Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по выполнению задания.






Изучение данной темы необходимо начинать с уяснения специфики античной модели теоретического знания, которая наиболее полно представлена платоновским учением о сверхчувственном мире идей и познанием как «припоминанием», а также аристотелевским учением о единстве формы и материи и аналитике понятий, которой предшествует категориальный анализ «значений сущего». Для этого полезно ознакомиться с работами Аристотеля «Метафизика» и «Категории».

Далее следует раскрыть особенности схоластического теоретизирования и его историческую роль в формировании научно-теоретической формы познания.

Изучать философскую методологию науки Нового времени целесообразно через призму дискуссии эмпиризма и рационализма. Особое внимание следует уделить механистической парадигме научного знания.

Анализ пересмотра методологических оснований науки в рамках трансцендентальной философии И. Канта позволит получить более определенное представление не только об истории, но и о теории методологии научного знания. Особенно внимательно необходимо отнестись к правильному пониманию значения идеалистической диалектики Гегеля для современной методологии науки. Для этого целесообразно изучить «Науку логики» Г.В.Ф. Гегеля, а также материалистическую интерпретацию его идей классиками марксизма.

Чтобы понять ту идейную борьбу, которая происходила среди методологов науки во второй половине девятнадцатого и, особенно, двадцатого века, необходимо проследить эволюцию идей исторических форм позитивизма, особенности неокантианской и герменевтической методологии социально-гуманитарных наук, а также феноменологическую методологию Э. Гуссерля и его последователей разных философских школ и позиций.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что общего и что отличает умозрительную теорию античности и схоластическое теоретизирование средневековья?

2. В чем состояла односторонность эмпиризма и рационализма?

3. Есть ли границы у научного познания?

4. Чем отличается диалектика Маркса от диалектики Гегеля?

5. Почему позитивизм не смог стать всеобщей теорией науки?

6. Может ли социально-гуманитарное знание считаться наукой?

7. Что объединяет представителей различных философских школ и позиций, принимающих феноменологическую методологию науки?

 

Тема 2.4. Социокультурные и аксиологические основания науки. Этика научной деятельности

План семинарского занятия.

1. Социокультурные предпосылки научного знания.

2. Аксиологические основания науки.

3. Этос науки.

4. Этические проблемы естественных и социально-гуманитарных наук.

5. Этика науки как социального института.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.