Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постепенное возрастание нагрузки.






Повышение нагрузки при игре в волейбол следует проводить строго по плану. Основой для этого вначале могут служить исходные показатели, наиболее реально отражающие положение дела. Пока еще нет простых способов более или менее точного установления трени­ровочных нагрузок в спортивных играх, однако различ­ными путями можно получить приближенные данные. Тренировочная нагрузка складывается из объема (про-

* У Харре (12) — ритмическая нагрузка. — Прим. авт.

должительность действия тренировочных раздражите­лей) и интенсивности (сила действия тренировочных возбудителей). Оба фактора рассмотрим отдельно.

Мерой объема тренировки является ее продолжи­тельность, т. е. число тренировочных часов в трени­ровочный день, неделю, год. В этом случае для практи­ческого планирования и подведения итогов достаточно подразделение объемной нагрузки на четыре или пять ступеней. Для команды, цель которой достижение результатов мирового класса, такое подразделение могло бы принять следующий вид (табл. 1).

Таблица 1

Нагрузка   В день трени­ровки (час.)   В неделю (час.)   В год (час.)  
Очень высокая Высокая Средняя Малая Очень малая        

 

Очень ценной плановой и сравнительной величиной является показатель общегодового объема (тренировка и состязания) на одного игрока. Поскольку игровые способности и тренировочные возможности довольно различны, то авторы рекомендовали бы каждому тре­неру составить по своим командам собственный крите­рий оценки.

Интенсивность тренировки поддается оценке. Кри­терием служат те же 4 или 5 ступеней, такие, как очень высокая, высокая, средняя, малая, очень малая. Тренер оценивает степень интенсивности по темпу уп­ражнений, участию игроков, усталости, продолжитель­ности перерывов и т. п. Эта оценка будет, естественно, субъективной, однако вполне применимой для плани­рования и подведения итогов.

Точное определение интенсивности во время трени­ровки или во время игры невозможно без значительных организационных издержек. Определение частоты пуль­са и средних потерь веса далеко не всегда эффективно. Довольно точно интенсивность можно определить при

142

рассмотрении не всей тренировки, а лишь отдельных упражнений или групп упражнений. Можно охватить, например, только период, на протяжении которого выполняют упражнение или определенное числоразего повторяют, а также число прикосновений к мячу, перерывы, «простои» мяча, результаты, доступные измерению (например, при упражнениях в нападе­нии — число ударов на игрока, при силовых упражне­ниях — число повторных действий или вся перемещае­мая тяжесть, при прыжковых упражнениях — число и средняя высота или длина прыжков по отношению к продолжительности упражнений). Таким путем полу­чают вполне приемлемые показатели, помогающие установить интенсивность определенных упражнений.

При планировании нагрузок лучше всего ограни­чиваться отдельными, наиболее существенными трени­ровочными задачами.

Тренировочную нагрузку наращивают путем уве­личения объема и повышения интенсивности трениров­ки. Оба фактора нельзя пускать в ход одновременно во избежание перегрузки. Исходя из собственного опыта, авторы рекомендуют прежде увеличить объем, а затем повысить интенсивность.

1. Наращивание нагрузки путем увеличения объе­ма. Тренировки проводят часто и долго. Увеличение объема имеет первостепенное значение при освоении и закреплении техники и тактики игры, поскольку совершенство зависит от числа повторений. Значитель­ные успехи, достигнутые за последние годы междуна­родной элитой в технико-тактической области, стали возможны только благодаря существенному увеличе­нию объема тренировок.

Чем больше число тренировочных часов в неделю и соответственно в год, тем быстрее и надежней искус­ный игрок освоит необходимый арсенал технико-такти­ческих средств, тем лучше и быстрей его организм приспособится к требованиям наивысшей работоспособ­ности в игре. Лучшие азиатские команды ежедневно тренируются по 4—6 часов. Такой значительный объем тренировок осуществим, естественно, только при очень благоприятных условиях. Однако любой игровой кол­лектив, стремящийся к достижению высоких показате­лей, должен предельно использовать возможности,

связанные с тренировкой. Любая команда ГДР, желаю­щая примкнуть к волейбольной элите своей республики, должна довести число тренировочных часов в неделю до 6—8. Однако для достижения успеха на междуна­родной арене этого недостаточно. Служебные и семей­ные обязанности игроков, материальные предпосылки (залы) и т. п., в свою очередь, ограничивают любую команду, и все же есть возможности увеличить объем тренировок. Вот ряд советов. Свободные субботу и воскресенье можно использовать для дополнительных тренировок и соответственно состязаний. Каникулы, отпуск или свободные дни можно провести в трениро­вочном лагере (для детей, например, существуют интер­наты на период школьных каникул).

Помимо командных тренировок игроки могут зани­маться и самостоятельно. Так, например, отдельные компоненты комплексной атлетической тренировки (гимнастика, прыжки, силовые упражнения и др.), а также технического арсенала (передача, прием мяча на манжеты, двигательные процессы без мяча и т. п.) можно выполнять в качестве «домашнего задания» самостоятельно или с партнером.

