Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из истории знаний о хронологии






Историческая хронология

Хронология (от греч. χ ρ ό ν ο ς — время; λ ό γ ο ς — учение) — это система знаний о времени и его счислении. Принято различать хронологию материальную (к ней относятся средневековые хронографы, летописи и вообще — любые тексты, содержащие изложение ряда событий в порядке возрастания лет) и хронологию историческую, предметом которой является изучение древних календарных систем и перевод их данных на современную систему летосчисления.

 

Историческая хронология ставит своей задачей разработку методов научного анализа исторических источников, изучение различных систем летосчисления, уточнение и проверку дат, содержащихся в источниках, перевод их на современную систему счета времени. Таким образом, важнейшей задачей исторической хронологии является установление точной датировки упоминающихся в источнике событий и их последовательности. Эта задача не всегда может быть решена, так как древние хронологические системы зачастую не поддаются дешифровке в силу своей сложности и неточности.

Из истории знаний о хронологии

История хронологии как системы знаний, возникшей из наблюдений за небесными явлениями, восходит к цивилизациям Древнего Египта и Вавилона. Знания о свойствах времени были особенно необходимы в земледельческих цивилизациях, при проведении сельскохозяйственных работ. Некоторые хронологические системы, созданные за века человеческой истории, стремились как можно точнее отразить астрономическую смену времен года. Другие, благодаря использованию в системе церковного летосчисления, приобрели достаточно статичный вид и, несмотря на нараставшее расхождение с наблюдаемыми природными явлениями, существовали в более или менее неизменном виде многие сотни лет.

 

В Западной Европе в средние века было создано немало трактатов по расчетам церковного календаря, а также сочинений, содержащих астрономические расчеты движения небесных светил. К первым из названных относится, например, трактат Вильгельма Дурандуса (Гийома Дюрана) «Rationale divinorum officiorum», написанный в 1286 г. Этот трактат был известен и в России, — в конце XV в. один из его фрагментов был переведен в Новгороде по распоряжению архиепископа Геннадия (в русском переводе сочинение получило заголовок «Совещание божественных дел»). Астрономические основы календарных вычислений стали изучаться только в XV в.

 

Изучение системы хронологии в Западной Европе возникает как отрасль знания в середине XVI в. связи с подготовкой реформы календаря. Одним из первых ученых, создавших труды в этой области, стал Иосиф Скалигер, автор книг «De emendatione temporum» («Об исправлении [счета] времени», 1583) и «Thesaurus temporum» («Сокровищница времени», 1606).

 

01. Портрет Скалигера

 

02. Титульный лист книги «Об исправлении [счета] времени» (Париж, 1583)

 

 

Жозеф Жюст (Иосиф Юстус) Скалигер (фр. Joseph Juste Scaliger, лат. Josephus Justus Scaliger; 1540-1609) — французский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, один из основателей современной научной исторической хронологии, издатель и комментатор античных текстов. Родился 5 августа 1540 года в аквитанском городе Ажене. Был третьим сыном учёного-филолога Жюля Сезара Скалигера. С 12 лет учился в коллеже Гиени в Бордо. После смерти отца, в 1558 году отправился в Париж. Четыре года учился в Сорбонне. В совершенстве овладел не только латинским и древнегреческим, но также еврейским и арабским языками. В 1560-х годах совершил путешествие по Италии, затем — по Англии и Шотландии. Принимал участие в религиозной войне своего времени: сражался в рядах гугенотов. После Варфоломеевской ночи бежал в Швейцарию. Стал профессором в Женевской академии. В 1593 году перебрался в Нидерланды, преподавал в университете г. Лейдена. Скончался 21 января 1609 года в Лейдене, Голландия.

 

Одна из главных заслуг Скалигера — создание научной хронологии как вспомогательной исторической дисциплины. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии и теологии проявились в его «Новом сочинении об исправлении хронологии» («Opus novum de emendatione temporum», Париж, 1583; исправленное издание — Франкфурт, 1593), дальнейшим развитием этого труда стала книга «Сокровищница хронологии» («Thesaurus temporum», Лейден, 1606; Амстердам, 1629), в которую он включил также важнейшие источники по древней хронологии. Изучил системы счисления времени, применявшиеся у разных народов (от Древнего Рима и Древней Греции до Восточной Азии и мексиканцев), разработал способы перевода дат из одной системы летосчисления в другую, широко использовал метод астрономической датировки событий по затмениям.

 

Скалигер предложил простую погодную хронологическую шкалу, к которой можно было бы приводить все исторические даты — юлианский календарь. Она основана на цикле длительностью 7980 лет (такой же цикл был использован и в древнерусском сборнике «Миротворный круг»), который получается перемножением трех характерных для юлианского календаря периодов — 28-летнего (период повторения дней недели — круг солнца), 19-летнего (период повторения пасхального лунного цикла, круг луны) и 15-летнего цикла индиктов с началом отсчета 1 января 4713 до н. э., когда совпадают первые годы всех этих циклов.

 

До Скалигера историки пользовались теми хронологическими системами, которые находили в источниках: например для описания событий античности — по олимпиадам, по консулам, от основания Рима, а при сравнении дат полагались на некоторые известные синхронизмы. Скалигер первым поставил задачу систематического исследования соотношения различных календарных систем и хронологических эр.

