Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система качества ЛПУ






Применение стандарта для обеспечения качества медицинской помощи включает 6 этапов.

· Обучение медицинского персонала (администрации, врачей, среднего и младшего медицинского персонала) и других специалистов ЛПУ вопросам обеспечения качества медицинской помощи в соответствии с требованиями МС ИСО 9000: 2000 (международные стандарты) по разработанным дифференцированным программам с чётом специфики профессиональной деятельности.

· Анализ стартового состояния действующей в ЛПУ системы качества по разработанной методике.

· Разработка документации по системе качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9000: 2000 с учётом всех аспектов медицинских технологий.

· Подготовка группы внутреннего аудита для оценки и анализа системы качества ЛПУ с целью её поддержания и улучшения.

· Внедрение разработанной документации.

· Сертификация системы качества.

 

Рис. 1. Иерархия документов системы качества ЛПУ

 

Для обеспечения качества медицинских услуг любого ЛПУ необходимо разработать документацию на систему качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО, соблюдая требования иерархии документов системы качества (рис. 1). Процессу разработки документации должна предшествовать подготовка специалистов ЛПУ по вопросам обеспечения качества, так как разрабатываемая документация должна описывать регламент всех выполняемых процедур, исходя из имеющихся реальных возможностий ЛПУ и накопленного опыта. Иерархия документов системы качества (см. рис. 1) предусматривает три уровня документации.

Документация системы качества лечебно-профилактического подразделения должна строго и профессионально регламентировать все виды деятельности ЛПУ. Документы, описывающие систему качества, имеют свою иерархию и ориентированы на определённый круг задействованных специалистов – от администрации до младшего медицинского персонала.

Каждый документ имеет свой регламент с целью обеспечения качества. Это всегда минимизирует риск, что особенно важно для медицины.

1-й уровень. Политика в области качества (основные направления и цели ЛПУ в области качества, официально сформулированные высшим руководством) и руководство по качеству (документ, описывающий систему менеджмента качества ЛПУ). Руководство по качеству разрабатывается в соответствии с руководящими указаниями по разработке руководств по качеству. Руководство по качествy может быть общим для всего ЛПУ, при этом не исключена целесообразность существования дифференцированных руководств качеству с учётом специфики отделений, например стоматологического, отделения функциональной диагностики и т.п. К руководству по качеству прилагаются организационная структура ЛПУ и матрица ответственности администрации. Пользователи документации 1-го уровня — администрация ЛПУ, потребители медицинских услуг, третья сторона (органы по сертификации, страховые компании).

2-й уровень. Методологические инструкции и другие документы по обеспечению качества, регламентирующие функциональную деятельность подразделений. Этот вид документации предусматривает алгоритмы работ с необходимой степенью детализации, которые расшифровывают последовательность действий с отражением ответственностей и всех требований (в виде ссылок на документы и/или конкретных указаний) для выполнения требуемых действий. Пользователи документации 2-го уровня — специалисты структурных подразделений ЛПУ.

3-й уровень. Алгоритмы конкретных процедур и медицинских услуг (простых, сложных и комплексных). Предусмотрено несколько видов алгоритмов в зависимости от специфики процедур и медицинских услуг. Алгоритм расшифровывает технологический процесс процедуры и/или услуги, строго соблюдая последовательность действий, указывает ответственности и условия, необходимые для выполнения всех предусмотренных действий, в том числе разрабатывается алгоритм взаимодействия с пациентом. В нём предусмотрены обучение пациента или его родственников (в педиатрии и в тех случаях, когда пациент неадекватен), информированное согласие пациента, схема приёма препаратов и проведения процедур, поведение и образ жизни пациента, дневник пациента, этика общения пациентом и/или его родственниками, права пациента. При описании этих действий следует строго соблюдать требования медицинских технологий и ссылаться на необходимые документы, инструкции, положения, формуляры. Практика показала, что такой подход резко снижает риски при оказании медицинской помощи.

При описании конкретных процедур можно рекомендовать пользоваться следующими принципами.

• Если в процедуре участвуют несколько специалистов и /или подразделений, её можно представить в виде определение алгоритма. Таким образом, весь процесс оказания медицинской услуги будет изображён с нужной степенью детализации, указанием ответственности задействованных лиц и подразделений, а также инструкций, обязательных для выполнения Степень детализации определяется сложностью процедуры (процесса) и квалификацией персонала.

• Если процедуру выполняет один человек, порядок её выполнения и необходимые комментарии конкретизируют в методологических рекомендациях.

Пользователи документации 3-го уровня — врачи, средний младший медицинский персонал, специалисты вспомогательных подразделений. Каждый уровень документации дополняют разработкой конкретных должностных инструкций для работающего персонала с указанием прав, обязанностей, ответственности.

