Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые психологи-экспериментаторы






Психологи-экспериментаторы XIX в. измерением индивидуальных различий обычно не занимались. Их основной целью было создание обоб­щенных характеристик человеческого поведения, а в центре внимания были не различия, а сходство, индивидуальные особенности воспринима­лись ими как неизбежное зло, ограничивающее применимость обобщений. Таким образом, сам факт, что индивиды, наблюдаемые в идентичных ус­ловиях, реагируют на эти условия по-разному, рассматривался как откло­нения, индивидуальная изменчивость, делающие обобщение не точным, а приблизительным. Подобное отношение к индивидуальным различиям господствовало в таких научных лабораториях, как лаборатория В.Вунд-та, основанная им в 1879 г. в Лейпциге, где обучались многие из первых психологов-экспериментаторов.

Выбор тем, да и другие стадии работы основателей эксперименталь­ной психологии во многом определялись их подготовкой как физиологов и физиков. Проблемы, исследовавшиеся ими в лабораториях, в основном касались чувствительности к зрительным, слуховым и другим сенсорным стимулам и времени простой реакции. Этот акцент на сенсорных фено­менах сказался на характере первых психологических тестов, что будет видно из последующих разделов.

Экспериментальная психология XIX в. повлияла на направление раз­вития тестирования еще в одном отношении. Первые психологические экс­перименты выявили необходимость строгого контроля условий проведения

1 См. Wolf Т.Н. Alfred Binet. Chicago, 1973.


Анастази А. Функции и происхождение психологического тестирования 19

наблюдений. Например, формулировка инструкций, дававшихся испытуе­мому в эксперименте на время реакции, могла существенно увеличить или уменьшить ее скорость. Опять-таки яркость или свет окружающего поля могли заметно повлиять на восприятие зрительного стимула. Таким обра­зом, была доказана важность проведения наблюдений испытуемых в стан­дартных условиях, и стандартизация процедуры в конце концов стала од­ним из отличительных признаков психологических тестов.

Вклад Френсиса Гальтона. Английский биолог сэр Френсис Гальтон был одним из тех, кто положил начало тестированию. Его многочислен­ные и разнообразные исследования объединяет интерес к наследственнос­ти у человека. По мере изучения наследственности Ф.Гальтон все более осознавал необходимость измерения характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве. Только таким путем он смог установить, напри­мер, точную степень сходства между родителями и их потомками, братья­ми и сестрами, родными и двоюродными, или близнецами. С этой целью Ф.Гальтон обследовал множество учреждений в системе образования, в которых вел систематические антропометрические измерения учащихся. Он также организовал на Всемирной выставке 1884 г. антропометричес­кую лабораторию, и, заплатив три пенса, ее посетители могли измерить некоторые из своих физических характеристик и пройти тесты на остро­ту зрения и слуха, мышечную силу, время реакции и другие элементар­ные сенсомоторные функции. После закрытия выставки лаборатория пе­реехала в Лондон в Южно-Кенсингтонский музей и действовала там еще шесть лет. Такими методами постепенно накапливались первые система­тические данные по индивидуальным различиям в протекании простых психологических функций.

Ф.Гальтон сам разработал большинство простых тестов, применяв­шихся в его лаборатории, многие из них существуют до сих пор: на­пример, линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток Гальтона для определения предела восприятия высоты звука и градуиро­ванная серия разновесов для измерения кинестетического различения. Ф.Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить сред­ством оценки интеллекта человека. В этом отношении на него отчасти повлияло учение Дж. Локка. Так, Ф.Гальтон писал: «Информация о вне­шних событиях поступает к нам только от наших органов чувств, и чем лучше эти органы улавливают различия, тем обширнее поле, на котором могут действовать наши интеллект и рассудок»1. Ф.Гальтон также за­метил, что при идиотии нарушается способность различать тепло, холод и боль. Это наблюдение только усилило его убеждение в том, что спо­собность сенсорного различения в целом «должна быть самой высокой у наиболее интеллектуально одаренных»2.

lGalton F. Inquiries into Human Faculty and its Development. L., 1883. P. 27. 2 Ibid. P. 29.


