Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление навыков игры. Классификация средств






Определение закономерностей становления навыков игры очень важно для успешного решения задач под­готовки волейболистов. Здесь находят свое отражение

задачи, средства и методы, специфика игры в волейбол, формирования двигательных навыков и развития физи­ческих качеств.

Под двигательным навыком понимают такую степень владения приемом игры, когда управление движениями может осуществляться автоматизированно, а сознание направлено на оценку ситуации и результат деятель­ности. Движения характеризуются большой устойчи­востью к различным сбивающим факторам (утомлению, эмоциональным сдвигам и т.д.). Выделяют три фазы формирования навыка:

фазу образования первоначального умения, которой соответствует этап овладения основой техники изучае­мого приема;

фазу уточнения системы движений, которой соответ­ствует этап детального овладения техникой приема;

фазу упрочения и совершенствования навыка, которой соответствует этап совершенствования технического мас­терства.

При формировании двигательного навыка устанавли­вается тесная взаимосвязь между уровнем развития фи­зических качеств и овладения техникой. Изменение уров­ня развития физических качеств требует перестройки движений, т. е. определенного изменения техники. Если у волейболиста повысилась прыгучесть, то это должно найти отражение и в технике нападающего удара (раз­бег, прыжок, амплитуда замаха по отношению к направ­лению и скорости полета мяча). Здесь особенно важна специальная физическая подготовка.

Прежде чем приступать к обучению игроков новому техническому приему, необходимо развить до оптималь­ного уровня их физические качества в сочетаниях, спе­цифичных именно для этого приема. Большое значе­ние имеет запас двигательных навыков, особенно тех, которые могут облегчить овладение новым приемом по принципу положительного переноса навыков. Ведущее значение здесь имеет общая и специальная физическая подготовка. Далее необходимо создать у занимающихся двигательное представление об изучаемом приеме.

В первой фазе становления навыка педагог должен максимально облегчить занимающемуся овладение осно­вой технического приема, создать ему такие условия, что­бы уже при первых попытках выполнить прием его ощу­щения соответствовали таковым при правильном выпол-


нении приема вообще, исключить возможность появления ошибок, оградить от влияния всякого рода помех и т. д. Здесь первостепенное значение имеют подводящие уп­ражнения.

Во второй фазе, когда происходит образование дина­мического стереотипа, необходимо стремиться к формиро­ванию гибкого навыка, прочного в своей основе, но плас­тичного во внешнем проявлении (сообразно складыва­ющейся игровой обстановке). Достигают этого с помощью усложнений самого технического приема, особенно усло­вий, в которых он выполняется. Усложнение условий в это время способствует воспитанию тактических уме­ний, связанных с применением технического приема в игре.

В третьей фазе на первый план выступает тактиче­ский аспект применения технического приема на надеж­ной основе, позволяющей все внимание сосредоточить на анализе игровой ситуации, выборе наиболее разумного ответного действия и своевременном и результативном его применении. На стадии автоматизации главное — эффективность применения технического приема в слож­ных условиях (в игре и на соревнованиях).

В связи с этим в методике обучения волейболистов выделяют следующие этапы:

1. Создание предпосылок для изучения, ознакомление с разучиваемым приемом.

2. Разучивание приема в упрощенных условиях.

3. Разучивание приема в усложненных условиях.

4. Закрепление приема в игре.

На рис. 1 представлена структура становления навы­ков игры. Каждая составная часть структуры содержит ведущие задачи с учетом уровней структуры сорев­новательной игровой деятельности. Такое положение дает своеобразный методический ключ к постановке более частных задач, выбору средств и методов в трениро­вочных занятиях.

Формирование навыков начинается в процессе физи­ческой подготовки, которая через специальную (СФП) непосредственно связана с волейболом (развитие опреде­ленных качеств). При помощи подводящих упражнений происходит овладение структурными элементами приемов игры. На этой базе в процессе выполнения упражнений по технике продолжается овладение основой структуры приема. Вначале обучение проводится в условиях, облег-

чающих занимающимся овладение навыком и по возмож­ности исключающих «лишние» движения, что характерно для начальной стадии становления навыка.

