Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации по выполнению задания. Подготовку к практическому занятию целесообразно начинать с выявления исторических форм разделения труда






Подготовку к практическому занятию целесообразно начинать с выявления исторических форм разделения труда, в процессе которого формировались институциональные признаки науки. Данное рассмотрение позволит ответить на первые два вопроса семинара. Для этого необходимо обратить внимание на специфическое положение жреческой прослойки в древних цивилизациях, особенности платного обучения философии в софистических школах, раскрыть роль рабовладения в возникновении философских школ классической, эллинской и поздней античности, формирование религиозных школ и университетов средневековья, и, наконец, возникновение профессиональной научной деятельности и соответствующих ей социальных форм существования в Новое время. Закончить этот исторический экскурс следует характеристикой дисциплинарных последствий превращения науки в непосредственную производительную силу.

При ответе на третий вопрос необходимо дать характеристику понятия «социальный статус науки» и выявить основные факторы ее социализации: возникновение профессиональной научной деятельности, как следствие социального разделения труда; возникновение научных организаций, институтов, университетов, лабораторий, библиотек, научных журналов, книжных научных издательств; устойчивые формы трансляции научных знаний; государственная и частная поддержка научной деятельности; социальная востребованность научных результатов и т.п.

При подготовке к четвертому вопросу следует остановиться на рассмотрении следующих функций науки: познавательной, мировоззренческой, практической, функции производства истинного знания, функции практического преобразования (технологической), культурной (процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания), функции фактора социальной регуляции (условие рационального управления), функции непосредственной производительной силы, функции социального преобразования.

При освещении последнего вопроса следует рассмотреть законотворческую, исследовательскую, координаторскую, просветительско-пропагандистскую и международные функции государства. Кроме того, важно отметить роль государства в развитии современной науки.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какие Вы знаете подходы к определению науки как социального института?

2. Какие современные научные школы Вы знаете, и по каким критериям определяется научная школа?

3. Какие функции выполняет наука в жизни современного общества?

4. Какие сектора науки существуют в развитых странах?

5. Какие структурные единицы научно-технического комплекса выделяют в современных развитых странах?

6. Каковы функции современного государства по отношению к науке?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.