Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лечение заикания






Заикание, подобно другим болезням, старались излечить все­ми возможными и невозможными средствами. Кроме врачебных средств, в сороковых годах неким Диффенбахом в Берлине, име­новавшим себя хирургом, была предложена особая операция для излечения заикания, которыя действительно и была произведе­на на 60 заиках (!) и заключалась В ВЫРЕЗАНИИ КЛИНОВИД­НОГО КУСКА ИЗ КОРНЯ ЯЗЫКА! Так как эта тяжелая и опас­ная операция, понятно, не могла оказать никакой пользы, то некоторые французские и английские хирурги, именно АМЮССА, ДЖЕРСЛЕЙ, БРАЙД и проч. пытались заменить ее другими операциями, как напр, разрезом язычных мышц, миндалевид­ных желез и язычка (!!), которыя, однако же, оказались равным образом совершенно безполезными.

В конце сороковых и в пятидесятых годах стали приходить к тому убеждению, что эту болезнь невозможно излечить внутренни­ми врачебными средствами или операциями, и врачи того вре­мени начали советовать заикам, для излечения этаго порока речи, заниматься различными УПРАЖНЕНИЯМИ СВОИХ ОРГАНОВ ГОЛОСА И РЕЧИ.

Все упражнения, за небольшими несущественными вариаци­ями, состояли в том, что заик УПРАЖНЯЛИ сначала В ПРОИЗ­НОШЕНИИ затруднительных для них звуков, а затем в РАВНО­МЕРНОМ ЧТЕНИИ, В ТАКТ, ПОСЛЕ ГЛУБОКОГО ВДЫХАНИЯ заданного предложения или периода, каковыя уп­ражнения они должны были повторять как можно чаще. Этот врачебный способ, введенный собственно Коломба, Кленке и Левесом, которые не могли достаточно. нахвалиться им, хотя и не лишен основания, но тем не менее не удовлетворяет ВСЕМ условиям, удовлетворение которых необходимо для исцеления заикания, как мы это сейчас увидим при описании моего спосб-ба лечения.

Он должен, понятно, основываться на устранении тех произ­водящих или болезнетворных причин, которыми обусловливает­ся происхождение и существование заикания. Эти причины сле­дующие:

1) ПОВЕРХНОСТНОЕ, НЕПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ.

2) УПАДОК ИЛИ ОСЛАБЛЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НЕРВОВ, которым и обусловливается ненормальность дыхания. Поверхностное, неправильное дыхание я исправляю:

а) Упражнениями в дыхании,

б) Упражнениями голоса,

в) Упражнениями в чтении и разговоре.

а) УПРАЖНЕНИЯ В ДЫХАНИИ заключаются в следующем:
Дав больным, у которых должна быть при этом обнажена

грудь, занять вышеописанное положение, я заставляю их сде­лать глубокое вдыхание ЧЕРЕЗ НОС, между тем как сам на­жимаю рукою плашмя, сперва нежно, а потом все сильнее и сильнее на месте прикрепления грудобрюшной преграды. По совершении вдыхания я заставляю больных ЗАДЕРЖАТЬ ВОЗ­ДУХ В ЛЕГКИХ. Эта приостановка в дыхании продолжается сначала от 5 до 10 секунд, но затем я ее постепенно увеличи­ваю до 20—30—60 секунд, смотря по силам и телосложению больного и.степени развития страдания. При этом необходи­мо тщательно наблюдать, чтобы ВЕСЬ вдохнутый воздух был задержан в легких, т.е. чтобы дыхание было совершенно при­остановлено, так как в противном случае, т.е. если хотя самая незначительная часть принятаго воздуха ускользнет через нос или рот, то мы не достигнем и самой цели операции — укреп­ления дыхательных органов, или же достигнем ея лишь отча­сти. Затем я заставляю больных сделать выдыхание, причем один раз оно должно быть БЫСТРОЕ, ИЗО ВСЕХ СИЛ, В ОДИН ТОЛЧОК, а в другой - МЕДЛЕННОЕ, ПРОДЛЕН-ЧОЕ, РАСТЯНУТОЕ. Это медленное выдыхание, которое сначала не должно длиться дольше 5—8 секунд, впослед­ствии, по мере надлежащего упражнения и укрепления лег­ких, должно быть продолжено до 25, а в некоторых случаях и до 30 секунд.

По окончании этих ТРЕХ дыхательных моментов, которые в совокупности я называю ДЫХАТЕЛЬНЫМ СЕАНСОМ, я даю заикам от 1/2 до 1 минуты отдых и затем опять начинаю снова ту же процедуру, которую таким образом повторяю до тех пор, пока больные не почувствуют легкаго утомления... Заики вооб­ще выдерживают без утомления эти упражнения в продолже­нии 15—25 минут. Упражнения должны производиться ЕЖЕД­НЕВНО, лучше всего утром до обеда, впродолжении всего курса лечения заикания, для котораго требуется приблизительно от 8—12 недель.

