Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория сознания




К.Маркс заложил основы конкретно-психологической теории сознания, которая открыла для психологической науки совершенно новые перспективы. Хотя прежняя субъективно-эмпирическая психология охотно называла себянаукой о сознании, в действительности она никогда не была ею. Явлениясознания либо изучались в плане чисто описательном, с эпифеноменологическихи паралеллистических позиций, либо вовсе исключались из предметанаучно-психологического знания, как того требовали наиболее радикальныепредставители так называемой " объективной психологии" 9. Однако связаннаясистема психологической науки не может быть построена вне конкретно-научнойтеории сознания. Именно об этом свидетельствуют теоретические кризисы, постоянно возникавшие в психологии по мере накопленияконкретно-психологических знаний, объем которых начиная со второй половиныпрошлого столетия быстро увеличивался. Центральную тайну человеческой психики, перед которой останавливалосьнаучно-психологическое исследование, составляло уже само существованиевнутренних психических явлений, самый факт представленности субъекту картинымира. Эта психологическая тайна и не могла быть раскрыта в домарксистскойпсихологии; она остается нераскрытой и в современной психологии, развивающейся вне марксизма. Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположеное, лишькак условие протекания психических процессов. Такова была, в частности, позиция Вундта. Сознание, писал он заключается в том, что какие бы то нибыло психические состояния мы находим в себе, и поэтому мы не можем познатьсущности сознания. " Все попытки определить сознание... приводят или ктавтологии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которыеуже потому не суть сознание, что предполагают его" 10. Ту же мысль в ещеболее резком выражении мы находим у Наторпа: сознание лишено собственнойструктуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя егосуществование представляет собой основной и вполне достоверныйпсихологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только изсамого себя11. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество - качествопсихических явлений и процессов; это качество выражается в их" презентированности" (представленности) субъекту (Стаут). Качество это нераскрываемо: оно может только быть или не быть12. Идея внеположности сознания заключалась и в известном сравнениисознания со сценой, на которой разыгрываются события душевной жизни. Чтобысобытия эти могли происходить, нужна сцена, но сама сцена не участвует вних. Итак, сознание есть нечто внепсихологическое, психологическибескачественное. Хотя эта мысль не всегда высказывается прямо, она постоянноподразумевается. С ней не вступает в противоречие ни одна прежняя попыткапсихологически охарактеризовать сознание. Я имею в виду прежде всего туколичественную концепцию сознания, которая с наибольшей прямотой былавысказана еще Леддом: сознание есть то, что уменьшается или увеличивается, что отчасти утрачивается во сне и вполне утрачивается при обмороке13. Это - своеобразное " свечение", перемещающийся световой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле.Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания, в которыхсознание единственно и получает свою психологическую характеристику, ноопять-таки лишь количественную и пространственную. " Поле сознания" (или, чтото же самое, " поле внимания") может быть более узким, болееконцентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть болееустойчивым или менее устойчивым, флюктуирующим. Но при всем том описаниесамого " поля сознания" остается бескачественным, бесструктурным.Соответственно и выдвигавшиеся " законы сознания" имели чисто формальныйхарактер; таковы законы относительной ясности сознания, непрерывностисознания, потока сознания. К законам сознания иногда относят также такие, как закон ассоциации иливыдвинутые гештальт-психологией законы целостности, прегнатности и т.п., нозаконы эти относятся к явлениям в сознании, а не к сознанию как особой формепсихики, и поэтому одинаково действительны как по отношению к его " полю", так и по отношению к явлениям, возникающим вне этого " поля", - как на уровнечеловека, так и на уровне животных. Несколько особое положение занимает теория сознания, восходящая кфранцузской социологической школе (Дюркгейм, Де Роберти, Хальбвакс идругие)14. Как известно, главная идея этой школы, относящаяся кпсихологической проблеме сознания, состоит в том, что индивидуальноесознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется; это социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть егосознание. Но и в этой концепции полностью сохраняется психологическаябескачественность сознания; только теперь сознание представляется некоейплоскостью, на которой проецируются понятия, концепты, составляющиесодержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется с знанием: сознание - это " со-знание", продукт общения сознаний. Другое направление попыток психологически характеризовать сознаниесостояло в том, чтобы представить его как условие объединения внутреннейпсихической жизни. Объединение психических функций, способностей и свойств - это и естьсознание; оно поэтому, писал Липпс, одновременно есть и самосознание15.