Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и методика отбора






Требования при отборе на том или ином этапе много­летней подготовки основываются на цели всего процесса подготовки и промежуточных целях и определяются, ис­ходя из модельных характеристик сильнейших волей­болистов для различных этапов многолетней подготовки, содержания соревновательной деятельности, специфики игровой функции, возрастных особенностей юных волей­болистов и их возможностей на соответствующих этапах.

Начальный отбор. Процесс начального отбора в ор­ганизационном отношении самый сложный. Он прово­дится в три этапа.

На первом этапе ведется большая агитационная ра­бота среди школьников. Кандидатуры учащихся, изъ­явивших желание заниматься волейболом, тщательно изучают. Длится первый этап примерно месяц, лучшее время для него — начало учебного года.

Для того чтобы заинтересовать школьников заняти­ями волейболом, используют различные средства и ме­тоды — беседы с учащимися о выдающихся волейболис­тах, о влиянии занятий физической культурой и спортом, и волейболом в частности, на организм занимающихся;

демонстрации кинофильмов на спортивную тематику; вы­ступления спортсменов, тренеров, показательные трени­ровочные занятия, соревнования; встречи с ведущими во­лейболистами страны, города, воспитанниками своей школы или ДЮСШ; спортивные вечера, показательные выступления; коллективные посещения соревнований и тренировочных занятий мастеров спорта или сильнейших волейболистов города, района; создание фотомонтажей, стендов, показывающих успехи советских волейболистов, спортсменов города, района, рассказывающих о каком-либо виде спорта. Стенды и фотомонтажи устанавливают в школах. Дворцах и Домах пионеров, по месту житель­ства детей и т. д. Проводят также массовые соревнования для детей по мини-волейболу, волейболу. Соревнования во многом способствуют пробуждению интереса к система­тическим занятиям волейболом.

Большое значение имеет предварительное изучение кандидатур учащихся, желающих заниматься волей­болом. Учитывают состояние здоровья школьников (нет ли противопоказаний и ограничений для занятий волей­болом), выясняют круг интересов каждого учащегося,


знакомятся с условиями жизни, выясняют отношение ро­дителей к занятиям волейболом их детей, получают дан­ные о физическом развитии родителей (ростовые данные и др.). Много полезных сведений дают беседы с учителем физической культуры, который может довольно полно охарактеризовать двигательные возможности учащегося, его отношение к занятиям физической культурой, трудо­любие, волевые качества и т. д. Кропотливая работа на первом этапе во многом помогает избежать большой те­кучести занимающихся в дальнейшем.

На втором этапе начального отбора с помощью ис­пытаний (тестов) и специальных наблюдений получают данные, по которым можно судить о способностях детей успешно овладевать навыками и умениями игры в волей­бол. Это уровень развития физических способностей при­менительно к специфике игры, способность овладеть тех­никой (специфические координационные способности) и тактикой (тактическое мышление), антропометрические данные. Все показатели дифференцируют по значимости, разрабатывают таблицу оценки, где они находят коли­чественное выражение в очках. Количество очков может соответствовать месту, занятому отдельным абитуриен­том в каждом виде испытаний (первое место — одно очко, пятое — пять и т. д.). В этом случае меньшая сум­ма всех очков соответствует более высоким показателям. Ведущий принцип здесь — комплексный учет всех пока­зателей. Если в комплексе учащийся показывает высокий результат, значит, заниматься волейболом он будет ус­пешно. Большое значение имеют наблюдения за учащи­мися в играх, определение и оценка так называемых бойцовских качеств. На втором этапе последовательно выявляют способности, анатомо-физиологические особен­ности, особенности строения организма и его функци­ональные возможности применительно к волейболу. Этот этап может длиться (в зависимости от количества жела­ющих заниматься) от недели до месяца.

На втором этапе контрольные испытания и наблюде­ния проводят в три дня (для каждой группы испыту­емых): первый день—по физической подготовке, вто­рой — по технической подготовке и психологические тес­ты, третий день — наблюдения за действиями в играх.

В полной мере судить о способностях детей к волей­болу можно, только начав их обучать специальным уме­ниям и навыкам. Главным здесь является то, как быстро

учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, как относятся к занятиям, насколько трудолюбивы и т. д. Это третий, самый продолжительный этап начального отбора. Он может длиться от шести месяцев до года.

Варианты отбора могут быть различными в зависи­мости от конкретных условий.

Проблема определения способностей очень важна. И ее не решить только определением комплекса пере­численных показателей. Необходимо всестороннее изуче­ние ребенка, его роста и развития на предшествующих этапах. Весьма существенное значение имеют наслед­ственность, волевая сфера и т. п.

Углубленный отбор. Определение игровых функций ведется с начала специализированных занятий волей­болом (10—12 лет) и до 17 лет. Вначале это углубленное изучение индивидуальных особенностей и склонностей юных волейболистов, изучение динамики соответствия модельным требованиям, показателей соревновательной деятельности. В 15—17 лет проводят тестирование по ос­новным компонентам подготовки и обследование сорев­новательной деятельности с целью выявить показатели эффективности игровых действий с учетом игровых функ­ций (нападающего первого и второго темпа, связующего).

Отбор в команды высших разрядов и для участия в ответственных соревнованиях. Организация отбора на этой ступени сводится к изучению показателей трениро­вочной и соревновательной деятельности в период обуче­ния в детско-юношеском спортивном коллективе и тести­рованию и обследованию во время специально проводи­мых учебно-тренировочных отборов для данного контин­гента волейболистов. Особенно тщательному изучению подвергаются волейболисты 18—20 лет — ближайший ре­зерв команд высших разрядов.

Методику отбора составляет комплекс методов об­следования юных спортсменов, проводимых по основным параметрам, отражающим модельные характеристики во­лейболистов высших разрядов, а также каждого возраст­ного этапа. Сюда входят так называемые батареи тестов, экспертные оценки, обследование соревновательной дея­тельности, наблюдения в процессе тренировок, изучение протоколов выполнения нормативов и других документов, обследования с помощью различной аппаратуры.

Начальный отбор. Отбор проводят с помощью кон­трольных испытаний (тестов) и наблюдений за выполне-


нием технических приемов (подводящих упражнений) и действиями испытуемых в подвижных и подготовитель­ных играх, а также с помощью антропометрических и других измерений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.