 

Хронологические указания можно встретить в самых разнообразных древнерусских источниках: в летописях, в актах и хозяйственных книгах, в писцовых записях и эпистолярных памятниках. Сохранилось также большое количество древнерусских рукописей, содержащих таблицы, предназначенные для календарных вычислений, а также комментарии по их применению. Помимо узкоспециальных хронологических текстов, в России создавались произведения, посвященные полемике вокруг тех или иных проблем календаря и хронологии.

 

Историки полагают, что на Руси велись наблюдения за небесными явлениями, поскольку в летописях достаточно точно отмечаются смены фаз Луны, солнечные и лунные затмения, явления комет и т. п. Однако специальные сочинения, отражающие результаты наблюдений за движением Луны и Солнца, нам неизвестны.

 

Появление первых трактатов по хронологии на Руси связано с именем доместика Антониева монастыря в Новгороде, Кирика, создавшего в 1136 г. свое «Учение имже ведати человеку числа всех лет», в котором он указывает целый ряд хронологических данных для этого года, хотя и не поясняет метод, с помощью которого ему удалось их вычислить. Сочинение Кирика сохранилось только в сравнительно поздних списках: наиболее ранний из них датируется концом XV — началом XVI в.

 

03. Начало списка «учения Кирика Новгородца»

 

От XII-XIV вв. сохранились немногочисленные хронологические таблицы, не сопровождаемые комментариями по их использованию. К ним относятся, например, таблица-граффити XIII в. в Софийском храме в Киеве и такая же таблица, найденная в развалинах храма в Старой Рязани (начало XIII в.) Таблицы и статьи, предназначенные для облегчения хронологических расчетов, известные в рукописях XIII-XV вв. И «Учение» Кирика, и более поздние трактаты по хронологии были связаны с расчетами церковного календаря.

 

В источниках до конца XV в. были наиболее распространены готовые расчеты дат на несколько лет, в виде таблицы или текста, восходящие к византийским образцам. Обычно подобные расчеты переписывались в богослужебных книгах (требниках, часословах, псалтирях).

 

В связи с ожиданием конца света после окончания семи тысяч лет от сотворения мира (СМ.) вычисления заканчивались на 7000 г. от СМ., что соответствовало 1492 г. от Рождества Христова (Р.Х.). Проблема истолкования значения семи тысяч лет дала толчок хронологическим изысканиям и возникновению полемической литературы, посвященной календарной тематике, к которой относятся послания новгородского архиепископа Геннадия и «Сказания...» об окончании седьмой тысячи лет Иосифа Волоцкого. С наступлением 7000 лет от сотворения мира московским митрополитом Зосимой, новгородским архиепископом Геннадием и вологодско-пермским епископом Филофеем были написаны новые тексты пасхалии и предисловия к ним, при этом в предисловии к расчетам, составленном Геннадием, объяснялись также принципы использования пасхальных таблиц, с помощью которых были составлены расчеты. Таким образом, в 1492 г. составление новых хронологических расчетов стало событием поистине государственного масштаба.

 

Первым древнерусским календарно-хронологическим справочником, стал «Миротворный круг» — сборник, дошедший до нас в редакции новгородского священника Агафона. Эта редакция была создана в конце 1530 — начале 1540-х гг., но основная часть сборника, таблицы на 7980 лет от СМ. (то есть расчеты на время вплоть до 2472 г. от Р.Х.), вероятно, были созданы раньше.

 

 

В «Миротворном круге» содержатся сведения о церковных праздниках и сроках постов. В сборник вошли также вспомогательные таблицы, предназначенные для расчета церковных праздников, и тексты, облегчающие эти расчеты.

 

В XVI-XVII вв. были созданы трактаты, посвященные вопросам календарно-хронологических расчетов. Одним из них является сочинение известного публициста середины XVI в. Ермолая-Еразма «Круг пасхалии по немуже христиане празднуем Пасху». В XVII-ХVIII вв. в России, особенно в старообрядческой среде, были популярны обширные руководства по расчету Пасхи и связанных с ней праздников, носящие заголовок «Рука богословля». В этих руководствах указывались различные методы расчета Пасхи и других праздников.

 

Наука о времени в России начала создаваться в XVIII в. Изучением исторической хронологии одним из первых занялся святитель Дмитрий Ростовский, в конце XVII — начале XVIII вв. составивший хронологические таблицы для разных исторических периодов. В XVIII и XIX вв. многие историки интересовались проблемами хронологии летописания. Споры по вопросам хронологии активизировались в конце XIX в. связи с обсуждением возможности проведения в России календарной реформы. В отечественной исторической науке в это время обсуждались вопросы, связанные с древнерусской хронологией: первый русский календарно-хронологический трактат Кирика-новгородца, связь пасхалий и раннего летописания, пасхалии и ожидание конца света в 7000/1492 г., древнерусская терминология и единицы счета времени; арифметическая пасхалия (на примере рукописей XVII в.); переводные календари.

 

Переход России в 1918 г. на григорианскую систему летосчисления повлек за собой появление новых работ, посвященных устройству календаря. Споры внутри церкви о возможностях изменения или совершенствования календаря велись в первой половине 20-х годов, но расчеты церковных праздников продолжали проводиться на основе юлианского календаря. В 1920-1940-е гг. появляется рад трудов, посвященных общим вопросам исторической хронологии.

 

В исторической науке послевоенного периода большое внимание уделялось истории календаря в дохристианский период истории Руси, народному календарю, хронологии русских летописей. Изучение календаря в 1950-е и в начале 1960-х гг. активизировалось в связи с выдвигавшимися в ООН проектами международной реформы календаря.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.