Проще всего эту идею выразил Джемс в письме к К.Штумпфу: сознание - это" общий хозяин психических функций". Но как раз на примере Джемса особенноясно видно, что такое понимание сознания полностью остается в пределахучения о его бескачественности и неопределимости. Ведь именно Джемс говорило себе: " Вот уже двадцать лет, как я усомнился в существовании сущего, именуемого сознанием... Мне кажется, что настало время всем открыто отречьсяот него" 16. Ни экспериментальная интроспекция вюрцбуржцев, ни феноменологияГуссерля и экзистенционалистов не были в состоянии проникнуть в строениесознания. Напротив, понимая под сознанием его феноменальный состав с еговнутренними, идеальными отношениями, они настаивают на " депсихологизации", если можно так выразиться, этих внутренних отношений. Психология сознанияполностью растворяется в феноменологии. Любопытно отметить, что авторы, ставившие своей целью проникнуть " за" сознание и развивавшие учение обессознательной сфере психики, сохраняли это же понимание сознания - как" связанной организации психических процессов" (Фрейд). Как и другиепредставители глубинной психологии, Фрейд выводит проблему сознания за сферусобственно психологии. Ведь главная инстанция, представляющая сознание, -" сверх-я", - по существу является метапсихическим. Метафизические позиции в подходе к сознанию, собственно, и не моглипривести психологию ни к какому иному его пониманию. Хотя идея развития ипроникла в домарксистскую психологическую мысль, особенно впослеспенсеровский период, она не была распространена на решение проблемы оприроде человеческой психики, так что последняя продолжала рассматриватьсякак нечто предсуществующее и лишь " наполняющееся" новыми содержаниями.Эти-то метафизические позиции и были разрушены диалектико-материалистическимвоззрением, открывшим перед психологией сознания совершенно новыеперспективы. Исходное положение марксизма о сознании состоит в том, что онопредставляет собой качественно особую форму психики. Хотя сознание и имеетсвою длительную предысторию в эволюции животного мира, впервые оно возникаету человека в процессе становления труда и общественных отношений. Сознание ссамого начала есть общественный продукт17. Марксистское положение о необходимости и о реальной функции сознанияполностью исключает возможность рассматривать в психологии явления сознаниялишь как эпифеномены, сопровождающие мозговые процессы и ту деятельность, которую они реализуют. Вместе с тем психология, конечно, не может простопостулировать активность сознания. Задача психологической науки заключаетсяв том, чтобы научно объяснить действенную роль сознания, а это возможно лишьпри условии коренного изменения самого подхода к проблеме и прежде всего приусловии отказа от того ограниченного антропологического взгляда на познание, который заставляет искать его объяснение в процессах, разыгрывающихся вголове индивида под влиянием воздействующих на него раздражителей, -взгляда, неизбежно возвращающего психологию на паралелистические позиции. Действительное объяснение сознания лежит не в этих процессах, а вобщественных условиях и способах той деятельности, которая создает егонеобходимость, - в деятельности трудовой. Эта деятельность характеризуетсятем, что происходит ее овеществление, ее " угасание", по выражению Маркса, впродукте. " То, - пишет Маркс в " Капитале", - что на стороне рабочего проявлялосьв форме деятельности [Unruhe], теперь на стороне продукта выступает в формепокоящегося свойства [ruhende Eigenschaft], в форме бытия" 18. " Во времяпроцесса труда, - читаем мы ниже, - труд постоянно переходит из формыдеятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности" 19. В этом процессе происходит опредмечивание также и тех представлений, которые побуждают, направляют и регулируют деятельность субъекта. В еепродукте они обретают новую форму существования в виде внешних, чувственновоспринимаемых объектов. Теперь в своей внешней, экстериоризованной илиэкзотерической форме они сами становятся объектами отражения. Соотнесение сисходными представлениями и есть процесс их осознания субъектом - процесс, врезультате которого они получают в его голове свое удвоение, свое идеальноебытие. Такое описание процесса осознания является, однако, неполным. Для того, чтобы этот процесс мог осуществиться, объект должен выступить передчеловеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, т.е.