Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактическая подготовка






Арсенал тактических действий в нападении и защите входит составной частью в соревновательную деятель­ность волейболистов.

Высокий уровень тактической подготовки создает предпосылки для максимального использования в игре технического потенциала волейболистов и индивидуаль­ных особенностей каждого игрока. Содержание тактики составляют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.

Тактическая оснащенность игрока зависит от его тех­нической подготовленности. Любое тактическое действие (индивидуальное, групповое, командное) реализуется при использовании технических приемов и их способов. Уме­ние принимать решения, позволяющие наиболее ра­ционально применять действия, которыми владеют спорт­смены, помогает достижению победы над соперником. И в этом немалую роль играют тактические действия.

В тактическую подготовку необходимо включать ос-


новной арсенал тактических действий, овладение которым позволило бы спортсменам максимально использовать в игре свою техническую оснащенность, уровень развития специальных качеств и способностей, теоретические зна­ния и т. д.

Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успех реализации тактических действий в игре: во-первых, высокий уровень развития специальных качеств — быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, тактического мышления, быстроты переме­щения и т. п.; во-вторых, высокая степень надежности технических приемов в сложных условиях игры, владение в совершенстве основными приемами техники; в-третьих, единство первых двух факторов, выражающееся в высо­ком уровне овладения навыками индивидуальных такти­ческих действий в нападении и защите.

Тактическую подготовку нельзя сводить к обучению волейболистов тактическим действиям. Основу успешных действий волейболиста в игре составляют специальные качества и способности (наблюдательность, быстрота реакции и т; д.) и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий волейболис­тов индивидуально, в группах и команде в условиях еди­ноборства с противником.

На первом этапе тактическая подготовка направлена на развитие у занимающихся определенных качеств и способностей, лежащих в основе успешных тактических действий. Эффективными средствами здесь являются раз­личные упражнения, подвижные игры и эстафеты, кото­рые требуют проявления быстроты реакции и ориентиров­ки, быстроты ответных действий, сообразительности, наб­людательности, переключения с одних действий на другие и т. д. Наиболее благоприятные возможности для развития этих качеств в детском возрасте.

Второй этап — это формирование тактических умений в процессе обучения игроков техническим приемам. Обу­чение следует построить так, чтобы в игре в единстве реализовывались техника и тактика. Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техниче­ским приемом его «соединяют» с качествами и способнос­тями, обусловливающими успех тактических действий. Например, игрок выполняет передачу на точность в ми­шень на стене и наблюдает за световым табло:

в зависимости от загорающейся на нем цифры надо вы­полнить передачу горизонтально, высокую или над собой. Во-вторых, волейболист должен научиться оценивать расположение игроков (своих и противника) на площад­ке, положение и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выб­рав наиболее целесообразное действие, эффективно вы­полнить его.

Основные направления тактической подготовки: пос­тоянное внимание развитию специальных способностей и качеств; определение рациональной последовательности изучения технических приемов, их сочетания и чередова­ния; воспитание умения реализовывать развиваемые ка­чества и способности (тактического характера) в процес­се выполнения технических приемов; формирование так­тических умений в процессе обучения техническим прие­мам; установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, груп­повых и командных) в нападении и защите с учетом последовательности изучения технических приемов в на­падении и защите; совершенствование навыков такти­ческих действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, сис­тема заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях).

Задача тактической подготовки:

1. Создать предпосылки для успешного обучения так­тике игры (развитие необходимых способностей и качеств).

2. Формировать тактические умения в процессе обуче­ния техническим приемам.

3. Обеспечить высокую степень надежности приемов игры при выполнении тактических действий.

4. Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.

5. Совершенствовать тактические умения с учетом иг­ровой функции волейболиста.

6. Формировать умения эффективно использовать тех­нические приемы и тактические действия в зависимости от условий (состояние партнеров, соперника, внешние условия).

7. Формировать умения быстро переходить от нападе­ния к защите и от защиты к нападению.


8. Изучать команды противника, их технический арсе­нал, тактическую и волевую подготовленность.

9. Изучать передовую тактику ведущих команд стра­ны и сильнейших зарубежных команд.

Для решения этих задач необходимы разнообразные средства. Ведущее место в тактической подготовке за­нимают упражнения по тактике (индивидуальные, груп­повые, командные) и двусторонняя игра, контрольные и календарные игры, теория тактики волейбола, кроме то­го—.подготовительные упражнения для развития быстроты реакции, ориентировки, упражнения на перек­лючение с одних тактических действий на другие и т. д., подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике (совершенствующие степень надежности и гибкости навыков).

Методы тактической подготовки те же, что и при ре­шении задач технической подготовки. При этом, есте­ственно, учитывают специфику тактики. Так, при показе используют макеты площадки, кинокольцовки, фильмы. Изучая сложные тактические действия, в упрощенных условиях делят их на части, применяя различные сигна­лы, ориентиры и т. п. Усложненные условия создают с помощью приборов и специальных устройств, например электротренажера (определенное число лампочек, кото­рые можно зажигать в различном порядке) при обуче­нии нападающему удару и блокированию, совершенство­вании навыков второй передачи в тактическом аспекте и т. д. При использовании метода сопряженных воздей­ствий на первый план выступает тактика, однако усло­вия проведения упражнений и их дозировка способствуют совершенствованию техники игры.

На этапе закрепления тактических действий исполь­зуют анализ своих действий и действий противника. Для этого нужны записи игровых действий, зенитная киносъемка и видеозапись. Типичен для тактической подготовки метод моделирования действий противника (отдельного игрока или команды в целом). Особое место занимает метод переключения в тактических действиях — от нападения к защите и от защиты к нападению. Эффективны многократные переключения в условиях де­фицита времени и в ответ на сигнал.

Тактическая подготовка должна быть органически связана с другими видами подготовки. В физической подготовке (общей и специальной) эта связь выра-

жается в использовании подвижных и спортивных игр, развитии специальных качеств, содействии (в общих чер­тах) овладению групповыми и командными действиями, принятыми в волейболе (например, с набивными мяча­ми — расположение занимающихся, направление бросков мяча и перемещений и т. д.).

В технической подготовке она проявляется в выборе действия в ответ на сигнал (ситуацию), взаимодействии занимающихся при выполнении подводящих упражнений, упражнений по технике, технических приемов в рамках тактических действий.

В теоретической подготовке эта связь выражается в изучении тактики, анализе тактических действий своих игроков и команды, игроков и команд противника, ведущих команд страны и зарубежных.

В интегральной подготовке связь между другими ви­дами подготовки облегчает постановку заданий во время учебных двусторонних игр, подбор партнеров для конт­рольных игр, формирование установок на игру во время соревнований и последующие разборы игр.

Последовательность решения задач тактической под­готовки выглядит таким образом: в процессе подготови­тельных упражнений, в процессе подводящих упражне­ний, в процессе упражнений по тактике, в процессе учеб­ных и контрольных игр.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.