20 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Ф.Гальтон был первым, кто применил оценочные шкалы, анкетиро­вание и технику свободных ассоциаций, впоследствии использовавшихся для самых различных целей. Еще одной заслугой Ф.Гальтона была раз­работка методов математической статистики для анализа данных по ин­дивидуальным различиям. Он придал этим методам форму, позволяв­шую исследователям, не имеющим математической подготовки, свободно пользоваться ими. В этом направлении продолжали работать многие из учеников Ф.Гальтона, самым интересным из них был Карл Пирсон.

Джеймс Кэттелл и его «умственные тесты». Особо заметный вклад в развитие психологического тестирования внесли работы американского психолога Джеймса Маккина Кэттелла. Эти работы объединили недавно возникшую экспериментальную психологию с еще более молодым направ­лением — тестированием. В Лейпциге, вопреки неприятию В.Вундтом та­кого типа исследований, Дж.Кэттелл написал диссертацию об индивиду­альных различиях во времени реакции. Позднее, когда в 1888 г. он читал лекции в Кембридже, его интерес к измерению индивидуальных различий усилился благодаря влиянию Ф.Гальтона. По возвращении в Америку Дж.Кэттелл активно занялся созданием лабораторий экспериментальной психологии и распространением тестирования.

Термин «умственный тест» впервые появился в психологической ли­тературе в статье Дж.Кэттелла в 1890 г. В этой статье описывалась серия тестов, ежегодно применявшихся для определения интеллектуального уров­ня студентов колледжей. Тесты применялись индивидуально и содержали измерения мышечной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, различения веса, времени реакции, памяти и тому подобное. В выборе Дж.Кэттеллом тестов сказались взгляды Ф.Гальтона, считавшего, что можно измерять интеллектуальные функции с помощью тестов сенсорного различения и времени реакции. Предпочтение таких те­стов Дж.Кэттеллом объяснялось и тем фактом, что простые функции мог­ли быть измерены с большой точностью, а разработка объективных методов измерения более сложных функций казалась в то время совершенно безна­дежной задачей.

Тесты Дж.Кэттелла были типичными среди огромного числа серий тестов, разработанных в последнее десятилетие XIX столетия. Такие серии применялись к школьникам, студентам колледжей и любым взрослым. На Колумбийской выставке, проходившей в 1893 г. в Чикаго, Дж.Ястров выставил стенд, на котором посетители могли измерить свои сенсорные, моторные и простые перцептивные процессы и сравнить их с нормой1. Немногочисленные попытки оценить первые тесты принесли неутеши­тельные результаты. Индивидуальная проверка показала слабую согласо-

1 См. Peterson J. Early Conceptions and Tests of Intelligence. Yonkers, N.Y., 1926; Philippe J. Jastrow-exposition d'anthropologie de Chicago—testes psychologiques, etc // Annee psychologique. 1894. 1.


Анастази А. Функции и происхождение психологического тестирования 21

ванность тестов между собой1 и практическое несоответствие результатов тестов независимой оценке интеллектуального уровня, основанной на мне­нии учителей2 или академической успеваемости3.

Большое количество серий тестов, созданных в это время европей­скими психологами, предусматривали несколько более сложные функции. Немецкий психолог Э.Крепелин4, которого прежде всего интересовало клиническое обследование пациентов с психическими расстройствами, создал большую серию тестов для измерения того, что он считал основны­ми факторами в характеристике индивида. Эти тесты, в основном исполь­зовавшие элементарные арифметические операции, предназначались для измерения практических эффектов памяти, утомляемости, отвлекаемости. Несколько ранее А.Эрн5, ученик Э.Крепелина, применил тесты восприя­тия, памяти, ассоциаций и моторных функций для изучения взаимосвязи психологических функций. Другой немецкий психолог, Г.Эббингауз6, предъявлял школьникам тесты арифметического счета, объема памяти и завершения предложений. Наиболее сложный из этих тестов — тест на завершение предложений был единственным, соответствовавшим учеб­ным достижениям детей.

