Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение внешней и внутренней деятельности




Старая психология имело дело только с внутренними процессами - сдвижением представлений, их ассоциацией в сознании, с их генерализацией идвижением их субститутов - слов. Эти процессы, как и непознавательныевнутренние переживания, считались единственно составляющими предмет изученияпсихологии. Начало переориентации прежней психологии было положено постановкойпроблемы о происхождении внутренних психических процессов. Решающий шаг втом отношении был сделан И.М.Сеченовым, который еще сто лет тому назадуказывал, что психология незаконно вырывает из целостного процесса, звеньякоторого связаны самой природой, его середину - " психическое", противопоставляя его " материальному". Так как психология родилась из этой, по выражению Сеченова, противоестественной операции, то потом уже " никакиеуловки не могли склеить эти разорванные его звенья". Такой подход к делу, писал далее Сеченов, должен измениться. " Научная психология по всему своемусодержанию не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождениипсихических деятельностей" 66. Дело историка - проследить этапы развития этой мысли. Замечу только, что начавшееся тщательное изучение филогенеза и онтогенеза мышленияфактически раздвинуло границы психологического исследования. В психологиювошли такие парадоксальные с субъективно- эмпирической точки зрения понятия, как понятие о практическом интеллекте или ручном мышлении. Положение о том, что внутренним умственным действиям генетически предшествуют внешние, сталоедва ли не общепризнанным. С другой стороны, т.е. двигаясь от изученияповедения, была выдвинута гипотеза о прямом, механически понимаемом переходевнешних процессов в скрытые, внутренние; вспомним, например, схему Уотсона: речевое поведение -> шепот -> полностью беззвучная речь67. Однако главную роль в развитии конкретно-психологических взглядов напроисхождение внутренних мыслительных операция сыграло введение в психологиюпонятия об интериоризации. Интериоризацией называют, как известно, переход, в результате котороговнешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметамипреобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшемуразвитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Это, если воспользоваться краткой формулировкой Ж.Пиаже, - переход, " ведущий отсенсомоторного плана к мысли" 68. Процесс интериоризации детально изучен сейчас в контексте многихпроблем - онтогенетических, психолого-педагогических и общепсихологических.При этом обнаруживаются серьезные различия как в теоретических основанияхисследования этого процесса, так и в теоретической его интерпретации. ДляЖ.Пиаже важнейшее основание исследований происхождения внутреннихмыслительных операций из сенсомоторных актов состоит, по-видимому, вневозможности вывести операторные схемы мышления непосредственно извосприятия. Такие операции, как объединение, упорядочение, центрация, первоначально возникают в ходе выполнения внешних действий с внешнимиобъектами, а затем продолжают развиваться в плане внутренней мыслительнойдеятельности по ее собственным логико-генетическим законам69. Иные исходныепозиции определили взгляды на переход от действия к мысли П.Жане, А.Валлона, Д.Брунера. В советской психологии понятие об интериоризации (" вращивании") обычносвязывают с именем Л.С.Выготского и его последователей, которым принадлежатважные исследования этого процесса. Последние годы последовательные этапы иусловия целенаправленного, " не стихийного" преобразования внешних(материализованных) действий в действия внутренние (умственные) особеннодетально изучаются П.Я.Гальпериным70. Исходные идеи, которые привели Выготского к проблеме происхождениявнутренней психической деятельности из внешней, принципиально отличаются оттеоретических концепций других современных ему авторов. Идеи эти родились изанализа особенностей специфически человеческой деятельности - деятельноститрудовой, продуктивной, осуществляющейся с помощью орудий, деятельности, которая является изначально общественной, т.е. которая развивается только вусловиях кооперации и общения людей. Соответственно Выготский выделял дваглавных взаимосвязанных момента, которые должны быть положены в основаниепсихологической науки. Это орудийная (" инструментальная") структурадеятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другимилюдьми. Они-то и определяют собой особенности психологических процессов учеловека. Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не толькос миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельностьвпитывает в себя опыт человечества. Отсюда и проистекает, что психическиепроцессы человека (его " высшие психологические функции") приобретаютструктуру, имеющую в качестве своего обязательного звенаобщественно-исторически сформировавшиеся средства и способы, передаваемыеему окружающими людьми в процессе сотрудничества, в общении с ними. Нопередать средство, способ выполнения того или иного процесса невозможноиначе, как во внешней форме - в форме действия или в форме внешней речи.Другими словами, высшие специфические человеческие психологические процессымогут родиться только во взаимодействии человека с человеком, т.е. какинтерпсихологические, а лишь затем начинают выполняться индивидомсамостоятельно; при этом некоторые из них утрачивают далее свою исходнуювнешнюю форму, превращаясь в процессы интрапсихологические71. К положению о том, что внутренние психические деятельности происходятиз практической деятельности, исторически сложившейся в результатеобразования человеческого, основанного на труде общества, и что у отдельныхиндивидов каждого нового поколения они формируются в ходе онтогенетическогоразвития, присоединялось еще одно очень важное положение. Оно состоит в том, что одновременно происходит изменение самой формы психического отраженияреальности: возникает сознание - рефлексия субъектом действительности, своейдеятельности, самого себя. Но что такое сознание? Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать толькопри наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальнымсубстратом. В процессе материального производства люди производят такжеязык, который служит не только средством общения, но и носителемфиксированных в нем общественно-выработанных значений. Прежняя психология рассматривала сознание как некую метапсихологическуюплоскость движения психических процессов. Но сознание не дано изначально и не порождается природой: сознаниепорождается обществом, оно производится. Поэтому сознание - не постулат и неусловие психологии, а ее проблема - предмет конкретно - научногопсихологического исследования. Таким образом, процесс интериоризации состоит не в том, что внешняядеятельность перемещается в предсуществующий внутренний " план сознания"; это- процесс, в котором этот внутренний план формируется. Как известно, вслед за первым циклом работ, посвященных изучению роливнешних средств и их " вращивания", Л.С.Выготский обратился к исследованиюсознания, его " клеточек" - словесных значений, их формирования и строения.Хотя в этих исследованиях значение выступило со стороны своего, так сказать, обратного движения и поэтому как то, что лежит за жизнью и управляетдеятельностью, - для Выготского оставался незыблемым противоположный тезис: не значение, не сознание лежит за жизнью, а за сознанием лежит жизнь. Исследование формирования умственных процессов и значений (понятий) какбы вырезает из общего движения деятельности лишь один, хотя и очень важныйего участок: усвоение индивидом способов мышления, выработанныхчеловечеством. Но этим не покрывается даже только познавательнаядеятельность - ни ее формирование, ни ее функционирование. Психологическимышление (и индивидуальное сознание в целом) шире, чем те логическиеоперации и те значения, в структурах которых они свернуты. Значения сами посебе не порождают мысль, а опосредствуют ее - так же, как орудие непорождает действия, а опосредует его. На позднейшем этапе своего исследования Л.С.Выготский много раз и вразных формах высказывал это капитально важное положение. Последнийоставшийся " утаенным" план речевого мышления он видел в его мотивации, ваффективно - волевой сфере. Детерминистическое рассмотрение психическойжизни, писал он, исключает " приписывание мышлению магической силы определятьповедения человека одной собственной системой" 72. Вытекающая отсюдаположительная программа требовала, сохранив открывшуюся активную функциюзначения, мысли, еще раз обернуть проблему. А для этого нужно быловозвратиться к категории предметной деятельности, распространив ее и навнутренние процессы - процессы сознания. Именно в итоге движения теоретической мысли по этому пути открываетсяпринципиальная общность внешней и внутренней деятельности какопосредствующих взаимосвязи человека с миром, в которых осуществляется егореальная жизнь. Соответственно этому главное различение, лежавшее в основе классическойкартезианско-локковской психологии, - различение, с одной стороны, внешнегомира мира, протяжения, к которому относится и внешняя, телеснаядеятельность, а с другой - мира внутренних явлений и процессов сознания, -должно уступить свое место другому различению; с одной стороны - предметнойреальности и ее идеализированных, превращенных форм (verwandelte Formen), сдругой стороны - деятельности субъекта, включающей в себя как внешние, так ивнутренние процессы. А это означает, что рассечение деятельности на двечасти или стороны, якобы принадлежащие к двум совершенно разным сферам, устраняется. Вместе с тем это ставит новую проблему - проблему исследованияконкретного соотношения и связи между различными формами деятельностичеловека. Эта проблема стояла и в прошлом. Однако только в наше время онаприобрела вполне конкретный смысл. Сейчас на наших глазах происходит всеболее тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественныхпредметов, все более " интеллектуализируется", включает в себя выполнениесложнейших умственных действий; в то же время труд современногоисследователя - деятельность специально познавательная, умственная parexellence - все более наполняется процессами, которые по форме своейявляются внешними действиями. Такое единение разных по своей форме процессовдеятельности уже не может быть интерпретировано как результат только техпереходов, которые описываются термином интериоризации внешней деятельности.Оно необходимо предполагает существование постоянно происходящих переходовтакже и в противоположном направлении, от внутренней к внешней деятельности. В общественных условиях, обеспечивающих всестороннее развитие людей, умственная деятельность не обособляется от практическо деятельности. Ихмышление становится воспроизводящимся по мере надобности моментом вцелостной жизни индивидов73. Несколько забегая вперед, скажем сразу, что взаимопереходы, о которыхидет речь, образуют важнейшее движение предметной человеческой деятельностив ее историческом и онтогенетическом развитии. Переходы эти возможны потому, что внешняя и внутренняя деятельность имеют одинаковое общее строение. Открытие общности их строения представляется мне одним из важнейшихоткрытий современной психологической науки. Итак, внутренняя по своей форме деятельность, происходя из внешнейпрактической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, асохраняет принципиальную и притом двустороннюю связь с ней.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.