Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые исследователи умственно отсталых






В XIX в. впервые заговорили о гуманном обращении с умственно от­сталыми и душевнобольными. До этого времени на долю этих несчастных выпадало пренебрежение, издевательства и даже пытки. С ростом интере­са к людям с отклонениями в психике, с созданием специализированных заведений по уходу за ними пришло осознание необходимости единых кри­териев для выявления и классификации этих больных. Сначала было не­обходимо установить отличия душевнобольных от умственно отсталых. Первым свойственны эмоциональные нарушения, не обязательно сопро­вождающиеся снижением интеллекта от исходного нормального уровня; вторые характеризовались главным образом интеллектуальным дефектом, врожденным или приобретенным в раннем детстве. Вероятно, впервые неявное различение тех и других проведено в двухтомном труде французс­кого врача Ж.Э.Д.Эскироля1, где умственная отсталость обсуждается более чем на ста страницах. Им выделяются различные формы ее выраженнос­ти — от почти нормы до глубокой идиотии. Пытаясь привести в систему разные стадии и разновидности умственной отсталости, Ж.Эскироль приме­нил несколько способов и пришел к выводу, что использование индивидом языка есть самый надежный критерий развития его интеллекта. Следует сказать, что современные критерии определения умственной отсталости и тесты интеллекта в значительной мере также языковые. Из последующих глав будет видно, сколь значительное место отводится в этой книге при трактовке интеллекта вербальным способностям.

Другой французский врач, Э.Сеген, был первым, кто занялся обуче­нием умственно отсталых. Отказавшись от общераспространенного мнения о неизлечимости умственной отсталости, Э.Сеген2 много лет опробовал ме­тод обучения, названный им физиологическим, и в 1837 г. основал первую школу для обучения умственно отсталых детей. В 1848 г. он уехал в Аме­рику, где его идеи получили широкое признание. Многое из приемов тре­нировки органов чувств и мышечного аппарата, используемых в настоящее время в учреждениях для умственно отсталых, было изобретено Э.Сегеном. Эта методика позволяет обучить глубоко отсталых детей сенсорному разли-

1 См. Esquirol J.EJ). Des maladies mentale considerees sous les rapports medical, hygienique,
et medico-legal. Paris, 1838. Vol. 2.

2 Cm. Seguin E. Idiocy: its Treatment by the Physiological Method. N.Y., 1907.

2 Зак. 835


18 Тема 8. Личность как индивидуальность...

чению и управлению моторикой. Некоторые из приемов, разработанных с этой целью Э.Сегеном, были затем включены в тесты действия или невер­бальные тесты интеллекта. Как пример можно назвать доску форм Э.Сеге-на. На этой доске от индивида требуется как можно быстрее вставить фи­гуры разной формы в соответствующие им углубления.

Более чем полвека спустя после работ Ж.Эскироля и Э.Сегена французский психолог Альфред Бине уже настаивал на том, чтобы детей, не справляющихся с обучением в обычной школе, прежде чем отчислять, обследовали и, если они будут признаны обучаемыми, направляли в спе­циальные классы1. Вместе с членами Общества психологического изуче­ния ребенка А.Бине способствовал тому, что Министерство общественно­го образования предприняло шаги к улучшению условий обучения детей, отстающих в развитии, в частности министерством была создана комис­сия, в которую вошел А.Бине, по изучению умственно отсталых детей. Какую роль это назначение сыграло в истории психологического тести­рования, расскажем несколько позднее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.