Подобно Э.Крепелину, итальянского психолога Д.Феррари и его уче­ников в первую очередь интересовало использование тестов в случаях па­тологии7. Разработанные ими серии тестов включали как физиологические измерения и моторные тесты, так и измерения объема восприятия и интер­претацию картинок. В статье, опубликованной во Франции в 1895 г., А.Би-не и В.Анри раскритиковали большую часть имевшихся серий тестов за неоправданно большое внимание к сенсорным характеристикам и элемен­тарным специальным способностям. Кроме того, они утверждали, что в измерении более сложных функций большой точности не требуется, по­скольку в этих функциях индивидуальные различия особенно велики, и предлагали обширный список тестов, предназначенных для измерения та-

1 См. Sharp S.E. Individual psychology: A study in psychological method // American
Journal of Psychology. 1898—1899. 10; Wissler C. The correlation of mental and physical
traits // Psychological Monohraphs. 1901. 3 (6, Whole No. 16).

2 Cm. Bolton TZ,. The growth of memory in school children // American Journal of
Psychology. 1891—1892. 4.; Gilbert JA. Researches on the mental and physical development
of school children // Studies from the Yale Psychological Laboratory. 1894. 2.

3 Cm. Wissler C. The correlation of mental and physical traits // Psychological
Monohraphs. 1901. 3 (6, Whole No. 16).

4 Cm. Kraepelin E. Der psychologische Versuch in der Psychiatrie // Psychologische
Arbeiten. 1895. 1.

5 Cm. Oehrn A. Experimentelle Studien zur Individualpsychologie. Dorpater disser., 1889.
(Also in: Psychologische Arbeiten. 1895. 1. P. 95-152.)

e Cm. Ebbinghaus H. Uber eine neue Methode zur Priifung geistiger Fahigkeiten und ihre Anwendung bei Schulkindern // Zeitschrift fur angewandte Psychologic 1897. 13.

7 Cm. Guicciardi G., Ferrari G.C. I testi mentali per l'esame degli alienati // Rivista sperimentale di Freniatria. 1896. 22.


22 Тема 8. Личность как индивидуальность...

ких функций, как память, воображение, внимание, восприятие, внушаемость, эстетическое восприятие, и многих других. Уже в этих тестах можно заме­тить те тенденции, которые в конце концов привели к созданию известных шкал интеллекта Бине.

Альфред Бине и интеллектуальные тесты. А. Бине и его сотрудни­ки много лет посвятили эффективным и оригинальным исследованиям способов измерения интеллекта. Были испробованы многие методы, даже измерение черепа, лица, формы рук и анализ почерка. Результаты, одна­ко, все более убеждали, что непосредственное, хотя бы и грубое, измерение сложных интеллектуальных функций наиболее перспективно. И наконец, одна неожиданная ситуация привела А.Бине к желанной цели. В 1904 г. министр общественного образования назначил А. Бине в уже упоминав­шуюся Комиссию по изучению методов обучения умственно отсталых де­тей. Именно в связи с целями, стоящими перед этой комиссией, А.Бине в сотрудничестве с Т.Симоном создал первую шкалу Бине—Симона1.

Эта шкала известна теперь как шкала 1905 г., она состояла из 30 заданий или тестов, расположенных по возрастающей трудности. Уро­вень трудности определялся эмпирически, предъявлением тестов 50 нор­мальным детям в возрасте от 3 до 11 лет, нескольким умственно отста­лым детям и взрослым. Тесты были рассчитаны на широкий диапазон функций, особо выделялись способности к суждению, пониманию и рас­суждению, оцениваемые А.Бине как основные компоненты интеллекта. Хотя сенсорные и перцептивные тесты также были включены, но в этой шкале по сравнению с большинством серий тестов того времени большую часть занимал вербальный материал. Шкала 1905 г. предлагалась как предварительный инструмент, но никакого точного объективного метода получения общего показателя не давалось.

