Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи тренировочного процесса






Высокие спортивные достижения возможны в наше время лишь благодаря планомерной, интенсив­ной и многолетней тренировке. Это относится и к волей­болу, где игроки экстра-класса добились результатов, граничащих с артистическим мастерством.

Под тренировкой следует понимать подготовку, вос­питание и совершенствование всех тех способностей, навыков, знаний и поведения, которые необходимы команде и каждому отдельно взятому игроку для обе­спечения наивысших результатов во время состязания (состязания являются важным средством тренировки и поэтому неотъемлемы при повышении мастерства).

Тренировочный процесс в волейболе направлен на решение ряда разнообразных и сложных задач, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1. Воспитание и совершенствование моральных, пси­хических и волевых качеств и нормы поведения игро­ков волейбольной команды.

2. Повышение многосторонней физической подготов­ки, укрепляющей здоровье. Сюда относятся также за­калка, гигиена труда и быта, активный отдых.

3. Развитие специальных физических качеств.

4. Освоение и совершенствование индивидуальных, технических и тактических умений и навыков.

5. Освоение и совершенствование командной так­тики.

6. Получение необходимых теоретических знаний о тренировке, правилах и манере игры, гигиене труда и быта, воспитании, политических проблемах и т, п.

Разнообразные задачи, стоящие перед спортивной тренировкой, обусловливают и дополняют одна другую и поэтому требуют координированного решения в про­цессе тренировки.

3.2. Ступени многолетней спортивной тренировки

Прежде чем игрок достигнет уровня между­народного класса, ему необходимо затратить не менее 10 лет на интенсивную спортивную тренировку. Для достижения уровня волейбольной лиги ГДР потребует­ся в целом от 4 до 6 лет. Продолжительность подготов­ки зависит, естественно, от объема, интенсивности и ка­чества спортивной тренировки. Исходя из этого, следует обратить внимание на общепринятые ступени подго­товки;

первая ступень: овладение основами игры;

вторая ступень: совершенствование;

третья ступень: мастерство.

Для овладения основами игры и для совершенство­вания нужно 2—3 года. Только спортсмены с хороши­ми общими спортивными предпосылками смогли бы преодолеть эти ступени в короткое время, не обнаружив в подготовке заметных пробелов.

Преодоление третьей ступени может длиться года­ми. Известны игроки, которые более 15 лет усиленно тренировались и могли еще наращивать свои возмож­ности, хотя уже имели за плечами тридцатилетний возраст. Конечно, чем раньше начнется спортивная тренировка по овладению основами игры, тем скорее будут достигнуты высокие результаты.

Вообще говоря, овладение основами игры должно

начинаться в возрасте 10—12 лет*. Тогда уже в возра­сте 16—18 лет можно переходить к спортивной трени­ровке по овладению мастерством. Начинать тренировку по овладению основами игры можно, конечно, и в 16— 18 лет. Однако в этом случае высокие игровые результа­ты будут достигнуты позже.

Овладение основами игры. При спортивной трени­ровке по овладению основами игры закладываются об­щие предпосылки для последующего совершенствова­ния в игре и отрабатываются основные элементы техни­ки игры в волейбол. Поэтому на первый план выдвига­ется воспитание общей физической выносливости. В большом объеме в этот период развиваются двига­тельные качества: ловкость, подвижность и быстрота. Целенаправленно развиваются такие ценные в волейбо­ле качества, как прыгучесть, специальная быстрота, способность к реакции, однако их развитие не составля­ет основной части атлетической спортивной тренировки.

Вторым ключевым моментом этой образовательной ступени является обучение общим и специальным дви­гательным действиям. Сюда относится приобретение разнообразных умений в области других видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, бег на лыжах и др.), и прежде всего различных игр в мяч (баскетбол, ручной мяч, футбол).

Главной целью этой ступени является отработка основных элементов техники игры. Следует надежно и правильно выполнять в простейших формах передачу, подачу и прием подачи. Это же условие относится и к нападающим ударам (силовой удар, уход от блока), а также к основным формам защиты игровой площадки.

Тактическая подготовка игроков занимает незначи­тельное место и ограничивается общими тактическими положениями и простыми тактическими методами (си­стемами) без специализации и распределения функций. При этом основными формами игры должны быть игры на малой площадке (2: 2, 3: 3)**.

* Твердо обоснованными данными о начале спортивной тре­нировки по овладению основами игры с детьми младше 10 лет ав­торы пока не располагают. — Прим. авт.

** Официальные правила игры, составленные Немецким спор­тивным союзом «Волейбол», предусматривают для учащихся (до 12 лет) только состязание 3: 3 на игровой площадке 4Х6 м. — Прим. авт.

Состязания с равноценным противником необходи­мы уже при тренировке по овладению основами игры. Однако они не должны мешать отработке техники.Напервой ступени состязания должны служить преиму­щественно для закрепления отработанных технических умений и повышать чувство радости от игры и спортив­ной встречи. Общее воспитание и волевая подготовка направлены здесь прежде всего на то, чтобы приучить игроков к регулярной, усердной и дисциплинированной спортивной тренировке. Волейболисты должны спло­титься в коллективе и полюбить игру.

