Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.4. Демаркация научного и вненаучного знания






Проблема демаркации научного знания в истории философии. Размежевание обыденно-практического и умозрительного знания. Философия как наука наук в античности и средневековье. Антисхоластическая революция Нового времени. Автономия науки в форме деизма, пантеизма и атеизма. " Полезность" науки. И.Кант о границах научного познания. Гегельянская реставрация диатребической традиции понимания философии как науки наук и критерий научности. Ф. Энгельс об " отпочковании" наук от философии и критериях научности. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм о демаркации научного и вненаучного знания. Специфические признаки научности. Основные формы вненаучного знания и их социокультурные функции. Паранормальное знание. Оккультизм. Эзотеризм. Теософия. Герметизм. Мистика. Обыденно-практическое знание. Игровое познание. Личностное знание. Народная наука.

Наука и паранаука. Наука и лженаука. Наука и квазинаука. Наука и антинаучное знание. Наука и псевдонаучное знание.

 

Тема 1.5. Научные традиции и научные революции.
Типы научной рациональности

Понятие научных традиций. Понятие научных революций. Концепция научных революций Т. Куна. Типы научных революций. «Мини-революции», локальные революции, глобальные революции. Научные революции как перестройка оснований науки. Внутридисциплинарные, междисциплинарные и социокультурные факторы прогресса в науке. Преобразование научной картины в контексте «глобальных революций».

Понятие научной рациональности как интеллектуальной деятельности и вытекающих из нее практик. Знание, как совокупность интеллектуальных практик. Дискурс, как определенный культурно-историческими и социальными условиями способ производства знания. Знания рационального дискурса. Характерные особенности рационального дискурса: экзотеричность, понятийность, рефлексивность, критичность, логический детерминизм, упорядоченность и категориальность. Характеристики рациональности: логическая непротиворечивость, интерсубъетивность.

Нерациональное и иррациональное: чувственное познание, эмпирическое познание, мистическое, интуитивное познание, интуитивно-профетическое познание.

Тип знания (античный тип - episteme, средневековый тип - doctrina, нововременной - scientia, современный тип - hermeneia, постсовременный тип - deconstruction, информационный тип – digital). Вид знания. Форма знания. Философское знание. Естественнонаучное знание. Гуманитарное знание. Социальные науки.

Типы научных рациональностей: классическая, неклассическая, постнеклассическая.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.