Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по выполнению задания. При ответе на первый вопрос семинарского занятия необходимо, прежде всего, раскрыть значение термина «аксиология» и перейти к определению аксиологии как






При ответе на первый вопрос семинарского занятия необходимо, прежде всего, раскрыть значение термина «аксиология» и перейти к определению аксиологии как философской доктрины ценностей (императивы, идеалы, эталоны, регулятивы, принципы, нормы), анализирующей природу, характер, способы, состав регламентирования смысложизненных позиций, ориентации, мотивации человеческой деятельности.

Далее необходимо определить предмет аксиологии как нормативной, рефлективной дисциплины. В отличие от иных наук, изучающих способы конкретного нормирования поведения (юриспруденция, история, педагогика), она концентрируется на вопросах фундаментального свойства: стихия человеческого общения и принципы его регулирования, регламентации, регуляции составляют основу аксиологического рассмотрения.

Затем целесообразно перейти к анализу функций аксиологии как философской науки: аналитической, рефлективной, критической, социальной, регулятивной и гуманистической.

При подготовке ко второму вопросу семинарского занятия следует определить центральную категорию аксиологии – «ценности», как специфических социальных характеристик объектов, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, истина, справедливое и несправедливое, прекрасное и безобразное и т. п.), заключенное в явлениях общественной жизни.

Следует учитывать, что социокультурная и историческая обусловленность научного познания осуществляется не только через воздействие социальных институтов, политику капиталовложений и государственной поддержки науки, но и на микроуровне, через систему ценностных ориентаций самих ученых.

Система идеалов, мировоззренческих и этических ценностей с необходимостью влияют на характер и результаты научной деятельности исследователя.

Рассматривая социальные основания науки, следует помнить, что социальные основания науки – совокупность представлений науки о ее взаимосвязи с обществом, формах и характере этой взаимосвязи. В свою очередь аксиологические основания науки совокупность представлений (допущений) науки о внешних и внутренних ценностях науки и их изменении, оценка значимости научных достижений, понимание роли свободы и ответственности в деятельности ученых, представления об идеалах и нормах научного исследования.

При ответе на последний вопрос семинарского занятия, необходимо, прежде всего, раскрыть понятие «общество знания», которое связано с развитием естественных, социально-гуманитарных, технических наук и их взаимодействие с обществом, а также рост университетов, престижа образования дали старт процессу, который получил название «онаучивание общества». Оно состояло в том, что донаучные и вненаучные представления людей стали пополняться и вытесняться теми, которые пришли вместе с наукой и обрели обыденность в своем употреблении.

Следует раскрыть такие функции социальных наук, как критика действительности и ее проблематизация.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что означает термин «аксиология» и какова история его становления?

2. Что является предметом аксиологии как философской науки?

3. Каков статус аксиологии в системе научного знания?

4. Какие функции аксиологии Вы знаете?

5. Какова центральная категория «аксиологии»?

6. В чем заключается социокультурная и историческая обусловленность научного познания?

7. Какие социальные основания науки Вы знаете?

8. Какие аксиологические основания науки Вы знаете?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.