По мере того как занимающиеся овладевают основой двигательного навыка, условия выполнения приема пос­тепенно изменяются таким образом, что в процессе изу­чения техники у занимающихся формируются тактиче­ские умения, связанные с применением приема в игре. Совершенствование технического приема происходит в условиях, характерных для волейбола — упражнения по технике, игровые фрагменты, подготовительные к волей­болу игры. Наконец, прием применяется в двусторонней игре, контрольных играх и на соревнованиях.

Каждая предшествующая ступень создает логическую основу для другой. Так, подготовительные упражнения заканчиваются упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого приема игры. Подводящие упражнения служат своеобразным мостом для перехода от СФП к технической подготовке. Упражнения по техни­ке (построенные в определенном порядке усложнения) способствуют формированию тактических умений. На этой основе затем изучают индивидуальные тактические действия и т. д.

Со структурой становления навыков игры теснейшим образом связана классификация физических упражнений (как основных тренировочных средств). Средства опреде­ленным образом сгруппированы по их значимости в про­цессе тренировки. Это дает возможность упорядочить подбор тех средств, которые в большей мере содействуют решению задач на определенном этапе подготовки, пери­оде и этапе тренировки.

Отправным моментом в построении классификации служит соревновательная игровая деятельность и те спе­цифические действия, при помощи которых волейболисты ведут борьбу с соперником. Следуя этому принципу, все упражнения делят на соревновательные и тренировочные (см. рис. 1). Соревновательные упражнения — это дву­сторонние игры (календарные, контрольные, учебные), упражнения по тактике и технике — в нападении и защи­те. Тренировочные упражнения включают специальные (подводящие и подготовительные) и общеразвиваю-щие — для развития двигательных качеств и совершен­ствования навыков естественных видов движений.

Соревновательные упражнения представляют соб-


ственно волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его от других видов спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игре на соревнованиях.

Тренировочные упражнения призваны облегчить и ус­корить овладение соревновательными и содействовать по­вышению надежности игровых действий и их эффектив­ности. Специальные упражнения делятся на подгото­вительные, главная задача которых заключается в разви­тии физических способностей, имеющих преимуществен­ное значение для игры, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных приемов. Сюда же относят имитационные (выполнение приема без мяча). Общеразвивающие упражнения ис­пользуют для решения задач общей физической подго­товки.

Все упражнения соответственно своей направленности в системе подготовки спортсменов с учетом представлен­ной классификации объединяют в составные части, или виды подготовки: интегральная, тактическая, техниче­ская, специальная физическая, общая физическая.

Структура соревновательной деятельности строится с вершины спортивного мастерства и постепенно сходит к первооснове (человек с его «нулевыми» возможностями с точки зрения владения навыками игры). Становление навыков, наоборот, начинается с нуля и постепенно под­нимается до уровня эффективного применения приемов в игре и в состязаниях. Становление навыков происходит строго в обратном по отношению к уровням структуры соревновательной деятельности порядке. Отсюда значи­мость и место отдельных компонентов тренировки, кате­горий физических упражнений в системе подготовки во­лейболистов. Поэтому неправомерно ставить вопрос о том, нужна или не нужна общая физическая под­готовка (ОФП) волейболистам (одно время вопрос этот поднимался). ОФП нужна в той мере, насколько это необходимо с точки зрения овладения навыками игры в волейбол. В.учебно-тренировочном процессе, в зависи­мости от этапов подготовки, конкретных задач и т. п., имеют место в той или иной мере все виды упражнений. Но не следует и проводить резкую грань между ОФП и СФП, тем более делать акцент на ОФП.

Применяя обширный арсенал средств, объединенных по видам подготовки, в конечном счете необходимо до-


биться того, чтобы все, что изучает на занятиях волейбо­лист, он мог реализовать в игре, где в стремлении к победе слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, теоретические зна­ния и т. д.

Игровая деятельность спортсменов являет собой яр­кий образец системности, связного целого. Недостаточно на хорошем уровне решать задачи (отдельно) в каждом виде подготовки (физической, технической и т. д.) и надеяться, что в учебных двусторонних играх эффект проявится сам по себе. Взаимосвязь сторон подго­товки требует специального, целенаправленного воз­действия. Именно поэтому так важна интеграция всех качеств, умений и знаний. Значимость этого настолько велика, что в системе подготовки волейболистов наряду с другими компонентами тренировки мы выделили спе­циальный раздел — интегральную подготовку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.