Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Х. Е. Трик






ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА1

Цель данной работы — рассмотреть типичные методы, используемые для исследования креативности2. В самом общем виде понятие креативно­сти включает в себя прошлые, сопутствующие и (или) последующие харак­теристики процесса, в результате которого человек (или группа людей) со­здает что-либо, не существовавшее прежде. Для ясности изложения можно выделить следующие четыре направления исследований: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом.

В первом направлении творчество изучается по его продуктам. Вы­деляются три основные характеристики творческого продукта: количе­ство, качество и значимость. Сторонниками этого подхода являются Мак Ферсон3, К.Тейлор4, Д.Тейлор5 и др. Большинство исследователей понима­ют, однако, что продукт не может считаться единственным критерием творчества, тем более, что его оценка проводится экспертами и зависит от их индивидуальных вкусов и суждений. Как показали Тейлор, Смит и Гизелин8, среди большого числа выделяемых оценок творческого продук­та лишь немногие имеют непосредственное отношение к творчеству, а остальные характеризуют общую продуктивность работы испытуемых.

1 Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппен-
рейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 298-303.

2 Англ. «creativity» переводится далее буквально «креативность», поскольку данный
термин является достаточно устоявшимся и используемым в литературе.

3 См. McPherson J.H. A proposal for establiching ultimate criteria for measuring creative
output // Scientific creativity. Its recognition and development. N.Y., 1963.

4 Cm. Taylor C.W. Introduction // Creativity: Progress and Potential. N.Y., 1964.

5 Cm. Taylor D.W. Variables related to creativity and productivity among men in two
research laboratories // Scientific creativity: Its recognition and development. N.Y., 1965.

6 Cm. Taylor C.W., Smith W. В., Ghiselin B. The creative and other contributions of one sample
of research scientists // Scientific creativity: Its recognition and development. N.Y., 1963.


78 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Вторым направлением является изучение креативности как процес­са. При этом выделяются различные стадии, уровни и типы творческого мышления.

Исследование стадий творческого процесса было начато Уоллесом1 и носило описательный характер. Известная схема Уоллеса2 претерпела впоследствии лишь незначительные модификации.

Изучение уровней креативного процесса тесно связано с психоана­литическим направлением. Фрейд описывал творческий акт как результат сублимации либидозной энергии. В более поздних работах использовались прожективные методики (тест Роршаха и ТАТ), однако данные, полученные в этих исследованиях, не являются достаточно надежными и валидными.

Наиболее распространенным в исследовании креативности как типа мышления является тест отдаленных ассоциаций (RAT), предложенный Медником3. RAT является вербальным тестом, созданным на основе разви­ваемой его автором ассоциативной теории творческого процесса. Послед­ний рассматривается как переформирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Чем более удалены друг от друга элементы новой комбинации, тем более творческим является процесс решения. В своей современной форме тест состоит из 30 словесных «триад», где каждый элемент взят из взаимно удаленных ассоциативных областей. Испытуемый должен установить ассоциативную связь между ними, т.е. найти четвертое слово, которое объединяет независимые прежде элементы в единую систему. Например, слова-стимулы: крыса, голубой, кот­тедж; ответ — сыр4.

Надежность данного теста является довольно высокой. Исследова­тели получили высокие корреляции между показателями RAT и эксперт­ными оценками творчества испытуемых5. Обнаружена также корреляция между данными RAT и измерениями вербального интеллекта.

Третье направление рассматривает креативность как способность. Одной из первых в этой области была работа Симпсона6, который опреде­лил креативность как способность человека отказываться от стереотип-

1 См. Wallas G. The art of thought. N.Y., 1926.

2 См. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии.
Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1981.

3 См. Mednick SA. The associative basis of the creative process // Psychol. Rev. N.Y.,
1962. Vol. 69.

* Обратите внимание, что «сыр» — это слово, присутствующее в выражениях «rat-cheese», «blue-cheese», «cottage cheese». Совершенно очевидно, что у теста существуют строгие культурные границы применения: в настоящей форме он применим только для представителей американской культуры.

5 См. Mednick SA., Halpern S. Ease of concept attainment rank // J. Exp. Psychol. N.Y., 1962. Vol. 6.

e Cm. Simpson R.M. Creative imagination // Amer. J. Psychol. 1922. Vol. 33.