Ниже в иерархическом порядке приведены основополагающие документы системы качества для ЛПУ:

• федеральные законы;

• постановления Правительств Российской Федерации;

• государственные стандарты (ГОСТ);

• международные стандарты (ИСО);

• отраслевые стандарты (ОСТ);

• межгосударственные стандарты (МГОСТ);

• медико-экономические стандарты (МЭС);

• протоколы ведения больных;

• руководящие документы (РД);

• отраслевые методические указания (ОМУ);

• методические указания (МУ);

• методические инструкции (МИ);

• рекомендации Министерства здравоохранения и социального развития России;

• приказы Министерства здравоохранения и социального развития России;

• прочие нормативные документы.

Предлагаемая методология имеет ряд преимуществ:

• Возрастает продуктивность работы каждого сотрудника (от младшего медицинского персонала до высшей администрации) и ЛПУ в целом.

• Минимизируется риск.

• Большинство решений и заключений (назначения, рекомендации, анализы, процедуры и т.п.) сформулированы правильно с первого раза, соответственно уменьшается количество повторных обследований, и сокращаются время и средства, затрачиваемые на одного пациента.

• Улучшается контакт с пациентом и/или его родственниками, степень доверия возрастает.

• Осуществляются объективная оценка и анализ работ различных подразделений и ЛПУ в целом, взаимоотношений со страховыми компаниями, состояния здоровья отдельного пациента и динамики процесса лечения и/или реабилитации, эффективности применяемых препаратов, методов диагностики, лечения и реабилитации.

• Постоянно улучшается действующая система качества.

• Повышается эффективность медицинской помощи.

Благодаря такому подходу будут удовлетворены потребности всех заинтересованных сторон: пациента, врача, семьи, страховой компании, общества, государства.

Таким образом, система качества — это сочетание ресурсов, организационной структуры и методик, необходимых для достижения качества.

Процесс оказания медицинской помощи — деятельность, основанная на МС ИСО 9000 для разработки систем качества в медицине и подразумевающая необходимость проведения широкого комплекса мероприятий на уровне государства в целях обеспечения качества профилактики, диагностики и лечения, так как в настоящее время в ряде случаев медицинская помощь не соответствует современным требованиям.

В соответствии с принятыми постановлениями все ЛПУ должны оказывать своевременную адекватную медицинскую помощь. Но при этом ЛПУ поставлены в такие условия, что оказываемый объём медицинской помощи зависит от фактического финансирования.

Известно, что исключения из правил и нестандартные ситуации - очень частое явление в медицине (в отличие от других сфер деятельности), так как процесс оказания медицинской помощи предельно конкретен для каждого пациента, а индивидуальные особенности человеческого организма многообразны и непрогнозируемы. В этих условиях при отсутствии системы качества резко возрастает степень риска как для пациента, так и для медицинского персонала. И даже когда система оказания медицинской помощи на первый взгляд отлажена неплохо, она не гарантирует пациенту оказания своевременной адекватной медицинской помощи. Максимально возможная минимизация риска при оказании медицинской помощи - проблема, которую современное здравоохранение обязано решить. Для этого в каждом ЛПУ должны быть чёткие регламенты работы различных структур, гарантирующие соблюдение всех показателейкачества медицинской помощи, приведённых выше.

Единственно правильный подход к решению этой проблемы — внедрение международных стандартов ИСО 9000. Сертификация по ИCO 9000 является гарантией и подтверждением, что система управления лечебно-профилактическим процессом находится на должном уровне, исключает ошибки при обычных ситуациях и предельно минимизирует риски в нестандартных случаях.

Система качества гарантирует чёткость и безошибочность реализации медицинских технологий в тех случаях, когда ЛПУ имеет ясную политику в области качества, обученный персонал, чёткие стандартные документированные процедуры и утверждённую систему персональной ответственности (матрицу ответственности по маршруту оказываемых медицинских услуг). Это позволяет гарантировать, что будет сделано всё необходимое для оказания временной адекватной медицинской помощи пациенту и обеспечения лечебно-профилактического процесса в рамках возможностей конкретного лечебного учреждения.

Современная методология управления качеством, в том числе методология международных стандартов ИСО 9000, основана на положениях: концепции постоянного усовершенствования Э. Деминга (рис. 2) и цепной реакции Э. Деминга (рис. 3).

 

 

ЦИКЛ PDCA

 

Рис. 2. Концепция постоянного усовершенствования

 

Управление качеством при оказании медицинской помощи предельно чётко реализуется при использовании подходов, заложенных в концепции постоянного усовершенствования Э. Деминга.

К таким подходам относят:

• определение целей и задач;

• определение способов достижения целей;

• обучение и подготовку кадров;

• выполнение медицинских услуг;

• проверку результатов оказания медицинской помощи;

• анализ выявленных несоответствий;

• проведение корректировок.