При слишком ограниченном игровом времени в закрытом помещении атлетическую тренировку и раз­минку отчасти можно проводить под открытым небом, в коридоре или в подсобных помещениях или же у края игровой площадки, в то время как предшествующая или последующая тренировочная группа работает в за­ле. Так, полтора часа, отведенные для тренировок в закрытом помещении, можно превратить в два и даже в два с половиной часа тренировочного времени.

Точно так же в зимний сезон 1—2 тренировочных часа в неделю допустимо проводить на открытом воз­духе. Для этого подойдет освещенная, защищенная от ветра игровая площадка. Используя легкие перчатки, участники тренировок могут даже отрабатывать на открытом воздухе технику игры.

Продолжительность тренировочного времени следу­ет устанавливать, согласуясь с местными условиями, но в любом случае она должна составлять не менее 2 часов. Целесообразно и желательно также более про­должительное тренировочное время (от 2, 5 до 3 час.).

При хорошей организации более продолжительное

игровое время дает известные преимущества. Игроки привыкают к высокой нагрузке и лучше переносят жесткий режим игры 3: 2 (которая подчас длится до 3 час., включая разминку). При более продолжитель­ном тренировочном времени соотношение тренировок с приходом и уходом, переодеванием, разминкой и т. д. более благоприятное. Если спортсмену далеко ез­дить к месту тренировок, то более рационально трени­роваться 2Х3 часа, чем 3Х2 часа. Более продолжи­тельное тренировочное время дает больше возможнос­тей для основательной отработки ключевых моментов техники и тактики игры.

Однако не всякие тренировки следует растягивать как можно дольше. Для определенных заданий (напри­мер, при очень интенсивных тренировках) рекомен­дуются более короткие по продолжительности трени­ровки.

2. Увеличение нагрузки путем повышения интен­сивности тренировок. Повышение интенсивности имеет первостепенное значение для развития атлетических и волевых качеств. Оно играет важную роль также при совершенствовании техники и тактики игры (в услови­ях, близких к игровым). Резкий подъем работоспособ­ности команд, достигших уровня международного клас­са, является прежде всего результатом очень высокой интенсивности тренировок. Интенсивность повышают, предъявляя к игрокам более жесткие требования в единицу времени, т. е. увеличивая количество упраж­нений на единицу времени (плотность возбуждения) или физическую и психическую нагрузку при выполне­нии (сила возбуждения). В сфере атлетических и техни­ческих тренировок это проявляется в убыстрении ритма, интенсификации силовых действий или укоро­чении пауз между отдельными повторами или упраж­нениями (например, действие в кругу и на месте).

Необходимо, чтобы не только тренер отбирал по возможности более интенсивные упражнения, но и, в свою очередь, игроки выполняли бы их с большим же­ланием. Так, например, лучшая тренировочная прог­рамма, связанная с повышением прыгучести, не даст должного эффекта, если игроки будут выполнять пре­дусмотренные прыжки лишь вполсилы. С другой сто­роны, простейшие упражнения способны значительно

повысить прыгучесть, если игроки выполняют каждый прыжок с полной отдачей.

В сфере технической и тактической подготовки интенсивность можно повысить, во-первых, улучшая качество путем возрастающих требований к правиль­ности выполнения (целенаправленность, надежность, тактическая эффективность) и, во-вторых, повышая количество в единицу времени путем убыстрения ритма или интенсификации силовых действий при выполне­нии упражнений или сокращая паузы между упраж­нениями, снижая «простои». Это, конечно, задача в первую очередь организации и методики тренировок, однако и здесь необходима готовность и активное со­действие со стороны игроков.

Испытанным средством повышения тренировочной плотности является, например, использование несколь­ких мячей, что авторам приходилось наблюдать при тренировках, проводившихся женскими командами Японии. После неудачного удара по мячу или выхода его за боковую линию тренер или вспомогательное лицо сейчас же вводят новый мяч, чтобы тренировки не пре­рывались. Такое количественное повышение интенсив­ности при технико-тактической подготовке следует осуществлять постепенно *, лишь после того, как эле­менты и соответственно упражнения в известной мере надежно освоены, — иными словами, с того момента, когда начинается стадия совершенствования. В первую очередь повышают требования к качеству выполнения, потом к убыстрению ритма в смене упражнений, интен­сификации силовых действий или к сложности упраж­нений.

Дружественная атмосфера во время тренировок, интересный тренировочный комплекс, соревнования и игровые формы способствуют интенсификации трениро­вок. Такие средства стимулируют формирование лич­ности спортсмена, особенно у детей и подростков. В лю­бом случае чем выше работоспособность, тем больше

* На стадии разучивания одного из элементов техники игры или нового упражнения интенсивность должна быть ничтожной. Многократные повторения, концентрация внимания на самом главном, анализ выполнения, исправление ошибок и предполага­ют прежде всего экстенсивные тренировки, т. е. относительно боль­шой объем при относительной малой интенсивности. — Прим. авт.

усилий должны приложить сами игроки к тому, чтобы повысить уровень качества и интенсивности, тем более сознательно и усиленно должны выполнять «тупые» упражнения.

Команды, которые не увеличивают тренировочной нагрузки, достигнув определенной работоспособности, очень скоро теряют способность к ее повышению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.