ТрикХ.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества 79

ных способов мышления. В последнее время ведущими исследователями в данной области являются Гилфорд1 и Торранс2.

Дж.Гилфорд понимает под креативностью систему качественно раз­личных факторов (способностей), которые располагаются внутри его общей модели интеллекта3. Гилфорд выделяет 4 основных фактора креативности.

1. Оригинальность — способность продуцировать отдаленные ас­
социации, необычные ответы. Тесты: 1) предлагается некоторый текст,
испытуемый должен предложить как можно больше названий к нему;
2) описывается несколько гипотетических ситуаций, испытуемого про­
сят перечислить всевозможные их последствия.

2. Семантическая гибкость — способность выделить функцию объек­
та и предложить его новое использование. Тесты: 1) дается 5 объектов, но
только с помощью одного из них можно решить поставленную проблему.
Например, задание таково: «Разжечь огонь». Объекты: а) авторучка, б) огу­
рец, в) карманные часы, г) лампочка, д) шарик. Ответ: карманные часы, так
как для достижения цели можно использовать их как увеличительное стек­
ло; 2) даются два объекта, необходимо соединить их так, чтобы получился
полезный третий.

3. Образная адаптивная гибкость — способность изменить форму сти­
мула так, чтобы увидеть в нем новые возможности. Тест: головоломки со
спичками, в которых требуется переместить несколько спичек в исходной
конфигурации для получения заданной формы; возможны одно или не­
сколько решений.

4. Семантическая спонтанная гибкость — способность продуци­
ровать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.
Тесты: 1) испытуемый должен предложить все возможные способы при­
менения обычных вещей (например, кирпича); 2) испытуемый должен пе­
речислить как можно больше объектов, принадлежащих к названному
классу.

Тесты Гилфорда коротки (2—10 мин.), они могут применяться в боль­ших группах и являются высокоспецифичными для измеряемых видов спо­собностей. Гилфорд доказал валидность тестов, получив для каждого из них высокий вес соответствующего фактора и минимальную корреляцию с тес­тами, измеряющими другие факторы. Надежность тестов Гилфорда доста­точно высока.

Если Гилфорд понимает творческие способности как некоторые ги­потетические структуры, которые обнаруживаются в форме интеркорреля­ций между шкалами тестов, то Торранс описывает эти способности как

1 См. Guilford J.P. Intellectual resources and their values as seen by scientists //
Scientific creativity: Its recognition and development. N.Y., 1963; Guilford J.P. Intelligence:
1965 model // Amer. Psychologist. N.Y., 1966. Vol. 21.

2 Cm. Torrance E.P. Guiding creative talent. N.Y., 1962.

3 О трехмерной модели интеллекта см. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //
Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина. М., 1965.


80 Тема 8. Личность как индивидуальность...

реальные различия между людьми. Тем не менее Торранс начал исследо­вание креативности с некоторых тестов Гилфорда и лишь позже разрабо­тал собственную батарею тестов.

Креативностью Торранс называет способность к обостренному воспри­ятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармо­нии и т.д. Творческий акт включает в себя ощущение трудности, поиски решений, возникновение и формулирование гипотез относительно отсут­ствующих элементов, проверку и перепроверку этих гипотез, возможность их модификации и, наконец, сообщение результатов. Идеальным тестом на креативность будет для Торранса такой, который чувствителен к каждой из операций, входящих в это определение.

Тесты Торранса1 можно разделить на два типа: вербальные и образ­ные, причем для каждого типа имеются взаимозаменяемые варианты А и В. Креативность оценивается по показателям беглости, гибкости, ориги­нальности и совершенства; вводится также и обобщенная шкала творчес­ких способностей.

Приведем несколько примеров вербальных тестов (вариант А):

1. Тест «Спроси и догадайся» состоит из 3 частей: а) вопросы,
б) предположение причин, в) предположение последствий. Общим стиму­
лом является рисунок призрачной «эльфоподобной» фигуры, рассматри­
вающей свое отражение в пруду. В части (а) испытуемого просят задать
по этой картинке как можно больше вопросов, в части (б) он должен при­
думать как можно больше причин этого события, а в части (в) — перечис­
лить все его возможные последствия. На каждую часть теста устанавли­
вается 5-минутный временной лимит.