б) УПРАЖНЕНИЯ ГОЛОСА. Сделав глубокое, медленное вдыхание, заики ТЯНУТ одну из гласных, напр., а, СИЛЬНЫМ ГРУДНЫМ ГОЛОСОМ СТОЛЬКО ВРЕМЕНИ, СКОЛЬКО МО­ГУТ ЭТО БЕЗ ОСОБАГО УСИЛИЯ И НАПРЯЖЕНИЯ. Это так называемая вокализация требует большой точности в исполнении. В первое время... вокализация гласной а продолжается сред­ним числом от 10—15 секунд, но по мере упражнения легких и усовершенствования дыхания, заики приобретают возможность вы­держивать или тянуть ее от 20—30 секунд. Подобным же образом упражняются в произношении и прочих гласных: а, е, ё, и, i, о, у, ю, ы, э, причем нужно заметить, что вокализацие букв в, и, i все­гда бывает короче или кратковременнее прочих гласных.

Голосовая гимнастика должна точно также производиться ежедневно втечении всего курса лечения.

в) УПРАЖНЕНИЯ В ЧТЕНИИ И РАЗГОВОРЕ. К этим пос­ледним приступают не ранее как ЧЕРЕЗ 4 НЕДЕЛИ после нача­ла упражнений в гимнастике легких и голоса.

Смотря по степени развития страдания и образованию боль­ного, я выбираю известное место из того или другого сочине­ния в прозе. Затем, приказав пациенту сделать ГЛУБОКОЕ вды­хание, заставляю его прочесть избранное место ГРОМКО и МЕДЛЕННО, СЛОГ ЗА СЛОГОМ. Первоначально следует вы­бирать короткие предложения, состоящие не более как из 3—4 слов, как напр., «сила солому ломит», «век живи, век учись», и т. п.

Такое чтение производится обыкновенно БЕЗ ЗАИКА­НИЯ, но если встретилось затруднение при произношении котораго либо из слов или слогов, то его необходимо повто­рять ДО ТЕХ ПОР, пока упражняющийся не прочтет ВСЕ­ГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ плавно, правильно и без малейшей за­пинки.

Все слова, входящие в состав данного предложения, нуж­но читать ПО СЛОГАМ: «си-ла со-ло-му ло-мит». При этом следует наблюдать, чтобы произношение каждаго отдельного слова сопровождалось УДАРОМ ПАЛЬЦА ПО КАКОМУ-ЛИБО ТВЕРДОМУ ПРЕДМЕТУ. В продолжении сеанса, про-должающагося обыкновенно полчаса, таким образом застав­ляют прочесть от 20 — 30 подобных предложений. На следующий день назначают для чтения уже более многослож-ныя предложения, состоящие из 5—6 слов, и таким образом постепенно восходят до цельных периодов от 20—30 слов, заставляя прочитывать и их по слогам В ОДНО ДЫХАНИЕ или В ОДИН ПЕРЕВОД ДУХА.

Как только больные оказываются в состоянии прочитывать в один перевод духа такие многосложныя предложения, то пере­ходят к другим упражнениям в чтении и разговоре; а именно: к чтению стихотворений. Последние должны быть с короткими стихами и каждый стих читается, после глубокого вдыхания, не по слогам, а ПО РИТМУ, следующим образом: Перевести дух Но такое чтение, в котором нужно упражняться примерно полчаса, не должно переходить в ДЕКЛАМАЦИЮ, а должно производиться ровным, натуральным, хотя несколько усиленным голосом.

Уже недели через 4—5 больные приобретают такую бойкость в чтении, которая служит лучшим ручательством за благоприят­ный результат лечения.

Теперь-то приступают к собственно упражнениям в разговоре или беседе. Для этой цели дают заучить наизусть отрывки прозы или стихотворения и затем заставляют больных пересказывать их на память. Кроме стихотворений для этой цели весьма при­годны диалоги или разговоры между двумя лицами, заимство­ванные из более театральных пьес и репетируемые заикой с пользующим его врачем.

Эти беседы должны вестись ОБЫКНОВЕННЫМ, НАТУРАЛЬ­НЫМ ГОЛОСОМ и заика должен брать на себя главную, более трудную роль.

Только при совокупном употреблении всех этих средств, т.е. при одновременных гимнастических упражнениях дыхания, го­лоса, Ъ чтении и разговоре, разумному и терпеливому врачу удастся излечить это упорное, тяжкое и таинственное страда­ние. Понятно, что для успешного лечения требуется и со сто­роны пациента разумное отношение к делу, энергия и терпе­ние.

Для устранения разслабления нервов, обусловливающаго не­правильность дыхания у заики я употребляю следующие сред­ства:

а) ВНУТРЕННЯЯ ВРАЧЕБНЫЯ СРЕДСТВА,

б) ШВЕДСКУЮ ВРАЧЕБНУЮ ГИМНАСТИКУ,

в) МЕТОДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ВОДОЮ,

г) ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Кен Р. Заикание шепелянье, захлебывание, картав­ление и прочие пороки речи. Сущность, предотвра­щение и излечение этих недостатков. — М., 1878. И. А. Сикорский






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.