Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческое развитие понимания предмета психологии развития и возрастной психологии.






Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изу-

чающая факты и закономерности развития человека, возрастную

динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся,

изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Пси-

хология развития выделяет возрастные изменения в поведении лю-

дей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерно-

сти приобретения людьми опыта и знаний1. В центре внимания —

≪ различные формы психической организации, типичные для от-

дельных периодов жизненного пути человека≫ 2. Возрастная психо-

логия ставит своей задачей исследование целостного психического

развития ≪ на всем пространстве человеческой жизни от рождения

до смерти≫, сверхзадача — изучение ≪ изменяющегося, развивающе-

гося индивида в изменяющемся мире≫ 3.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды раз-

вития, причины и механизмы перехода от одного возрастного пе-

риода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и

направленность психического развития в онтогенезе.

Выделены следующие р а з д е л ы в о з р а с т н о й п с и х о л о -

гии: психология младенца, психология раннего возраста, дошколь-

ная психология, психология младшего школьника, психология под-

12 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития...

ростка, психология юности, психология среднего возраста,

психология старости (геронтопсихология).

Важнейшей составной частью возрастной психологии была и ос-

тается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем ≪ Введении в дет-

скую психологию≫ определил ее предмет как изучение процесса ста-

новления ≪ субъекта многообразной человеческой деятельности≫ из

беспомощного новорожденного1.

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в каче-

стве детской психологии выделилась в самостоятельную область зна-

ний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера

≪ Душа ребенка≫ считается отправной точкой систематических на-

учных исследований психического развития в детстве.

На протяжении прошедшего времени само понятие предмета

детской психологии (понимание того, чтоследует изучать) неодно-

кратно трансформировалось, что было тесно связано с изменением

методологии исследования2. Первоначально, во второй половине

XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление кон-

кретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии

психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на во-

просы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в

какой последовательности появляются у ребенка новые умения,

компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали

методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового

эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал во-

прос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении

некоторых общих закономерностей психического развития. Решение

этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции),

А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная тради-

ция изучения детей).

В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка

стало основным объектом изучения с позиций классического бихе-

виоризма. Считалось важным установить реакции детей разных

возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в

реагировании на внешнюю среду.

Исследователей все больше начинают занимать вопросы о фак-

торах, условиях и движущих силах развития. Стремление проник-

нуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к мето-

дам сравнительного изучения психического развития в норме и

патологии, методам кросс - культурного исследования, эксперимен-

тально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого

ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

В отечественной психологии основные задачи детской возраст-

ной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934).

В работе ≪ Проблема возраста≫ он указал на необходимость изуче-

ния особенностей каждого возраста, основных типов нормального и

анормального развития, структуры и динамики детского развития в

их многообразии.

 

3. Современные представления о предмете психологии развития и возрастной психологии.

Современная отечественная психология развития рассматривает

созревание как психофизиологический процесс последовательных

возрастных изменений в центральной нервной системе и других сис-

темах организма, обеспечивающий условия для возникновения и

реализации психических функций и накладывающий определенные

ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из ос-

новных принципов возрастной физиологии — принцип гетеро-

хронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что

разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью

и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального

развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной

этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в

значительной степени определяющую потенциальные психологиче-

ские возможности данного возраста.

Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для пси-

хологии и педагогики1:

тенденция к качественному изменению и переходу на более

совершенные уровни функционирования;

необратимость развития (обратное развитие как полное

восстановление того, что было раньше, невозможн

обязательное сочетание, включение элементов прогресса и

регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений

развития оставляет нереализованными многие другие);

неравномерность развития (периоды резких качественных

скачков сменяются постепенным накоплением количественных из-

менений);

зигзагообразность развития (связана с формированием

принципиально новых структур, которые на начальных этапах

функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем

старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок

перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для

своего здоровья);

переход стадий развития в уровни (с появлением новой,

более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в ка-

честве одного из иерархических уровней новой системы);

тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно

без сильной консервативной тенденции).

Различают несколько видов психического развития: филогенети-

ческое, онтогенетическое, функциональное.

Филогенез психики — становление структур психики в

ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории

человечества.

Онтогенез психики — формирование психических струк-

тур в течение жизни отдельного индивида.

. В возрастной психологии проявляется все больший интерес к

развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период

эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее

время пренатальное развитие, эмбриогенез психики

рассматривается как своеобразный адаптационный период, в тече-

ние которого происходит приспособление организма к окружающей

среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или

иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и

эмоциональные предпочтения).

Ф у н кци о н а л г ен ез, функциональное развитие

психики — развитие психических функций; возникновение ново-

го уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических

и других задач, процесс овладения новыми умственными действия-

ми, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная

часть онтогенетического становления психических процессов чело-

века.

Различают также н о р м а т и в н о е психическое развитие и ин -

дивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь

идет об общем, присущем большинству людей данного возраста ха-

рактере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об

идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, лично-

стного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативно-

стью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на

своеобразие некоторых ее способностей.

Важнейшее понятие психологии развития — п с и х о л о г и ч е -

с к и й в о з р а с т. Он определяется как стадия развития индивида в

онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологиче-

ски и символически фиксированная. В зависимости от метода пе-

риодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в

разных психологических школах выделяют отличающиеся психоло-

гические возрасты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.