Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техническая подготовка






Техническая подготовка — это педагогический про­цесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов.

Совершенное овладение техникой игры — одна из центральных задач подготовки волейболистов. Процесс этот сложный, требует длительного времени, поэтому специализированные занятия волейболом начинают в детском возрасте, а техническая подготовка занимает большое место на всем протяжении многолетней подго­товки.

Чтобы техническая подготовка на начальном этапе проходила успешно, необходимо учитывать, во-первых, что волейболисты должны овладеть рациональной, наи-

более целесообразной техникой, во-вторых, что эта тех­ника должна быть доступной для занимающихся, т. е. соответствовала их возможностям.

Рациональная техника игры в волейбол доступна уже детям 10—12 лет. Непременные условия успешного обу­чения — квалифицированный отбор занимающихся и раз­витие у них специальных физических качеств и способ­ностей, от которых зависит овладение техникой. Непос­редственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений. Подводящие упражнения делают сложную технику доступной для но­вичков. Примером может служить нападающий удар по мячу в держателе, блокирование, стоя на подставке, и т. д. Подводящие упражнения на последующих этапах обучения служат для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических прие­мов.

В процессе совершенствования техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения тех­нических приемов и в обычных, и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование техники осу­ществляется с учетом индивидуальных морфофункцио-нальных особенностей волейболистов, а также той игро­вой функции, которую они выполняют в команде.

При совершенствовании техники необходимо избегать однообразия. Технических приемов в волейболе немного, но условия, в которых они могут выполняться, бесконечно разнообразны.

Целесообразно выделить основные факторы, обуслов­ливающие совершенствование технического мастерства волейболиста:

1. Высокий уровень развития специальных физиче­ских способностей, от которых зависит эффективность технических приемов.

2. Совершенное овладение техникой всех приемов и способами их выполнения. Высокая степень надежности техники в сложных условиях игры и соревнований.

3. Высокий уровень овладения индивидуальными так­тическими действиями при выполнении технических прие­мов.

4. Высокая степень надежности опорно-двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении того или иного приема игры.


Это основа, на которой строится взаимодействие игро­ков в нападении и защите и организация командных тактических действий. Поэтому обучение приему необхо­димо строить в такой последовательности:

1. Развитие специальных физических способностей, звеньев опорно-двигательного аппарата и тех групп мышц, которые несут основную нагрузку при выполне­нии изучаемого приема (подготовительные и общеразви-вающие упражнения).

2. Овладение движениями, составляющими прием (подводящие упражнения). Например, в нападающем ударе это вертикальный взлет при отталкивании обеими ногами, разбег в три шага, заключительное движение удара по мячу. •

3. Соединение движений в целостный акт приема (упражнения по технике). Например, в нападающем ударе это прыжок с разбега, удар по мячу в прыжке (мяч в статическом положении) вначале с места, затем с разбега; нападающий удар по движущемуся по заданной траектории мячу; нападающий удар с передачи; сопряже­ние специальных физических способностей с навыком нападающего удара в целом.

4. Совершенное овладение способами реализации приема (упражнения по технике и тактике). Умение пол­ностью использовать высокий уровень развития спе­циальных физических способностей.

5. Умение целесообразно применять технические прие­мы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двусторонние игры и соревнования).

Указанной последовательности обучения придержи­ваются, используя специальные подготовительные и под­водящие упражнения, а также упражнения по технике и тактике. В конечном счете объединению всех компонентов способствуют специальные задания, которые ставят пе­ред занимающимися в игре.

Первостепенная задача технической подготовки — правильное овладение основой рациональной техники иг­ры. Начинающие должны прочно освоить технику основ­ных приемов игры. Средства и методы решения этой задачи универсальны для всех.

Совершенствование техники происходит с учетом ин­дивидуальных особенностей каждого занимающегося. Это необходимо, во-первых, для максимального исполь­зования положительных индивидуальных особенностей

спортсмена и, во-вторых, для определения игровой функ­ции волейболиста. После определения игровой функции технику совершенствуют уже с учетом этой функции.

С точки зрения эффективности действий волейболиста в игре на первый план выступает задача обеспече­ния высокой надежности технических приемов и в обыч­ных игровых, и особенно в более трудных условиях соревнований.

Высокий уровень всесторонней технической подготов­ленности предполагает прочное освоение технических приемов, устойчивое к сбивающим факторам, надежность игры каждого спортсмена и, наконец, техническое мас­терство применительно к игровой функции волейболис­та в команде.