2. Тест «Совершенствование продуктов». Стимулом является рису­
нок надувного игрушечного слона. В инструкции испытуемого просят пред­
ложить интересные пути изменения этой игрушки с тем, чтобы детям при­
ятнее было с ней играть (10 мин.).

3. «Необычное употребление» (модификация теста Гилфорда по при­
менению кирпича). Стимул — картонные коробочки для карточек. Испы­
туемого просят предложить как можно больше необычных способов их при­
менения (10 мин.).

4. «Необычные вопросы». Стимул прежний. Испытуемый должен на­
писать как можно больше вопросов, касающихся этих коробочек (5 мин.).

5. «Просто предположи». Стимулом является совершенно неправ­
доподобная ситуация, например, «представь, что к облакам привязаны ве­
ревки, которые опускаются до земли». Испытуемый должен сказать, что из
этого может получиться (5 мин.). Во всех тестах испытуемого поощряют за
интересные догадки и оригинальные ответы.

Перечислим теперь три образных теста, на выполнение каждого из которых отводится 10 мин.

1 См. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking: Norms-Technical manual research edition. N.Y. 1966.


1рикХ.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества 81

1. «Создание картин». Испытуемый должен вырезать овальный ку­
сок ярко раскрашенной бумаги, прикрепить его к чистому листу и доба­
вить к нему различные линии так, чтобы получилась какая-либо картин­
ка. Затем испытуемый должен составить по ней рассказ и озаглавить его.

2. «Дополнение рисунков». В качестве стимула испытуемому пред­
лагается 10 «боксов» с неправильными линиями. Он должен завершить эти
неполные рисунки так, чтобы получились некоторые оригинальные объек­
ты (картинки), и предложить им интересные названия.

3. «Линии». Стимул — 30 пар вертикальных параллельных линий.
Испытуемого просят добавить необходимое число линий для получения
всевозможных оригинальных объектов.

Проверке валидности тестов Торранса посвящено много работ. Наи­большее количество данных, подтверждающих их валидность, содержат ис­следования, выделяющие эмоциональные и личностные характеристики, связанные с креативностью. Вайсберг и Спрингер1 провели ранжирование испытуемых по «психиатрическим интервью», сравнив эти данные с ре­зультатами теста Торранса. Оказалось, что испытуемые, высоко креативные по Торрансу, отличаются уверенностью в себе, чувством юмора, повышен­ным вниманием к своему Я. Лонг и Хендерсон (1964) установили на вы­борке из 327 школьников, что высококреативные испытуемые лучше пере­носят состояние неопределенности и способны отстаивать свое мнение при недостатке информации. Вейзер2 и Дау3 показали, что утверждения, с помо­щью которых характеризуют себя высококреативные испытуемые (любовь к приключениям, желание выделиться, соперничество, энергичность и т.п.), не разделяются испытуемыми с низкой креативностью.

Исследования по валидности тестов Торранса не являются исчерпы­вающими, но они показывают, что эти тесты позволяют на статистическом уровне значимости выявить характерные особенности творческого мышле­ния. Трудности связаны с отсутствием единого объективного критерия кре­ативности, по которому можно было бы проверять валидность тестов.

Четвертое основное направление в изучении креативности ориенти­руется на исследование личности. Гольдштейн4, Роджерс5 и Маслоу6 связы­вали творческий процесс с «самоактуализацией». Один из теоретиков

1 См. Weisberg P.S., Springer K.J. Environmental factors in creative function // Arch,
gen. Psychiatric. 1961. Vol. 5.

2 Cm. Weiser J.S. A study of college of education students divided decording to creative
ability. Doct. diss. Б. м., 1962.

3 См. Dauw D.E. С. Life experience, vocational needs and choices of original thinkcers
and good elaboration. Doct. diss. 1965.

* Cm. Goldstein K. The organism. N.Y., 1939.

5 Cm. Rogers C.R. Toward a theory of creativity // Creativity and its cultivation. N.Y., 1959.

* Cm. MaslowA.H. Creativity in self-actualizing people // Creativity and its cultivation.
N.Y., 1959.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.