Совершенствование. Совершенствование игры напра­влено на продолжение многосторонней физической под­готовки. Наряду с ловкостью, подвижностью и быстротой все большее внимание здесь уделяют силе и вынос­ливости. Общая физическая подготовка игроков прово­дится, однако, на более высоком уровне. Путем возра­стающей нагрузки во время тренировки и проведения состязаний в более жестких условиях достигают хоро­шей спортивной формы. Параллельно на этой ступени усиленно формируются атлетические качества, ха­рактерные для волейболистов, и прежде всего прыгу­честь.

В задачи технической подготовки в это время вхо­дит расширение и совершенствование индивидуального арсенала технико-тактических средств. Постепенно иг­роки овладевают всеми техническими элементами и основными их видами, закрепляют техническое умение путем упражнений в ситуациях, близких к игровым, а также в ходе тренировочных игр и состязаний. На этой ступени тренер должен распознать склонности своих подопечных и приступить к формированию игровой личности волейболиста (нападающий игрок, связующий игрок).

При изучении командной тактики игроки осваивают основные формы нападения и защиты. В интересах перспективной подготовки здесь следует воздержаться от специализации и распределения функций при рас­становке игроков. Игроки пока еще не должны рассчи­тывать на успех в игре преимущественно путем утончен­ных приемов, связанных с тактикой всей команды, или утрированной специализации. Они должны опираться на твердые навыки и умения в технике и индивидуаль-

ной тактике, а также на высокий уровень морально-во­левых качеств.

На этой ступени рекомендуется участие в макси­мально возможном числе состязаний и турниров (40— 60 игр в год). Однако успехи дня не должны оттеснять на второй план целенаправленную подготовку, связан­ную с перспективой роста и совершенствования.

В физической и технической подготовке в фазе со­вершенствования нетерпимы никакие ошибки и послаб­ления, поскольку устранить их последствия позже бу­дет почти невозможно и они станут серьезным

препятствием на пути к высоким спортивным достиже­ниям.

В области воспитания основное внимание следует уделить формированию идеологических основ в созна­нии игроков, совершенствованию их морально-волевых качеств. Спортивный образ жизни, сознательные и це­ленаправленные занятия во время тренировок и непре­менно боевой дух в период игры — вот главнейшие за­дачи на ступени спортивного совершенствования. Игро­ки также должны получить определенный комплекс теоретических знаний о манере игры и о спортивной тренировке.

Мастерство. Целью спортивной тренировки, направ­ленной на достижение уровня мастерства, является до­ведение индивидуальных и коллективных умений и на­выков до максимально высокого уровня. Общую атлетическую основу продолжают совершенствовать и здесь, с той лишь разницей, что теперь главная задача атлетической тренировки заключается в индивидуаль­ном улучшении специальных физических качеств со­ответственно целевой функции и специализации игро­ков. Выносливость игроков доводят до такой степени, чтобы игроки, не теряя спортивной формы, выдержива­ли нагрузку, которая характерна для ответственных турниров или для игры в самых жестких условиях.

Основная задача технической подготовки на этой ступени заключается в совершенствовании элементов (высокая надежность, четкость и твердость в состяза­нии), в их действенном тактическом применении. Инди­видуальный комплекс технических и тактических на­выков каждого игрока расширяют соответственно спе­циализации последнего и его задачам в системе игры.

Каждый игрок разрабатывает для себя специальный комплекс технико-тактических действий.

Командная тактика включает в себя также методы и приемы, которые способствуют полному раскрытию ат­летических, технических и тактических умений игроков и способствуют достижению наилучших спортивных ре­зультатов. В то же время игроки учатся применять раз­личные тактические приемы в зависимости от игровой ситуации и конкретного противника.

Успешное участие в ответственных состязаниях становится теперь основной целью спортивной трениров­ки. К решающим состязаниям команда готовится про­должительное время и всячески стремится к тому, что­бы обеспечить успех путем достижения высокой спор­тивной формы.

Идеологическое и морально-волевое воспитание и ра­бота по формированию характера преследуют ту же цель — выработку самостоятельности и самосознания. Если на двух предыдущих ступенях следовало ожидать, в общем, относительно быстрых успехов в спортивной подготовке, то при совершенствовании мастерства пред­стоит долго и упорно работать, чтобы добиться хотя бы незначительных улучшений во всех областях. Высо­кие спортивные достижения требуют большой силы воли. Огромное значение здесь приобретает активная воспитательная роль коллектива команды и сознатель­ное самовоспитание игроков.

В заключение предлагаем следующие показатели, отражающие соотношение между такими компонента­ми игры в волейбол, как физическая подготовка, тех­ника и тактика.

Физическая Техника Тактика

подготовка

(%) % %

Освоение основ игры 40 40 20

Совершенствование 30 40 30

Мастерство 20 40 40






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.