своей идеальной стороной. Выделение этой последней, однако, не может бытьпонято в отвлечении от общественных связей, в которые необходимо вступаютучастники труда, от их общения. Вступая в общение между собой, людипроизводят также язык, служащий для означения предмета, средств и самогопроцесса труда. Акты означения и суть не что иное, как акты выделенияидеальной стороны объектов, а присвоение индивидами языка - присвоениеозначаемого им в форме его осознания. "...Язык, - замечает Маркс и Энгельс, - есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самымсуществующее также и для меня самого, действительное сознание..." 20 Это положение, однако, отнюдь не может быть истолковано в том смысле, что сознание порождается языком. Язык является не его демиургом, а формойего существования. При этом слова, языковые знаки - это не простозаместители вещей, их условные субституты. За словесными значениямискрывается общественная практика, преобразованная и кристаллизованная в нихдеятельность, в процессе которой только и раскрывается человеку объективнаяреальность. Конечно, развитие сознания у каждого отдельного человека не повторяетобщественно-исторического процесса производства сознания. Но сознательноеотражение мира не возникает у него и в результате прямой проекции на егомозг представлений и понятий, выработанных предшествующими поколениями. Егосознание тоже является продуктом его деятельности в предметном мире. В этойдеятельности, опосредованной общением с другими людьми, и осуществляетсяпроцесс присвоения (Aneignung) им духовных богатств, накопленныхчеловеческим родом (Menschengattung) и воплощенных в предметной чувственнойформе21. При этом само предметное бытие человеческой деятельности (Марксговорит - промышленности, поясняя, что вся человеческая деятельность была досих пор трудом, т.е. промышленностью) выступает в качестве " чувственнопредставшей перед нами человеческой психологией" 22. Итак, радикальное для психологической теории открытие Маркса состоит втом, что сознание есть не проявление некоей мистической способностичеловеческого мозга излучать " свет сознания" под влиянием воздействующих нанего вещей - раздражителей, а продукт тех особых, т.е. общественных, отношений, в которые вступают люди и которые лишь реализуются посредством ихмозга, их органов чувств и органов действия. В порождаемых этими отношениямипроцессах и происходит полагание объектов в форме их субъективных образов вголове человека, в форме сознания. Вместе с теорией сознания Марксом были разработаны и основы научнойистории сознания людей. Важность этого для психологической науки едва лиможно переоценить. Несмотря на то, что психология располагает большим материалом поисторическому развитию мышления, памяти и других психических процессов, собранным главным образом историками культуры и этнографами, центральнаяпроблема - проблема исторических этапов формирования сознания - оставалась вней нерешенной. Маркс и Энгельс не только создали общий метод историческогоисследования сознания; они раскрыли также и те фундаментальные изменения, которые претерпевает сознание человека в ходе развития общества. Речь идетпрежде всего об этапе первоначального становления сознания и языка и обэтапе превращения сознания во всеобщую форму специфически человеческойпсихики, когда отражение в форме сознания распространяется на весь кругявлений окружающего человека мира, на собственную его деятельность и на негосамого23. Особенно же большое значение имеет учение Маркса о тех измененияхсознания, которые оно претерпевает в условиях развития общественногоразделения труда, отделения основной массы производителей от средствпроизводства и обособления теоретической деятельности от практической.Порождаемое развитием частной собственности экономическое отчуждениеприводит к отчуждению, к дезинтеграции также и сознания людей. Последняявыражается в том, что возникает неадекватность того смысла, которыйприобретает для человека его деятельность и ее продукт, их объективномузначению. Эта дезинтегрированность сознания уничтожается лишь вместе суничтожением породивших ее отношений частной собственности, с переходом отклассового общества к коммунистическому. "...Коммунизм, - писал Маркс, - ужемыслит себя как реинтеграцию или возвращение человека к самому себе, какуничтожение человеческого самоотчуждения..." 24. Эти теоретические положения Маркса приобретают особенно актуальныйсмысл в наше время. Они дают ориентировку научной психологии в подходе ксложнейшим проблемам изменения сознания человека в социалистическом, коммунистическом обществе, в решении тех конкретных психологических задач, которые выступают сейчас не только в сфере воспитания подрастающегопоколения, но и в области организации труда, общения людей и в других сферахпроявления человеческой личности.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.