку именно история создает механизмы, сохраняющие целостность сообщества людей и возможность продолжения и актуализации опыта предшествующих поколений. В качестве механизмов, сохраняющих целостность исторического опыта, являются, в частности, социальная память и забвение.

Память объединяет поколения. Как личная, так и социальная память обогащается историческим прошлым, ставит нас в коммуникацию с человеком, бывшим когда-то живым и стоящим за тем, кто отсутствует сегодня.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое жизнь в философском понимании и что отличает его от естественнонаучного понимания?

2. Чем определяется надбиологическое понимание жизни и каковы его критерии?

3. В чем заключается социокультурный и гуманитарный смысл жизни?

4. Как используется понятие «жизнь» в исторических науках?

5. Какие Вы знаете «принципы переживания» по Дильтею?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.