Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






M m fti







Рис. 3. Иерархическая модель структуры способностей (P.E.Vernon, 1960)

тельный на словесный и числовой и другие субфакторы, а практико-техни-ческий на субфакторы технической осведомленности, пространственный и навыков физического труда. Более узкие субфакторы идентифицируются в ходе последующего анализа, скажем, вербальных заданий. На самом ниж­нем уровне иерархии находятся специфические факторы. Подобная иерар­хическая структура напоминает перевернутое генеалогическое дерево, с g- фактором в вершине, s-факторами в основании и постепенно сужающимися групповыми факторами между ними.

Л.Хамфрейс1 также советует пользоваться иерархической моделью как средством, позволяющим справиться с разрастанием факторов. Он предлагает составителям или пользователям тестов работать на том уровне иерархии, который наиболее соответствует задачам исследования, и не рассматривать более узкие факторы первого порядка как изначаль­ные. Но Л.Хамфрейс при этом понимал, что один и тот же тест в зависи­мости от содержания, метода и других аспектов может быть причислен к разным иерархиям. Он считал, что тест, измеряющий какой-нибудь один аспект, должен быть гетерогенным относительно остальных аспектов рас­смотрения. Если, например, выясняется способность испытуемого решать задачи на аналогии, то тест должен содержать вербальные, числовые, изоб­разительные и пространственные аналогии. Если же измеряется вербаль­ная способность, то задания теста следует сделать разнообразными, вклю­чив в них задания словарные, на аналогии и серии на завершение. Эта методика отличается от той, которой пользовался Дж.Гилфорд, искавший отдельные факторы (и тесты) для каждой однородной ячейки своей трех­мерной классификации.

1 См. Humphreys L.G. The organization of human abilities // American Psyhologist. 1962. 17; Humphreys L.G. A skeptical look at the factor pure test // Lunneborg C. (Ed) Current Problems and Techniques in Multivariate Psyhology. Seattle, Washington, 1970.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.