Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дозировка упражнений с отягощениями в занятиях с юными волейболистами 15—16 лет







ражнений. Нельзя доводить до утомления (см. табл. 11).

3. Сопряженный метод. Характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев. Например, выпол­нение нападающего удара с отягощением на руках, но­гах или всего тела.

4. Метод круговой тренировки. Организуется 6—12 «станций». Упражнения подбирают так, чтобы в работу последовательно вовлекались основные группы мышц. Задания индивидуальны для каждого волейболиста (по количеству раз или по времени). Начинают с 50—60% максимальной нагрузки, по мере повышения уровня подго­товленности дозировку увеличивают. По направленности круговая тренировка бывает силовая, скоростно-силовая и на сочетание скоростно-силовой и технической подго­товки.

Методы развития быстроты. 1. Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредель­ной, максимальной и превышающей ее скоростью. Учи­тывая большую роль быстроты реакции в волейболе, следует раздельно выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений и заданий. Продолжительность выполнения за­дания такая, в течение которой поддерживается мак­симальная быстрота, — от 5 до 15—20 с. Период отдыха между упражнениями должен подготовить спортсмена к работе — он колеблется в зависимости от характера уп­ражнений и состояния волейболиста от 30 с до 5 мин.

2. Увеличение скорости движущегося объекта. Напри­мер, при обучении приему мяча вначале его через сетку направляют передачей, затем подачами (нижней, верхней на точность, на силу) и, наконец, нападающим ударом.

3. Увеличение внезапности появления объекта. На­пример, прием мяча, когда противоположная площадка закрыта шторой. Вначале мяч посылают передачей и по высокой траектории, затем траекторию снижают, а ско­рость полета мяча увеличивают; в дальнейшем прини­мают мяч от подачи и, наконец, от нападающего удара.

4. Сокращение расстояния до движущегося объекта. Например, игрок принимает мяч у лицевой линии от на­падающего удара с далекой передачи от сетки, затем посылает его передачей все ближе к сетке, после этого при приеме постепенно располагается ближе к сетке.

5. Увеличение числа возможных изменений обстанов­ки. Вначале игрок реагирует на два сигнала двумя ответ­ными действиями, затем на три тремя и т. д. Здесь незаме­нимы специальные устройства со световыми сигналами и т. п.

6. Сопряженный метод. Например, перемещения с отягощением и т. п.

7. Выполнение упражнений в затрудненных условиях. Например, стартовый рывок из необычного исходного положения, с отягощением, бег или прыжки с преодо­лением сопротивления амортизатора и т. п.

8. Выполнение упражнений в облегченных условиях с более высокой скоростью, например, бег под уклон.

9. Метод круговой тренировки. Упражнения подбира­ют так, чтобы в работе участвовали основные группы мышц и суставы, чтобы проявлялась быстрота реакции, скорость одиночного сокращения и частота движений.

10. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

11. Соревновательный метод. Выполнение упражне­ний с предельной быстротой в условиях соревнований.

Методы развития выносливости. 1. Переменный метод. Непрерывное чередование ускорений и бега трусцой. Че­редование скоростных передач в стену и высоких над собой, серийных прыжков в полную силу и прыжков че­рез скакалку с небольшой интенсивностью и т. п.

2. Повторный метод. Повторное выполнение заданий с повышенной скоростью и достаточными интервалами для.отдыха. Например, серии приема мяча от напада­ющего удара, серии блокирования при частом чередова­нии ударов, повторное пробегание отрезков дистан­ции и т. д.

3. Увеличение интенсивности при сокращении продол­жительности. Сокращается число партий в игре, однако необходимо проводить их более интенсивно. Увеличение числа передач, подач, нападающих ударов, блокирований по сравнению с тем, как это имеет место в игре. Например, работа со связующим двумя мячами, непре­рывное чередование ударов нападающим и т. п.

4. Уменьшение интенсивности нагрузки при увеличе­нии продолжительности. Увеличение игрового времени, числа игровых действий по сравнению с обычными усло­виями.

5. Поточный метод выполнения специального ком-


плекса упражнений. Волейболисту приходится последова­тельно выполнять упражнения для развития силы, быст­роты, ловкости в различных сочетаниях. Этой же цели может служить и метод круговой тренировки. Для воспи­тания игровой выносливости спортсмены поточно выпол­няют ряд имитаций технических приемов, а также сами приемы (подачи, прием мяча на страховке, блокирование, нападающий удар).

Методы развития ловкости 1. Метод усложнения ра­нее освоенных упражнений. Усложнения достигают изме­нением исходных положений, включением дополнитель­ных движений.

2. Метод двустороннего освоения упражнений. Пред­полагает выполнение упражнений в левую и правую сто­рону, левой и правой рукой, ногой и т. д. Это касается так­же обучения технике игры и совершенствования навыков.

3. Изменение противодействия занимающихся в пар­ных и групповых упражнениях.

4. Изменение пространственных границ. В знакомых упражнениях и играх изменяют границы площадки, ве­личину дистанции, количество играющих и т. п.

5. Выполнение знакомых движений в неизвестных за­ранее сочетаниях (по заданию, в ответ на сигналы и т. д.).

6. Упражнения на переключения в технических прие­мах и тактических действиях.

Методы развития гибкости. Направлены на развитие подвижности, гибкости в тех суставах, которые уча­ствуют в выполнении технических приемов. Упражнения должны быть близки к техническим приемам, сходны с ними по характеру, но выполняют их с большой ампли­тудой. Это же касается и различных наклонов, враще­ний, взмахов и т. д.

Упражнения для развития гибкости делят на актив­ные и пассивные: активные выполняют без отягощений и с отягощениями, пассивные — с помощью партнера или с отягощениями. Упражнения проводят сериями по 4—5 движений, постепенно увеличивая амплитуду. Наряду с освоением упражнений для развития гибкости необходи­мо учить волейболистов умению расслабляться.

При выборе средств и методов физической подготовки важно учитывать возрастные особенности юных волей­болистов.

Уровень развития физических качеств и способностей, специфичных для волейбола, как известно, во многом

обусловливает овладение навыками игры. Воздействие собственно средств волейбола на разностороннее физичес­кое развитие и функциональное состояние организма спортсмена полностью зависит от уровня владения навы­ками игры. Поэтому на начальном этапе занятий (10— 14 лет) упражнения по технике, тактике и двусторонняя игра не дают должной физической нагрузки на организм занимающихся. Чтобы нагрузка была оптимальной, не­обходимо применять широкий круг общеразвивающих и подготовительных упражнений.

Уровень физической подготовки в полной мере сказы­вается на результатах волейболистов в возрасте 16— 18 лет, когда соревнования проходят несколько дней подряд, а игры состоят из пяти партий. В состязаниях младших возрастов многое зависит от скоростно-силовых качеств и уверенного выполнения технических при­емов («кто хорошо подает, тот выигрывает»). Игры проводят преимущественно раз в неделю, они протека­ют быстро, роль выносливости «не успевает» проявиться. Такое подчас толкает тренеров на путь натаскивания («результат нужен сегодня, а через несколько лет... там видно будет»—такова психология иных тренеров). Упускается время, что никакой форсированной подго­товкой не восполнить. Поэтому физической подготовке, развитию всех качеств необходимо уделять серьезное внимание на всех этапах подготовки юных спортсменов (это отражено в годовых графиках распределения вре­мени в поурочной программе для спортивных школ).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.