Во второй шкале, 1908 г., общее число тестов было увеличено, неко­торые неудачные тесты более ранней шкалы изъяты, и все тесты были сгруппированы по возрастным уровням на основе их выполнения при­мерно 300 нормальными детьми в возрасте между 3 и 13 годами. Так, к уровню 3 лет были отнесены все тесты, которые выполняли от 80 до 90% нормальных трехлетних детей; к уровню 4 лет подобным же образом отнесли все тесты, которые выполняли нормальные четырехлетние дети, и т.д. до 13 лет. Показатель ребенка по всем тестам мог бы в этом слу­чае выражать умственный уровень, соответствующий возрасту нормаль­ных детей, чье выполнение было таким же. В разных переводах и пере­работках шкал Бине термин «умственный уровень» обычно заменялся на «умственный возраст», поскольку умственный возраст — понятие простое и доступное, и его введение несомненно способствовало популяризации

1 См. Binet A., Simon Th. Methodes nouvelles pour le diagnostic du niveau intellectuel des anormaux // Annee psychologique. 1905. 11.


Анастази А. Функции и происхождение психологического тестирования 23

интеллектуального тестирования1. Сам А.Бине избегал им пользоваться из-за нежелательных ассоциаций с развитием и предпочитал более нейт­ральный термин «умственный уровень»2.

Третий вариант шкалы Бине-Симона появился в 1911 г., отмечен­ном преждевременной смертью А.Бине. Шкала эта по сравнению с пре­дыдущей содержала незначительные изменения: перестановку отдельных тестов, новые тесты для некоторых возрастных уровней, и была продлена до взрослого уровня.

Еще до пересмотра 1908 г. тесты Бине—Симона привлекли широкое внимание психологов всего мира. Их переводы и адаптации появились на многих языках. В Америке было опубликовано множество переработанных вариантов, самым удачным из которых был вариант, разработанный под руководством Л.М.Термена в Станфордском университете и известный как шкала Станфорд—Бине3. Именно в этом варианте был впервые использо­ван коэффициент интеллектуальности (IQ), или отношение между умствен­ным возрастом и фактическим возрастом. <...> Особый интерес представ­ляет также вариант Кюльманна — Бине, в котором возрастной диапазон был сдвинут вниз до уровня 3 мес.4. Эта шкала — одна из наиболее ранних попыток разработки тестов интеллекта для младенцев и дошкольников.

1 Ф.Л.Гудинаф (см. F.L.Goodenough, 1949. Р. 50—51) отмечает, что в 1887 г., за
21 год до появления шкалы Бине—Симона 1908 г., С.Э.Шайе опубликовал в Ньюорлеан-
ском медицинском журнале серии тестов для детей, распределив их в соответствии с
возрастом, в котором эти тесты обычно приводятся. Частично вследствие малой доступ­
ности журнала, частично же из-за того, что ученый мир еще не был к этому готов, идея
возрастной шкалы в это время осталась незамеченной. На создание подобной шкалы
самим А.Бине повлияли работы таких его современников, как А.Блин и Г.Даме, подго­
товивших серию вопросов, на основании которых они получали единый суммарный по­
казатель по каждому ребенку (см. T.H.Woll, 1973).

2 См. Wolf Т.Н. Alfred Binet. Chicago, 1973.

3 См. Terman L.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1916.

4 Cm. Kuhlmann F. A revision of the Binet-Simon system for measuring the intelligence
of children // Journal of Psycho-Asthenics, Monograph Supplement. 1912. 1.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.