Средства, с помощью которых решают задачи тех­нической подготовки, весьма разнообразны. Ведущее мес­то, естественно, занимают подводящие упражнения, уп­ражнения по технике и двусторонняя игра, а также подготовительные упражнения и упражнения по тактике.

Подготовительные упражнения позволяют создать благоприятные условия для правильного овладения прие­мами, их совершенствования в дальнейшем. Упражнения по тактике позволяют адаптировать эти приемы к усло­виям игры. Таким образом, техническая подготовка тес­нейшим образом связана с физической и тактической подготовкой.

Методы, применяемые в процессе технической подго­товки, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.

Первый этап — создание представления о разучивае­мом приеме. Здесь используют показ, объяснение и проб­ные попытки выполнить прием. Личный показ тренера дополняют демонстрации наглядных пособий (кино­грамм, кинокольцовок, видеозаписей, схем, макетов пло­щадки и т. п.). Объяснение должно быть образным и кратким. Обычно показ чередуют с объяснением. Проб­ные попытки формируют первые двигательные ощущения, которые имеют большое значение в создании правиль­ного представления о разучиваемом движении.

Второй этап — разучивание приема в упрощенных условиях. Здесь используют:

1. Метод целостного обучения, при котором занимаю­щиеся выполняют прием полностью. Его чаще всего при­меняют при разучивании несложных по структуре приемов.


2. Метод обучения по частям на основе подводящих упражнений. Прием разделяют на составные части, выде­ляя основное звено или то, что труднее всего дается занимающимся. По возможности надо быстрее подвести занимающихся к выполнению целостного движения. Успех обучения на этой стадии во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений; по своей структуре они должны быть близки к изучаемому приему, а по степени упрощения соответствовать возможностям занимающихся.

3. Методы управления. К ним относятся команда, распоряжение, световое и звуковое лидирование (ритм шагов в нападающем ударе), зрительные и звуковые сиг­налы, зрительные ориентиры (направление разбега при на­падающем ударе, место отталкивания при блокировании и т. п.).

4. Методы двигательной наглядности. Сюда входит непосредственная помощь преподавателя занимающему­ся, а также применение специального оборудования (обу­чающее устройство, тренажеры и т. п.).

5. Методы информации. Очень важно довести до све­дения занимающихся результаты технического прие­ма (зажигание лампочки или звуковой сигнал при оши­бочной передаче, сила удара по мячу, точность попадания мяча при подаче, передаче, нападающих ударах и др.).

Третий этап — изучение приема в усложненных усло­виях. Здесь используют:

1. Метод упражнения. Только многократное повторе­ние обеспечивает становление и закрепление навыков и знаний, стабильность и надежность техники. Повторность предполагает изменение условий (вариативность и постепенное усложнение) с целью формирования гибкого навыка.

2. Применение усложнений (введение нескольких мя­чей, усиление сопротивления на блоке, увеличение числа действий в единицу времени, быстрые переключения и т. п.).

3. Выполнение приемов игры на фоне утомления (в конце занятия, после интенсивных упражнений).

4. Игровой и соревновательный методы.

5. Метод сопряженных воздействий. Он позволяет од­новременно решать задачи совершенствования техники и развития физических качеств, а также задачи техничес­кой подготовки и формирования тактических умений.

6. Круговая тренировка (совершенствование отдель­ных частей и приема в целом).

Четвертый этап — закрепление приема в игре.

1. Анализ выполненных движений (приемов техники). Для этого используют различные виды записи игры (гра­фические, магнитофонные, с помощью приборов), кино­съемку, видеозапись.

2. Специальные задания в учебной игре, тесно свя­занные с задачами, которые решаются в данном занятии (серии занятий) по технической подготовке. Более высо­кой ступенью здесь являются задания-установки в конт­рольных играх.

3. Игровой метод. Проведение усложненных заданий по выполнению отдельных технических приемов или их сочетаний в виде игры (например, подачи на точность попадания мячом в мишени на площадке, «окна» над сеткой, «страховка» нападающих в упражнении с двой­ной (дополнительной) сеткой и т. п.).

4. Соревновательный метод. Выполнение сложных за­даний по технике в форме соревнования отдельных игроков или групп (команд) между собой. Учитывают количественные показатели, качественные или интеграль­ные (количественные и качественные).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.