Рис. 3. Цепная реакция Э. Деминга при оказании медицинской помощи

 

Основная цель при оказании медицинской помощи — своевременное и профессиональное выявление несоответствий (отклоненийот нормы), анализ, принятие и реализация правильных решений с целью устранения несоответствий (или уменьшения их воздействия на состояние пациента).

Используя цикл PDCA медицинской помощи (см. рис. 2) как алгоритм для обоснования принципиальных положений системы; качества ЛПУ, можно сделать следующие выводы, полностью соответствующие рекомендациям стандартов ИСО 9000.

• При оказании медицинской помощи нужно учитывать важнейший фактор — последствия лечения. Необходимо обеспечить по возможности наилучший результат качества жизни конкретного пациента с точки зрения его самого или его родственников, корректное прогнозирование этого результата (закон об информированном согласии).

• Все этапы жизненного цикла без исключения влияют на качество медицинской помощи. Необходимо обеспечить качество на каждом этапе.

• Переход из одного этапа в другой сопровождается некоторой потерей запланированного качества (как правило, конечный результат более скромный, чем ожидаемый).

На всех этапах важно обеспечить:

• высокий уровень квалификации специалистов;

• систематическое и опережающее обучение всех категорий сотрудников ЛПУ, в том числе и по вопросам обеспечения качества медицинской помощи;

• строгий учёт затрат;

• строгий учёт издержек (потерь) с целью их минимизации;

• направленность экономики здравоохранения на достаточное качество медицинской помощи, невозможность нанесения ущерба пациенту.

С целью удовлетворения запросов потребителей и обеспечения экономической состоятельности ЛПУ необходимо проведение маркетинга.

Адекватно организованное здравоохранение по принципу цепной реакции Э. Деминга (см. рис. 3) может и должно быть рентабельным. Речь идёт не об экономии на пациенте, а о продуманном и взвешенном использовании ресурсов, предусмотренных медико-экономическими стандартами, с максимальной пользой для пациента. Эту проблему можно решить только при наличии современной системы качества в ЛПУ.

Изложенные выше подходы объединены в рекомендациях стандартов ИСО 9000. Если следовать этим рекомендациям, адаптированным к специфике деятельности ЛПУ, можно гарантировать такую медицинскую помощь, которая будет соответствовать установленным и продекларированным показателям качества и обеспечивать поддержание качества жизни пациента на должном уровне с учётом ограничений, связанных с исходным состоят пациента.

Главное достоинство такого подхода заключается в том, что, конкретизируя функции и делегируя ответственность, мы облегчаем работу медицинского персонала, резко снижаем риск и создаём основу для обеспечения качества медицинской помощи.

Пакет методологических инструкций по выполняемым процедурам, дополненный необходимыми рабочими и должностными инструкциями, будет основой документированного регламента системы качества ЛПУ. Такой регламент создаст предпосылки для обязательного выполнения полного комплекса требований по всей технологической цепочке предоставляемой медицинской услуги, избавит лечащих врачей от пустой и изнурительной суеты, обеспечит проверяемость действий и личную ответственность всего медицинского персонала.

Описание процедур (в виде руководств) значительно облегчает работу хирургических отделений, палат интенсивной терапии, реанимационных отделений, процедурных кабинетов, перевязочных и др. Это относится не только к условиям стационара. Подобный подход даёт положительные результаты при использовании в поликлиниках (муниципальных, ведомственных, коммерческих), например, в работе врачей общей практики, узких специалистов, кабинетов ЛФК и процедурных кабинетов.

Описание процедур также обеспечивает гарантии полного соблюдения технологического регламента при оказании медицинской помощи: когда процедура чётко расписана, значительно повышается вероятность её качественного выполнения при конкретизации ответственности всего медицинского персонала. Лечащий врач может не отвлекаться от своей непосредственной работы, он спокоен за сопутствующие его работе необходимые действия среднего медицинского персонала. Этот пакет документов гарантирует добротность медицинских услуг, реализуемых при непосредственном контакте с пациентом. Именно поэтому он является основополагающим для системы качества ЛПУ.

Следует отметить, что в медицине для обеспечения продуктивной работы медицинского персонала и качественного обслуживания пациента важно соблюдение норм и требований к таким ресурсам, как персонал, инфраструктура, производственная среда. Поэтому уже сейчас следует и обучение, и разработку документации по системе качества в ЛПУ проводить в соответствии с МС ИСО 9000: 2000.

 

 

Литература:

1.Сопина З.Е., Фомушкина И.А. Управление качеством сестринской помощи: учебное пособие. – Москва.: АНМИ, 2006г.-151 с.

2.Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. – 2-е изд., исправл. и доп. – М.: ГЭОТАР Медиа, 2008. – 368 с.: ил.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.